Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ'

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ / СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАЧ / АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислякова Ольга Петровна, Снежкина Лилия Павловна, Воронина Марина Александровна

Статья раскрывает возможности поиска разнообразия методических приемов решения задач: организации деятельности преподавателя и обучающихся при решении задач. Выделяются этапы этой работы: анализ условия предметной области задачи и физического явления; составление плана решения; его реализация; анализ решения. Раскрывается подробно каждый этап. В заключении выделяются главные направления совершенствования методики решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROBLEM SOLVING METHODOLOGY

The article reveals the possibilities of searching for a variety of methodological methods for solving problems: organizing the activities of a teacher and students in solving problems. The stages of this work are highlighted: analysis of the conditions of the problem domain and physical phenomenon; drawing up a solution plan; its implementation; analysis of the solution. Each stage is disclosed in detail. In conclusion, the main directions of improving the methodology for solving problems are highlighted.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ»

21. Школьный сборник русских народных песен / сост. и издан музыкально-этнографической комиссией при этнографическом отделе императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. - Вып. 1 -Москва: Нотопечатня Юргенсона в Москве, 1916. - 46 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Кислякова Ольга Петровна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); старший преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Снежкина Лилия Павловна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань); преподаватель кафедры математики и естественнонаучных дисциплин Воронина Марина Александровна

Филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в г. Сызрани (г. Сызрань)

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Аннотация. Статья раскрывает возможности поиска разнообразия методических приемов решения задач: организации деятельности преподавателя и обучающихся при решении задач. Выделяются этапы этой работы: анализ условия предметной области задачи и физического явления; составление плана решения; его реализация; анализ решения. Раскрывается подробно каждый этап. В заключении выделяются главные направления совершенствования методики решения задач.

Ключевые слова: методические приёмы решения задач, составление задач, анализ решения, взаимодействия между объектами.

Annоtation. The article reveals the possibilities of searching for a variety of methodological methods for solving problems: organizing the activities of a teacher and students in solving problems. The stages of this work are highlighted: analysis of the conditions of the problem domain and physical phenomenon; drawing up a solution plan; its implementation; analysis of the solution. Each stage is disclosed in detail. In conclusion, the main directions of improving the methodology for solving problems are highlighted.

Keywords: methodological techniques for solving problems, drawing up problems, analyzing solutions, interactions between objects.

Введение. В методике обучения физике традиционно уделялось и уделяется большое внимание решению задач. В этой области достигнуты значительные успехи. Педагогический эффект от решения задач очевиден для преподавателя и методиста. На наш взгляд, для дальнейшего совершенствования методики решения физических задач необходимо обобщить накопленный опыт, определить перспективные направления. При этом важно учитывать соответствие решения физических задач как метода обучения структуре и содержанию курса физики и тенденциям его совершенствования. Конкретно мы это видим в следующем: во-первых, система задач должна быть направлена на усвоение стиля мышления, характерного для изучаемой теории; во-вторых, при решении задач должно происходить формирование знаний, рассмотрение их применения на практике. Это мы и хотим отразить в нашей статье.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время можно выделить следующие тенденции в разработке методики решения задач. Увеличилось разнообразие используемых задач по содержанию и приемов работы с ними, усилилось внимание к качественным и экспериментальным задачам, расширился диапазон функций задач (воспитательная и развивающая в особенности), выделилось стремление строить системы упражнений, исходя, из структуры теории. Особенно важной является тенденция глубоко обосновать как подбор задач, так и способы деятельности при их решении.

Усиление внимания к самостоятельной деятельности обучающихся требует новых приемов работы с задачами (дидактические материалы, программированный контроль, составление задач обучающимися). Понятие «работа с задачами» (вместо понятия «решение задач») расширяет наши возможности поиска разнообразия методических приемов.

В частности, обратимся к деятельности обучающихся по составлению задач. В этом случае можно выделить следующие приемы формулировки заданий обучающимся:

• составить задачу по образцу. Для этого на конкретном материале надо показать, как следует составлять задачу;

• конкретизировать условие задачи. Например, предлагается вставить необходимые данные в текст: «Плоский воздушный конденсатор заряжен до разности потенциалов... Площадь пластин... Напряжённость электрического поля конденсатора ... Определить электроёмкость конденсатора»;

• составить задачу по кратко записанным данным. Этим приемом полезно воспользоваться для задания на самостоятельное решение;

• дополнить или усложнить предложенную задачу, обобщив ее; составить задачу, противоположную данной;

• составить задачу по рисунку, схеме, таблице, фотографии, по тексту указанной книги или цитате. Использовать материал других учебных дисциплин: рисунок, понятие, формулу;

• составить задачу на явление, наблюдаемое в демонстрационном эксперименте или по результатам лабораторной работы и др.

В последние годы возросли возможности индивидуализации процесса решения задач с использованием дидактического материала. Однако внимание к хорошо успевающим обучающимся часто пока еще недостаточно: порой они решают только обычные «типовые» задачи, а это, конечно, тормозит их развитие. Выход мы видим в индивидуальных контрольных работах, специальных индивидуальных заданиях и др. Эти мероприятия позволят преодолеть существующее различие в усвоении знаний на уровне их воспроизведения или применения в знакомой ситуации и на уровне применения в измененной ситуации.

Остановимся на вопросе организации деятельности преподавателя и обучающихся при решении задач. Можно выделить следующие этапы этой работы: анализ условия предметной области задачи и физического явления; составление плана решения; его реализация; анализ решения. Рассмотрим каждый этап.

1. Анализ условия. Поскольку с общей точки зрения решение задачи - это описание рассматриваемого явления, прежде всего, следует выявить в условии физическое явление. Для этого мы предлагаем выделять объекты, их взаимодействия (или действия на них) и средства описания (физические величины, законы). Приступая к описанию физического явления с

помощью законов, надо учитывать, что они имеют границы применимости. (Например, если в данной задаче заряд мы не можем моделировать точкой, то и прямо использовать закон Кулона тоже не имеем права).

Приведенные выше положения служат ориентировочной основой действия при решении практически всех задач с учетом конкретизации их условия в каждом случае. Последняя задача может принимать форму вопросов: можно ли указанные в задаче тела моделировать материальными точками? Замкнута ли рассматриваемая физическая система? Могут ли внутренние взаимодействия привести к движению системы? Является ли система отсчета, относительно которой изучается явление, инерциальной? Можно ли в данном случае применять законы классической механики? Взаимодействуют ли тела между собой? И тому подобное.

Выделение и характеристика взаимодействий имеют большое значение для выбора нужного закона: если взаимодействие объектов меняется, то это, например, важнейший аргумент в пользу описания явления законами сохранения. Для многих задач существенное значение имеет характер явления: процесс это или состояние. Так, например, для газов в случае состояния применяется уравнение Клапейрона - Менделеева, а в случае процесса - уравнение, например, закона Шарля.

При анализе задачи следует иметь в виду, что ее предметная область состоит не только из физических объектов, но и из приведенных в условии физических величин (постоянных или переменных, известных или нет и т.п.). Необходимо четко выделить, какие именно это величины (определенные или нет), сколько их, каков их характер (например, представляют динамическую или кинематическую характеристику движения и др.).

Анализ физического явления, рассматриваемого в задаче, должен быть исчерпывающим. Вначале его проводит преподаватель вместе с обучающимися на занятии (задает вопросы, иногда сам отвечает, чаще добивается ответов от обучающихся и т.п.), а затем обучающиеся сами выделяют вопросы и отвечают на них, постепенно этот процесс переводится во внутренний план (во внутренний «диалог»). Методически важна повторяемость и однообразность организации такого процесса. При этом полезно даже простое повторение обучающимся сказанного преподавателем, воспроизведение анализа по краткой записи или схеме, использование специальных таблиц, вопросов; традиционно полезным оказывается выполнение рисунка, схемы.

2. Составление плана решения. После всестороннего анализа физического явления кратко выражается основная мысль решения и составляется его план. Мы рекомендуем записывать его в тетрадь (сначала это делается обучающимися после

совместного обсуждения, затем самостоятельно). Например, для задачи: «В сосуде объемом ^ находится при температуре

вода массой М в результате нагревания на ВОда испарилась. Найти давление ее паров до и после нагрева», план

решения таков: описать два состояния физической системы вода - пар уравнением Клапейрона-Менделеева, записать дополнительные соотношения, связывающие данные и искомые величины, решить полученную систему уравнений.

3. Осуществление плана. Сюда входят все математические операции, решение в общем виде, проверка размерности, получение числового результата. Могут потребоваться чертеж, отыскание значения постоянных физических величин и т.п.

4. Анализ решения. Прежде всего, проводится анализ ответа в общем виде (получение граничных значений, оценка рациональности решения и пр.), оценивается правдоподобность ответа, осуществляется поиск других методов решения. Эту работу желательно выполнять коллективно, при этом целесообразно повторить основные моменты в решении, сформулировать условия упрощения задачи, составить задачу, подобную данной, и др.

Если решению задач посвящается всё занятие, то его подготовка должна включать ряд обязательных элементов. Во-первых, в планировании занятия решения задач должно учитываться содержание материала, определяться деятельность преподавателя и деятельность обучающихся (преподавателю необходимо представлять себе основные понятия, приемы решения, действия свои и обучающихся). Во-вторых, для такого типа занятия должны быть сформулированы познавательные, воспитательные и развивающие цели. В-третьих, следует предусмотреть смену деятельности обучающихся, приемы и методы повышения мотивации деятельности (занимательные задачи, задачи-шутки, исторические задачи). В-четвертых, важно добиваться не столько решения большого числа задач, сколько актуализации знаний, формирования определенных способов действий, выработки умений и навыков. В-пятых, необходимо индивидуализировать решение задач. Это значит, предусмотреть задачи и дополнительные вопросы, рассчитанные на обучающихся, имеющих разные результаты успеваемости.

При организации решения задач особую ценность имеют отдельные находки преподавателя. Обучающийся решает задачу на доске, а затем воспроизводит ее по памяти. Обучающиеся решают одну задачу разными способами и др. При определенных условиях целесообразно предложить самостоятельную работу. Она может быть максимально индивидуализирована, что позволит снять психологическое напряжение обучающихся, проконтролировать и развить умения достигать цели, оформлять работу. Полезно также использовать дидактические материалы; эффективной оказывается работа с задачами, составленными на основе рисунков, схем, в том числе приведенных в учебном пособии.

Как может преподаватель организовать помощь обучающимся при самостоятельном решении задач? Через некоторое время, после того как обучающиеся приступили к работе с задачей, можно отразить решение на доске (или высветить слайдом). Пояснить указания, чертежи, дополнительные вопросы, пример описанного явления и т.п.

Для слабоуспевающих обучающихся уместны прямая подсказка, указание на аналогию с ранее изученным, совет обратиться к соответствующей части лекции, учебного пособия, использовать справочник и т.п.

Важнейшая задача методики решения задач, на наш взгляд, состоит в конструировании системы заданий, позволяющих организовать процесс восхождения от абстрактного к конкретному. Главное, чтобы система таких заданий способствовала формированию метода познания явлений, присущего данной теории. С этой целью преподавателю по каждому важнейшему понятию, закону полезно составлять систему вопросов-заданий. Их можно легко сочетать с демонстрационным экспериментом, причем формулирование их в значительной степени определяет и методику проведения эксперимента. Например, при изучении материала, связанного с определением плотности тела правильной геометрической формы, можно предложить обучающимся такие вопросы:

В чем состоит идея определения плотности тела правильной геометрической формы?

Можно ли найти плотность тела, не имея измерительных приборов?

Какие измерительные приборы Вы будете использовать?

Какие измерения будете производить?

Почему нельзя непосредственно измерить плотность тела?

Как правильно применить теорию погрешностей для определения плотности тела правильной геометрической формы?

Познавательные задачи-вопросы способствуют раскрытию связей и отношений в предметах, ориентируют на выявление фактов, явлений, на обдумывание, анализ физического содержания изучаемого и, кроме того, позволяют организовать «проговаривание» материала. Все это служит получению глубоких и прочных знаний и формированию логического мышления обучающихся.

Большие надежды в построении системы задач мы связываем с изучением физических взаимодействий. В целом это позволит реализовать в обучении идеи современного метода описания явлений.

В рассматриваемой пространственно-временной области выделяется система некоторых материальных объектов, строится их модель.

Вводятся характеристики этих объектов в свободном состоянии - физические величины.

Рассматриваются взаимодействия между объектами как причина изменения их состояния, как процесс и как источник движения системы.

Устанавливаются законы взаимодействия, т.е. законы движения. Приведем примеры заданий, имеющих целью всестороннее изучение физических взаимодействий.

5. Выделение взаимодействия.

• Наблюдаем движение человека с санками. Определите объекты, с которыми взаимодействует человек и с которыми взаимодействуют санки.

• Если основания свинцовых цилиндров зачистить ножом и плотно соединить, они распадутся? Изучалось ли в механике такое взаимодействие тел? такое явление?

• Взаимодействуют ли молекулы идеального газа?

• Взаимодействие, каких объектов приводит к явлению трения? Какие виды трения существуют? При каких условиях они наблюдаются?

• В основе, каких опытных фактов появилась идея о существовании нового типа взаимодействия между нуклонами — ядерного?

• Внутренние или внешние взаимодействия ответственны за явление радиоактивного распада ядер?

6. Описание взаимодействий.

• Можно ли описать взаимодействие двух материальных точек, одной силой? двумя?

• Верно ли утверждение, что удельная теплота парообразования - это энергия взаимодействия молекул жидкости? Оцените энергию взаимодействия двух молекул.

• Две термодинамические системы с помощью передачи количества теплоты могут изменять свое состояние, т.е. взаимодействовать. С помощью какого закона можно описать такое взаимодействие?

• Можно ли сказать, что формула описывает взаимодействие кванта света с веществом? Каково основное свойство такого взаимодействия согласно этой формуле?

7. Вопросы мировоззрения и методологии, связанные с изучением взаимодействий.

• Может ли одно взаимодействие компенсировать другое?

• Какие по природе взаимодействия изучаются в механике? Приведите примеры их конкретных проявлений.

• М. Фарадей писал: «...при воздействии одного магнита на другой ...влияющая причина распространяется от магнитных тел постепенно и требует для своего распространения определенного времени...» Какие взгляды на механизм взаимодействия здесь развиваются? Как с помощью опыта их можно проверить? Кто впервые проделал такой опыт?

• Приводит ли новое физическое взаимодействие к новым явлениям? Приведите примеры.

Выводы. Заключая, выделим главные, на наш взгляд, направления совершенствования методики решения задач.

1. Продолжать создание экспериментальных, качественных, сюжетных задач по всем разделам курса.

2. Создавать системы задач соответственно содержанию и структуре физической теории.

3. Совершенствовать организацию деятельности обучающихся при решении задач.

4. Разнообразить приемы работы с задачами.

5. Отражать в содержании задач и методике их решения вопросы мировоззрения и методологии.

6. Использовать при построении системы задач междисциплинарные связи.

Литература:

1. Кислякова О.П. Система развивающего лабораторного практикума по физике. В сборнике: Методические особенности преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в военном вузе. Сборник трудов. Киров, 2020. - С. 24.

2. Панцева Е.Ю., Кислякова О.П., Снежкина Л.П., Хазова А.А. Учебно-воспитательные проблемы и пути их решения. В книге: Современные вызовы образования и психология формирования личности. Монография. - Чебоксары, 2020. -С. 88-89.

3. Снадченко С.В. Профессиональное саморазвитие преподавателя военного вуза. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 51. - С. 134-135.

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Кодзоева Мовлатхан Магомедовна

Ингушский государственный университет (г. Магас); преподаватель Цицкиева Ася Тамерлановна

Гуманитарно-технический колледж Ингушского государственного университета (г. Назрань)

ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ КАК ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНГУШСКИХ СЕМЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УКЛАДОМ ЖИЗНИ

Аннотация. В статье рассматривается понимание проблемы ненасилия как некого универсального принципа, регулирующего отношение родителей к ребенку, как общечеловеческой ценности, поднимаются идеи ненасилия в сфере образования, в системе воспитания в ингушских семьях. Особое внимание авторов обращено на этнопсихологические особенности педагогики ингушского народа, имеющего давние семейные традиции и корни. Основные теоретические положения педагогики ненасилия апробировались в ходе экспериментальной работы по реализации программы психолого-педагогического сопровождения ингушских семей с различным укладом жизни.

Ключевые слова: педагогика ненасилия в системе воспитания в ингушской семье, народная педагогика, психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Annotation. The article examines the understanding of the problem of nonviolence as a kind of universal principle regulating the attitude of parents to a child, as a universal value, the ideas of nonviolence in the field of education, in the system of upbringing in Ingush families are raised. The authors pay special attention to the ethnopsychological features of the pedagogy of the Ingush people, who have long-standing family traditions and roots. The main theoretical provisions of the pedagogy of nonviolence were tested in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.