УДК 336.648
ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАПИТАЛА
Е. В. СТРЕЛЬНИКОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и банковского дела E-mail: strelnikoff76@mail. ru Уральский государственный экономический университет
В статье исследуется метод оценки финансового риска и потребности в капитале на уровне отдельных направлений общего бизнеса и банка в целом, получивший название скорректированного на риск рентабельности капитала, который впервые был разработан инвестиционным банком Banker's Trust.
Ключевые слова: рынок, рентабельность капитала, финансовый, риск, оценка; рентабельность, скорректированная на риск; направление деятельности, моделирование рисков, чистая прибыль.
В настоящее время довольно часто применяют понятие рентабельности капитала, скорректированной на риск. Оно с успехом используется как отношение чистой прибыли к размеру капитала на покрытие рисков данного вида деятельности [1; 6, с. 532]1.
Метод оценки финансового риска и потребности в капитале на уровне отдельных направлений общего бизнеса и банка в целом, получивший название скорректированного на риск рентабельности капитала (risk-adjusted return on capital, RAROC), впервые был разработан инвестиционным банком Banker's Trust в конце 1970-х гг. 2.
1 В частности, это могут быть операции по кредитованию иных хозяйствующих субъектов или физических лиц.
2 Впоследствии банк Banker's Trust разработал систему RAROC
2020 - программный продукт, включающий в себя базу данных цен, волатильностей и корреляций по большому набору факторов рыночного риска; также были предложены модели расчета риска портфелей финансовых инструментов на ее основе. Например, в отличие от системы RiskMetrics, разработанной
На основе показателя RAROC возникли такие модификации, как рентабельность капитала, скорректированная на риск (return on risk-adjusted capital, RORAC), и скорректированная на риск рентабельность капитала, рассчитанная с учетом риска (risk-adjusted return on risk adjusted capital, RARORAC).
Все эти коэффициенты следует отнести к классу показателей оценки результатов деятельности с учетом риска (risk adjusted performance measures, RAPM), которые получили широкое распространение в финансовом секторе. Их, как правило, используют в качестве меры экономической эффективности, учитывающей риск [3, с. 251].
Однако в отличие от экономической добавленной стоимости - абсолютной денежной величины, являющейся оценкой экономического эффекта, рассматриваемый метод видится более объективным. В частности, относительные показатели RAPM будут представляться сопоставимыми и, следовательно, могут служить критерием размещения капитала между различными по величине и структуре портфелями, подразделениями и направлениями деятельности, а также инструментом мотивации руководящего персонала в системе материального поощрения.
В частности, появление методики RAROC и ее аналогов было обусловлено тенденцией к все большей диверсификации банковской деятельности в странах Западной Европы и США в 1980-1990-х гг.,
банком J. P. Morgan, система RAROC 2020 изначально включала в себя возможности расчета риска опционов [6, с. 562].
35 (125) - 2012
Вопросы экономики
когда банки стали осваивать новые для них виды операции3.
Таким образом, первоначальная цель, которая ставилась перед разработчиками RAROC и ее аналогов, заключалась в оценке риска ссудного портфеля банка и размера капитала, достаточного для покрытия убытков с заданной степенью уверенности. Иными словами, задача стояла в расчете такой величины капитала, которая позволила бы снизить риск банкротства банка и связанных с ним потерь для его вкладчиков и прочих кредиторов до приемлемого низкого уровня. С такой задачей RAROC не всегда корректно справлялся.
В общем виде RAROC был предназначен для обеспечения банка капиталом на уровне, достаточном для покрытия непредвиденных потерь вследствие реализации всех основных видов риска с определенной (высокой) степенью уверенности. Следовательно, можно сделать предположение, что одной из главных целей применения RAROC с позиции интегрированного риск-менеджмента является оптимизация совокупной величины и структуры капитала, что в реальной действительности не всегда приемлемо.
Более того, размещение капитала по определенным направлениям деятельности, учитывающее как индивидуальные риски, так и вклад в общий риск кредитной организации, необходимо для расчета экономической прибыли и необоснованно включенных в нее сумм вознаграждений для руководителей.
По этой причине необходимо точно знать, что к настоящему времени не существует какой-либо общепринятой, стандартной методики агрегированной оценки рисков в масштабе всего банка. В свою очередь, это очень часто ставит банки в весьма затруднительное положение.
Так, в методике RAROC моделирование и агрегирование рисков, по всей видимости, должно осуществляться сверху вниз. В разрезе основных видов риска, каждый из которых может оцениваться сразу по всем операциям кредитной организации, при таком подходе может возникнуть вполне закономерная проблема учета корреляционных взаи-
3 В пример можно привести развитие торговли производными финансовыми инструментами, которые, в отличие от традиционных операций по кредитованию, требовали довольно мало капитала в качестве источника финансирования, но в то же время могли создавать условные обязательства для банка, размер убытка по которым мог стать поистине катастрофическим для организации в целом [4, с. 529].
мосвязей между рисками разной природы, которые очень трудно оценить эмпирически4.
В подобном случае необходимо прибегнуть к неким теоретическим корреляциям. Однако их обоснованность оставляет желать лучшего. К примеру, вполне нормальной альтернативой может служить двухэтапный подход5. Так, при единообразном и последовательном учете корреляций оба подхода должны представлять одни и те же значения интегрального риска. В результате определяется потребность в капитале на покрытие риска для банка в целом, и в основе этого процесса должен лежать метод RAROC.
Принцип, лежащий в основе RAROC, заключается в том, что проекты, сопряженные с более высоким совокупным риском, должны приносить и большую чистую доходность по сравнению с проектами с низким риском. Так, это означает, что оценка рентабельности направления любого бизнеса или подразделения, примером которой может послужить отдельная операция, некий продукт, сам клиент, будет представлена в более объективном плане [5, с. 265]. В то же время ценообразование продукта и услуг должно производиться с учетом не только явных затрат, включающих стоимость кредитных ресурсов, непроцентные доходы, но и премии за риск6. В этой связи необходимо отметить, что помимо премии за риск рентабельность включает в себя стоимость вмененных издержек, которые представляют собой величину задействованного капитала, предназначенного для покрытия непредвиденных потерь вследствие всех видов риска [4, с. 573].
В свою очередь, как и концепция экономической добавленной стоимости, метод RAROC основывается на важном допущении, что вмененная стоимость капитала, задействованного в каждом направлении деятельности, рассчитывается из одной и той же нормы рентабельности капитала для всей кредитной организации7.
4 В первую очередь подобная проблема возникает из-за различия во временных горизонтах [10, с. 371].
5 При двухэтапном подходе риски оцениваются и агрегируются с учетом эмпирических или предполагаемых корреляций сначала на уровне отдельных направлений, потом полученные значения совокупного риска могут быть суммированы по отдельным направлениям деятельности банка с учетом эмпирических, реально наблюдаемых корреляций между ними.
6 Данная премия должна отражать ожидаемые потери компании.
7 К примеру, с теоретической точки зрения не имеет значения, какой из параметров должен отражать уровень риска: норма
В нашем случае для того, чтобы «выровнять» все направления деятельности по риску инвестирования капитала при его неизменной стоимости, необходимо распределить капитал таким образом, чтобы наиболее рискованные направления получили и больше капитала. Это, в свою очередь, позволит сравнить их между собой по уровню рентабельности с учетом риска и принимать соответствующие стратегические решения.
Главная проблема видится в том, что не существует оптимальной меры риска, с учетом которой можно было бы распределять капитал без существенных искажений для результата. К примеру, в методике ЯАЯОС в качестве такой меры используется вероятностная оценка интегрального экономического риска для каждого направления деятельности, учитывающая его корреляцию с совокупным риском банковского портфеля [11, с. 430].
Так, в своем исследовании автор подошел к этапу расчета алгоритма для вычисления КАЯОС. Как известно, для кредитной организации скорректированная на риск рентабельность капитала вполне может быть оценена следующим образом [2, с. 438]:
RAROC =
E-ECL RC :
где E (earnings) - чистая прибыль, рассчитанная с учетом затрат на частичное хеджирование рыночного и кредитного рисков (если, конечно, таковое осуществлялось на уровне компании); ECL (expexted loss) - ожидаемые потери вследствие экономического риска; RC (risk capital) - капитал, резервируемый против совокупного нехеджируемого риска8. Кроме того, иногда в знаменателе формулы вместо капитала, резервируемого против рисков, можно встретить более широкий показатель экономического капитала.
Следовательно, показатель RAROC может как рассчитываться по итогам выбранного отчетного периода, так и планироваться на будущее. Соответственно, оценка результатов работы руководителя
требуемой доходности или размер задействованного капитала. В свою очередь, последний подход более предпочтителен на практике, так как «фиксированная» цена капитала позволяет сравнивать направления бизнеса между собой по величине экономической прибыли либо рентабельности капитала сверх общего минимально требуемого уровня [3, с. 421].
8 Данный вид/тип капитала выражается волатильностью денежных потоков по банку в целом либо отдельно по направлению деятельности, портфелю, клиенту или продукту в целом [8].
каждого направления деятельности будет осуществляться посредством сравнения планового значения RAROC и фактического достигнутого показателя.
К примеру, анализ тенденций в динамике RAROC за последнее время в сравнении с другими подразделениями и направлениями деятельности может дать очень интересные результаты [10, с. 513]. В этой связи надо отметить, что эквивалентность показателей RAROC и EVA (экономической добавленной стоимости), используемых для принятия решений на основе сравнения с пороговой нормой доходности, может быть представлена в следующем виде: EVA = C(RAROC - COE).
В этом случае показатель RAROC при кажущейся простоте в обязательном порядке должен удовлетворять следующему неравенству: RAROC > x% ^ EVA - COE = x%.
Таким образом, при всей кажущейся простоте расчета показателя RAROC основная трудность состоит в том, что оценка показателей формулы первой из приведенных формул, в особенности числовых значений знаменателя, подвержена смещению и может давать не всегда корректные результаты.
В частности, первые проблемы могут возникнуть уже при выборе временного горизонта для адекватного расчета RAROC. В принципе горизонт может быть любым. Однако трудность в том, что финансовые риски будут сильно различаться по горизонту, и их прогнозирование будет не столь точным.
К примеру, рыночные риски обычно оцениваются за относительно короткие периоды времени (как правило, от одного дня до нескольких недель), в то время как риск дефолта может быть рассчитан с определенной достоверностью только на гораздо более продолжительный период наблюдения - от 1 года до 15-20 лет [7, с. 78-94].
Еще более редкими видами рисков могут быть данные по проявлениям разного рода операционных рисков [8, с. 90-143]. В этой связи показательным видится практика иностранных банков. Так, Ба-зельский комитет требует от банков иметь базы данных по операционным потерям глубиной не менее пяти лет [7]. Отсюда следует, что оценка интегрального риска в масштабе всего банка посредством агрегирования снизу вверх имеет смысл только для некоего компромиссного временного горизонта решения, на котором можно будет получить оценки долгосрочных рисков, а погрешность масштабирования оценок краткосрочных рисков не будет слишком большой [9, с. 271].
7х"
31
35 (125) - 2012
Вопросы экономики
В нашем примере на практике показатель RAROC обычно рассчитывают с временным горизонтом в один год. При этом с целью повышения прогнозной ценности и снижения зависимости от исторических данных оценки рисков требования к экономическому капиталу должны обновляться ежеквартально [8].
Так, если более детально посмотреть на полученную формулу расчета RAROC, то необходимо обратить внимание на способы расчета составляющих его переменных.
В частности, величина чистой прибыли определяется как сумма валового дохода по всем операциям за вычетом всех прямых и косвенных расходов, включая затраты на хеджирование риска, выплаты по обязательствам и налогам. Однако поскольку в разных стандартах бухгалтерского учета этот показатель может определяться по-разному, главным условием будет являться единство метода при расчете чистой прибыли по всем направлениям деятельности [4, с. 623].
Так, разделение потерь на ожидаемые и непредвиденные наиболее отчетливо прослеживается в случае вычисления кредитного риска. В частности, ожидаемые потери вследствие дефолта контрагентов или заемщиков могут быть оценены на основе соответствующих формул.
Ожидаемые потери могут рассматриваться как обычные издержки данного вида деятельности и подлежать включению в стоимость финансовых инструментов, связанных с кредитным риском, посредством их перераспределения между контрагентами (заемщиками). Аналогичным способом необходимо поступать и с ожидаемыми убытками вследствие наступления иных видов рисков.
Разумеется, если данные виды риска можно будет выделить, в отличие от кредитного и операционного рисков, которые можно охарактеризовать как довольно симметрично распределенные, в отношении прибылей и убытков возможны два подхода к определению границ ожидаемых потерь.
Так, наиболее корректным считается метод, при котором ожидаемые потери презюмировались как те, которые могут быть полностью хеджированы, а связанные с этим издержки отнесены на расходы кредитной организации [6, с. 631]. Однако такой подход игнорирует возможное нежелание банка хеджировать позиции, открытые в чисто спекулятивных целях, а также потенциальные убытки от неправильно выбранной стратегии хеджирования [4, с. 371].
Именно поэтому на практике обычно отходят от классификации потерь по экономическому признаку и считают, что ожидаемые потери возникают в условиях нормальной конъюнктуры рынка и могут быть оценены статистически с помощью стандартных методик УаЯ-моделей, в то время как непредвиденные убытки реализуются в случае рыночных кризисов и их масштаб можно оценить различными способами, в том числе при помощи сценарного подхода (стресс-тестирования) либо статистически, например на основе математической теории рекордов [8].
В отличие от кредитного риска оба перечисленных вида потерь вследствие рыночного риска при отсутствии хеджирования остаются на удержании банка и требуют резервирования капитала. При этом предполагается, что непредвиденные потери, оцененные с требуемым уровнем доверия, могут превысить ожидаемые в определенное количество раз.
Так, капитал, резервируемый против совокупного риска банка, представляется реализацией данного метода на практике. К примеру, резервируемый капитал по методу ЯАЯОС может определяться как сумма собственных средств на покрытие непредвиденных потерь рыночного, кредитного и операционного рисков9.
Таким образом, метод RAROC и возможные смоделированные на его основе другие методики позволяют сделать неоднозначный вывод о приемлемости и возможности использования данной методики для коррекции рентабельности капитала, а также анализа, прогнозирования различных финансовых ситуаций. В частности, это касается моделирования новых защитных хеджирующих риск механизмов. Кроме того, данный метод как
9 Перечень включаемых в рассмотрение рисков может варьироваться в зависимости от принятой в банке классификации. К примеру, в Bank of America при расчете по методу RAROC капитал условно делится для четырех видов риска: рыночного, кредитного, странового и бизнес-риска (в последний вид включаются риски, не вошедшие в первые три категории) [8]. В J. P. Morgan моделирование совокупного риска в масштабе всего банка осуществляется по следующим категориям: 1) рыночный риск торгового портфеля; 2) кредитный риск ссуд и производных инструментов; 3) операционный риск; 4) риск долевого участия в уставном капитале других предприятий; 5) риск колебаний дохода от операций инвестиционного банка, включающего премии и комиссионные по сделкам своп и другим производным инструментам, услугам андеррайтинга, консультационным услугам и др. (за исключением управления активами) [7].
базис для моделирования защитных механизмов довольно широко используется ведущими мировыми банками.
Список литературы
1. Bessis J. Risk management. 2nd ed. Chichter; John Wiley & Sons Ltd. 2002.
2. Best P. Implement value at Risk. Chichter; John Wiley & Sons Ltd. 1998.
3. Best P. Stress-testing // The professional's handbook of financial risk management, eds. M. Lore, L. Borodovsky. Oxford: Butterworth-Heinmann, 2000.
4. DowdK. Beyond value at risk: the new science of risk management. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd.
5. Extremes and integration risk management, ed. P. Embrechts. L.: Risk Books, 2000.
6. Gastineau G. L. Dictionary of risk management N. Y.: Frank Fabozzi Associates. 1996.
7. International convergence of capital measurement and capital standarts: a revised framework. Basle Committee on Banking Supervision, 2004. June.
8. James C. RAROC based capital budgeting and performance evaluation: A case study of capital allocation // Working paper 96-40. The Wharton Financial Instition Center. University of Pennsylvania. 1996.
9. Jorion P. Financial risk manager manual. 2nd ed. N. Y.: John Wiley & Sons Ltd. 2003.
10. Mattern C. Managing bank capital: Capital allocation and performance measurement. 2nd ed. Chichter; John Wiley & Sons Ltd. 2000.
11. Model risk: concepts, calibration and pricing / ed. R. Gibson. L.: Risk publications, 2000.
He пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, [email protected] www.fin-izdat.ru