Научная статья на тему 'Проблемы методологического обеспечения стратегического планирования инновационного развития региона'

Проблемы методологического обеспечения стратегического планирования инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова А.А.

В статье с позиций системного подхода представлена схема основных этапов процесса стратегического планирования региональной инновационной системы (РИС). Выделены проблемы методологического обеспечения основных этапов стратегического планирования. Предложены методы стратегического анализа, учитывающие специфику процесса принятия решений об инновационном развитии региона. Сформулированы требования к необходимым процедурам, методам и моделям принятия решений на основных этапах стратегического планирования РИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы методологического обеспечения стратегического планирования инновационного развития региона»

УДК 332.024: 332.025

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА*

А. А. ЗАХАРОВА,

кандидат технических наук, заведующая кафедрой информационных систем E-mail: zacharovaa@mail.ru Юргинский технологический институт Томского политехнического университета

В статье с позиций системного подхода представлена схема основных этапов процесса стратегического планирования региональной инновационной системы (РИС). Выделены проблемы методологического обеспечения основных этапов стратегического планирования. Предложены методы стратегического анализа,учитывающие специфику процесса принятия решений об инновационном развитии региона. Сформулированы требования к необходимым процедурам, методам и моделям принятия решений на основных этапах стратегического планирования РИС.

Ключевые слова: регион, инновационная система, стратегическое планирование, методологическое обеспечение.

Развитие национальной инновационной экономики невозможно без создания благоприятной среды для инновационной деятельности на региональном уровне. Именно поэтому в последние 5—8 лет в России уделяется большое внимание вопросам формирования и развития региональных инновационных систем. И в связи с этим для органов регионального управления возросла значимость проблем обоснования решений о формировании и развитии региональной инновационной системы.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта № 09-02-00372в/и «Разработка информационной системы стратегического планирования региональной инновационной системы», 2009—2010 гг.

Основными документами, регулирующими вопросы инновационного развития на региональном уровне, являются:

— стратегии регионального социально-экономического развития (в части, определяющей развитие и использование инновационного потенциала);

— законы об инновационной деятельности;

— региональные целевые программы развития инноваций;

— положения о специализированных органах, ответственных за проведение региональной инновационной политики [5].

Особенно важными являются вопросы стратегического планирования развития региональной инновационной системы (РИС), поскольку без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов не способна обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие. Стратегическое планирование дает возможность руководителям органов региональной власти и гражданам видеть перспективу своего развития, осознанно делать стратегический выбор, а не следовать сложившейся тенденции — реагировать на события, которые уже наступили. При этом стратегия инновационного развития региона не должна носить только декларативный характер, а являться инструментом эффективного и профессионального управления инновационным развитием и функционированием региональной инновационной системы. Для этого необходимо использовать

системный подход и научно-обоснованные методы анализа и организации управления.

Одним из факторов, тормозящих процессы создания и развития региональной инновационной системы, является отсутствие должной координации работ со стороны региональных органов власти, недостаточный уровень научно-методического и информационного обеспечения процессов принятия решений об инновационном развитии. Несмотря на огромное число работ, посвященных инновационным системам, проблема механизма взаимодействия элементов региональной инновационной системы и моделирования их влияния на инновационное развитие региона практически не рассматривается с точки зрения модельного инструментария обеспечения решений на основных этапах стратегического управления в комплексе.

Таким образом, актуальными задачами являются:

— разработка методов стратегического планирования инновационного развития региона;

— разработка моделей развития инновационной инфраструктуры региона, оценки и прогнозирования результатов инновационной политики, отличительной особенностью которых является обеспечение согласованности и координации действий всех субъектов инновационной деятельности.

Проблемы методологического обеспечения стратегического планирования РИС. Трудности проведенного исследования заключается в недостаточной проработанности комплексной методологической базы и инструментальной среды поддержки принятия стратегических решений, обеспечивающих процессы стратегического управления региональной инновационной системой в условиях неопределенности среды принятия решений.

В работах многих авторов (И. А. Василенко, H.A. Колесниковой, Э.А. Уткина, А. Ф. Денисова, Г. В. Гутман и др.) делается вывод о том, что для ускорения развития российской научной школы административно-государственного управления представляется возможным сблизить науку публичного администрирования и науку управления предприятиями [1]. Следовательно, предлагается использовать в стратегическом управлении государством, регионами, муниципальными образованиями методы, разработанные для управления предприятиями.

Типовой процесс стратегического управления организацией носит итеративный характер и включает три основных этапа:

— этап стратегического анализа;

— этап стратегического выбора;

— этап реализации стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Анализ технологий разработки стратегии развития регионов и муниципальных образований в России и Европе [1] позволяет выделить пять основных этапов процесса принятия решений.

1. Этап анализа проблем — предполагает оценку текущего состояния социально-экономического и инновационного развития региона, а также факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие региональной системы. Целями этого этапа являются:

— выявление системных проблем и вызывающих их факторов;

— установление взаимосвязей между проблемами территории;

— определение факторов, воздействуя на которые можно решить проблемы.

2. Этап формулирования целей и альтернатив развития — в ходе него осуществляется разработка возможных направлений достижения каждой цели и обоснование требований к ее реализационным механизмам.

3. Этап оценки возможных последствий альтернатив развития и выбора оптимальной стратегии — предполагает оценку выработанных вариантов развития с точки зрения реакции всех элементов системы на оказываемые стратегические воздействия.

4. Этап разработки стратегических программ для реализации выбранных стратегических направлений развития — создаются проекты, способствующие достижению выполнения стратегии развития региона.

5. Этап контроля выполнения стратегии — включает мониторинг социально-экономического развития, в ходе которого проводится оценка достижения целей стратегического плана, оценка степени реализации мер и их корректировка.

В настоящее время существует мало методов и процедур стратегического планирования инновационного развития регионов, так как важность этой функции регионального управления была осознана руководителями регионов сравнительно недавно. В России подобный инструментарий еще только создается. Имеются отдельные направления исследований в РФ и за рубежом, связанные с

разработкой методологической базы и инструментальной среды поддержки принятия стратегических решений об инновационном развитии регионов. Но они обеспечивают только отдельные этапы стратегического управления инновационным развитием регионов. Среди таких направлений можно отметить следующие:

а) оценка инвестиционных проектов;

б) оценка отдельных инновационных проектов и подбор оптимальных инновационных структур для выполнения инновационного проекта (например, интеллектуализированная система информационной поддержки инновационной деятельности на основе мультиагентного подхода, предложенная в Кольском отделении РАН);

в) разработка интегральных (обобщенных) показателей оценки инновационного развития регионов, стран (например, методология European Innovation Scoreboard (EIS); «Барометр российских инноваций», разработанный в качестве инструмента диагностики и анализа инновационных систем в Институте прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН; обобщенный показатель инновационного развития экономической системы, основанный на системе ресурсных и функциональных индексов и др.);

г) разработка методов анализа и планирования регионального развития по отдельным аспектам развития региональной инновационной системы (информационное, финансовое, кадровое, инфраструктурное обеспечение и т. п.).

Таким образом, проблема формирования механизма взаимодействия элементов региональной инновационной системы и моделирования их влияния на инновационное развитие региона в настоящее время практически не рассматривается с точки зрения модельного инструментария обеспечения решений на основных этапах стратегического управления в комплексе.

На основании анализа существующих методологий стратегического планирования автором сделан вывод о том, что наименее проработанными с точки зрения моделей принятия решений являются этапы стратегического анализа и контроля выполнения стратегии инновационного развития региона.

В связи с этим возникает проблема создания моделей принятия решений о стратегическом развитии, т. е. моделей, позволяющих интерпретировать и анализировать имеющуюся информацию о состоянии внешней и внутренней среды региона, устанавливать взаимосвязи между факторами раз-

вития, контролировать продвижение региона к стратегическим ориентирам развития и т. п.

Для выбора необходимых методов и процедур стратегического планирования РИС и требований к ним выделим следующие основные особенности процесса принятия решений о стратегии инновационного развития региона на этапах анализа проблем, выбора альтернатив и контроля выполнения стратегии:

— процесс принятия решений предполагает использование информации, получаемой от экспертов, чем обуславливается необходимость использования в моделях качественной информации наравне с количественной;

— в связи с большой дифференциацией факторов инновационного развития, разнородностью элементов РИС, а также процессов, объектов и явлений, подлежащих экспертной оценке, необходимо формирование экспертной комиссии, имеющей в своем составе специалистов различного профиля;

— задача оценки инновационного развития региона носит многокритериальный характер, так как инновационный потенциал региона складывается под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды;

— существует высокая неопределенность при принятии решений на этапе анализа внутренней и внешней среды, оценки и выбора альтернатив развития;

— оценка результативности выполнения стратегии развития региона должна осуществляться во взаимосвязи с установленными стратегическими ориентирами развития.

В ходе проведенного исследования на основании системного анализа были выделены основные этапы процесса обоснования решений об инновационном развитии региона, позволяющие учитывать взаимодействие элементов региональной инновационной системы между собой и влияние результатов функционирования элементов региональной инновационной системы на инновационное развитие региона [4].

1. Выбор ключевых элементов региональной инновационной структуры и показателей для анализа.

2. Формулирование экспертных высказываний, характеризующих взаимосвязь между результатами деятельности элементов региональной инновационной системы (устанавливающих влияние результатов функционирования элементов региональной инновационной системы одного типа на элементы РИС другого типа).

3. Выбор стратегических ориентиров развития региональной инновационной системы (критериев обобщенной оценки инновационного развития региона).

4. Формулирование экспертных высказываний, характеризующих влияние результатов функционирования элементов региональных инновационных структур на инновационное развитие региона в целом.

5. Разработка возможных альтернатив инновационного развития региона.

6. Оценка возможных альтернатив инновационного развития региона исходя из сформулированных выше взаимосвязей между результатами функционирования элементов РИС и инновационным развитием региона.

7. Выбор лучших альтернатив инновационного развития региона исходя из полученных оценок степени их влияния на обобщенную оценку инновационного развития региона. Требования к методологическому обеспечению

основных этапов стратегического планирования инновационного развития региона. Учитывая выделенные выше особенности и проблемы методологического обеспечения, рассмотрим процесс принятия решений о стратегии инновационного развития региона с позиций системного подхода. Автором разработана схема процесса принятия решений о стратегии инновационного развития региона для основных этапов:

— стратегический анализ;

— выбор и контроль реализации стратегии. Этап «формирование экспертной комиссии» является предварительным ко всей процедуре стратегического планирования. Для формирования стратегических решений привлечение специалистов различного профиля является обязательным, так как процесс связан с высокой неопределенностью среды, решением неструктурированных и слабо структурированных задач, наличием неполноты и неточности информации для анализа, необходимостью работы с качественной и словесной информацией, отсутствием точных методов оценки альтернатив. Методологическое обеспечение данного этапа должно позволять:

— оценивать компетентность экспертов в разных сферах функционирования РИС;

— осуществлять расчет индивидуальных и комплексных оценок уровня компетентности экспертов по критериям и функциональным сферам;

— агрегировать групповые оценки процессов, объектов, явлений нескольких экспертов;

— рассчитывать показатели согласованности мнений экспертов.

Этап мониторинга состояниярегионалъной инновационной системы заключается в сборе информации о существующих элементах РИС и результатах их деятельности. Региональная инновационная система (РИС) является сложноорганизованной системой, содержащей множество разнородных по своей природе и функциям элементов. Эти элементы, в свою очередь, могут быть разделены на группы и подгруппы. Так, например, инфраструктурные элементы РИС включают в себя: производственно-технологические организации, экспертно-консалтинговые организации, кадровые организации, информационные организации, финансовые организации и др.

Еще одной особенностью мониторинга состояния РИС является то, что для разных по своей сущности элементов региональной инновационной системы используется собственный, отличающийся от других набор показателей инновационного развития [2]. В то же время один и тот же элемент РИС может одновременно относиться к разным группам (подгруппам) региональной инновационной системы. Поэтому можно сделать вывод об отсутствии жесткой устоявшейся структуры классификации как самих элементов РИС, так и показателей их функционирования.

В связи с этим на этапе мониторинга состояния региональной инновационной системы возникает необходимость формирования уникальной структуры РИС для мониторинга, т. е. возможность создания классификации самих элементов РИС, а также формирования перечня показателей, для них характерных.

На этапе стратегического анализа проводится всесторонняя оценка внешних и внутренних условий развития региональной инновационной системы. Предлагается использовать три основных методологии для анализа, одна из которых — SWOT-aнaлиз является типовой и достаточно часто используется в разработке стратегий развития государства, регионов, муниципалитетов, организаций и предприятий [3]. Две другие методологии предлагаются автором впервые.

1. Метод «Оценка влияния действующих сил» предназначен для оценки альтернатив (проектов, программ) развития региональной инновационной системы исходя из влияния, оказываемого действующими в регионе силами. Необходимость применения этого метода объясняется следующим. Множество функциональных сфер жизне-

деятельности региона и инновационного развития обуславливает необходимость учета при разработке стратегии развития мнения различных субъектов управления и хозяйствования, согласования интересов и координации действий всех участников процесса реализации стратегии (органов регионального управления, предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих и иных инвестиционных институтов, населения и общественности). Поэтому следует адекватно учитывать факторы сил, влияющих на инновационное развитие региона, оценивать вероятности наступления сформулированных состояний региональной инновационной системы исходя из влияния действующих в регионе сил (субъектов — элементов РИС).

2. Метод стратегического анализа связан с оценкой влияния, оказываемого отдельными элементами РИС друг на друга и на инновационное развитие региона в целом, что необходимо для принятия решений о составе элементов инновационной инфраструктуры региона [4].

Общим требованием к методологическому обеспечению этапа стратегического анализа является возможность использовать и обрабатывать качественные нечеткие оценки.

Полученные в результате стратегического анализа оценки действующих факторов и элементов РИС используются на этапе стратегического выбора для формулирования оптимальных альтернатив развития инновационной системы, а также формулирования целевых ориентиров стратегии развития региональной инновационной системы.

На этапе контроляреализации стратегии осуществляется анализ достижения запланированных значений целевых показателей стратегии развития РИС, которые в свою очередь используются для нового витка стратегического планирования. Для этого необходим расчет интегральных показателей инновационного развития региона. При этом модель интегральной оценки инновационного развития региона может использоваться в двух направлениях обоснования решений об инновационном развитии инструмента:

— как простой измеритель инновационного развития региона;

— как инструмент стратегического управления региональным инновационным развитием, позволяющий контролировать достижение планируемого (оптимального) состояния развития региональной инновационной системы.

Требования к модели интегральной оценки инновационного развития региона:

— агрегирование многих критериев, имеющих различную размерность и направленность изменений;

— возможность определения промежуточных обобщенных показателей по группам показателей;

— универсальная форма агрегации критериев, т. е. должна быть возможность использования модели интегральной оценки для разных регионов;

— учет весов критериев, т. е. их важности в интегральной оценке;

— формализация нечетких понятий для обеспечения эффективной обработки качественной информации наравне с четкими количественными данными;

— привязка интегрального показателя к целевым ориентирам стратегического развития региона;

— возможность включения интегральной модели оценки инновационного развития региона в систему моделей, обеспечивающих основные этапы стратегического управления инновационным развитием региона.

В настоящее время в существующих методах и подходах к стратегическому планированию регионов (муниципальных образований) сформулированные требования к методологическому обеспечению основных этапов стратегического планирования региональной инновационной системы в полном объеме не реализованы

Следовательно, актуальной задачей является разработка комплекса моделей, обеспечивающих выполнение важнейших функций регионального управления:

— функций стратегического планирования, разработки стратегии развития;

— контроля и анализа инновационного развития региона для выработки соответствующих мер.

Этот комплекс моделей позволит:

— повысить качество и обоснованность управленческих решений об инновационном развитии региона на этапах анализа и контроля выполнения стратегии развития;

— систематизировать и формализовать разнородную экспертную и статистическую информацию;

— облегчить работу экспертов в условиях неопределенности внешней и внутренней среды.

В качестве базовых методов для создания моделей принятия решений предлагается использовать методы теории нечетких множеств, позволяющих моделировать плавное изменение свойств объекта, а также неизвестные функциональные зависимости, выраженные в виде качественных связей.

Список литературы

1. Захарова А. А., ЧернышеваТ.Ю.,МицелъА.А. Математическое и программное обеспечение стратегических решений в муниципальном управлении. Томск: Изд. Томского политехнического университета. 2010.

2. Захарова А. А. Некоторые аспекты разработки информационной системы поддержки принятия стратегических решений об инновационном развитии региона // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 9.

3. Захарова А. А. Автоматизация SWOT-aнaлизa организации с применением нечетких моделей // Автоматизация и современные технологии. 2008. № 3.

4. Захарова А. А. Нечеткие модели и алгоритмы формализации экспертных знаний о формировании и развитии региональной инновационной системы // Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск. 2010. № ОВЗ.

5. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. М.: Министерство образования и науки РФ. 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.