Тетёркина О.А.
Старший преподаватель. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Проблемы курдов в Ираке в ХХ веке: пути решения
С незапамятных времен курды населяю территории, входящие сейчас в состав Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Это самая многочисленная нация в мире, не имеющая своего государства. В Турции проживает около 14 миллионов курдов, в Иране примерно 7 миллионов, в Сирии около 3 миллионов, в Ираке - около 5 миллионов человек.
Курды - одна из наиболее компактных этнических групп в Ираке. Они живут относительно обособлено, сохранив родной язык, обладая развитым национальным сознанием, имея свои культурные традиции, обычаи, литературу, народное творчество. Большая часть курдов Ирака исповедуют ислам суннитского направления.
В Ираке курды проживают на территории районов Киркук, Су-леймания, Эрбиль, Мосул и Дияла. Иракский Курдистан - один из богатейших нефтеносных районов Ирака, а киркукское месторождение принадлежит к числу наиболее продуктивных в мире.
Именно Иракский Курдистан стал очагом освободительного движения курдского народа после первой мировой войны, когда закончилось многовековое турецкое господство и курды против своей воли были включены в состав арабского королевства Ирак. По лозаннскому договору 1923 года курдские земли были поделены между Ираком и его соседями.
С этим смириться курды не могли. И дело было не только в религии: курды Ирака в своем подавляющем большинстве - сунниты, в то время как арабское население королевства - шииты.
Этические курды - совершенно другой народ, чем арабы, язык их относится не к семитской, а к иранской языковой группе. У курдов самобытная культура и традиции. Не смотря на бесконечные межклановые и межплеменные вооруженные столкновения, которыми полна вся история этого народа, перед лицом чужого этноса они проявляют солидарность, сознание общности исторической судьбы. Многочисленные восстания курдов против багдадских властей, несмотря на весь их героизм, в конце концов оканчивались поражением с ужасающими последствиями для населения. _
В течении многих лет Ирак не признавал право курдского народа ■
на самоопределение. Такая шовинистическая политика не могла урегулировать постоянные конфликты по этому вопросу, так что империалистические страны старались использовать данный (курдский) вопрос в своих политических и военно-политических целях.
В 1922 г. курды Ирака подняли восстание, во главе которого встал шейх Махмуд. Они объявили о создании курдского государства с центром в г. Сулеймания. Однако английские власти уничтожили это государство.
В 1931-1932 гг. иракские курды под руководством Ахмеда Барзани вновь подняли восстание, потребовав предоставления им права на самоопределение и официальное признание их законных прав. Это восстание было жестоко подавлено. В 1943 и летом 1945 г. курдские повстанцы Ирака во главе с шейхом Мустафой Барзани организовали мятеж с требованием равноправия с арабами в рамках иракского государства. Они вновь потерпели поражение.
В 1945 г. курдам впервые удалось создать свое государство в Иракском Курдистане - Мехабадскую Республику. Уже в 1946 г. она пала, а с ее лидерами жестоко расправились шахский режим и английские войска.
Когда борьба курдов стала принимать массовый характер, возникла Демократическая партия Курдистана (ДПК), во главе которой встал Мустафа Барзани.
В результате июльской революции 1958 г. в Ираке республиканское правительство освободило курдских политических заключенных и признало равноправие курдов с арабским народом. Так статья III временной Конституции, принятой в июле 1958 г., провозгласила «партнерство арабов и курдов в рамках единого Ирака», что явилось очень важным фактором в признании этнической самостоятельности курдского народа. Но увы, даже после этого правительству Ка-сема не удалось решить курдскую проблему. Дело в том, что служба безопасности Ирана (САВАК) установила тогда контакты с Мустафой Барзани, что в свою очередь привело к соглашению о поставках из Ирана иракским курдам оружия, зенитных установок, а также средств связи. Военные инструкторы иранской армии оказывали помощь курдским повстанцам в использовании военной техники в борьбе против правительства Касема.
В результате переворота 8 февраля 1963 г. в Ираке к власти пришло правое крыло партии Баас. В целях укрепления своих позиций
новое правительство объявило 9 февраля о прекращении войны с _
курдами. Даже два курда были включены в состав правительства. Однако это продлилось не долго. Уже 11 июня 1963 г. началась новая война с курдским народом.
Правящий режим обрушил тогда на курдов крупные военные соединения, в результате чего за первый месяц военных действий было сожжено около 200 курдских деревень, погибло более 2,5 тыс. человек1.
В апреле 1963 г. состоялись переговоры между Ираном, Ираком и Турцией, в ходе которых было решено объявить курс на ликвидацию курдского движения в Ираке. Заручившись поддержкой Ирана и Турции, Ирак объявил Курдистан зоной боевых действий.
После переворота 18 ноября 1963 г. новое иракское правительство 10 февраля 1964 г. подписало с курдами соглашение о прекращении огня. Однако это соглашение не привело к окончательному решению курдской проблемы.
Прекращение военных действий в Иракском Курдистане противоречило интересам иранского правительства, поэтому оно возобновило поставки военного оборудования в мятежные районы. Тогда Ирак обвинил иранские власти в поддержке курдских повстанцев.
В связи с этим (с вновь развернувшемся военным действием в Иракском Курдистане) в 1965 -1966 гг. ирано-иракские отношения резко обострились. Так, Иранские власти выдвинули протест по поводу того, что иракские самолеты и сухопутные части в ходе курдской операции неоднократно нарушали границу Ирана и подвергли бомбардировке несколько иранских деревень.
В свою очередь иракская сторона, не опровергнув такие заявления, развернула широкую антииранскую кампанию, обвиняя шахское правительство в поддержке курдских мятежников.
После революции в Ираке 17 июля 1968 г. пришедшие к власти левые баасисты взяли курс на урегулирование курдской проблемы мирными способами.
В 1970 г. иракское правительство объявило о готовности решить курдский вопрос мирным путем. 10 марта 1970 г. курдами и правительством Ирака было подписано соглашение о признании права курдов на национальную автономию в рамках Ирака. Однако сам закон об автономии Курдистана был принят лишь 11 марта 1974 г. Границы Курдистана ограничились только районами, прилегающими к г. Эрбиль. Таким образом, закон не предусматривал включение всех территорий, где большинство населения составляют курды, в рамках
1 1, с. 141.
автономии Курдистана. Это вызвало недовольство среди курдского ■
руководства.
В такой обстановке США и Израиль поддержали курдских лидеров в целях ослабления военного потенциала Ирака и раскола фронта арабских стран, ведущих борьбу с Израилем. Курды требовали включить в состав автономии территории Киркука, Синджара и Ха-накина. Однако лево-баасистское руководство не было готово отдать богатые нефтью районы курдам.
В этих условиях лидер иракских курдов Мустафа Барзани в стремлении решить курдскую проблему путем создания независимого государства Курдистан обратился к помощи США. В свою очередь США рассматривали курдскую проблему лишь как фактор, дестабилизирующий внутреннюю обстановку Ирака и ведущий к военно-политическому ослаблению Ирака.
Говоря о ближайших соседях Ирака, следует уточнить, что Иран считал Ирак своим соперником в районе Персидского залива, с начала 70-х гг., оказывал всевозможную помощь Барзани в его борьбе против Иракского правительства аль-Бакра. В ответ Барзани обязался не поддерживать иранских курдов в их выступлениях против шахского режима. Когда иракские правительственные отряды стали теснить курдов, иранские власти открыли свои границы для свободного перехода курдов на территорию Ирана. Все это не могло не осложнить и так не простые отношения между Ираком и Ираном. В 1974 г. Более 70 тыс. курдских беженцев перешло на территорию Ирана, а к концу того же года их число достигло 140 тыс. человек. Из них формировались отряды военного ополчения, которые после специальной подготовки переправлялись на территорию Ирака для участия в боях с правительственными войсками.
Возникшая угроза заставила Ирак искать пути урегулирования отношений с соседним Ираном имея целью лишить курдов поддержки шахского правительства страны. Переговоры были проведены в Алжире, где при участии таких стран, как Египет, Иордания, Саудовская Аравия, заинтересованных в активном участии Ирака в арабо-израильской войне, 5 марта 1975 г. было подписано Алжирское соглашение. В результате чего иракские курды лишились поддержки извне и были не способны противостоять силам правительственных войск. Также со стороны иракских властей были предприняты шаги по арабизации курдских провинций. Была произведена массовая депортация курдов с исконно курдских земель в центральные и южные
районы Ирака. В 1980 г. число насильственно изгнанных с родных _
■ мест курдов доходило до более 700 тыс. человек.
Были опустошены более 1200 курдских деревень в провинциях Дахок, Дияла, Киркук, Мосул, Эрбиль. Помимо этого, в Иракском Курдистане вдоль ирано-иракской границе был создан так называемый «арабский пояс» шириной более 20 км, куда переселялись арабы. Со стороны иранского правительства была полностью прекращена помощь курдам, границы были закрыты для их перехода, а также более 50 тыс. курдов, находящихся в Иране, были насильственно репатриированы в Ирак.
Особенно жестокие репрессии обрушились на курдов в период правления Саддама Хусейна. Операция «Анфаль» в 1989 г., которой по личному указанию Саддама руководил его двоюродный брат, генерал Али Хасан аль-Маджид и которая привела к гибели не менее ста тысяч курдов, может быть названа типичным примером самого настоящего геноцида курдского народа.
Потерпев поражение в операции «Буря в пустыне» в 1991 г., разбитый американцами Саддам был вынужден вывести войска из курдских районов (кроме Киркука), и там возникли два самостоятельных, одно время даже ведших войну друг с другом государственных образования: одно под властью патриотического Союза Курдистана во главе с Джалялем Талабани, ставшим в последствии президентом Ирака, и другое под управлением Демократической партии Курдистана во главе с Масулом Барзани (который сейчас возглавляет автономный Иракский Курдистан).
В 2002 г. обе эти организации договорились о создании региона Курдистан в составе будущей федерации. Следует отметить тот факт, что перед иракскими курдами стояли два варианта развития страны - независимость или автономия, в составе Ирака. Первый вариант чреват неимоверными трудностями. Так как не было гарантии, что Турции не предпримет вооруженную интервенцию, так как турецкие войска в последние годы неоднократно входили на землю Иракского Курдистана, преследуя укрывавшиеся там отряды повстанцев турецких курдов, давно ведших вооруженную борьбу под предводительством Оджалана. В случае провозглашения независимости Иракского Курдистана Анкара, не напрасно опасаясь, что образование нового государства может дать могучий толчок борьбе турецких курдов, могла бы решиться не допустить этого путем применения силы. Даже если бы удалось Турцию от этого удержать, мировая общественность вряд ли признала бы курдское государство потому, что западные державы не заинтересованы в резком ухудшении отношения с Турци-_
ей, членом НАТО. В добавление к всему вышеперечисленному, этим ■
был бы возмущен весь арабский мир; для арабских стран отторжение Курдистана означало бы огромное унижение. Арабский мир бойкотировал бы Курдистан, и то же сделали бы Турция и Иран из-за ситуации с собственными курдами. В этом случае независимый Курдистан оказался бы окруженным врагами, что подорвало бы все его экономические связи. И наконец, курды, лишенные сколько-нибудь значительных естественных ресурсов, при весьма сомнительных перспективах обретения нефтеносного района Мосула-Киркука и при неизбежной потере той части выручки от продажи иракской нефти, которую они сейчас получают через ООН, оказались бы перед лицом реальной экономической катастрофы.
Взвесив все доводы за и против, курдские лидеры пришли к единственно правильному выводу - они твердо заявили, что о выходе из состава Ирака речи нет и что они видят будущее своей земли в составе иракского федерального государства - при условии передачи им Киркука, который в 2002 г. был провозглашен столицей курдского региона. И здесь сразу же появилось зерно будущего конфликта, к тому же многостороннего - помимо того, что иракские арабы при любом правительстве вряд ли легко согласятся отдать курдам богатейший нефтеносный район - на него может выдвинуть свои претензии и Турция, аргументируя их, в частности, тем, что значительную часть населения Киркука составляют туркмены (туркоманы), тюркский народ. Может возникнуть весьма щекотливая и взрывоопасная ситуация.
До настоящего времени Иракский Курдистан остается фактически самостоятельной территорией, являющейся самой спокойной и благополучной частью Ирака. Экономика развивается успешно, торговля идет со всеми соседними странами. Сложности остаются во взаимоотношениях с Турцией, откуда на курдские земли время от времени вторгаются правительственные войска, преследуя боевиков действующей в Турции Рабочей партии Курдистана, выступающей за автономию населенных курдами районов Турции.
В идеале для курдов было бы единое государство («Великий Курдистан»), но сейчас нет никаких шансов на его образование, так как Турция, Иран и Сирия ни в коем случае не согласятся на отделение от них целых кусков территории. Единственный из населенных курдами регионов, добившийся де-факто самостоятельности - это Иракский Курдистан, хотя номинально он остается частью иракского го-сударства2.
2 8, с. 1-3. .
/8Г»
_
Обострение отношений между курдами и властями в последние десятилетия показывает, что решение курдской проблемы возможно при исключительно широком влиянии мирового сообщества. Однако ведущие государства до сих пор не выработали четкого отношения к этой проблеме, особенно западные страны, ведущие политику двойных стандартов в данном вопросе3.
Библиографический список
1. Алибейли Г.Д. Иран и сопредельные страны Востока: 1946-1978. - М.: Наука, 1989. 253 с.
2. Алиев А.А. А50 Иран vs Ирак: история и современность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 768 с.
3. Аширян Ш.Ч. Национально-демократическое движение в Иракском Курдистане. 1961-1968. - М.: Наука, 1975. 167 с.
4. Вертяев К.В., Жигалина О.И., Иванов С.М. Политические процессы в курдских ареалах стран Западной Азии (Ираке, Турции, Сирии, Иране). - М.: Институт востоковедения РАН, 2013. 142 с.
5. Иванов С.М. Иракский Курдистан на современном этапе (1991-2011 гг.). - М.: 2011. 86 с.
6. История Курдистана. - М.: 1999.
7. Минорский В.Ф. Курды — потомки мидян. Письменные памятники Востока, 2013.
8. Мирский Г.И. Курдская проблема // URL: www.wehse.ru/cgi-bin/wpg
9. Чернова А.Ф. Курдская проблема в ирано-иракских отношениях второй половины XX века // URL: cyberleninka.ru/article
References
1. Alibeyli G.D. Iran and neighboring countries of the East: 1946-1978. - M.: Nauka, 1989. 253 p.
2. Aliev A.A. A50 Iran vs Iraq: history and modernity. - M.: Publishing house Moscow. Univ., 2002. 768 p.
3. Ashiryan Sh.Ch. National democratic movement in Iraqi Kurdistan. 1961-1968. - M.: Nauka, 1975. 167 p.
4. Vertyaev K.V., Zhigalina O.I., Ivanov S.M. Political processes in the Kurdish areas of Western Asia (Iraq, Turkey, Syria, Iran). - M.: Institute of Oriental Studies RAS, 2013. 142 p.
5. Ivanov S.M. Iraqi Kurdistan at the present stage (1991-2011). - M.: 2011. 86 p.
6. History of Kurdistan. - M.: 1999.
7. Minorsky V.F. Kurds are descendants of the Medes. Written monuments of the East, 2013.
8. Mirsky G.I. Kurdish problem // URL: www.wehse.ru/cgi-bin/wpg
9. Chernova A.F. The Kurdish problem in Iran-Iraq relations in the second half of the 20th century // URL: cyberleninka.ru/article
3 9, с. 4-6.