УДК 343.98
Евгений Борисович МЕЛЬНИКОВ,
заместитель начальника кафедры криминалистики Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат химических наук, доцент
Константин Петрович ДЮГАЕВ,
заместитель начальника экспертно-
криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю
dkp@gnk. krasnoyarsk. ш
Александр Геннадьевич МИХАЙЛИЧЕНКО,
начальник 1 отдела экспертно-криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю
Евгений Викторович ГОНЧАРОВ,
старший эксперт экспертно-криминалистической службы управления ФСКН России по Красноярскому краю, кандидат технических наук
adm@ gnk.krasnoyarsk.ru
ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
PROBLEMS OF FORENSIC ANALYSIS OF NEW PSYCHOACTIVE SUBSTANCES
В статье рассматриваются вопросы совершенствования антинаркотического законодательства как методологической основы криминалистического исследования новых психоактивных веществ, появляющихся в обороте на территории Красноярского края.
The article considers the issues of improving drug laws as a methodological basis for forensic analysis of new psychoactive substances appearing in the Krasnoyarsk Territory.
Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, производные наркотических средств и психотропных веществ.
Keywords: narcotic drugs, psychotropic substances, analogues of narcotics and psychotropic substances, derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances.
Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов
В настоящее время наблюдается общемировая тенденция все более широкого распространения новых синтетических психоактивных веществ. Вместе с тем уровень злоупотребления традиционными психоактивными веществами растительного и полусинтетического происхождения сохраняется достаточно высоким.1
Особая опасность неконтролируемых антинаркотическим законодательством Российской Федерации синтетических психоактивных веществ обусловлена тем, что в подавляющем большинстве случаев клинические исследования их токсикологической активности не проводились, апробация наркотического действия и установление эффективной дозировки таких препаратов происходит непосредственно на употребляющих их лицах. При этом основными их потребителями являются представители финансово обеспеченной молодежи (в возрасте до 30 лет), в том числе и студенческой2, как правило, в местах массового досуга.
Немаловажным фактором при распространении новых синтетических психоактивных веществ в молодежной среде является широкая доступность в сети Интернет сведений об их легальности, способах синтеза, употребления и распространения (сбыта).
Всю серьезность и опасность сложившейся ситуации наглядно иллюстрирует и динамика изменения антинаркотического законодательства Российской Федерации в области контроля психоактивных веществ. Если в период с 1998 г. по 2004 г. постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 «Об ут-
верждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» не претерпевало особых принципиальных изменений, то в течение последующих 8 лет оно изменялось и дополнялось 33 раза.3 В большинстве случаев эти изменения и дополнения касались установления контроля именно над синтетическими наркотическими средствами и психотропными веществами и их прекурсорами.
Тенденции увеличения объемов потребления синтетических психоактивных веществ характерны как для Красноярского края, так и Сибирского федерального округа в целом. В последнее время на территории края в обороте регулярно появляются новые виды и группы синтетических психоактивных веществ, меры контроля которых нормами действующего российского антинаркотического законодательства не предусмотрены. Эти вещества в качестве самостоятельных позиций или производных не включены в Списки веществ, контролируемых на территории Российской Федерации вышеуказанным постановлением, а отсутствие информации об их биологической активности делает невозможным отнесение данных веществ к аналогам наркотических средств.
Именно такие синтетические наркотические средства и психотропные вещества и их производные и имеют жаргонное название «дизайнерские наркотики».4 При этом амфетамин, например, стал в незаконном обороте уже «обычной синтетикой», регулярно изымаемой из незаконного оборота на территории Красноярского края.5
1 World Drug Report 2012 year // United Nations, UNODC. Vienna, 2012.
2 О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи : речь Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета. Иркутск, 2011. 18 апреля.
3 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №27, ст. 3198.
4 Карпов Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса // Наркоконтроль. 2013. № 1. С 35-37.
5 Дюгаев К.П., Гончаров Е.В., Мельников Е.Б. Незаконный оборот амфетамина на территории Красноярского края // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. С.63-67.
Примечательно, что распространению вновь появляющихся в обороте синтетических наркотических средств и психотропных веществ характерна своеобразная цикличность. Процесс начинается с момента появления и широкомасштабного распространения по территории страны (и непосредственно по территории Красноярского края) и длится вплоть до даты введения мер государственного контроля их оборота. Однако, как показывает практика, на законодательное введение этих мер уходят многие месяцы, в течение которых такие вещества находятся в легальном обороте, приносят реальный доход наркодельцам в условиях невозможности контроля их оборота со стороны правоохранительных органов и наносят непоправимый вред жизни и здоровью граждан страны.1
Для создания новых синтетических психоактивных веществ изготовители обычно используют уже хорошо известное контролируемое синтетическое наркотическое средство или психотропное вещество, в разной степени модифицируют его химическую структуру, получая новое неподконтрольное наркотическое средство или психотропное вещество, обладающее аналогичным или даже более сильным психоактивным действием, чем исходное.
Мы проиллюстрируем развитие складывающейся в последние годы ситуации на примере оборота только одной группы новых синтетических психоактивных веществ.
Так, в начале 2012 г. в обороте на территории Красноярского края и в целом по России появилось новое синтетическое психоактивное вещество №(адамантан-1-ил)-1-пентил-1Н-индазол-3-карбоксиамид (в сети Интернет более известное как АСВМ(^-018), которое на первый взгляд можно рассматривать как структурную модификацию внесенного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. №822 в списки контролируемых веществ 3-адамантоилиндола
((адамантан-1-ил)(1Н-индол-3-ил) метано-на). Однако правила для отнесения его к производным какого-либо синтетического наркотического средства или психотропного вещества, разработанные в соответствии с правилами химической номенклатуры, в отношении АСВМ(^-018 неприменимы вследствие формирования структуры данного соединения на основе 1Н-индазольно-го ядра и присоединения адамантильного фрагмента через амидную группу (табл. 1). В этот же период в обороте появились и другие новые синтетические психоактивные вещества на основе как 1Н-индазольного, так и уже использованного ранее 1Н-ин-дольного ядра - АСВМ-018, АСВМ(ЭД-018, АСВМ-2201, АСВМ(^-2201.
Все это время, с начала 2012 г., используя пробелы законодательства, интернет-магазины свободно предлагали эти вещества «на пробу» и обещали скидки оптовым покупателям.
Контроль указанных психоактивных веществ был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. №1215. За почти годовой период нахождения в неконтролируемом обороте на территории Красноярского края осуществлены 80 изъятий субстанций этих синтетических психоактивных веществ общей массой порядка 2,5 кг. Аналогичная ситуация в гораздо больших масштабах повторилась и в 2013 г. Появившиеся в конце прошлого и начале нынешнего года неподконтрольные психоактивные вещества (N№1, РВ-22, РВ-22^ АВ-Р^АСА, АВ-Р^АСА-Н были запрещены к обороту постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №580 и от 9 сентября 2013 г. №788. Ко времени введения мер контроля были проведены 181 изъятие из оборота чистых субстанций, общая масса которых составила более 21,7 кг.
В качестве меры, призванной ограничить оборот неконтролируемых психоактивных веществ, было предложено использо-
1 Малкова Т.Л., Мащенко П.С., Крохин И.П. Правовые аспекты нелегального оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ // Медицинская экспертиза и право. 2011. №6. С.5-8.
Практика противодействия наркоугрозе. Г ' ) Ппмпшь ведущих специалистов -
Таблица 1
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА, НАХОДИВШИЕСЯ В ОБОРОТЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 2012-2013 гг. ДО ВВЕДЕНИЯ МЕР КОНТРОЛЯ
№ п/п Химическое название Синонимы Структурная формула
1 ТчЦадамантан-1 -ил)-1-пептил-1 Н-индол-З-карбоксиамид АСВМ-018 2ЫЕ1 сс^Ф
2 ЬКадамантан-1 -ил)-1 -пентил-1Н- и н дазо л - 3 - карбо кс и ам и д АСВМ(1Ч)-018 АКВ-48 ЬТТ-258
3 1<-(адамантан-1 -ил)-1-(5-фторпентил)-111-индол-З-карбоксиамид АСВМ-2201 8Т8-135 оК^
4 М-(адамантан-1 -ил)-1-(5-фторпентил)-1 Н-индазол-З-карбоксиамид АСВМ(Ы)-2201 АКВ-48-Р
5 ЬЦадамантан-1 -ил)-1 -(пент-4-етил)-111- и н дазо л - 3 - карбо кс и ам ид АСВМ (N>-022
6 >1-(нафтален-1 -ил)-1-пентил-1Н-индол-3-карбоксиамид NN£1
7 хинолин-8-ил-1 -пентил-1 Н-индол-3 -карбоксилат РВ-22
8 хинолин-8-ил-1 -(5-фторпентил)-1 Н-индол-3 -карбоксилат РВ-22Р
9 М-(1-карбамоил-2-метилироиил)-1 -иеитил-1Н-индазол-3 -карбоксамид АВ-РШАСА / н о Со-
10 1Ч-(1-карбамоил-2-метилпропил)-1-(5-пентил)-1Н-индазол-3-карбо ксамид АВ-РПЧАСА-Р / н о
вать понятие «производные наркотических средств и психотропных веществ»1, и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. №1178 оно было закреплено.
Такое изменение законодательства в значительной мере сняло проблемные вопросы ограничения оборота новых психоактивных веществ за счет отнесения к данной категории относительно простых по структуре соединений. Однако, как справедливо отмечает А.В. Федоров2, законодательное закрепление понятия «производные» обозначило необходимость решения как минимум еще двух проблем. Во-первых, внесенные в Перечень изменения привели к появлению в нем внутренних противоречий, а во-вторых, с принятием вышеназванного постановления процесс идентификации соответствующих производных как таковых не упростился.
С другой стороны, анализ закрепленного понятия «производные» позволяет сделать некоторые предположения о дальнейшем развитии ситуации в обороте новых неподконтрольных синтетических психоактивных веществ. Она, на наш взгляд, может изменяться по следующим направлениям:
- появление в обороте новых химических соединений, структура которых образована заменой (формальным замещением) структурных элементов и функциональных групп, не упомянутых в тексте, а также структур, полученных не замещением, а отщеплением водородных атомов или функциональных групп;
- введение в структуру молекул наркотических средств и психотропных веществ фрагментов с числом атомов водорода, превышающим общее число углеродных атомов в исходной химической структуре;
- синтез соединений, в структуру которых входят такие элементы, которые с точки зрения химической номенклатуры не
могут рассматриваться в качестве производных подконтрольных веществ (например, замещенные, гетероароматические и гетероциклические фрагменты либо али-циклические и ароматические с карбоксильными группами и их производными).
Таким образом, законодательное закрепление понятия «производные наркотических средств и психотропных веществ» в достаточной мере не ограничивает распространение неконтролируемых психоактивных веществ, вместе с тем его позитивную роль в ограничении оборота относительно их несложных структурных модификаций следует признать.
Современная уголовно-правовая и уголовно-процессуальная практика свидетельствует о том, что имеется другой - параллельный - механизм, установленный Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», позволяющий упомянутые ранее психоактивные вещества с начала их появления в незаконном обороте отнести к контролируемым через понятие «аналог наркотического средства и психотропных веществ»3.
С целью отнесения нового психоактивного вещества к аналогу наркотического средства или психотропного вещества в процессе экспертного исследования необходимо установление соответствия двум обязательным критериям:
- наличие химической структуры, сходной со структурой наркотического средства или психотропного вещества;
- наличие психоактивного действия, сходного с психоактивным действием наркотического средства или психотропного вещества, действие которого они воспроизводят.
В настоящее время экспертно-кримина-листические подразделения территориальных органов ФСКН России в ряде случаев имеют возможность достаточно надеж-
1 Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С 21-26.
2 Федоров А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С.3-18.
3 Там же.
Практика противодействия наркоугрозе Ппмпшь ведущих специалистов
но устанавливать химическую структуру таких психоактивных веществ на имеющемся оборудовании. Сходство химической структуры нового психоактивного вещества устанавливается путем сравнения его с химической структурой подконтрольного синтетического наркотического средства или психотропного вещества (установление максимального сходства (минимального различия) химических структур).
Установление наличия и величины психоактивного действия аналогов наркотических средств и психотропных веществ возможно двумя путями:
- привлечением сертифицированного специалиста-токсиколога с использованием его специальной подготовки со ссылками на литературные источники, аккумулирующие сведения о наличии и уровне психоактивного действия (патентные библиотеки, в том числе европейских стран и США, электронные библиотеки специализированных зарубежных журналов, публикующих материалы по структурной химии и аналитической токсикологии);
- привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов научно-исследовательских лабораторий для проведения химико-токсикологических исследований непосредственно на лабораторных животных, с экстраполяцией полученных данных на организм человека.
Особо важным и ценным в этих случаях является совместное производство именно комплексных химико-токсикологических исследований и экспертиз аналогов наркотических средств и психотропных веществ специалистами разных экспертных специ-альностей.1 Привлечение сертифицированных специалистов-токсикологов необходимо как на стадии производства первоначального комплексного химико-токсикологического исследования (с целью возбуждения уголовного дела), так и на стадии производства комплексной судебной химико-токсикологической экспертизы (при расследовании уголовного дела).
В УФСКН России по Красноярскому краю в настоящее время наработан опыт привлечения в качестве специалистов и экспертов к проведению совместно с экспертами ЭКС УФСКН России по Красноярскому краю комплексных химико-токсикологических исследований и экспертиз. Токсикологические исследования проводятся на возмездной основе двумя специалистами, имеющими сертификат на право их производства. Выводы делаются на основании литературных данных о наличии и величине психоактивного действия исследуемых веществ, которые в дальнейшем признаются аналогами наркотических средств и психотропных веществ.
Проведение химико-токсикологических исследований с привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов на лабораторных животных успешно реализовано на базе Пермской государственной фармацевтической академии.2 Аналогичные возможности имеются и на базе Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясе-нецкого. Однако порядок взаимодействия с УФСКН России по Красноярскому краю в настоящее время не реализован ввиду ряда организационных и особенно финансовых причин. Токсикологические исследования проводятся только на возмездной основе и требуют значительных финансовых затрат (содержание лабораторий и оборудования, оплата труда сотрудников, расходы по содержанию лабораторных животных, затраты на расходные материалы и прочее). Вместе с тем начальный опыт организации производства комплексных химико-токсикологических исследований в настоящее время уже имеется.
Так, в 2013 г. в ЭКС УФСКН России по Красноярскому краю с привлечением сертифицированных специалистов-токсикологов со ссылками на литературные источники, аккумулирующие сведения о наличии и уровне психоактивного действия, проведены 105 комплексных химико-ток-
1 Федоров А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 3. С.3-18.
2 Малкова Т.Л., Мащенко П.С., Крохин И.П. Указ. соч.
сикологических исследований и 148 комплексных химико-токсикологических экспертиз аналогов наркотических средств и психотропных веществ.
Суммируя вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что в целях совершенствования системы мер по сокращению оборота новых психоактивных веществ на территории Российской Федерации необходимо решение ряда вопросов:
- совершенствование нормативно-правового механизма установления мер законодательного контроля новых синтетических психоактивных веществ на территории Российской Федерации;
- обеспечение экспертно-криминалис-тических подразделений территориальных органов ФСКН России современным физико-химическим оборудованием для исследования синтетических наркотических средств и психотропных веществ, их производных и аналогов, а в случае большой удаленности от территориальных органов -и на уровне межрайонных подразделений;
- решение организационных и финансовых вопросов проведения комплексных химико-токсикологических экспертиз ана-
логов синтетических наркотических средств и психотропных веществ как с привлечением специалистов-токсикологов, так и на базе научно-исследовательских лабораторий, имеющих возможность проведения исследований на лабораторных животных;
- совершенствование информационного обеспечения деятельности экспертно-криминалистических подразделений территориальных органов ФСКН России (постоянное обновление библиотек масс-спектров синтетических наркотических средств и психотропных веществ, их производных и аналогов, информации о их структуре и свойствах, новых подходах к их исследованию, своевременное обеспечение методическими материалами и т.д.).
Своевременное решение вышеперечисленных проблем в условиях быстро меняющейся наркоситуации, на наш взгляд, приведет к повышению эффективности в организации оперативно-служебной деятельности экспертно-криминалисти-ческих подразделений правоохранительных органов на содержательно новом и более высоком качественном уровне.
Библиографический список
1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №24. - Ст. 3015.
2. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. №681 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №27. - Ст. 3198.
3. О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи : речь Президента Российской Федерации Д.А. Медведева на заседании Президиума Государственного совета. - Иркутск, 2011. - 18 апреля.
4. Гапонов, С.В. Проблемные вопросы контроля оборота новых психоактивных веществ на территории управления ФСКН России по Красноярскому краю и пути их решения / С.В. Гапонов, Ю.В. Кекин // Особенности современной наркоситуации и основные направления противодействия наркопреступности : материалы международного научно-практического семинара / отв. ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.
5. Дюгаев, К.П. Незаконный оборот амфетамина на территории Красноярского края / К.П. Дюгаев, Е.В. Гончаров, Е.Б. Мельников // Актуальные проблемы профилактики
Практика противодействия наркоугрозе.
Ппмпшь ведущих специалистов
наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков : материалы XV международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.Д. Невирко. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012.
6. Карпов, Я.С. Дизайнерские наркотики и новые прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ: вопросы правового статуса / Я.С. Карпов // Наркоконтроль. -2013. - № 1. - С 35-37.
7. Малкова, Т.Д. Правовые аспекты нелегального оборота аналогов наркотических средств и психотропных веществ / Т.Д. Малкова, П.С. Мащенко, И.П.Крохин // Медицинская экспертиза и право. - 2011. - №6. - С.5-8.
8. Сыромятников, С.В. Производные наркотических средств и психотропных веществ / С.В. Сыромятников, И.И. Сарычев // Наркоконтроль. - 2011. - № 2. - С 21-26.
9. Федоров, А.В. Определение аналогов наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А.В. Федоров // Наркоконтроль. - 2012. - № 3. - С.3-18.
10. World Drug Report 2012 year // United Nations, UNODC. - Vienna, 2012.