Научная статья на тему 'Проблемы культурного строительства в первой половине 1930-х гг. На страницах газеты "Советская Хакасия"'

Проблемы культурного строительства в первой половине 1930-х гг. На страницах газеты "Советская Хакасия" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / "СОВЕТСКАЯ ХАКАСИЯ" / КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / PERIODICAL PRESS / "SOVIET KHAKASSIA" / CULTURAL REVOLUTION / ELIMINATION OF ILLITERACY / ANTI-RELIGIOUS POLICY / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закарян Сусанна Андраниковна

Статья посвящена проблемам культурного строительства в Хакасской автономной области в первой половине 1930-х гг., которые нашли своё отражение в областной газете «Советская Хакасия». Проанализированы ключевые проблемы советской культурной революции на территории Хакасии: процесс ликвидации неграмотности, создание новой сети школ и культурно-просветительских учреждений, антирелигиозная политика и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CONSTRUCTION PROBLEMS IN THE EARLY 1930-S AS THEY ARE REVEALED BY THE NEWSPAPER "SOVIET KHAKASIA"

The article is devoted to the problems of cultural construction in the Khakass Autonomous Region in the first half of the 1930s, which were revealed in the regional newspaper “Soviet Khakassia”. The key problems of the Soviet cultural revolution in the territory of Khakassia are analyzed, such as the process of eliminating illiteracy, creating a new network of schools and cultural and educational institutions, anti-religious policy, etc.

Текст научной работы на тему «Проблемы культурного строительства в первой половине 1930-х гг. На страницах газеты "Советская Хакасия"»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

УДК 94:008:070(571.513)«193»

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-Х ГГ. НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ «СОВЕТСКАЯ ХАКАСИЯ»

Закарян Сусанна Андраниковна,

магистрант

Научный руководитель — А. И. Дроздов, кандидат исторических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Статья посвящена проблемам культурного строительства в Хакасской автономной области в первой половине 1930-х гг., которые нашли своё отражение в областной газете «Советская Хакасия». Проанализированы ключевые проблемы советской культурной революции на территории Хакасии: процесс ликвидации неграмотности, создание новой сети школ и культурно-просветительских учреждений, антирелигиозная политика и др.

Ключевые слова: периодическая печать, «Советская Хакасия», культурная революция, ликвидация неграмотности, антирелигиозная политика, идеология.

CULTURAL CONSTRUCTION PROBLEMS IN THE EARLY 1930-S AS THEY ARE REVEALED

BY THE NEWSPAPER "SOVIET KHAKASIA"

Zakaryan Susanna Andranikovna,

graduate student,

Scientific adviser—A. I. Drozdov, Ph. D. of Historical Sciences, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

The article is devoted to the problems of cultural construction in the Khakass Autonomous Region in the first half of the 1930s, which were revealed in the regional newspaper "Soviet Khakassia". The key problems of the Soviet cultural revolution in the territory of Khakassia are analyzed, such as the process of eliminating illiteracy, creating a new network of schools and cultural and educational institutions, anti-religious policy, etc.

Key words: periodical press, "Soviet Khakassia ", cultural revolution, elimination of illiteracy, anti-religious policy, ideology.

Среди исторических источников советского периода одно из важных мест принадлежит периодической печати. В советскую эпоху периодика (как способ передачи и получения информации) играла очень важную роль на протяжении всего XX века. Особенно важной её роль оказалась в период становления новой власти и в эпоху так называемой «советской модернизации» в 1920-1930-е гг., когда мобилизация народных масс была крайне необходима. Разного рода бюллетени, журналы, газеты и пр. играли роль идеологического рупора, способного оказывать влияние на массы людей. Данное влияние с постепенным укрепле-

нием власти большевистской партии продолжало только возрастать.

Для характеристики советской периодики как исторического источника была разработана не одна классификация. В частности, можно назвать одну из наиболее универсальных классификаций, в основу которой положены следующие признаки: вид печати, территория, издатель, содержание, язык и периодичность [1, с. 504-505].

Культурное строительство (или культурная революция) стало важным элементом ленинского (затем сталинского) плана социалистического строительства в СССР. Проблемы строи-

тельства нового государства были в центре внимания всех газет, начиная от центральной «Правды», заканчивая региональными изданиями. В частности, рассмотрим областную газету «Советская Хакасия», которая начала выпускаться в 1930 году с созданием Хакасской автономной области. Согласно вышеуказанной классификации данное издание по виду относится к газетам, по территориальному признаку является областной, по признаку «издатель» принадлежит областному комитету ВКП(б), по содержанию - это общественно-политическое и экономическое издание, язык газеты - русский, до середины 1930-х гг. периодичность выхода составляла два раза в пятидневку, с середины 1930-х гг. периодичность выхода газеты достигла 25 номеров в месяц [2].

В рассматриваемом издании проблемам культурного развития уделяется достаточно большое внимание. В начале 1930-х гг. практически каждый номер газеты содержал материалы, касающиеся проблем ликвидации неграмотности, создания новой сети учебных и культурных учреждений (школ, красных уголков, изб-читален, библиотек и т. д.), нехватки квалифицированных кадров, антирелигиозной политики и других проблем с так называемого «культурного фронта». Безусловно, исторический период наложил свой отпечаток на характер, стилистику и содержание статей, заметок, новостей и текстов других жанров. Начиная с первых номеров газеты, проблемы культурного развития советского государства представляются читателю как борьба за выживание (в рамках теории обострения классовой борьбы), противостояние с внутренним и внешним врагом. Как пишет в своей статье Л. Д. Гудков, «любая ситуация резко упрощается и подаётся в предельно примитивном виде смертельной конфронтации» [3, с. 65]. Так, в публикациях газеты часто звучат призывы к борьбе с врагом типа «борьба за чёткое проведение классовой линии в вопросах культурной революции» [4, с. 1]; «всю культурно-массовую работу необ-

ходимо... поставить на решительную борьбу с классовым врагом, оппортунизмом всех мастей и оттенков» [4, с. 1]; «дать сокрушительный отпор всей контрреволюционной мрази, кулакам-баям...» [5, с. 2], «Малограмотный коммунист - неполноценный боец» (заголовок одного из материалов) [6, с. 2], часто применяется дихотомия «у них» / «у нас» и т. д.

На содержание газетных текстов также оказывало влияние хозяйственно-политическое развитие страны. Например, с началом весенней посевной кампании появлялись статьи, призывающие к мобилизации масс для нужд сельскохозяйственных работ: «Школа участвует в подготовке к севу» [7, с. 2] и др. В апреле, на который обычно выпадало празднование Пасхи, появлялось всё больше материалов с призывом активизировать антирелигиозную пропаганду. См., например, заголовки подобных материалов: «Пасхальная проповедь и подготовка антисоветской войны» (1931), «Развернуть по-боевому месячник смотра антирелигиозной работы в профсоюзах» (1931), «Происхождение и классовая сущность пасхи» (1932), «Против буржуазно-кулацкого рождества» (1933) и др. В связи с этим проводился «месячник смотра антирелигиозной работы» в различных культурно-просветительских и производственных организациях (см., к примеру, материалы газеты с 1 апреля по 1 мая 1931 года) [8, с. 2]. Содержание данных публикаций отличалось бескомпромиссным негативным отношением к любым проявлениям «религиозных пережитков». Со страниц газеты спешили напоминать о «контрреволюционной роли религии» и о необходимости разоблачать «классового врага в поповских рясах» [9, с. 1]. Периодически партия поручала областному «Союзу воинствующих безбожников» провести «межрайонные антирелигиозные курсы по подготовке низового антирелигиозного актива» [10, с. 1]. При этом надо отметить, что вопросы антирелигиозной политики на страницах анализируемого издания поднимаются

достаточно часто вне зависимости от времени того или иного религиозного праздника.

Безусловно, ключевой проблемой и первоочередной задачей культурного строительства стал процесс ликвидации неграмотности и малограмотности в стране. Данной проблеме посвящено огромное количество публикаций самого разного характера, в которых представлены довольно ценные статистические материалы о ходе ликбеза в области. Так, в начале 1930-х гг. основной проблемой ликвидации неграмотности стал недостаточный охват населения: «В 1930/31 г. по области назначено по плану охватить обучением неграмотных 15 900 чел., из них хакасов 9 800 чел. и малограмотных 6 000 чел. На 15 января обучается неграмотных только 5 014 чел., из них 1 797 хакасов, охвачено обучением малограмотных - 2 200 чел.» [11, с. 1] Спустя несколько месяцев в одной из статей вновь поднята данная проблема: «охвачено всего лишь 9 287 чел.», «большой разрыв в Усть-Абаканском районе, где не охвачено ликбезом 1 853 чел., в Аскизском 2 550, Таштыпском 537, Чебаков-ском 2 703» [11, с. 1]. В номере от 15 апреля 1932 года звучали призывы обучить 20 000 неграмотных и 20 000 малограмотных, охватить ВНО 17 000 чел. [12, с. 2] В этом же номере указано, что к концу первого квартала 1932 года ВНО уже «охвачено 15 524 учащихся, из них 5 583 детей хакасов (90,8 %)» [13, с. 2]. При этом отмечается неудовлетворительный темп ликбеза в области (вместо планируемых 20 000 охвачено 10 200 неграмотных -51 % и 4 470 малограмотных - 22,3 %).

Особое внимание уделялось процессу ликвидации неграмотности среди призывников («105 неграмотных призывников», «Страна ждёт грамотный призыв»). Уже в номере от 5 июля 1932 года появляются первые призывы к завершению процесса ликвидации неграмотности к началу второй пятилетки [14, с. 2]. Позже в номерах за 1933 год появляются публикации под рубрикой «К 1 мая ни одного не-

грамотного». Данное требование было официально оформлено в пункте 14 постановления «О ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения Хакасской автономной области» от 4 октября 1932 г.» [15, с. 2]. Подобные искусственные лозунги доказывают, что во главу угла всё же была поставлена идеология, которая не имела под собой никакой материальной базы. Неудивительно, что в первомайском номере газеты было констатировано, что «постановление обкома партии о стопроцентной ликвидации неграмотности к 1 мая не выполнено» [16, с. 1].

В 17-м номере газеты за 1933 год опубликована сводка о ходе ликвидации неграмотности и малограмотности по области на 1 февраля, согласно которой охват неграмотных составлял 82,8 % (при этом показатели варьируются от максимального у Черногор-ска - 94 % до минимального у Саралы -55,4 %), а охват малограмотных равнялся 70 % (максимальный охват был в Абаканском ЦМЗ, минимальный - 53 % опять же у Саралы) [17, с. 2]. Эти данные подтверждает и постановление бюро Обкома ВКП(б) от 5 февраля 1933 года. Начиная с мартовских номеров газеты уже постепенно меняется характер публикаций: начинается поиск виновных в срыве хода ликбеза. Так, в номере от 11 марта появляется статья «Примиренцы к очковтирательству - обманщики партии», в которой подвергается критике работа РК ВЛКМС, руководства облОНО, горОНО и других органов за «угрозу позорного провала дела ликбеза». Появляются новые данные о проценте охвата обучением неграмотных по области, которые говорят о сокращении количества обучаемых к 1 марта с 82,8 % до 75 % [18, с. 2]. Однако, если обратиться к архивным источникам, то цифра 82,8 % нигде не фигурирует. По материалам фонда Р-39 (Исполком Хакасского областного Совета народных депутатов) обучением охвачено 71,1 % неграмотных (76 % на

10 января 1933 года) и 63,1 % малограмотных [19, с. 4-5]. Объяснений этому может быть несколько: возможно, это искусственно завышенные показатели, которые позже не удалось обосновать (следовательно, нужно найти виновных в срыве ликбеза), либо сказались банальные неточности в подсчётах или отсутствие сохранившихся источников со схожими данными. Уже в первых номерах газеты за

1934 год появляются тезисы о необходимости завершения ликбеза в рамках второго пятилетнего плана развития народного хозяйства [20, с. 3]. При этом отметим, что в номерах за 1934-1935 гг. количество статей, заметок и других видов публикаций, посвящённых проблемам ликвидации неграмотности в области, заметно сократилось. В Обращении областного культурного съезда ударников промышленных и сельских районов Хакасии от 9 декабря

1935 года появляется лозунг, призывающий к полному завершению ликвидации неграмотности и малограмотности в области в 1936 году [21, с. 2]

Не менее важной проблемой, отражённой в материалах «Советской Хакасии», стала нехватка в автономной области школ, культурно-просветительских учреждений (и их плохое материальное обеспечение) и квалифицированных кадров. Правда, указанные проблемы очень часто были представлены в форме «вредительства», «недооценки партпросвещения», «левацких проявлений» и т. д. Например, в одной из газетных статей избач деревни Знаменка Боградского района Батенков был обвинён во вредительстве в связи с тем, что сжигал получаемую литературу для отопления избы-читальни. В свою очередь райполитпросвет обвинён в «слабом руководстве работой» [22, с. 1]. Статья, посвящённая итогам 2-го областного культпросовещания, констатирует, что «ряд районных парторганизаций оппортунистически недооценивают значение партпросвещения, к развёртыванию школьной сети подходят механически - лишь бы была откры-

та школа» [23, с. 2]. Безусловно, газета не забывала и о достижениях в развёртывании сети культурно-просветительских учреждений: за 15 лет в области организована большая сеть политпросветучреждений: 85 изб-читален, 26 библиотек, 5 домов соцкультуры [24, с. 1]. Периодически появляются заметки о плохом материальном обеспечении школ. Так, комсомольцы в своих рассказах о состоянии дел на «культурном фронте» не раз указывали на плохое материальное оснащение школ: «не достаёт бумаги, карандашей», «из 18 школ только одна обеспечена дровами» и пр. Проблема плохой материальной обеспеченности школ поднималась и в партийных постановлениях.

На страницах газеты отдельное внимание уделялось вопросам изучения национального языка. Например, выпуски «Советской Хакасии» за 1932 год содержат 26 уроков изучения хакасского языка. В первом номере этого года размещён хакасский алфавит с пометкой «Вырежи и сохрани». В каждом публикуемом уроке рассматриваются перечни слов с переводом на русский язык (см., например, урок 6 «Изучайте хакасский язык» [25, с. 1]), предлагаются вопросники (также с переводом), даются правила орфографии и разные темы (например, «Классификация звуков хакасского языка» -урок 8 [26, с. 1] или «Схема спряжения глаголов» - урок 17) и т. д.

Отдельное внимание во всех статистических отчётах по ликвидации неграмотности, которые печатались в газете, уделялось проблеме неграмотности среди хакасского населения, так как она среди коренного населения была намного выше. К тому же со страниц газеты звучали призывы к «подготовке кадров, главным образом из хакасов» [27, с. 2].

Безусловно, вышеуказанные проблемы были не единственными в процессе создания «новой культуры». В данной статье представлены лишь некоторые из них. В целом можно с уверенностью сказать, что материалы обла-

стной газеты «Советская Хакасия» представляют огромный интерес для исследования. Данное периодическое издание даёт возможность получить большой объём фактического материала, но при этом эти данные необходимо проверять и сопоставлять с имеющимися архивными материалами, так как периодическое издание имеет ярко выраженную идеологическую направленность (всё-таки в первую очередь это «орган Обкома ВКП (б), Облисполкома и Облпрофсовета»). Кроме того, газе-

та даёт возможность охарактеризовать эпоху, в которой она издаётся: перечень проблем, выносимых для широкого круга читателей (особенно ценны заметки рядовых жителей области), подбор материала (как он меняется в зависимости от сложившейся политической ситуации, смены настроений в обществе), стилистика подачи информации, которая явно претерпела эволюцию по сравнению с 1920-ми гг. и мн. др.

Библиографический список

1. Ковальченко, И. Д. Источниковедение истории СССР / И. Д. Ковальченко. - М.: Высшая школа, 1981. - 496 с.

2. Историческая справка фонда № 699 «Редакция газеты «Хакасия» // Министерство культуры РХ. - URL: https://archive.culture19.ru/fund/10000145483 (дата обращения: 05.08.2019).

3. Гудков, Л. Идеологема врага. «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции / Л. Гудков // Образ врага. - М.: ОГИ, 2005. - С. 7-79.

4. Культурная революция - звено пятилетки // Советская Хакасия. - 1931. - 2 марта (№ 25(45)). - С. 1.

5. Комсомол в шеренге передовых бойцов за социализм // Советская Хакасия. - 1931. - 16 февраля (№ 1. 6(39)). - С. 2.

6. Малограмотный коммунист - недооценённый боец // Советская Хакасия. - 1936. - 17 апреля (№ 44(903)). - С. 2.

7. Школы участвуют в подготовке к севу // Советская Хакасия. - 1931. - 3 апреля (№ 38(58)). - С. 2.

8. Развернуть по-боевому месячник смотра антирелигиозной работы в профсоюзах // Советская Хакасия. - 1931. - 11 апреля (№ 41(61)). - С. 2.

9. Пасхальная проповедь и подготовка антисоветской войны // Советская Хакасия. - 1931. - 11 апреля (№ 41(61)). - С. 1.

10. Провести антирелигиозную работу // Советская Хакасия. - 1931. - 26 февраля (№ 23(43)). - С. 1.

11. Ликбез под угрозой срыва // Советская Хакасия. - 1931. - 14 марта (№ 30(50)). - С. 1.

12. Трудящиеся Хакасии должны бороться в 32 году за... // Советская Хакасия. - 1932. - 15 апреля (№ 86(198)). - С. 2.

13. За темпы и качество на фронте культурной революции // Советская Хакасия. - 1932. - 15 апреля (№ 86(198)). - С. 2.

14. К началу второй пятилетки завершим поголовную ликвидацию неграмотности // Советская Хакасия. - 1932. - 5 июля (№ 71(291)). - С. 2.

15. О ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения Хакасской автономной области: постановление бюро обкома ВКП(б) от 4 октября 1932 г. // Советская Хакасия. - 1932. - 11 октября № 110(360). - С. 2.

16. Не ослаблять борьбы на ликбезфронте // Советская Хакасия. - 1933. - 1 мая (№ 51 (481)). - С. 1.

17. Сводка о ходе ликвидации неграмотности и малограмотности по области на 1 февраля 1933 г. // Советская Хакасия. -1933. - 10 февраля (№ 17 (408)). - С. 2.

18. Примиренцы к очковтирательству - обманщики партии // Советская Хакасия. - 1933. - 14 марта (№ 29 (460)). - С. 2.

19. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-39. Оп. 1. Д. 116. 16 Л.

20. О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства Союза ССР (1933-1937 гг.) // Советская Хакасия. - 1934. - 9 января (№ 3-4 (545-546)). - С.3.

21. Культурно жить, по стахановски работать // Советская Хакасия. - 1935. - 9 декабря (№ 142 (847)). - С. 2.

22. За вредительство - судить // Советская Хакасия. - 1931. - 14 марта (№ 30(50)). - С. 1.

23. Против оппортунистической недооценки партийного просвещения (к итогам 2 областного культпросовещения) // Советская Хакасия. - 1931. - 12 марта (№ 29 (49)). - С. 2.

24. К новым победам на фронте культурной революции // Советская Хакасия. - 1932. - 6 ноября (№ 119(20)). - С. 1.

25. Изучайте хакасский язык (урок 6) // Советская Хакасия. - 1932. - 27 января (№ 11 (173)). - С. 1.

26. Классификация звуков хакасского языка (урок 8) // Советская Хакасия. - 1932. - 5 февраля (№ 15 (177)). - С. 1.

27. Комсомольцы Саралы! Учитесь работать, как большевики // Советская Хакасия. - 1931. - 18 февраля (№ 20(0)). - С. 2. © Закарян С. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.