Научная статья на тему 'Проблемы криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений'

Проблемы криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дознаватель / криминалистическое обеспечение / неотложные следственные действия / оперативно-розыскная деятельность / предварительное расследование / следователь / таможенные органы / таможенные преступления / уголовнопроцессуальная деятельность. / Investigator / forensic support / urgent investigative actions / operational investigative activities / preliminary investigation / investigator / customs authorities / customs crimes / criminal procedural activities.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загвоздкин Николай Николаевич

Статья посвящена анализу современного состояния криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений. Проблемное поле заключается в специфике подследственности и во множественности вовлеченных в расследование субъектов. Объектом исследования выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие дознание, предварительное следствие и экспертно-криминалистическую деятельность таможенных органов. Вклад автора заключается в анализе нового Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и в рекомендациях по совершенствованию криминалистического обеспечения противодействия преступлениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загвоздкин Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Forensic Support of Investigation of Customs Crimes

The purpose of the article is to analyze the current state of forensic support of the investigation of customs crimes. The problem fi eld lies in the specifi cs of the jurisdiction and in the multiplicity of subjects involved in the investigation. The object of the study is the regulatory legal acts regulating the inquiry, preliminary investigation and forensic activities of customs authorities. The author’s contribution consists in the analysis of the new Regulations on the Central Forensic Customs Administration and in recommendations for improving the forensic support of countering crimes committed in the fi eld of foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений»

УДК 343.1+343.359+343.982.9 DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-67-71

Н. Н. ЗАГВОЗДКИН

Проблемы криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений

Статья посвящена анализу современного состояния криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений. Проблемное поле заключается в специфике подследственности и во множественности вовлеченных в расследование субъектов. Объектом исследования выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие дознание, предварительное следствие и экспертно-криминали-стическую деятельность таможенных органов. Вклад автора заключается в анализе нового Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и в рекомендациях по совершенствованию криминалистического обеспечения противодействия преступлениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: дознаватель, криминалистическое обеспечение, неотложные следственные действия, оперативно-розыскная деятельность, предварительное расследование, следователь, таможенные органы, таможенные преступления, уголовно-процессуальная деятельность.

N. N. ZAGVOZDKIN

Problems of Forensic Support of Investigation of Customs Crimes

The purpose of the article is to analyze the current state of forensic support of the investigation of customs crimes. The problem field lies in the specifics of the jurisdiction and in the multiplicity of subjects involved in the investigation. The object of the study is the regulatory legal acts regulating the inquiry, preliminary investigation and forensic activities of customs authorities. The author's contribution consists in the analysis of the new Regulations on the Central Forensic Customs Administration and in recommendations for improving the forensic support of countering crimes committed in the field of foreign economic activity.

Keywords: investigator, forensic support, urgent investigative actions, operational investigative activities, preliminary investigation, investigator, customs authorities, customs crimes, criminal procedural activities.

Понятие «криминалистическое обеспечение расследования преступлений» (как вариант - правоохранительной деятельности) достаточно давно и прочно вошло в отечественный научный и практический обиход, хотя до сих пор в специальной литературе трактуется по-разному [3].

С учетом значительного разнообразия преступлений, предусмотренных Уго -ловным кодеком Российской Федерации (УК РФ), разделения предметной подследственности, проведенной в ст. 150-151 Уголовно-процессуального кодекса

ЗАГВОЗДКИН Николай Николаевич, канд. юрид. наук, доцент, старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии.

Российской Федерации (УПК РФ), существенных различий в уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административной и иных видах деятельности правоохранительных органов, можно и нужно говорить о специфике криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений (в более широком ракурсе - таможенной деятельности).

Полагаем, что О. А. Берзинь наиболее точно определяет криминалистическое обеспечение таможенной деятельности как совокупность предоставляемых сотрудникам таможенных органов общетеоретических, технико-криминалистических, тактико-криминалистических и методико-криминалистических знаний, которые воплощены в системе криминалистических средств, необходимых для выявления, раскрытия, расследования и предупреждения противоправных деяний, совершаемых во внешнеэкономической сфере [1, с. 79].

В рамках данной статьи мы акцентируем внимание на криминалистическом обеспечении одного из сегментов таможенной деятельности, а именно - расследования таможенных преступлений.

Условно определимся с понятием «таможенные преступления». Таможенные органы в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ по выявленным ими деяниям производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 1731, 1732, 174, 1741, 189, 190, 193, 1931, частями 3 и 4 ст. 194, ч. 2 ст. 2001, статьями 2002, 2261, 2291 УК РФ.

А. В. Макаров и А. С. Жукова обоснованно акцентируют внимание на существенных различиях в предметной подследственности вышеуказанных составов преступлений. Так, например, деяния, предусмотренные частями 3 и 4 ст. 194 УК РФ, расследуют следователи Следственного комитета (далее - СК). Деяния, предусмотренные ст. 189 и 2291 УК РФ, - компетенция следователей органов Федеральной службы безопасности (ФСБ). Преступление, предусмотренное ст. 2261 УК РФ, вправе расследовать следователи двух ведомств - ФСБ и органов внутренних дел (ОВД). Преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ, могут расследовать следователи ОВД (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), а также следователи того органа, который выявил это преступление (ч. 5 ст. 151 УПК РФ). Признаки такого деяния могут быть выявлены таможенными и налоговыми органами, а также банками. При этом ни в одном из этих органов и учреждений нет следователей. Соответственно, при обнаружении признаков уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ) субъект расследования только один - следователи ОВД [5, с. 50-52].

По нашему мнению, изложенному в предыдущих публикациях по обсуждаемой теме, такое разнообразие предметной подследственности (СК, ОВД и ФСБ), с одной стороны, актуализирует роль и значение именно таможенных органов (в лице оперативных сотрудников и дознавателей как знатоков таможенной сферы) в возбуждении таких уголовных дел и деятельности на первоначальном этапе производства (ст. 157 УПК РФ). С другой стороны, как нам представляется, правовая и экономическая специфика Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [8] и таможенных правонарушений требует закрепления одного субъекта предварительного следствия, например, следователей органов ФСБ [4, с. 880-882].

По нашему мнению, расследование таможенных преступлений имеет существенные особенности: 1) специфическая подследственность, в которую

«вовлечены» органы дознания и следователи разных ведомств; 2) широкие возможности таможенных органов в части производства неотложных следственных действий (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ); 3) практика возбуждения уголовных дел, как правило, дознавателями таможенных органов либо органами дознания (оперативные таможни), либо следователями - на основе материалов доследственной проверки, проведенной таможенниками; 4) доказывание осложнено особой ролью многочисленных таможенных, коммерческих, транспортных и др. документов); 5) таможенный режим и территориальная удаленность таможенных органов усложняют межведомственное взаимодействие [4, с. 883-884].

Ведомственные различия в криминалистическом обеспечении процесса расследования проявляются, например, в том, что в следственных подразделениях СК и ФСБ предусмотрены должности следователей-криминалистов (п. 401 ст. 5 УПК РФ), а в ОВД их нет, что, на наш взгляд, с учетом накопившихся кризисных проявлений, представляется серьезным недостатком. При этом во всех перечисленных ведомствах есть экспертно-криминалистические подразделения с существенными различиями в нормативно-правовой регламентации их деятельности, штатной численности, структуре, видах проводимых исследований и судебных экспертиз.

Следует признать, что в руководстве Федеральной таможенной службы сформировались взвешенные, плановые и реалистичные подходы к решению многогранных проблем криминалистического обеспечения как таможенной деятельности в целом, так и расследования таможенных преступлений в частности.

Прежде всего, речь следует вести о совершенствовании деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее -ЦЭКТУ, Управление).

Основные принципы концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов России изложены следующим образом: 1) усиление роли экспертно-криминалистического обеспечения при таможенном контроле и правоохранительной деятельности; 2) эффективное использование финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов; 3) организация единообразного научно-методического подхода к управлению качественным экспертно-криминалистическим обеспечением деятельности таможенных органов; 4) усиление в структуре ЦЭКТУ так называемых «выносных» экспертно-криминалистических подразделений, обеспечивающих таможенную деятельность в местах, приближенных к государственной границе РФ, а также в зонах таможенного контроля; 5) организация круглосуточного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности в проведении экспертиз и исследований [6].

ЦЭКТУ является специализированным управлением, входящим в систему таможенных органов, реализующим полномочия ФТС России в области проведения таможенных экспертиз, судебных экспертиз и иных исследований, экспертиз, назначаемых по делам об административных правонарушениях, а также научно-методического обеспечения экспертной деятельности (п. 2 Положения о ЦЭКТУ) [7].

Полномочия ЦЭКТУ, перечисленные в п. 10 вышеуказанного Положения, насчитывают 95 пунктов (при этом перечень открытый). Количество и разнообразие полномочий, на наш взгляд, представляется чрезмерным и является неудачной попыткой «объять необъятное». Так, оформление документов для пенсионного

обеспечения бывших сотрудников (п. 83), организация медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников (п. 90) и некоторые другие полномочия должны быть возложены на другие (специализированные) подразделения таможенных органов.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФТС России (п. 12 Положения).

Комментируя вышеуказанный пункт, на наш взгляд, следует вести речь о том, что ведомственная экспертно-криминалистическая служба находится в прямом подчинении органов дознания, каковыми являются таможенные органы в силу положений, закрепленных в п. 1 ч. 1, в ч. 2 ст. 40 УПК РФ. В силу требований п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ эксперт, специалист не может принимать участие в производстве по уголовному делу, если он находится в служебной зависимости от стороны обвинения, к которой законодателем отнесены органы дознания (п. 47 ст. 5 УПК РФ).

Проблема служебной зависимости сведущих лиц, занимающих штатные должности специалистов и экспертов в СК, ОВД, ФСБ и ФТС, обозначилась достаточно давно, но рано или поздно придется определять пути дальнейшего развития экспертной инфраструктуры, в том числе ее ведомственной принадлежности [2, с. 47-48].

Не претендуя на исчерпывающее исследование в рамках статьи обозначенных проблем, сформулируем некоторые выводы.

1. Расследование таможенных преступлений в силу их несомненной специфики имеет ярко выраженные, существенные особенности.

2. В криминалистическое обеспечение расследования таможенных преступлений в большей или меньшей степени вовлечены должностные лица (эксперты-криминалисты, оперативные сотрудники, дознавателей, следователи) разных ведомств.

3. Руководство ФТС России своевременно и четко сформулировало концептуальные основы совершенствования экспертно-криминалистической деятельности таможенных органов.

4. Главную роль в их реализации играет ЦЭКТУ - с обновленной нормативно-правовой основой в виде ведомственного Положения.

5. Нормативно-правовое регулирование криминалистического обеспечения расследования таможенных преступлений нуждается в совершенствовании -как на уровне федерального законодательства, так и на ведомственном подзаконном уровне.

Список литературы

1. Берзинь О. А. Криминалистическое обеспечение таможенной деятельности (теоретические аспекты и правовое регулирование). Н. Новгород, 2004. 160 с.

2. Загвоздкин Н. Н. Экспертные подразделения в Следственном комитете РФ: законность и целесообразность // Актуальные проблемы использования специальных знаний в следственной и судебной практике: сборник материалов всерос. научно-практ. конф., посвященной 300-летию Российской полиции / под общ. ред. А. Е. Коцюбы. Владивосток: ДВФУ, 2017. 156 с.: ил. С. 47-50.

3. Загвоздкин Н. Н. Криминалистическое обеспечение предварительного следствия: ведомственные подходы // Актуальные проблемы науки и практики: электрон. сб. науч. тр. по итогам науч.-представит. мероприятий / Дальневост. юрид. ин-т МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2018. Вып. 7. 2021. С. 470-475. URL: Ь«р8://двюи.мвд.рфЛп8йШ/81гикШга/ОТВЕЬ1/Яе<1аксюппо_ izdatelskij_otdel/электронные-издания (дата обращения: 29.09.2021).

4. Загвоздкин Н. Н. Об особенностях уголовно-процессуальной деятельности таможенных органов Российской Федерации и необходимости создания в них следственного аппарата // Актуальные проблемы науки и практики: сб. науч. тр. по итогам науч.-представит. мероприятий / Дальневост. юрид. ин-т МВД России. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2018. Вып. 6. 2020. С. 880-885. URL: https:// двюи.мвд.рф/Institut/Struktura/OTDELI/Redakcionno_izdatelskij_otdel/электрон-ные-издания (дата обращения: 09.09.2021).

5. Макаров А. В., Жукова А. С. Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ в условиях Таможенного союза // Юридический мир. 2016. № 10. С. 49-53.

6. О решении коллегии ФТС России от 23.09.2011 «О проекте концепции экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года»: приказ ФТС России от 19.10.2011 № 2146. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2021).

7. Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалисти-ческом таможенном управлении: приказ ФТС России от 08.09.2020 № 770. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 29.09.2021).

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.09.2021).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.