Научная статья на тему 'Проблемы лидерства в организации и их влияние на управление поведением персонала'

Проблемы лидерства в организации и их влияние на управление поведением персонала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3433
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление персоналом / поведение персонала / формальный лидер / неформальный лидер / руководитель / personnel management / personnel behavior / formal leader / informal leader / manager

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Слепцова, К. Овезова

Статья посвящена актуальной проблеме лидерства как важнейшего фактора формирования организационной культуры. Рассмотрено содержание понятий «руководитель» и «лидер», «формальное и неформальное лидерство», предложена классификация функций лидерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEADERSHIP IN ORGANIZATIONS AND THEIR IMPACT ON MANAGEMENT BEHAVIOR OF THE STAFF

The article is devoted to the actual problem of leadership as the most important factor in the formation of organizational culture. The content of the concepts of "Manager" and "leader", "formal and informal leadership" is considered, the classification of leadership functions is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы лидерства в организации и их влияние на управление поведением персонала»

17S

ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент К. Овезова, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10035

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме лидерства как важнейшего фактора формирования организационной культуры. Рассмотрено содержание понятий «руководитель» и «лидер», «формальное и неформальное лидерство», предложена классификация функций лидерства.

Ключевые слова: управление персоналом, поведение персонала, формальный лидер, неформальный лидер, руководитель.

Эффективность функционирования любой организации зависит от ее персонала, его сплоченности, нацеленности на результат. Поведение персонала в организации обусловлено наличием лидера, который особым образом выстраивает отношения в коллективе и с коллективом. Проблема лидерства в организации и ее влияния на формирование организационной культуры является в настоящее время особенно актуальной, поскольку на смену прежнему поколению управленцев приходит новое, обладающее качественно иным менталитетом, и, следовательно, необходимо применять другие методы формирования организационного поведения.

В организации обязательным элементом управления является лидерство, которое определяется возможностью влиять на все процессы, происходящие в ней. Лидерство зависит от статуса лица, обеспечивающего влияние. В соответствии со статусом лидерство может быть формальным и неформальным. В идеале руководитель организации является реальным лидером, который четко формулирует цели и задачи деятельности трудового коллектива, влияет в нужном ему направлении на поведение сотрудников.

В процессе взаимодействия руководителя с коллективом формируется субъективный образ своего руководителя в сознании подчиненных. О характере данного образа можно судить по степени авторитетности этого руководителя в коллективе.

Авторитет - это общественное признание личности, оценка людьми соответствия субъективных качеств руководителя объективным требованиям его деятельности. Несоответствие многих качеств личности специфике деятельности ведет к тому, что у руководителя отсутствует авторитет в коллективе. Напротив, соответствие этих характеристик способствует росту авторитета руководителя. Как правило выделяют три формы авторитета руководителя: формальный, моральный и функциональный. Первая форма характеризует официальный авторитет, две последних - психологический авторитет. Формальный авторитет зависит от набора властных полномочий, которые руководителю дает занимаемый им пост. Моральный авторитет основан на мировоззренческих и этических качествах руководителя. Компетентность руководителя в соответствующем виде деятельности и его деловые качества определяют функциональный авторитет [1].

В теории организационного поведения эти два понятия: руководство и лидерство разграничивают, однако не противопоставляет друг другу. Руководство - это процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем - посредником социального контроля и власти на основе административно-правовых полномочий и социальных норм. Лидерство - процесс внутренней социально-психологической самоор-

ганизации. Управление взаимоотношениями и деятельностью членов коллектива в этом случае осуществляется на основе индивидуальной инициативы отдельных участников взаимодействия в процессах совместной деятельности. Если с руководством связаны правовые и административные функции управления на основе закрепленных за каждым руководителем властных полномочий, то с лидерством -психологическое влияние данного лица в коллективе.

Руководитель коллектива опирается на делегированные ему официальные полномочия и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера - признание его права на руководство членами коллектива. В своих действиях он акцентирует внимание на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

В литературе нет единого определения неформального лидера в трудовых коллективах. Обычно лидером считают такого человека, высокая степень влияния которого признается большинством членов коллектива при решении какой-либо общей задачи, при этом существует столько же типов лидера, сколько возникает ситуаций и задач в группе.

С точки зрения коллективной деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он вводит и поддерживает стандарты допустимого коллективного поведения или неприемлемые формы поведения членов коллектива.

Во-вторых, установив нормы и правила поведения, неформальный лидер направляет поведение каждого члена коллектива, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Лидер осуществляет мотивацию с помощью неформальных методов, невербально или вербально выска-

зывая свою оценку действий члена группы. Феномен лидерства заключается в том, что к нему добровольно и не всегда вполне осознанно присоединяется большинство членов группы, одобряя или порицая своего коллегу.

Формальное воздействие в виде приказов, выговоров, бесед с начальством часто дает более слабый результат, чем проявление порицания неформального лидера или молчаливое выражение всеобщего неодобрения со стороны членов группы.

Однако не следует преувеличивать воспитательное воздействие лидера на любого члена коллектива. Более действенна защитная функция малой неформальной группы: если ее оценка поступка своего члена разойдется с оценкой руководства, то это сведет на нет все попытки морально-воспитательного воздействия с его стороны.

Феномен лидерства часто возникает в ситуациях, когда возникают проблемы в процессе деятельности коллектива. При этом с позиции групповых целей лидерство может быть как положительным, так и отрицательным.

Наиболее часто исследователи выделяют два противоположных типа лидерства: инструментальный и эмоциональный. Инструментальный (деловой) лидер - член группы, который берет на себя инициативу в решении возникших проблем с учетом групповых целей и обладающий соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами. Эмоциональный лидер берет на себя функцию регуляции настроения в группе в проблемных ситуациях [2].

В положительном плане эмоциональный лидер нацелен на предотвращение и улаживание конфликтов, сглаживание и разрядку эмоционального напряжения, которые возникают у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности. В отрицательном плане эмоциональный лидер под влиянием провалов и трудностей может спровоцировать панику, недовольство, неприемлемое поведение членов коллектива. Неформальный

лидер инструментального типа как правило выполняет две главные функции - установление норм группового поведения и мотивирование поведения каждого члена группы. Для успешного выполнения различных функций необходимо создать особые условия восприятия личности лидера всеми остальными членами группы. Неформальный лидер должен восприниматься членами группы не только как один из группы, но и как лучший ее представитель. Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении феномена лидерства необходимо принимать во внимание свойства личности лидера и остальных членов группы. Однако те свойства личности, которые выделяют данного человека в конкретном трудовом коллективе, могут не иметь существенного значения в других трудовых коллективах, поэтому статус лидера в неформальной группе следует рассматривать как ситуационный и функциональный феномен групповой динамики.

Что касается формального лидерства, то его содержанием является направляющая и регулятивная деятельность руководителя, который при данных обстоятельствах побуждает членов коллектива самостоятельно и предприимчиво вносить вклад в эффективное достижение организацией своих целей.

Важнейшая функция лидерства заключается в управлении человеческими ресурсами, которое в интересах достижения организацией своих целей осуществляется в сотрудничестве с членами организации и через них.

Функции лидерства в зависимости от особенностей организации и ситуации обнаруживают различие в степени важности отдельных функций, в соотношении ролей между ними, в своих формах и подходах к данным функциям [3].

На основе проведенного анализа мнений ученых относительно форм данных функций, введем следующее общее разделение данных функций на три типа.

1) Функции суждения о ситуации

Эти функции, будучи обязательными для всех руководителей, можно назвать основными для всех типов организаций, в том числе государственных и частных.

Это означает, что лидер, получая точную информацию о внутренней и внешней ситуации организации, к которой он принадлежит, с определенным эффектом анализирует, упорядочивает и практически использует данные о ней. Данные функции соответствуют пониманию развивающихся через обмен мнениями или же резко изменяющихся общественных условий и сложной психической деятельности.

2) Функции интеграции и сохранения

Функции лидерства проявляются при

управлении в рамках определенной дисциплины и системы, включающей элементы организации, необходимые для достижения ее целей. Эти функции предотвращают распад и формируют чувство солидарности путем воспитания из членов организации единого коллектива, стимулирования сотрудников действовать в качестве членов организации с полной ответственностью и чувством долга, урегулирования конфликтов между целями индивидов и организации, формирования чувства единства и принадлежности к организации среди ее членов.

3) Функции достижения целей организации

Эти функции означают предоставление членам организации различных стимулов, чтобы они самостоятельно вносили вклад в достижение целей организации, а также формирование благоприятной для достижения целей внешней среды. Они включают в себя определение целей деловой организации, утверждение конкретных планов для их достижения, попытки организовать работников и повысить их предприимчивость в целях повышения производительности их деятельности, формирование атмосферы, стимулирующей сотрудников вносить вклад в достижение целей организации или представляющей для подчиненных стимулы к достижению целей посредством коллективной работы, формулирование миссии и роли системы.

Таким образом, поведение персонала в организации неразрывно связано с лидерством, поскольку они являются разными сторонами одного процесса - формирования организационного поведения. Именно лидер определяет направление и содержа-

ние организационного поведения. Можно рует внутреннюю среду, в которой дейст-утверждать, что процесс влияния взаимо- вует руководитель. Поэтому роль лидера в обратный: лидер-руководитель управляет управлении поведением персонала в орга-организационным поведением, в тоже низации весьма значительна. время организационное поведение форми-

Библиографический список

1. Сафина Д.М. Влияние лидера на формирование организационной культуры // Актуальные проблемы экономики и права. - 2011. - №4. - С. 208-211.

2. Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства [электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=771&Itemid=52 (дата обращение 10.08.2018)

3. Чарова Ю.К. Функции лидера в успешном управлении командой в организации // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С. 1399-1401.

PROBLEMS OF LEADERSHIP IN ORGANIZATIONS AND THEIR IMPACT ON MANAGEMENT BEHAVIOR OF THE STAFF

E.V. Sleptsova, candidate of economic sciences, associate professor K. Ovezova, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the actual problem of leadership as the most important factor in the formation of organizational culture. The content of the concepts of "Manager" and "leader", "formal and informal leadership" is considered, the classification of leadership functions is proposed.

Keywords: personnel management, personnel behavior, formal leader, informal leader, manager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.