УДК 332.1:(628.4.02.032:364-7)
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ОБЪЕКТАХ СОЦИАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
И.В. Сычева, Н.А. Сычева, Н.А. Шульженко
Исследованы организационно-экономические аспекты логистических отношений участников региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходам при варианте их накопления в объектах социальной инфраструктуры. Раскрыто содержание мотивационного поведения хозяйствующих субъектов. Выявлены проблемы сдерживания активизации борьбы общества с загрязнением окружающей среды. Предложена цифровизация процесса сбора и обработки информации о движении логистических потоков в системе обращения с твердыми коммунальными отходами.
Ключевые слова: твердые коммунальные отходы, раздельный сбор отходов, логистика, образователи, накопители, заготовители вторсырья, переработчики вторсырья, потребители вторичных ресурсов, интересы, согласование, цифровизация.
Одним из направлений устойчивого развития современной экономики является переход к использованию вторичных ресурсов. Это позволяет снизить расходы на добычу полезных ископаемых, расходы на производство товаров из вторичного сырья, уменьшить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, воду и почву и тем самым сократить вклад промышленно развитых и густонаселенных стран в увеличение углеродного следа в атмосфере.
По сути, в теоретическом плане речь идет об одном из аспектов производительного потребления, т.е. реализации парадигмы современного этапа развития науки в части обеспечения эффективного потребления ресурсов Земли в условиях их быстрого истощения [1].
В национальных системах потребления участвуют различные хозяйствующие субъекты, начиная от государственных структур, организаций бизнеса и заканчивая домашними хозяйствами, которые являются последними в сложнейшей цепочке удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Именно домашние хозяйства задают требования к содержанию потребляемых благ, и именно в домашних хозяйствах в основном заканчивается траектория движения этих благ как в виде использования приобретенной мебели, одежды, предметов интерьера, продуктов питания и т.п., так и в виде бытовых отходов, являющихся конечным результатом жизнедеятельности людей. Перечень таких отходов широк: от канализационных стоков, пищевых и строительных отходов до использованной упаковки разного рода: из дерева, пластика, стекла, металла, бумаги и пр.
Историю российского государства в этом плане можно
рассматривать не только с позиции эволюции общественного развития, но и с позиции его отдельного фрагмента - борьбы общества с бытовыми отходами путем их сжигания, затопления, складирования на полигонах. Позднее - уже их фракционного сбора для вторичного использования, начиная с работы старьевщиков в дореволюционной России, затем в советский период - с деятельности организаций-заготовителей вторсырья, и заканчивая современными механизмами сбора и переработки.
Немаловажную роль в этом процессе играет экологическое просвещение населения, которое проводится государством и общественными организациями, включая различные мероприятия и акции в сфере раздельного сбора коммунальных отходов, технически возможных к дальнейшей переработке и последующему использованию.
Постепенно в обществе стала формироваться культура раздельного сбора (РС) твердых коммунальных (бытовых) отходов, подлежащих переработке. Под ними Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об отходах производства и потребления" понимает отходы, «образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами...»; «подобные им отходы, образующиеся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе их деятельности, а также товары, утратившие свои потребительские свойства» [2].
К началу 20-х годов XXI века в России начала складываться современная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), включающая две ветви доставки их к переработчикам (рис. 1):
1) региональными операторами, работающими в двухпоточной системе обращения с большими объемами отходов по всей территории регионов, и
2) заготовителями в сегменте малого бизнеса, ведущими вывоз раздельно собранных конкретных фракций ТКО: макулатуры, ПЭТ-бутылок, пластиковых крышек, батареек и пр.
В общей системе обращения с ТКО, как показывает анализ, можно выделить следующие группы хозяйствующих субъектов, функционирующих на этапах сбора, переработки ТКО и использования вторичных ресурсов:
- образователи ТКО (домашние хозяйства, юридические и физические лица);
- накопители РС ТКО (субъекты первичного накопления раздельно собранных ТКО);
- заготовители вторсырья; региональные операторы;
- переработчики вторсырья;
- потребители вторичных ресурсов.
Контейяфы йяя
Рис. 1. «Петля РС ТКО»
В целом, процесс движения ТКО по выявленным группам хозяйствующих субъектов в системе раздельного сбора можно представить схематично, назвав его «Петля РС ТКО».
Согласно этой схеме технологии движения ТКО от образователей отходов к переработчикам вторсырья различны. Технология первой ветви «Петли РС ТКО» (I) - двухэтапная, исторически более старая, сложившаяся еще в имперской России при работе старьевщиков, которые на конных повозках собирали у населения (образователей ТКО) различные бытовые отходы: текстиль, стеклянные бутылки, оловянную и медную посуду в обмен на детские игрушки, мыло, швейные иголки, керосин и другие пользующиеся спросом товары. В настоящее время их роль выполняют накопители отходов - объекты «зеленой» социальной инфраструктуры (например, образовательные учреждения), «зеленые» офисы компаний, экоцентры, «зеленые» торговые центры, мусоросортировочные комплексы, а также заготовители вторсырья. Задача накопителей - концентрировать на специально выделенных площадках раздельно собранные ТКО и доставленные образователями в экономически целесообразные по объему партии для дальнейшего их вывоза. Вывоз к переработчикам осуществляется заготовителями вторсырья. В тульском регионе в качестве таких заготовителей работают небольшие предприятия малого бизнеса (ООО «ВТОРПЛАСТ», ООО «ВторМ», «ИП Маношин Д. О.» и др.).
В зависимости от собираемых фракций накопленное вторичное сырье доставляется заготовителями для переработки на профильные предприятия. Так, в Тульском регионе макулатуру перерабатывает в картон уже на протяжении многих лет ООО «Алексинская бумажно-картонная фабрика», а собранные батарейки везут в ГК «Мегаполисресурс» (г. Челябинск) и ООО «Национальная экологическая компания» (г. Ярославль). Продукция указанных переработчиков используется далее в качестве вторичного сырья на предприятиях различных отраслей национальной экономики. Перечень таких цепочек движения вторичного сырья к потребителям необъятен. Тем самым формируется замкнутый цикл движения ресурсов от одних хозяйствующих субъектов к другим, в том числе через многократное повторное использование. Для отдельных видов сырья (например, алюминия и стекла) число таких циклов может быть бесконечным. Однако стоит отметить, что для многих ТКО количество переработок ограничено (например, для ПЭТ -бутылок - до 35 раз, макулатуры - до 7 раз [3]).
Вторая ветвь «Петли РС ТКО» (II) - одноэтапная, появилась с началом работы в регионах региональных операторов, которые с 1 января 2020 г. внедрили двухпоточную систему сбора ТКО с контейнерами двух видов, один из которых - для сухих видов ТКО. Так, в Тульской области в этой сфере работают два крупных региональных оператора по обращению с ТКО - ООО «Хартия» и ООО «МСК-НТ».
Путь движения ТКО к переработчикам по одноэтапной ветви более короткий, но качество поступающего к ним вторсырья на порядок ниже, чем при его движении по первой ветви, поскольку вольно или невольно оно загрязняется при накоплении в контейнерах для сухих видов отходов и требует досортировки уже у региональных операторов. Эту вполне понятную логику подтверждает и статистика сбора и сортировки одного из региональных операторов Тульской области. Из общего объема собранных им в течение первого полугодия 2023 г. сухих ТКО после их сортировки по фракциям только 15 % были отобраны как вторичные ресурсы. При этом доля наиболее популярных в использовании у населения гофрокартона и макулатуры составила только 1 %, стекла - 13 % [4].
Таким образом, предпочтительным с точки зрения качества остается движение ТКО по двухэтапной ветви «Петли РС ТКО». Однако для обеспечения ее функционирования на всех стадиях необходимо решить две организационно-экономические проблемы. Во-первых, отработать технологию раздельного сбора ТКО у образователей отходов, и, во-вторых, логистику движения собранных ТКО вначале к накопителям, а затем к заготовителям. А для этого надо понять интересы, которые преследуют все участники рассматриваемого процесса [5].
Проведенное нами исследование общественного мнения на основе опроса населения тульского региона по вопросу раздельного сбора отходов в 2022 - 2023 гг. позволило выявить проблематику реализации первой
проблемы. Для обеспечения репрезентативности выборки были использованы рекомендации сайта http://allcalc.ru/node/100 [6], в соответствии с которыми при численности населения Тульской области на 1.01.2023 г. в 1 481 471 чел., заданном доверительном интервале погрешности в 5 % и надежности в 99,7 % было достаточным опросить 900 человек. В опросе участвовало 1040 чел., проживающих в городах и поселках городского типа региона в возрасте от 18 до 65 лет и старше. При этом большую часть опрошенных (46 %) составляла молодежь (от 18 до 35 лет). В возрасте от 36 до 44 лет было 13 % респондентов, от 45 до 54 лет -5 %, от 55 до 64 лет - 15 %, свыше 65 лет - 21 %. Высшее и незаконченное высшее образование имели 75 % опрошенных, среднее специальное - 13%. Уровень доходов опрошенных составлял от 15 000 до 50 000 руб. в месяц.
Положительное отношение к раздельному сбору отходов высказали 74 % респондентов, нейтральное - 10 % и отрицательное - 16 %. При этом РС ТКО уже занимается 18 % опрошенных. Однако уровень готовности к вхождению в этот процесс, если будет доступна точка приема, значительно повышается - до 33 % опрошенных.
Стоит отметить различную мотивацию к РС ТКО у респондентов (рис. 2). Из показавших лояльность (84 % респондентов) безвозмездно занимаются сбором отходов 12 %; 6 % продают их заготовителям напрямую; 12 % могут заниматься при условии понимания механики и социально-экономических результатов этого процесса. Еще 28 % хотели бы получать денежное вознаграждение, почти столько же (26 %) - экобонусы. Процент респондентов, скептически настроенных к РС ТКО, составляет лишь 16 %, что сопоставимо с той группой, которые уже сортируют отходы (18 %). В целом же, преобладающая часть населения (54 %), еще не вовлеченная в РС ТКО, ожидает денежное или бонусное вознаграждение.
Таким образом, для решения первой проблемы - отработки организационно-экономических аспектов раздельного сбора ТКО у образователей отходов с целью дальнейшей активизации населения -необходимо создать условия для удовлетворения его запросов в каждой группе заявленного интереса. Они представлены в таблице, исключая ту группу респондентов, которая не желает заниматься РСО ТКО ни при каких условиях.
Побудительные мотивы поведения и инструменты поддержки образователей ТКО, желающих заниматься их раздельным сбором по двухэтапной ветви «Петли РС ТКО»
а\
Категории образователей РС ТКО Содержание мотива образователей РС ТКО Канал передачи РС ТКО накопителям Преимущества канала передачи Недостатки канала передачи Инструменты поддержки
1. Занимающиеся РС ТКО без вознаграждения. Благотворительный мотив: спасение планеты от загрязнения В рамках акций общественных организаций по сбору вторсырья. Прием РС ТКО в экоцентрах города по расписанию. Гарантия переработки вторсырья Необходимость правильной сортировки и накопления ТКО. Необходимость оплаты транспортных расходов по перевозке РС ТКО до места сбора за свой счет. Ограниченность времени сдачи по расписанию экомероприятий Поддержка единомышленников и благодатная социально-информационная среда по популяризации экологических мероприятий
2. Желающие получать экобонусы за РС ТКО. Экономический мотив: получение экобонусов от компаний-партнеров Сдача через фандоматы в «зеленых» офисах Гарантия переработки вторсырья. Получение экобонусов на товары Непрофильный характер бонусов и низкий уровень выгоды для сдатчика Приближение мест накопления к месту проживания и (или) работы образователей РС ТКО. Увеличение ценности бонусов
3. Занимающиеся и желающие заниматься РС ТКО за денежное вознаграждение. Экономический мотив: получение денежных компенсаций от заготовителей Прямая купля-продажа Гарантия переработки вторсырья. Денежное вознаграждение в согласованные время и место сдачи вторсырья Необходимость накопления достаточно большого объема РС ТКО для взаимодействия с заготовителем. Рыночное ценообразование. Вывоз РС ТКО заготовителями
Рис. 2. Степень мотивации населения к РС ТКО по разным группам респондентов
Как показал опрос, из номенклатуры РС ТКО, утвержденной в 2021 г. ППК «Российский экологический оператор» [7]: пластик, металл, стекло, бумага и химические источники тока, основными фракциями, сдаваемыми населением в настоящее время, являются: бумага, металл, крышечки и химические источники тока. Из предложенных в анкете вариантов мест накопления РС ТКО сдающие безвозмездно указали следующие: детские сады, школы, колледжи, вузы и «зеленые офисы» компаний.
Если это понятие - «зеленый офис» - рассмотреть в широком смысле, т.е. применительно к месту работы образователей ТКО и объектам социальной инфраструктуры, то, на наш взгляд, оно наиболее полно характеризует лучший вариант места накопления РС ТКО. Под ним понимается экологичное рабочее пространство, которое целесообразно выделять для накопления РС ТКО как в коммерческих, так и в бюджетных организациях, и, в первую очередь, в объектах социальной инфраструктуры.
Положительной предпосылкой для функционирования «зеленых офисов» (в расширенной трактовке этого понятия) является сохранившаяся со времен СССР практика сдачи макулатуры в школах, когда каждый ученик в год должен был сдать 15 кг бумаги и картона. В современной России номенклатура самих РС ТКО и мест их приема расширилась, включая в том числе детские дошкольные учреждения, колледжи и вузы и непосредственно места работы неравнодушных к состоянию экологии людей и, по сути (таблица), россияне сами решили проблему экономики и
организации движения потоков РС ТКО к накопителям.
Отрицательным моментом в деятельности таких «зеленых офисов» на сегодняшний день, как показало наше исследование, является то, что большинство из них не ведет статистику по объему сданных РС ТКО. Поэтому оценить реальные объемы накопления отходов в объектах социальной инфраструктуры страны достаточно трудно. Однако для некой относительной характеристики их величины можно привести данные Ассоциации «Зеленые вузы России», которая с 2018 г. ведет такую статистику по входящим в нее вузам. По ее оценке, за период с 2018 г. по август 2023 г. студенты и преподаватели передали заготовителям около 3 тыс. тонн РС ТКО, в том числе за первое полугодие 2023 г. больше всего было собрано бумаги и картона (118 тонн), металла (19 тонн), пластика без крышечек (18 тонн) и стекла (5 тонн).
В то же время охват российских вузов РС ТКО достаточно низкий. Из 853 государственных университетов в данную Ассоциацию входит менее 500 вузов, а участвовало в рейтинге, предоставив статистику, лишь 28 вузов. При этом по данным межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА», количество вторсырья, сданного вузами, достигло 2 % от их общего количества [8].
Отсутствие достоверной статистики об РС ТКО в «зеленых офисах», что мы неоднократно отмечали в своих публикациях [9, 10], приводит к конфликту интересов накопителей и заготовителей. Это тормозит движение РС ТКО на этой стадии «Петли РС ТКО» и не дает возможности выйти на рынок новым накопителям и заготовителям. Если экономические отношения купли-продажи накопителей и заготовителей как продавцов и покупателей регулируются, прежде всего, спросом и предложением на рынке вторсырья, то внутренние - логистические отношения, также влияющие на экономику сделок, до настоящего времени не отработаны.
Основными из них для накопителей в лице «зеленых офисов» объектов социальной инфраструктур ы являются следующие.
1. Отсутствие собственного транспорта для вывоза РС ТКО.
В отличие от тех же сетевых магазинов или организаций крупного бизнеса, располагающих своим автопарком и налаженной системой координации транспортных потоков, в объектах социальной инфраструктуры таковых нет. Поэтому требуется периодическое обращение ответственного сотрудника к профильным заготовителям для вывоза ими накопленных отходов, и это формирует вторую проблему накопителей.
2. Необходимость наличия специально оборудованных помещений для накопления и хранения РС ТКО.
Поскольку для заготовителей экономически выгодными являются определенные объемы вывоза (например, по макулатуре - не менее 100 кг), постольку у накопителя должны быть определенные площадки, на которых
можно хранить достаточно большие объемы ТКО и которые должны отвечать требованиям пожарной безопасности. Они должны быть также удобными для транспортировки ТКО.
3. Наличие широкой сети структурных подразделений в одном объекте социальной инфраструктуры при их значительной территориальной разбросанности.
Оптимизация расходов в образовании, здравоохранении и других социальных отраслях привела к появлению достаточно больших расстояний между объединенными школами, дошкольными образовательными учреждениями в рамках одного центра образования, или поликлиниками и больницами, расположенными в разных районах города. Например, кратчайшее расстояние по автомобильной дороге между ГУЗ «ГКБ №2 г. Тулы им. Е.М. Лазарева» и присоединенной к нему в 2023 г. ГУЗ «Амбулатория п. Рассвет» составляет 16 км. Это требует более длительной координации взаимодействия ответственных за накопление РС ТКО сотрудников в отдельных подразделениях накопителя с заготовителями при вывозе РС ТКО.
У заготовителей в сфере малого бизнеса возникают свои проблемы в работе с накопителями и переработчиками. Во-первых, появление дублирующих маршрутов при заборе РС ТКО у близрасположенных накопителей ввиду отсутствия оперативной информации как о самих накопителях в регионе, так и об объемах накопленного ими РС ТКО, что приводит к дополнительным транспортным расходам заготовителей.
Во-вторых, нестабильность вывоза от накопителей РС ТКО, что приводит к образованию сверхнормативных запасов у накопителей и к нарушению ритмичности поставок ТКО переработчикам.
В-третьих, накопление сверхнормативных запасов вторичного сырья на складах самих заготовителей при отсутствии спроса на него у переработчиков, что вызывает сбой в вывозе отходов от накопителей.
В целом, наличие таких нерешенных проблем вызывает логистические «пробки». Они тормозят получение заготовителями дополнительного качественного и дешевого вторсырья от объектов социальной инфраструктуры и его продвижение к переработчикам. Решение кроется в создании экономико-организационных механизмов управления накоплением и транспортировкой РС ТКО от одного участника к другому. А это в условиях множества участников «Петли РС ТКО» связано с необходимостью владения достоверной информацией об объемах накопленных ТКО по местам их складирования и о величине спроса у переработчиков вторсырья на конкретный момент времени.
Следует отметить попытки решения указанных проблем. Так, на федеральном уровне отношения купли-продажи вторсырья между переработчиками и заготовителями были заметно упрощены благодаря созданию ППК «РЭО» в 2022 г. электронной торговой площадки (ЭТП
РЭО), на которой представляется информация о наличии вторичных ресурсов и сырья для заключения сделок по их переработке, покупке и выполнении других операций, например, возможности оформить отчетность, подать заявку на кредитование, страхование, транспортировку отходов, проследить цепочку получения вторсырья.
На региональном уровне попытка обеспечения информационного взаимодействия накопителей и заготовителей была предпринята в ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» в 2022 г. Был проведен эксперимент внедрения цифрового продукта для координации участников РС ТКО в двенадцати учебных корпусах, физкультурно-оздоровительном комплексе, медицинском клиническом центре, дошкольном образовательном учреждении университета в рамках размещения соответствующей информации и обмена ею между подразделениями. Созданный силами студентов-программистов чат-бот позволил вносить ответственным сотрудникам подразделений сведения о массе и количестве сданных по фракциям ТКО в целом и по каждому сдатчику для последующего составления рейтинга активности среди подразделений, студентов и преподавателей. Таким образом, в режиме реального времени координатор проекта видел сведения об объемах накопления РС ТКО и мог принимать решение о назначении заготовителям даты вывоза. Однако данное цифровое решение не решало полностью проблем логистики РС ТКО заготовителей.
На наш взгляд, целесообразно распространить локальные возможности ЭТП РЭО на уровень регионов для решения логистических проблем накопителей и заготовителей, поскольку такой прецедент для мелких образователей уже создан в мобильном приложении «Убиратор». Держателем объединенной платформы должна стать ППК «РЭО». Именно в ее полномочия входит функция заказчика, оператора и (или) разработчика информационных систем в области обращения с твердыми коммунальными отходами [12].
Тем самым будет создана для эксплуатации единая федеральная цифровая система обращения с ТКО. На первых порах целесообразно апробировать ее функционал на территории Тульской области, которая по итогам 2023г. заняла почетное второе место в рейтинге регионов России по обращению с ТКО [13]. А в случае успешного функционирования распространить на другие территории. При этом она в отличие от ЭТП РЭО должна быть бесплатной для «зеленых офисов» социальной инфраструктуры, что позволит:
1) создать единую информационную базу о накопителях - объектах социальной инфраструктуры и заготовителях в лице субъектов малого предпринимательства;
2) обеспечить статистический анализ состояния региональных рынков РС ТКО в разрезе фракций и мест образования РС ТКО;
3) уведомлять заготовителей о динамике фракционного накопления объемов РС ТКО;
4) генерировать акты передачи РС ТКО от объектов социальной инфраструктуры к заготовителям и отслеживать их дальнейшее движение до переработчиков и стать хорошим вкладом в создание отлаженной цифровой национальной системы обращения с ТКО на разных уровнях национальной экономики.
Список литературы
1. Бабанов В.Н., Сычева И.В., Воронкина Д.В. Принципы современного хозяйствования в условиях ограниченности природных ресурсов // Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2018. № 4. С. 365-372.
2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023)
3. Российский экологический оператор [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/ (дата обращения: 14.09.2023).
4. Хартия: региональный оператор по обращению с ТКО [Электронный ресурс]. URL: https://hartiya.com (дата обращения: 25.09.2023).
5. Концептуальные положения экономико-организационного моделирования инвестиционных процессов в регионе (на примере Тульской области) (научная монография) / И.В. Сычева, М.О. Панферова, А.Л. Сабинина, Н.А. Сычева. 2-е изд. перераб. и доп. Тула: Изд-во ТулГУ, 2021. 244 с.
6. Онлайн калькулятор расчета выборки [Электронный ресурс]. URL: http://allcalc.ru/node/100 (дата обращения: 3.10.2023).
7. Приказ ППК «Российский экологический оператор» №158 от 20.12.2021г. Стандарт организации «зеленый офис» [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/greenoffice?ysclid=lqiqvidv2n814109642 (дата обращения: 15.10.2023).
8. Экономят энергию и озеленяются, но забывают про отходы и воду: насколько экологичны российские вузы [Электронный ресурс]. URL: https://ug.ru/ekonomyat-energiyu-i-ozelenyayutsya-no-zabyvayut-pro-othody-i-vodu-naskolko-ekologichny-rossijskie-vuzy/ (дата обращения: 20.10.2023).
9. Сычева И.В., Сычева Н.А. О проблемах решения вопросов «зеленой» экономики в объектах социальной инфраструктуры региона // Сб. науч. тр. XI Практической конференции (с международным участием) «Актуальные проблемы экономической науки и практики». Тула, Тульский государственный университет, 20 апреля 2023 года. Тула: Изд-во ТулГУ, 2023. С. 278-281.
10. Цикличная модель обращения с отходами производства и потребления: организационные и финансовые аспекты регионального уровня / А.Л. Сабинина [и др.] // Экономический анализ: теория и практика. 2021. Т. 20. № 7 (514). С. 1296-1320.
11. РЭО запустил электронную торговую площадку для отрасли обращения с отходами [Электронный ресурс]. URL: https://reo.ru/tpost/ltspjiu3k1-reo-zapustil-elektronnuyu-torgovuyu-plos (дата обращения: 27.11.2023).
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 396. О публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор».
13. Виктория Абрамченко назвала лидеров «Зелёного рейтинга» регионов в сфере ТКО [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news~2023/12/04/257822 (дата обращения: 6.12.2023).
Сычева Ирина Викторовна, д-р экон. наук, проф., fim@,tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Сычева Наталья Андреевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Шульженко Николай Антонович, д-р техн. наук, проф., nik.shul-zhenko46@,mail.ru,, Россия, Тула, Тульский государственный университет
PROBLEMS OF LOGISTICS OF SOLID MUNICIPAL WASTE MANAGEMENT IN THE SOCIAL INFRASTRUCTURE FACILITIES OF THE REGION
I.V. Sycheva, N.A. Sycheva, N.A. Shulzhenko
The organizational and economic aspects of the logistic relations of participants in the regional system of solid municipal waste management in the case of their accumulation in social infrastructure facilities are studied. The content of the motivational behavior of business entities is revealed. The problems of restraining the intensification of society's struggle against environmental pollution have been identified. The digitalization of the process of collecting and processing information about the movement of logistics flows in the solid municipal waste management system is proposed.
Key words: solid municipal waste, separate waste collection, logistics, educators, storage, recyclables, recyclables processors, consumers of secondary resources, interests, coordination, digitalization.
Sycheva Irina Viktorovna, doctor of economical science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Sycheva Natalia Andreevna, candidate of economic sciences, docent, sy-chova15@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Shulzhenko Nikolai Antonovich, doctor of technical science, professor, [email protected],, Russia, Tula, Tula State University
Reference
1. Babanov V.N., Sycheva I.V., Voronkina D.V. Principles of modern management in conditions of limited natural resources // Izvestiya Tula State University. Earth Sciences. 2018. No. 4. pp. 365-372.
2. Federal Law No. 89-FZ of 06/24/1998 (as amended on 08/04/2023) "On Production and Consumption Waste" (with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2023)
3. Russian Environmental operator [Electronic resource]. URL: https://reo.ru / (date of access: 09/14/2023).
4. Charter: regional operator for the treatment of MSW [Electronic resource]. URL: https://hartiya.com (date of reference: 09/25/2023).
5. Conceptual provisions of economic and organizational modeling of investment processes in the region (on the example of the Tula region) (scientific monograph) / I.V. Sycheva, M.O. Panferova, A.L. Sabinina, N.A. Sycheva. 2nd edition, revised and expanded. Tula: TulSU Publishing House, 2021. 244 p.
6. Online sample calculation calculator [Electronic resource]. URL: http://all-calc.ru/node/100 (date of request: 3.10.2023).
7. Order of the PPK "Russian Environmental Operator" No. 158 dated 12/20/2021. The standard of the organization "green office". [Electronic resource]. URL: https://reo.ru/greenoffice?ysclid=lqjqvjdv2n814109642 (accessed: 10/15/2023).
8. Save energy and get green, but forget about waste and water: how environmentally friendly are Russian universities [Electronic resource]. URL: https://ug.ru/ekonomyat-ener-giyu-i-ozelenyayutsya-no-zabyvayut-pro-othody-i-vodu-naskolko-ekologichny-rossijskie-vuzy / (accessed: 10/20/2023).
9. Sycheva I.V., Sycheva N.A. On the problems of solving the issues of "green" economy in the objects of social infrastructure of the region // Collection of scientific tr. XI-practical conference (with international participation) "Actual problems of economic science and practice". Tula: Tula State University, April 20, 2023. Tula: TulSU Publishing House, 2023. pp. 278-281.
10. Cyclic model of waste management of production and consumption: organizational and financial aspects of the regional level / A.L. Sabinina [et al.] // Economic analysis: theory and practice. 2021. Vol. 20. No. 7 (514). pp. 1296-1320.
11. REO launched an electronic trading platform for the waste management industry [Electronic resource]. URL: https://reo.ru/tpost/ltspjiu3k1-reo-zapustil-elektronnuyu-tor-govuyu-plos (date of access: 11/27/2023).
12. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 396 dated April 4, 2019. About the public law company for the formation of an integrated solid waste management system "Russian Environmental Operator".
13. Victoria Abramchenko named the leaders of the "Green rating" of regions in the field of MSW [Electronic resource]. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/z_news ~2023/12/04/257822 (date of issue: 6.12.2023).