Научная статья на тему 'Проблемы криминалистического исследования новых психоактивных веществ'

Проблемы криминалистического исследования новых психоактивных веществ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
397
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / АНАЛОГИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / ANALOGUES OF NARCOTICS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / ПРОИЗВОДНЫЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / DERIVATIVES OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / NARCOTIC DRUGS

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Мельников Евгений Борисович, Дюгаев Константин Петрович, Михайличенко Александр Геннадьевич, Гончаров Евгений Викторович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования антинаркотического законодательства как методологической основы криминалистического исследования новых психоактивных веществ, появляющихся в обороте на территории Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Мельников Евгений Борисович, Дюгаев Константин Петрович, Михайличенко Александр Геннадьевич, Гончаров Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORENSIC ANALYSIS OF NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

The article considers the issues of improving drug laws as a methodological basis for forensic analysis of new psychoactive substances appearing in the Krasnoyarsk Territory.

Текст научной работы на тему «Проблемы криминалистического исследования новых психоактивных веществ»

УДК 343.98

Евгений Борисович МЕЛЬНИКОВ,

заместитель начальника кафедры криминалистики Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат химических наук, доцент

[email protected]

Константин Петрович ДЮГАЕВ,

заместитель начальника экспертно-

криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю

dkp@gnk. krasnoyarsk. ш

Александр Геннадьевич МИХАЙЛИЧЕНКО,

начальник 1 отдела экспертно-криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю

[email protected]. ш

Евгений Викторович ГОНЧАРОВ,

старший эксперт экспертно-криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю, кандидат технических наук

adm@ gnk.krasnoyarsk.ru

ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

PROBLEMS OF FORENSIC ANALYSIS OF NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

В статье рассматриваются вопросы совершенствования антинаркотического законодательства как методологической основы криминалистического исследования новых психоактивных веществ, появляющихся в обороте на территории Красноярского края.

The article considers the issues of improving drug laws as a methodological basis for forensic analysis of new psychoactive substances appearing in the Krasnoyarsk Territory.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, производные наркотических средств и психотропных веществ.

Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, analogues of narcotics and psychotropic substances, derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances.

Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов

В настоящее время наблюдается общемировая тенденция все более широкого распространения новых синтетических психоактивных веществ. Вместе с тем уровень злоупотребления традиционными психоактивными веществами растительного и полусинтетического происхождения сохраняется достаточно высоким.1

Особая опасность неконтролируемых антинаркотическим законодательством Российской Федерации синтетических психоактивных веществ обусловлена тем, что в подавляющем большинстве случаев клинические исследования их токсикологической активности не проводились, апробация наркотического действия и установление эффективной дозировки таких препаратов происходит непосредственно на употребляющих их лицах. При этом основными их потребителями являются представители финансово обеспеченной молодежи (в возрасте до 30 лет), в том числе и студенческой2, как правило, в местах массового досуга.

Немаловажным фактором при распространении новых синтетических психоактивных веществ в молодежной среде является широкая доступность в сети Интернет сведений об их легальности, способах синтеза, употребления и распространения (сбыта).

Всю серьезность и опасность сложившейся ситуации наглядно иллюстрирует и динамика изменения антинаркотического законодательства Российской Федерации в области контроля психоактивных веществ. Если в период с 1998 г. по 2004 г. постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 «Об ут-

верждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» не претерпевало особых принципиальных изменений, то в течение последующих 8 лет оно изменялось и дополнялось 33 раза.3 В большинстве случаев эти изменения и дополнения касались установления контроля именно над синтетическими наркотическими средствами и психотропными веществами и их прекурсорами.

Тенденции увеличения объемов потребления синтетических психоактивных веществ характерны как для Красноярского края, так и Сибирского федерального округа в целом. В последнее время на территории края в обороте регулярно появляются новые виды и группы синтетических психоактивных веществ, меры контроля которых нормами действующего российского антинаркотического законодательства не предусмотрены. Эти вещества в качестве самостоятельных позиций или производных не включены в Списки веществ, контролируемых на территории Российской Федерации вышеуказанным постановлением, а отсутствие информации об их биологической активности делает невозможным отнесение данных веществ к аналогам наркотических средств.

Именно такие синтетические наркотические средства и психотропные вещества и их производные и имеют жаргонное название «дизайнерские наркотики».4 При этом амфетамин, например, стал в незаконном обороте уже «обычной синтетикой», регулярно изымаемой из незаконного оборота на территории Красноярского края.5

1 World Drug Report 2012 year // United Nations, UNODC. Vienna, 2012.

2 О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи : речь Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета. Иркутск, 2011. 18 апреля.

3 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №27, ст. 3198.

4 Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С 35-37.

5 Дюгаев К.П., Гончаров Е.В., Мельников Е.Б. Незаконный оборот амфетамина на территории Красноярского края // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С.63-67.

Примечательно, что распространению вновь появляющихся в обороте синтетических наркотических средств и психотропных веществ характерна своеобразная цикличность. Процесс начинается с момента появления и широкомасштабного распространения по территории страны (и непосредственно по территории Красноярского края) и длится вплоть до даты введения мер государственного контроля их оборота. Однако, как показывает практика, на законодательное введение этих мер уходят многие месяцы, в течение которых такие вещества находятся в легальном обороте, приносят реальный доход наркодельцам в условиях невозможности контроля их оборота со стороны правоохранительных органов и наносят непоправимый вред жизни и здоровью граждан страны.1

Для создания новых синтетических психоактивных веществ изготовители обычно используют уже хорошо известное контролируемое синтетическое наркотическое средство или психотропное вещество, в разной степени модифицируют его химическую структуру, получая новое неподконтрольное наркотическое средство или психотропное вещество, обладающее аналогичным или даже более сильным психоактивным действием, чем исходное.

Мы проиллюстрируем развитие складывающейся в последние годы ситуации на примере оборота только одной группы новых синтетических психоактивных веществ.

Так, в начале 2012 г. в обороте на территории Красноярского края и в целом по России появилось новое синтетическое психоактивное вещество №(адамантан-1-ил)-1-пентил-1Н-индазол-3-карбоксиамид (в сети Интернет более известное как АСВМ(^-018), которое на первый взгляд можно рассматривать как структурную модификацию внесенного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. №822 в списки контролируемых веществ 3-адамантоилиндола

((адамантан-1-ил)(1Н-индол-3-ил) метано-на). Однако правила для отнесения его к производным какого-либо синтетического наркотического средства или психотропного вещества, разработанные в соответствии с правилами химической номенклатуры, в отношении АСВМ(^-018 неприменимы вследствие формирования структуры данного соединения на основе 1Н-индазольно-го ядра и присоединения адамантильного фрагмента через амидную группу (табл. 1). В этот же период в обороте появились и другие новые синтетические психоактивные вещества на основе как 1Н-индазольного, так и уже использованного ранее 1Н-ин-дольного ядра - АСВМ-018, АСВМ(ЭД-018, АСВМ-2201, АСВМ(^-2201.

Все это время, с начала 2012 г., используя пробелы законодательства, интернет-магазины свободно предлагали эти вещества «на пробу» и обещали скидки оптовым покупателям.

Контроль указанных психоактивных веществ был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. №1215. За почти годовой период нахождения в неконтролируемом обороте на территории Красноярского края осуществлены 80 изъятий субстанций этих синтетических психоактивных веществ общей массой порядка 2,5 кг. Аналогичная ситуация в гораздо больших масштабах повторилась и в 2013 г. Появившиеся в конце прошлого и начале нынешнего года неподконтрольные психоактивные вещества (N№1, РВ-22, РВ-22^ АВ-Р^АСА, АВ-Р^АСА-Н были запрещены к обороту постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №580 и от 9 сентября 2013 г. №788. Ко времени введения мер контроля были проведены 181 изъятие из оборота чистых субстанций, общая масса которых составила более 21,7 кг.

В качестве меры, призванной ограничить оборот неконтролируемых психоактивных веществ, было предложено использо-

1 Малкова Т.Л., Мащенко П.С., Крохин И.П. Правовые аспекты нелегального оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ // Медицинская экспертиза и право. 2011. №6. С.5-8.

Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ппмпшь ведущих специалистов -

Таблица 1

ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА, НАХОДИВШИЕСЯ В ОБОРОТЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 2012-2013 гг. ДО ВВЕДЕНИЯ МЕР КОНТРОЛЯ

№ п/п Химическое название Синонимы Структурная формула

1 ТчЦадамантан-1 -ил)-1-пептил-1 Н-индол-З-карбоксиамид АСВМ-018 2ЫЕ1 сс^Ф

2 ЬКадамантан-1 -ил)-1 -пентил-1Н- и н дазо л - 3 - карбо кс и ам и д АСВМ(1Ч)-018 АКВ-48 ЬТТ-258

3 1<-(адамантан-1 -ил)-1-(5-фторпентил)-111-индол-З-карбоксиамид АСВМ-2201 8Т8-135 оК^

4 М-(адамантан-1 -ил)-1-(5-фторпентил)-1 Н-индазол-З-карбоксиамид АСВМ(Ы)-2201 АКВ-48-Р

5 ЬЦадамантан-1 -ил)-1 -(пент-4-етил)-111- и н дазо л - 3 - карбо кс и ам ид АСВМ (N>-022

6 >1-(нафтален-1 -ил)-1-пентил-1Н-индол-3-карбоксиамид NN£1

7 хинолин-8-ил-1 -пентил-1 Н-индол-3 -карбоксилат РВ-22

8 хинолин-8-ил-1 -(5-фторпентил)-1 Н-индол-3 -карбоксилат РВ-22Р

9 М-(1-карбамоил-2-метилироиил)-1 -иеитил-1Н-индазол-3 -карбоксамид АВ-РШАСА / н о Со-

10 1Ч-(1-карбамоил-2-метилпропил)-1-(5-пентил)-1Н-индазол-3-карбо ксамид АВ-РПЧАСА-Р / н о

вать понятие «производные наркотических средств и психотропных веществ»1, и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. №1178 оно было закреплено.

Такое изменение законодательства в значительной мере сняло проблемные вопросы ограничения оборота новых психоактивных веществ за счет отнесения к данной категории относительно простых по структуре соединений. Однако, как справедливо отмечает А.В. Федоров2, законодательное закрепление понятия «производные» обозначило необходимость решения как минимум еще двух проблем. Во-первых, внесенные в Перечень изменения привели к появлению в нем внутренних противоречий, а во-вторых, с принятием вышеназванного постановления процесс идентификации соответствующих производных как таковых не упростился.

С другой стороны, анализ закрепленного понятия «производные» позволяет сделать некоторые предположения о дальнейшем развитии ситуации в обороте новых неподконтрольных синтетических психоактивных веществ. Она, на наш взгляд, может изменяться по следующим направлениям:

- появление в обороте новых химических соединений, структура которых образована заменой (формальным замещением) структурных элементов и функциональных групп, не упомянутых в тексте, а также структур, полученных не замещением, а отщеплением водородных атомов или функциональных групп;

- введение в структуру молекул наркотических средств и психотропных веществ фрагментов с числом атомов водорода, превышающим общее число углеродных атомов в исходной химической структуре;

- синтез соединений, в структуру которых входят такие элементы, которые с точки зрения химической номенклатуры не

могут рассматриваться в качестве производных подконтрольных веществ (например, замещенные, гетероароматические и гетероциклические фрагменты либо али-циклические и ароматические с карбоксильными группами и их производными).

Таким образом, законодательное закрепление понятия «производные наркотических средств и психотропных веществ» в достаточной мере не ограничивает распространение неконтролируемых психоактивных веществ, вместе с тем его позитивную роль в ограничении оборота относительно их несложных структурных модификаций следует признать.

Современная уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика свидетельствует о том, что имеется другой - параллельный - механизм, установленный Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», позволяющий упомянутые ранее психоактивные вещества с начала их появления в незаконном обороте отнести к контролируемым через понятие «аналог наркотического средства и психотропных веществ»3.

С целью отнесения нового психоактивного вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества в процессе экспертного исследования необходимо установление соответствия двум обязательным критериям:

- наличие химической структуры, сходной со структурой наркотического средства или психотропного вещества;

- наличие психоактивного действия, сходного с психоактивным действием наркотического средства или психотропного вещества, действие которого они воспроизводят.

В настоящее время экспертно-кримина-листические подразделения территориальных органов ФСКН России в ряде случаев имеют возможность достаточно надеж-

1 Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С 21-26.

2 Федоров А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С.3-18.

3 Там же.

Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов

но устанавливать химическую структуру таких психоактивных веществ на имеющемся оборудовании. Сходство химической структуры нового психоактивного вещества устанавливается путем сравнения его с химической структурой подконтрольного синтетического наркотического средства или психотропного вещества (установление максимального сходства (минимального различия) химических структур).

Установление наличия и величины психоактивного действия аналогов наркотических средств и психотропных веществ возможно двумя путями:

- привлечением сертифицированного специалиста-токсиколога с использованием его специальной подготовки со ссылками на литературные источники, аккумулирующие сведения о наличии и уровне психоактивного действия (патентные библиотеки, в том числе европейских стран и США, электронные библиотеки специализированных зарубежных журналов, публикующих материалы по структурной химии и аналитической токсикологии);

- привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов научно-исследовательских лабораторий для проведения химико-токсикологических исследований непосредственно на лабораторных животных, с экстраполяцией полученных данных на организм человека.

Особо важным и ценным в этих случаях является совместное производство именно комплексных химико-токсикологических исследований и экспертиз аналогов наркотических средств и психотропных веществ специалистами разных экспертных специ-альностей.1 Привлечение сертифицированных специалистов-токсикологов необходимо как на стадии производства первоначального комплексного химико-токсикологического исследования (с целью возбуждения уголовного дела), так и на стадии производства комплексной судебной химико-токсикологической экспертизы (при расследовании уголовного дела).

В УФСКН России по Красноярскому краю в настоящее время наработан опыт привлечения в качестве специалистов и экспертов к проведению совместно с экспертами ЭКС УФСКН России по Красноярскому краю комплексных химико-токсикологических исследований и экспертиз. Токсикологические исследования проводятся на возмездной основе двумя специалистами, имеющими сертификат на право их производства. Выводы делаются на основании литературных данных о наличии и величине психоактивного действия исследуемых веществ, которые в дальнейшем признаются аналогами наркотических средств и психотропных веществ.

Проведение химико-токсикологических исследований с привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов на лабораторных животных успешно реализовано на базе Пермской государственной фармацевтической академии.2 Аналогичные возможности имеются и на базе Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясе-нецкого. Однако порядок взаимодействия с УФСКН России по Красноярскому краю в настоящее время не реализован ввиду ряда организационных и особенно финансовых причин. Токсикологические исследования проводятся только на возмездной основе и требуют значительных финансовых затрат (содержание лабораторий и оборудования, оплата труда сотрудников, расходы по содержанию лабораторных животных, затраты на расходные материалы и прочее). Вместе с тем начальный опыт организации производства комплексных химико-токсикологических исследований в настоящее время уже имеется.

Так, в 2013 г. в ЭКС УФСКН России по Красноярскому краю с привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов со ссылками на литературные источники, аккумулирующие сведения о наличии и уровне психоактивного действия, проведены 105 комплексных химико-ток-

1 Федоров А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С.3-18.

2 Малкова Т.Л., Мащенко П.С., Крохин И.П. Указ. соч.

сикологических исследований и 148 комплексных химико-токсикологических экспертиз аналогов наркотических средств и психотропных веществ.

Суммируя вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что в целях совершенствования системы мер по сокращению оборота новых психоактивных веществ на территории Российской Федерации необходимо решение ряда вопросов:

- совершенствование нормативно-правового механизма установления мер законодательного контроля новых синтетических психоактивных веществ на территории Российской Федерации;

- обеспечение экспертно-криминалис-тических подразделений территориальных органов ФСКН России современным физико-химическим оборудованием для исследования синтетических наркотических средств и психотропных веществ, их производных и аналогов, а в случае большой удаленности от территориальных органов -и на уровне межрайонных подразделений;

- решение организационных и финансовых вопросов проведения комплексных химико-токсикологических экспертиз ана-

логов синтетических наркотических средств и психотропных веществ как с привлечением специалистов-токсикологов, так и на базе научно-исследовательских лабораторий, имеющих возможность проведения исследований на лабораторных животных;

- совершенствование информационного обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов ФСКН России (постоянное обновление библиотек масс-спектров синтетических наркотических средств и психотропных веществ, их производных и аналогов, информации о их структуре и свойствах, новых подходах к их исследованию, своевременное обеспечение методическими материалами и т.д.).

Своевременное решение вышеперечисленных проблем в условиях быстро меняющейся наркоситуации, на наш взгляд, приведет к повышению эффективности в организации оперативно-служебной деятельности экспертно-криминалисти-ческих подразделений правоохранительных органов на содержательно новом и более высоком качественном уровне.

Библиографический список

1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №24. - Ст. 3015.

2. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №27. - Ст. 3198.

3. О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи : речь Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета. - Иркутск, 2011. - 18 апреля.

4. Гапонов, С.В. Проблемные вопросы контроля оборота новых психоактивных веществ на территории управления ФСКН России по Красноярскому краю и пути их решения / С.В. Гапонов, Ю.В. Кекин // Особенности современной наркоситуации и основные направления противодействия наркопреступности : материалы международного научно-практического семинара / отв. ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

5. Дюгаев, К.П. Незаконный оборот амфетамина на территории Красноярского края / К.П. Дюгаев, Е.В. Гончаров, Е.Б. Мельников // Актуальные проблемы профилактики

Практика противодействия наркоугрозе.

Ппмпшь ведущих специалистов

наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.

6. Карпов, Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса / Я.С. Карпов // Наркоконтроль. -2013. - № 1. - С 35-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Малкова, Т.Д. Правовые аспекты нелегального оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ / Т.Д. Малкова, П.С. Мащенко, И.П.Крохин // Медицинская экспертиза и право. - 2011. - №6. - С.5-8.

8. Сыромятников, С.В. Производные наркотических средств и психотропных веществ / С.В. Сыромятников, И.И. Сарычев // Наркоконтроль. - 2011. - № 2. - С 21-26.

9. Федоров, А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А.В. Федоров // Наркоконтроль. - 2012. - № 3. - С.3-18.

10. World Drug Report 2012 year // United Nations, UNODC. - Vienna, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.