Научная статья на тему 'Проблемы лекарственного обеспечения больных диабетом 2-го типа'

Проблемы лекарственного обеспечения больных диабетом 2-го типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1035
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / САХАРНЫЙ ДИАБЕТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕОБХОДИМЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ / MEDICINAL SUPPORT / DIABETES MELLITUS / REGIONAL MEDICINAL SUPPORT / SUPPORT WITH NECESSARY PHARMACEUTICALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хабриев Р. У., Маличенко Владислав Сергеевич, Маличенко С. Б.

Сахарный диабет приобретает характер стремительно распространяющейся всемирной эпидемии. В настоящее время число пациентов с сахарным диабетом в РФ достигает 10 млн человек. Доступность лекарственных средств является одним из основных элементов обеспечения эффективного лечения заболевания. Проведенный анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, территориальных программ государственных гарантий и данных портала госзакупок продемонстрировал неэффективность существующей региональной системы лекарственного обеспечения в современной экономической ситуации. Необходимость оптимизации государственных затрат, а также расширения охвата населения лекарственным средствами, в том числе для лечения сахарного диабета 2-го типа требует разработки и внедрения поэтапного плана реформирования региональной системы льготного лекарственного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хабриев Р. У., Маличенко Владислав Сергеевич, Маличенко С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of pharmaceutical support of patients with diabetes mellitus type II

The diabetes mellitus acquires a character of sheer spreading global epidemic. Nowadays, in the Russian Federation number of patients with diabetes mellitus reaches 10 million. The accessibility of pharmaceuticals is one of main elements of support of effective treatment of disease. The analysis of federal and regional normative legal acts, territorial programs of state guarantees and data of portal of state purchases demonstrated inefficiency of actual regional system of medicinal support especially in modern economic situation. The necessity of optimization of state costs and also broadening of medicinal coverage ofpopulation, including pharmaceuticals for treatment of diabetes mellitus type II, requires development and implementation of step-by-step plan of reforming of regional system of preferential medicinal support.

Текст научной работы на тему «Проблемы лекарственного обеспечения больных диабетом 2-го типа»

Здоровье и общество

Здоровье и общество

© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.27:616.379-008.64-085

Хабриев Р.У.1, Маличенко В.С.2, Маличенко С.Б.2 ПРОБЛЕМЫ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДИАБЕТОМ 2-ГО ТИПА

^'Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко", 105064, г. Москва, Россия; 2Институт инновационно-образовательных программ в здравоохранении, РУДН, 109388, г. Москва, Россия

Сахарный диабет приобретает характер стремительно распространяющейся всемирной эпидемии. В настоящее время число пациентов с сахарным диабетом в РФ достигает 10 млн человек. Доступность лекарственных средств является одним из основных элементов обеспечения эффективного лечения заболевания. Проведенный анализ федеральных и региональных нормативно-правовых актов, территориальных программ государственных гарантий и данных портала госзакупок продемонстрировал неэффективность существующей региональной системы лекарственного обеспечения в современной экономической ситуации. Необходимость оптимизации государственных затрат, а также расширения охвата населения лекарственным средствами, в том числе для лечения сахарного диабета 2-го типа требует разработки и внедрения поэтапного плана реформирования региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Ключевые слова: лекарственное обеспечение; сахарный диабет; региональное лекарственное обеспечение, обеспечение необходимыми лекарственными средствами. Для цититрования: Хабриев Р.У, Маличенко В.С., Маличенко С.Б. Проблемы лекарственного обеспечения больных диабетом типа 2. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 196—200. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200

Для корреспонденции: Маличенко Владислав Сергеевич, канд. юр. наук, начальник отдела сравнительно-правовых исследований Института инновационно-образовательных программ в здравоохранении, РУДН, [email protected]

Khabriev R.U.1, Malichenko VS.2, Malichenko S.B.2

THE PROBLEMS OF PHARMACEUTICAL SUPPORT OF PATIENTS WITH DIABETES MELLITUS TYPE II

'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia;

2The institute of innovative educational programs in health care of the peoples' friendship university of Russia,

117198 Moscow, Russia

The diabetes mellitus acquires a character of sheer spreading global epidemic. Nowadays, in the Russian Federation number of patients with diabetes mellitus reaches 10 million. The accessibility of pharmaceuticals is one of main elements of support of effective treatment of disease. The analysis of federal and regional normative legal acts, territorial programs of .state guarantees and data of portal of .state purchases demonstrated inefficiency of actual regional system of medicinal support especially in modern economic situation. The necessity of optimization of state costs and also broadening of medicinal coverage ofpopulation, including pharmaceuticals for treatment of diabetes mellitus type II, requires development and implementation of step-by-step plan of reforming of regional system of preferential medicinal support.

Keywords: medicinal support; diabetes mellitus; regional medicinal support; support with necessary pharmaceuticals

For citation: Khabriev R.U., Malichenko V.S., Malichenko S.B. The problems of pharmaceutical support of patients with diabetes mellitus type II. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 196—200. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200

For correspondence: Malichenko V.S., candidate of law sciences, head of department comparative law studies. e-mail: [email protected]

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support

Received 07.04.2016 Accepted 25.05.2016

Сахарный диабет (СД) представляет собой серьезную медико-социальную проблему, что обусловлено его высокой распространенностью, сохраняющейся тенденцией к росту числа больных, хроническим течением, определяющим кумулятивный характер заболевания, высокой инвалидизацией больных и необходимостью обеспечения их специализированной помощью. Каждые 10—15 лет в мире заболеваемость СД удваивается, приобретая характер неинфекционной эпидемии. По данным Международной диа-

бетической федерации (IDF), численность больных СД составляет 415 млн человек, при этом у 318 млн отмечается нарушение толерантности к глюкозе. На СД 2-го типа (СД2) приходится до 90% всех случаев СД в мире. Эксперты IDF прогнозируют, что к 2040 г. каждый 10-й житель планеты будет поражен этим заболеванием [1]. При этом фактическая распространенность СД2 в большинстве экономически развитых стран в 2—3 раза превышает регистрируемую по обращаемости. В 50% случаев СД2 вы-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200

Health and society

является на 5—7-м году от начала заболевания, поэтому у 20—30% больных в момент выявления диабета уже обнаруживаются специфические для него осложнения: ретинопатия с возможным развитием слепоты, нефропатия, ведущая к почечной недостаточности, периферическая нейропатия с риском образования язв нижних конечностей и ампутации и автономная нейропатия. Каждый год в мире больным СД производят более 1 млн ампутаций нижних конечностей, более 600 тыс. больных полностью теряют зрение, около 500 тыс. проводят гемодиализ вследствие хронической почечной недостаточности [2]. Ежегодная смертность от СД в мире превышает 4,6 млн больных. За последние 10 лет изменились и причины смертности при СД: значительно снизилась смертность от острых осложнений (комы), при этом в общей структуре смертности до 50—60% возросла сердечно-сосудистая патология.

СД и сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, хронические респираторные болезни являются основными неинфекционными угрозами для здоровья человека. Борьба с глобальным бременем неинфекционных заболеваний является одной из основных задач в XXI веке. Охрана здоровья выделена в качестве одной из 17 целей устойчивого развития, принятых резолюцией 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН1. Государства-участники ООН обязались до 2030 г. посредством содействия исследованиям и разработкам лекарственных препаратов, обеспечивать доступность недорогих основных лекарственных средств для лечения основных неинфекционных болезней. В последние годы на международной повестке дня все чаще фигурируют вопросы формирования комплексного подхода к противодействию распространения СД. На Генеральной Ассамблее ООН 20 декабря 2006 г. была принята резолюция № A/RES/61/225, признающая угрозу СД и призывающая страны — члены ООН развивать национальные программы, направленные на профилактику и лечение заболевания. В 2014 г. среди 9 добровольных глобальных целей для противодействия эпидемии неинфекционных заболеваний (НИЗ) Всемирная ассамблея здравоохранения ВОЗ утвердила относительное сокращение на 25% общей смертности от диабета, прекращение роста числа случаев СД и ожирения, доступ к лекарственной терапии и консультирование (включая гликемический контроль) к 2020 г.2

Анализ затрат демонстрирует значительный разброс в уровне расходов на лечение и профилактику СД в странах с разным уровнем экономического развития. Финансовые потери, связанные с СД, оказывают серьезное влияние на устойчивое экономическое развитие государств и составляют от 5—20% от общих затрат на здравоохранение. При этом 80%

1Генеральная Ассамблея ООН. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. A/70/L.1. 2015.

2ВОЗ. Проект плана действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними на 2013—2020 гг. А66/9. Всемирная ассамблея здравоохранения. Женева, 2013. http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_fi les/WHA66/ A66_9-ru.pdf.

средств, расходуемых на СД во всем мире, приходится только на экономически развитые страны. Так, в США в 2014 г. расходы на СД составили 245 млрд долларов США. Затраты на противодиабетические лекарственные средства превысили 32,2 млрд долларов и составили 10% от общих затрат на лекарственное обеспечение, при этом 18% этих средств потрачено на лечение осложнений СД [3—4]. Расходы на лечение СД во Франции в 2015 г. достигли 22 млрд долларов США, при этом расходы на лекарственное обеспечение составили 20% [5]. В Германии при затратах на лечение СД 23,5 млрд долларов в год расходы на лекарственное обеспечение не превышали 7% [6].

Бесплатное лекарственное обеспечение различных категорий граждан в Российской Федерации

Объем расходов на лекарственные средства в РФ ежегодно увеличивается. В период с 2014—2015 гг. темпы роста расходов на лекарственные средства составили 8,2%, в настоящее время они превышают 1 трлн 250 млрд руб. (см. таблицу). По данным, представленным DSM Group, большую часть расходов на лекарственные средства составляют личные средства граждан. Объем затрат населения вырос за последний год на 9,4% и превысил 740 млрд руб. Общий объем государственных затрат на лекарственные средства с 2014 г. вырос на 15 млрд руб. и в настоящее время составляет 314 млрд руб. Затраты на обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств федерального и регионального бюджета, возросли с 2014 г. на 11,4% и достигают 100 млрд руб.

Бесплатное лекарственное обеспечение граждан РФ осуществляется из средств федерального и региональных бюджетов, а также Фонда ОМС. Право граждан на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе лекарственное обеспечение, закрепляется в Программе государственных гарантий (ПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа ежегодно утверждается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 и содержит:

♦ перечень форм и условий медицинской помощи,

при которых оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно;

♦ перечень категорий граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно;

Объем фармацевтического рынка России по сегментам за 2014—2015 гг. [7]

Сегмент Объем, млрд руб. Прирост, %

2014 г. 2015 г.

Личные средства 676 787 740 612 9,4

граждан

ОНЛС/РЛО 89 250 99 421 11,4

ОМС 206 703 215 194 4,1

Парафармацевтика 182 956 195 104 6,6

Всего... 1 115 696 1 250 331 8,2

Примечание. ОНЛС — обеспечение необходимыми лекарственными средствами, РЛО — региональное лекарственное обеспечение, ОМС — обязательное медицинское страхование.

♦ требования к территориальным ПГГ бесплатного

оказания гражданам медицинской помощи.

ПГГ гарантирует бесплатное лекарственное обеспечение всех граждан РФ в условиях стационара (включая дневной стационар) и при оказании скорой или неотложной медицинской помощи. Также в соответствии с ПГГ отдельные категории граждан (инвалиды, ветераны войны) в рамках федеральных и региональных программ льготного лекарственного обеспечения могут получать лекарственные препараты бесплатно в амбулаторных условиях.

Таким образом, из средств федерального бюджета финансируются две программы льготного обеспечения лекарственными средствами: программа льготного обеспечения в амбулаторных условиях централизованно закупаемыми за счет средств федерального бюджета лекарственными средствами, предназначенными для лечения больных при семи редких нозологиях с наиболее дорогостоящим лечением («7 Нозологий», ФЗ № 132 от 17.07.07), и программа ОНЛС для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (ФЗ № 178 от 17.07.1999). Из средств субъекта РФ реализуется региональная программа льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 (далее — Постановление № 890).

Важно отметить, что граждане в соответствии со ст. 6.3 ФЗ № 178 «О государственной социальной помощи» имеют возможность отказаться от положенных лекарственных средств, предоставляемых в рамках программы ОНЛС, в пользу получения денежной компенсации. Объем денежной компенсации утверждается ежегодно федеральным нормативно-правовым актом и в 2016 г. составил 758 руб. на человека в месяц3. По данным, представленным Счетной палатой, в 2014 г. в пользу денежной компенсации от получения лекарственных средств по программе ОНЛС отказались более 76% граждан. Однако этот показатель значительно различается в субъектах РФ: в Чукотском АО он составляет 19%, в Тульской области превышает 95%. Граждане, отказавшиеся от лекарственного обеспечения в пользу денежной компенсации в рамках программы ОНЛС, имеют возможность получить необходимые лекарственные средства за счет регионального бюджета, так как четыре категории льготников программы ОНЛС (инвалиды, участники ВОВ, ветераны боевых действий, граждане, подвергшиеся воздействию радиации) имеют право на лекарственное обеспечение в рамках Постановления № 890. Таким образом, существующая система бесплатного обеспечения лекарственными средствами в амбулаторных условиях

3Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. № З8З-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2016 год».

Здоровье и общество

разных категорий граждан имеет ряд недостатков в части нормативно-правого регулирования, что приводит к существенному увеличению затрат регионального бюджета на обеспечение лекарственными средствами.

Особенности обеспечения сахароснижающими

лекарственными средствами на региональном уровне

В Российской Федерации, как в большинстве стран мира, отмечается нарастающее прогрессиро-вание СД2. Число больных СД2 в РФ в 2015 г. равнялось 4,094 млн человек (2,8% населения РФ) [8]. Соотношение фактической распространенности и в среднем регистрируемой в РФ составляет 3,08. Это означает, что на каждый выявленный случай СД2 приходится 3 случая недиагностированного заболевания. По данным государственной статистической отчетности, отражающим динамику инвалидности по группам с учетом возрастного состава инвалидов, ежегодно в Российской Федерации признаются инвалидами вследствие заболевания СД около 110— 120 тыс. человек, в том числе около 25 тыс. впервые. Доля лиц трудоспособного возраста из числа впервые признанных инвалидами вследствие заболевания СД составляет 45%. В структуре инвалидности удельный вес инвалидов I и II групп при первичном и повторном освидетельствовании составляет 40%. Представленные данные свидетельствуют о том, что показатели инвалидизации больных СД на протяжении последних лет остаются стабильными. При этом удельный вес инвалидов наиболее тяжелых групп (I и II) составляет около 40%.

Хронический характер заболевания фактически определяет долгосрочные перспективы в отношении исходов, ожидаемых затрат и осложнений. СД является одним из наиболее ресурсоемких заболеваний, при этом значительная часть расходов на лечение обусловлен осложнениями заболевания, частота которых выше у больных с неконтролируемым СД. По данным Государственного регистра, у 55% больных с СД2 зафиксировано наличие осложнений: гипертонии (37,6%), диабетической нейропатии (19,0%), диабетической ретинопатии (15,3%), диабетической макроангиопатии (8,3%), нефропатии (4,9%). Кроме сахароснижающей терапии, 62—82% больных СД получают антигипертензивные препараты, ги-полипидемическая фармакотерапия назначается в 39—70% случаев. Согласно фармакоэкономическо-му исследованию, средние годовые затраты в 2015 г. в расчете на 1 пациента с СД1 составили 81,1 тыс. руб., на пациента с СД2 — 70,8 тыс. руб. При этом лекарственная терапия составляет 69% от общих затрат на лечение СД1 и 46% затрат на СД2.

Масштабы развивающейся эпидемии и финансовых потерь, связанных с этим заболеванием, определяют необходимость разработки алгоритма бесплатного обеспечения сахароснижающими лекарственными средствами, который позволит эффективно управлять этим стремительно распространяющимся заболеванием на всех этапах его развития и оказания

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-196-200

Health and society

медицинской помощи. Регулирование вопроса обеспечения лекарственными средствами для данной категории населения в сложившейся геополитической и экономической ситуации имеет стратегическое значение и может рассматриваться как элемент обеспечения национальной безопасности.

Медикаментозная терапия СД2 в соответствии с 7-м выпуском Клинических рекомендаций по оказанию специализированной медицинской помощи больным СД (далее — Клинические рекомендации) представлена инсулинами, инсулиноподобными лекарственными средствами, синтетическими ги-погликемическими лекарственными средствами, а также лекарственными средствами для лечения сосудистых осложнений (агонисты имидазолиновых рецепторов, антиагреганты, ингибиторы АПФ, селективные бета-адреноблокаторы и т. д.)

В 2016 г. в РФ зарегистрировано 8 групп синтетических гипогликемических лекарственных средств, насчитывающих 22 МНН. Все 8 групп сахароснижа-ющих лекарственных средств представлены в Клинических рекомендациях.

При анализе лекарственного обеспечения саха-роснижающими препаратами в субъектах РФ также определяются явные несоответствия прежде всего в части наполнения перечня широко используемыми и необходимыми сахароснижающими препаратами. Анализ Клинических рекомендаций стандартов первичной медико-санитарной и специализированной помощи при инсулиннезависимом СД, утвержденных Минздравом России, а также перечня ЖНВЛП выявил существенные несоответствия в количестве представленных МНН лекарственных препаратов. Так, в клинических рекомендациях присутствуют 8 наименований сахароснижающих лекарственных средств, которые не включены перечень ЖНВЛП. Назначения отсутствующих в ЖНВЛП лекарственных средств в условиях стационара возможно только по решению врачебной комиссии, что существенно влияет на преемственность, своевременность и качество оказания медицинской помощи на разных этапах. При этом очень важно, что такие группы сахароснижающих лекарственных средств, как пероральные ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера типа 2 и глиниды, представлены в перечне ЖНВЛП только одним МНН, а агонисты рецепторов глюкаподобного пептида-1 вовсе отсутствуют в нем, что не позволяет оказывать медицинскую помощь на стационарном этапе в соответствии с клиническими рекомендациями.

Предельные отпускные цены на лекарственные средства из перечня ЖНВЛП определяются на основании специальной методики и регистрируются в государственном реестре предельно отпускных цен на лекарственные средства. В связи с этим цена на определенные сахароснижающие лекарственные средства из перечня РЛО не подлежит государственному контролю. Так, в Хабаровском крае лекарственный препарат эксенатид закупался по цене 6811,30 руб. за упаковку 250 мкг/мл, 2,4 мл, стоимость аналогичной упаковки в Удмуртской Республике составила 5862,10 руб. Отсутствие механизмов контроля от-

пускных цен на определенные сахароснижающие лекарственные препараты, представленные в перечне РЛО, приводит к существенному увеличению затрат бюджета, учитывая масштабы заболеваемости.

Оптимизировать затраты регионального бюджета на лекарственное обеспечение в определенной степени призвано включение отдельных групп синтетических гипогликемических лекарственных средств в перечень ОНЛС. Однако анализ данных портала госзакупок показал, что лекарственные препараты глибенкламид и глимепирид, несмотря на их наличие в перечне ОНЛС, закупались в большей степени за счет бюджета региона.

Одним из критериев для включения лекарственного средства в перечень ЖНВЛП и осуществления государственных закупок является локализация на территории РФ. Согласно «Государственному реестру лекарственных средств», 64% лекарственных средств из перечня ЖНВЛП не локализованы на территории РФ и только для 6 (метформин, глибен-кламид, гликлазид, глимепирид, пиоглитазон, роси-глитазон) возможно осуществление полного цикла производства. Семь лекарственных препаратов из трех групп синтетических сахароснижающих лекарственных средств (ингибиторы натрий-глюкозного котранспортера типа 2, агонисты рецепторов глюкаподобного пептида-1 и ингибиторы L-глюкозидаз) производятся только за рубежом и импортируются на территорию РФ. Низкая доля локализации сахароснижающих лекарственных средств может существенно влиять на их доступность для многочисленной группы граждан и существенно увеличивает ежегодные потери государственного бюджета.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в 2016 г. и ограничение бюджетов здравоохранения во многих регионах РФ, перечни РЛО были пересмотрены. Так, например, дапаглифлозин был включен в перечень РЛО в 6 субъектах РФ в 2016 г., а гликвидон был исключен из перечня РЛО в 4 субъектах РФ. При этом оба препарата отсутствуют в перечне ЖНВЛП. Однако отсутствие единых требований к формированию перечней РЛО не позволяет оценить эффективность процедуры их пересмотра.

Проведенный анализ выявил несовершенство в области обеспечения синтетическими сахаросни-жающими лекарственными средствам для лечения больных СД2. В субъектах РФ отсутствует порядок регистрации граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Постановления № 890, который позволил бы определять ежегодный объем затрат субъекта. В большинстве субъектов отсутствуют порядок формирования перечней РЛО и требования к формированию перечня РЛО с учетом перечня ЖНВЛП в федеральных и региональных нормативно-правовых актах. Большинство синтетических гипогликемических лекарственных средств не производится на территории РФ, что существенно увеличивает бюджетные затраты и является угрозой обеспечения национальной безопасности.

Решение выявленных проблем требует поэтапного реформирования системы обеспечения лекарст-

венными средствами на региональном уровне. В качестве предварительной меры в целях оптимизации затрат следует дополнить ежегодно принимаемые ПГГ обязательством для субъектов РФ при формировании перечней РЛО учитывать перечень ЖНВЛП. Внедрение данной меры позволит обеспечить ценовое регулирования лекарственных средств, закупаемых за счет бюджета субъекта. При этом права пациентов не будут ограничиваться, так как останется возможность индивидуального лекарственного обеспечения по медицинским показаниям и в случае непереносимости лекарственного средства.

Учитывая стремительный рост заболеваемости СД, необходимо утвердить порядок ведения регистра граждан, страдающих СД, для оптимизации и планирования затрат регионального бюджета на лекарственное обеспечение. Необходимо также разработать порядок ведения единого регистра граждан, получающих лекарственное обеспечение в рамках программ ОНЛС и Постановления № 890. Регистр позволит вести учет соответствующих категорий граждан и ограничит их участие только одной из существующих программ льготного лекарственного обеспечения.

В дальнейшем необходимо рассмотреть возможность объединения федеральной и региональной программ льготного лекарственного обеспечения (ОНЛС и РЛО). Для реализации данной инициативы потребуется признать утратившим силу Постановление № 890 1994 г., а также расширить перечень категорий граждан, включенных в программы ОНЛС, и утвердить на федеральном уровне перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта.

Финансовое обеспечение программы должно происходить за счет средств федерального и регионального бюджета, что потребует пересмотра процедуры определения размера федеральных субвенций и межбюджетных трансфертов для реализации программы, а также утверждения на федеральном уров-

Здоровье и общество

не порядка определения средств, выделяемых субъектом РФ на реализацию программы лекарственного обеспечения.

Нет сведений о дополнительном финансировании.

Конфликт интересов не заявлен.

ЛИТЕРАТУРА

1. IDF Diabetes Atlas. 7 Ed. International Diabetes Federation; 2015.

2. Дедов И.И. Сахарный диабет — опаснейший вызов мировому сообществу. Вестн. РАМН. 2012; (1): 18—21.

3. Fast Facts. Data and Statistics about Diabetes. American Diabetes Association; 2015.

4. American Diabetes Association. Economic costs of diabetes in the U.S. in 2012. Diabet. Care. 2013; 36 (4): 1033—46.

5. Aguade A., De Lagasnerie G., Denis P. Estimating the burden of diabetes to the french national health insurance. In: ISPOR: 18th Annual European Congress. 2015: 35—8.

6. Diabetes Facts and Figures in Germany // http://www.changing-diabetesbarometer.com/diabetes-data/countries/Germany/fact-sheet. aspx

7. DSM Group. Фармацевтический рынок России: Итоги 2015 года. 09.02.2016 // [Электронный ресурс] http://dsm.ru/news/215/

8. Дедов И.И., Шестакова М.В., Викулова О.К. Государственный регистр сахарного диабета в Российской Федерации: статус 2014 г. и перспективы развития. Сахарный диабет. 2015; 18 (3): 5—23.

Поступила 07.04.2016 Принята в печать 25.05.2016

REFERENCES

1. IDF Diabetes Atlas. 7 Ed. International Diabetes Federation; 2015.

2. Dedov I.I. Vestn. RAMN. 2012; (1): 18—21. (in Russian)

3. Fast Facts. Data and Statistics about Diabetes. American Diabetes Association; 2015.

4. American Diabetes Association. Economic costs of diabetes in the U.S. in 2012. Diabet. Care. 2013; 36 (4): 1033—46.

5. Aguade A., De Lagasnerie G., Denis P. Estimating the burden of diabetes to the french national health insurance. In: ISPOR: 18th Annual European Congress. 2015: 35—8.

6. Diabetes Facts and Figures in Germany // http://www.changing-diabetesbarometer.com/diabetes-data/countries/Germany/fact-sheet. aspx

7. DSM Group. Farmatsevticheskiy rynok Rossii: Itogi 2015 goda. 09.02.2016 // [Электронный ресурс] http://dsm.ru/news/215/. (in Russian)

8. Dedov I.I., Shestakova M.V., Vikulova O.K. Gosudarstvennyy reg-istr sakharnogo diabeta v Rossiyskoy Federatsii: status 2014 g. i per-spektivy razvitiya. Sakharnyy diabet. 2015; 18 (3): 5—23 (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.