Научная статья на тему 'Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления'

Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1008
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / SMALL BUSINESS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / FINANCIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчаров Артем Анатольевич

Статья рассматривает основные трудности в развитии малого бизнеса в России на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS PROBLEMS IN RUSSIA AND HOW TO OVERCOME THEM

The article examines the main challenges in the development of small business in Russia at the present stage of development.

Текст научной работы на тему «Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления»

УДК 330.322 ББК 65.263

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Овчаров Артем Анатольевич,

кандидат экономических наук, доцент (г. Воронеж)

Аннотация. Статья рассматривает основные трудности в развитии малого бизнеса в России на современном этапе развития.

Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, финансовая поддержка.

SMALL BUSINESS PROBLEMS IN RUSSIA AND HOW TO OVERCOME THEM

Ovcharov A.A.,

Candidate of Economic Sciences Associate Professor (Voronezh)

Annotation. The article examines the main challenges in the development of small business in Russia at the present stage of development.

Key words: small business, investment, financial support.

Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития малых предприятий в определяющей степени сводится к проблемам финансового свойства. К числу наиболее значимых проблем финансового характера следует отнести: сложности доступа малых предприятий к банковским кредитам; недостаточная государственная финансовая поддержка малых предприятий; неэффективная система микрофинансирования; недостаточное внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем лизинга.

Обращаясь к характеристике сложившейся ситуации с доступом малых предприятий к кредитным ресурсам, необходимо отметить следующее.

Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования для малого бизнеса остается малопривлекательной. Несмотря на то, что многие банки декларируют возможность кре-

дитования малого бизнеса, практически пока этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

- это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался снизу в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий;

- дороговизна кредитных ресурсов.

В портфелях большинства российских банков займы малым предприятиям составляют весьма скромную долю. Российские банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более высокие проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям [1].

В числе особо значимых проблем развития малого бизнеса принципиальное место занимают

124 -|

Экономика

проблемы обеспечения эффективности государственной финансовой поддержки и регулирования. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются различные учреждения, такие как: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере, Российская ассоциация развития малого предпринимательства и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства реализуется по двум основным направлениям.

Первое направление - прямая финансовая помощь в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций. Такая финансовая помощь может являться как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации[2].

Второе направление - косвенная финансовая поддержка малых предприятий, нацеленная на поощрение, стимулирование инвестиционной активности малых предприятий. Соответствующие меры должны включать общегосударственные и региональные режимы налогообложения малых предприятий, внедрение упрощенных схем взимания налогов; установление норм ускоренной амортизации оборудования, используемого малыми предприятиями; распространение системы лизинга и др.

Одним из ключевых и наиболее значимых моментов является финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе в форме так называемых льготных кредитов. В настоящее время во многих регионах на местном уровне разрабатываются программы, целью которых является поддержание субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный акцент в поддержке малого бизнеса совсем не случаен. Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности малых предприятий и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в финансовой поддержке нуждается весь бизнес, включая малый. Однако, согласно имеющихся данных, принимаемые правительством меры по поддержанию малого бизнеса, в частности, решение правительства об увеличении кредитования этой формы бизнеса на 2%, не выполняются. Деньги на кредиты застревают в банках и перехватываются крупными предприятиями[3].

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается.

Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере. Важное место в обеспечении условий эффективного развития малого бизнеса в России занимает проблема развития рынка микрофинансирования. В нашем понимании микрофинансирование должно быть исходно обращено к потребностям владельцев индивидуальных, семейных бизнесов, постоянно нуждающихся в доступе к финансовым ресурсам, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков и других кредитных организаций, не заинтересованных в работе с мелкими заемщиками.

Как показывает практика, микрофинансирование должно осуществляться в сжатые сроки (между предоставлением полного пакета документов, заключением договора лизинга, оплатой поставок и получением лизингового имущества должно пройти 2-5 дней). В настоящее время процедура принятия решения по клиенту занимает 2-3 недели из-за отсутствия специальных технологий для работы с малыми предприятиями. Финансирование получают компании с операционной историей больше года

125

и устойчивым финансовым положением, имеющие постоянную прибыль[4].

С началом финансового кризиса требования к потенциальным клиентам - субъектам малого предпринимательства со стороны лизинговых компаний ужесточились и почти не меняются. До одного года увеличился минимальный срок существования бизнеса потенциального лизингополучателя, срок лизинга сократился до трех лет, увеличился размер минимального аванса.

Большее значение приобрела отраслевая принадлежность клиента, размер его обязательств, наличие собственного оборудования и недвижимости, положительная лизинговая история. Изменились и приоритеты самих субъектов малого предпринимательства, объем спроса резко снизился. Кризис затронул все предприятия, однако многое зависело от сферы их деятельности, диверсификации бизнеса, размера обязательств и платежеспособности контрагентов.

Проведенный анализ, позволяет сделать вывод, что финансовые проблемы развития малых предприятий вызваны следующими причинами:

1) не развит спрос: предубеждения малых предпринимателей относительно доступности и целесообразности привлечения кредитного финансирования. Кроме того, многие представители МСБ

не могут взять кредит, поскольку не соответствуют жестким требованиям банков;

2) низкий уровень прозрачности, проблемы с ликвидным обеспечением, необходимость выстраивания специальных технологий по выдаче кредитов малым предприятиям;

3) банки недостаточно обеспечены ресурсами и технологиями для работы с МСБ;

4) правовая база несовершенна. Например, предприятиям МСБ сегодня трудно работать из-за тяжелых бюрократических процедур.

Литература:

1. Предпринимательство: учеб. / под редакцией М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 667 с.

2. Самарина, В.П. Основы предпринимательства: учеб. пособие / В.П. Самарина. - М.: КНОРУС,2009. - 224 с.

3. Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2011 года [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: gks.ru (дата обращения 12.10.2014.)

4. Дунаева, А.И., Удачин, Н.О. Малый бизнес в Российской Федерации: определение количественных и качественных характеристик // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2014. - No. 3(03-2014) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/3/1277/

126 -j

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.