Научная статья на тему 'Проблемы корпоративного управления нефтяной промышленности'

Проблемы корпоративного управления нефтяной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ПУБЛИЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ / МАЛОДЕБИТНЫЕ И ВЫСОКООБВОДНЕННЫЕ СКВАЖИННЫЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КОРПОРАЦИЯ / CORPORATE MANAGEMENT / MODELS OF CORPORATE MANAGEMENT / INSTITUTIONAL INVESTORS / PUBLIC CORPORATION / INTEGRATED CORPORATION / LOW-DEBIT AND HIGH-WATERED WELLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Р. Ш.

В статье раскрываются проблемы корпоративного управления, в частности, в Республике Татарстан на примере ОАО «Татнефть». Выделен ряд существенных особенностей ОАО «Татнефть» по сравнению с другими корпорациями России. Приведены основные показатели дивидендной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыкова Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CORPORATE MANAGEMENT IN OIL INDUSTRY

The article shows the problems of corporate management, in particular, in Tatarstan Republic, with the example of Tatneft Public Corporation. The author shows a number of Tatneft Public Corporation peculiar features in comparison with other corporations in Russia, and gives the basic indicators of dividend policy.

Текст научной работы на тему «Проблемы корпоративного управления нефтяной промышленности»

ISSN 1993-047X. «Актуальные проблемы экономики и права». 2009. № 2. УДК 338.45:66(2Рос.Тат)

Р.Ш. САДЫКОВА

кандидат экономических наук, доцент

Альметьевский государственный нефтяной институт

ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье раскрываются проблемы корпоративного управления, в частности, в Республике Татарстан на примере ОА О "Татнефть ". Выделен ряд существенных особенностей ОА О "Татнефть " по сравнению с другими корпорациями России. Приведены основные показатели дивидендной политики.

Понятие корпоративного управления должно было возникнуть с появлением корпораций, но это не совсем так. Разумеется, и управление было, и проблемы, связанные с управлением, были, но, во-первых, по своей сложности эти проблемы не могли сравниться с современными проблемами корпоративного управления и, во-вторых, смысловая нагрузка этого понятия заметно отличалась от нынешней. Это различие хорошо передается средствами английского языка: понятию corporate governance от силы лет двадцать-тридцать. Нужно подчеркнуть, что корпорации было чуждо управление (management), появление которого было вызвано к жизни самим фактом возникновения корпорации -наиболее яркой организационной инновации XIX в. в области экономики и бизнеса. Тем не менее замена слова management на слово governance представляется знаковой: это не просто игра слов, замена одного слова другим, это отражение реальных сдвигов в теории и практике корпоративного управления [1].

Проблемы корпоративного управления во времена, предшествующие появлению понятия corporate governance, решались в рамках коммерческого права, на его периферии. Ныне времена изменились, и корпоративное управление оказалось в центре внимания экономистов и политиков, причем не только в странах англосаксонской традиции, но и во многих странах континентальной Европы, Японии, странах Тихоокеанского региона.

Корпоративное управление - эта одна из актуальных проблем современного бизнеса. В широком смысле под корпоративным управлением понимается процесс установления баланса между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами. В узком смысле понимается процесс, в соответствии с которым корпорация представляет и обслуживает интересы инвесторов [2].

Корпорацией в экономической литературе признается лишь открытое акционерное общество, число участников которого не ограничено, акции могут отчуждаться без согласия других акционеров, а само АО может проводить открытую подписку на выпускаемые акции, их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и уставом АО [3].

По своему смыслу корпорации ассоциируются с различными системами корпоративного управления: системой "инсайдеров" и системой "аутсайдеров", системой "участников" и системой "соучастников". Если в первой модели корпоративного управления (континентальная Европа и Япония) максимальный объем контроля остается за "внутренними" владельцами, то во второй (США и Великобритания) функции владения и контроля осуществляются внешними инвесторами.

Обе системы хорошо себя зарекомендовали, продемонстрировав на практике высокую степень эффективности, которая проявляется не сама по себе, а в соответствующей институци-

ональной среде. Отсюда следует вывод: если в качестве ориентира для реформирования российских предприятий будет выбрана одна из них, то вместе с ней должна быть выбрана и вся совокупность соответствующих институтов. Подчеркнем, что речь идет об ориентире, о тенденции, поскольку перенимать весь формат институтов в принципе неправомерно [1].

Обратимся к двум основным моделям корпоративного управления: внутренней и внешней. Модель внутреннего управления используется в тех странах, где акции корпораций сконцентрированы в собственности одного лица или группы лиц (например, ФРГ), а модель внешнего управления - в странах, где право управления размыто между значительным количеством лиц и организаций (например, США). Указанные модели не всегда бывают представлены в чистом виде. Многие страны с разной долей вероятности тяготеют к одной из них. Зачастую модель корпоративного управления представляет собой комбинацию моделей внутреннего и внешнего управления, в которой сочетаются черты как немецкой, так и американской модели.

Особый интерес представляет японская модель корпоративного управления, ознакомление с которой может оказаться полезным для развития корпоративных отношений на российских предприятиях.

К сильным сторонам американской модели относятся жесткая дисциплина и четкость, японской - снижение оппортунизма и прямое воздействие собственника, немецкой - распределение риска между многими участниками, совместная выгода. К слабым сторонам американской модели можно отнести ее относительную неэффективность, японской - сопротивление изменениям, некоторый консерватизм, немецкой - замедленную реакцию [1].

Проблемам корпоративного управления начинают уделять все большее внимание также и в России. В развитых странах повышенный интерес к корпоративному управлению вызван переосмыслением его места и роли в функционировании корпораций, в то время как в России - становлением и развитием корпоративного сектора экономики.

Институциональные и интеграционные тенденции в процессе рыночных преобразований в России привели к формированию корпоративного сектора, включающего крупные промышленные и промышленно-торговые акционерные предприятия, финансово-промышленные группы, холдинговые и транснациональные компании, которые все в большей степени определяют ведущую роль в обеспечении экономического роста страны.

Отличительными признаками системы корпоративного управления в России в настоящее время являются следующие:

- относительно высокая по сравнению с мировой практикой доля менеджеров на крупных предприятиях;

- низкая доля банков и других финансовых институциональных инвесторов;

- практическое отсутствие такой национальной группы институциональных инвесторов, как пенсионные, акционерные фонды, являющиеся важнейшими субъектами рынка в развитых странах с рыночной экономикой;

- неразвитый рынок ценных бумаг, обеспечивающий низкую ликвидность акций большинства предприятии и невозможность привлечения инвестиций из сферы малого бизнеса, с другой стороны, отсутствие развитого рынка ценных бумаг снижает актуальность обеспечения предприятиям достойной репутации на рынке;

- во многих случаях отношения с кредиторами или акционерами более важны для руководителей предприятия, чем отношения с собственниками;

- "непрозрачность" отношений собственности: характер приватизации и постприватизационного периода привели к тому, что фактически невозможно провести четкую границу между реальным и номинальным собственником.

Среди важных факторов, которые оказывают влияние на формирование национальной модели корпоративного управления, следует выделить:

- структуру владения акциями в корпорациях;

- специфику финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений в

инвестиции (типы и распределение финансовых контрактов, состояние финансовых рынков, типы финансовых институтов, роль банковских институтов);

- соотношение источников финансирования корпорации; макроэкономическую политику в стране;

- историю развития и современные особенности правовой системы и культуры;

- традиционную (исторически сложившуюся) национальную идеологию; сложившуюся практику деловых отношений;

- традиции и степень вмешательства государства в экономику и его роль в регулировании правовой системы.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что для России и других стран с переходной экономикой в настоящее время характерны только формирующиеся и промежуточные модели корпоративного управления.

ОАО "Татнефть" относится к числу наиболее устойчивых интегрированных корпораций России. По добыче нефти компания занимает 5-е место в России. Конкурентоспособность корпорации определяется высокой квалификацией кадров, уровнем менеджмента, использованием передовых технологий, развитием нефтеперерабатывающих производств [4].

Следует выделить ряд существенных особенностей ОАО "Татнефть" по сравнению с другими нефтяными корпорациями России:

- ОАО "Татнефть" представляет собой публичную корпорацию. В отличие от ряда других корпораций она не прибегала к принудительной скупке акций у мелких инвесторов.

- ОАО "Татнефть" занимает доминирующее положение в нефтяной отрасли Татарстана, добывая 24 из 25 млн т нефти, однако не стремится к монополизации этого сектора. С ее помощью в последние годы создано около 20 независимых, а также дочерних фирм (ЗАО "Геология", "Алойл", "Грик", "Шошмаойл" и др.), которые разрабатывают более 20 месторождений, в том числе на основе соглашений о разделе продукции с инвесторами из ФРГ, Индии, Канады, США и др.

- В Татарстане велика доля малодебитных и высокообводненных скважин, что делает осо-

бенно актуальным и разработку, и применение новых методов повышения нефтеотдачи пластов. По их использованию корпорация занимает ведущее положение в России, а по ряду технологий - и в мире.

- ОАО "Татнефть" является интегрированной корпорацией. Она включает в себя нефтегазодобывающие управления, которые ведут добычу в 25 районах Татарстана и ряде прилегающих районов Оренбургской и других областей [3].

Основными принципами корпоративного управления в ОАО "Татнефть", которые отражены в Кодексе корпоративного управления, являются следующие:

- Равное отношение ко всем акционерам.

Члены Совета директоров и исполнительные органы обязуются управлять компанией в интересах всех его акционеров.

- Взаимное доверие и уважение.

Отношения между акционерами, членами

Совета директоров и исполнительной дирекцией строятся на взаимном доверии и уважении. Акционеры, члены Совета директоров, исполнительные органы общества и иные заинтересованные лица в целях создания и поддержания взаимного доверия и уважения обязуются добросовестно исполнять свои обязанности и реализовывать свои права.

- Открытость при принятии корпоративных решений.

Органы управления, осознавая свою ответственность перед акционерами, считают необходимым следовать принципам открытости при принятии корпоративных решений.

- Персональная ответственность членов Совета директоров и исполнительных органов и их подотчетность Обществу и его акционерам.

Члены органов управления подотчетны акционерам и несут ответственность за исполнение своих обязанностей согласно действующему законодательству.

- Следование стандартам деловой этики.

Компания при осуществлении деятельности обязуется придерживаться стандартов деловой этики, учитывая при этом интересы всех акционеров и менеджеров, способствуя укреп-

лению позиций общества и увеличению прибыли, защите общества от рисков, поддержанию долгосрочного экономического роста.

- Защита прав акционеров.

Компания обеспечивает ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, предоставляет акционерам возможность регистрации прав собственности на акции, а также возможность свободного отчуждения принадлежащих им акций. Обеспечивает право участия в управлении, право на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации о деятельности общества.

- Постоянное совершенствование стандартов корпоративного поведения.

Компания стремится к совершенствованию стандартов корпоративного поведения, способствует приведению его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права. В этих целях действует система внутреннего контроля, призванная обеспечивать высокий стиль стандартов корпоративного поведения, информировать членов Совета директоров, членов исполнительных органов, других должностных лиц и сотрудников общества об изменениях в правилах корпоративного поведения1.

Анализ организации корпоративного управления в ОАО "Татнефть" позволяет выделить следующие его особенности:

- Еще в 1997 г. оно одним из первых прошло процедуру официального листинга в Российской торговой системе (РТС), в 1997 г. первым получило листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже и стало единственным в России, депозитные расписки которой котировались на Нью-Йоркской и на Лондонской фондовых биржах. Капитализация компании в 1996-2002 гг. увеличилась в несколько раз [5]. В 2006 г. "Татнефть" продолжила работу по совершенствованию корпоративного управления компании и увеличению ее капитализации, что в немалой степени способствовало существенному росту

1 Кодекс корпоративного управления ОАО «Татнефть».

курсовой стоимости акций компании, как на российских, так и на иностранных фондовых площадках. Так, в Российской торговой системе в декабре 2006 г. стоимость обыкновенных акций составила $4,7 (что в 1,3 раза больше показателя предшествующего года). Рыночная капитализация компании на конец 2006 г. достигла 10,0 млрд долл. против 7,5 млрд долл. в 2005 г., относительный рост за год составил 130%.

- Сегодня держателями акций "Татнефти" являются жители Республики Татарстан и других регионов страны, многочисленные юридические лица и даже зарубежные банки. Предупреждать возможные конфликты между ними помогает информационная прозрачность. Политика компании нацелена на строгое соблюдение законных прав акционеров.

- Благодаря продуманной организации управления акциями, жесткому финансовому контролю, в том числе и государственному, в "Татнефти" не было скандальных ситуаций, связанных с неуплатой налогов, уводом активов за рубеж, потерей контроля за движением акционерного капитала. Однако недоразумения между компанией и представителями акционеров случаются. Как правило, они снимаются путем достижения компромисса, при этом поддерживается нормальный баланс отношений между всеми группами собственников, что является одним из основных условий развития акционерного общества.

- В Управлении собственностью ОАО "Татнефть" существует специальная оперативная служба по связям с инвесторами. Работает она круглосуточно, что позволяет поддерживать контакт с акционерами независимо от их местонахождения. Заметим, что корпоративное управление не может быть эффективным без отлаженной системы, позволяющей менеджерам вести диалог со всеми акционерами, в том числе миноритарными. Причем последние должны быть защищены от возможных недобросовестных действий первых. Случается, что менеджеры, к примеру, внедряют какую-то новейшую технологию, руководствуясь прежде всего корыстными интересами (взять хотя бы скандальную ис-

торию покупки компанией "Связьинвест" дорогостоящего пакета программного обеспечения "Oracle", что отнюдь не привело к повышению дивидендов на акции).

- Наиболее ярким индикатором корпоративности является система распределения дивидендов. На этапе становления компании, когда высока потребность в дополнительных инвестициях и еще не достигнута проектная мощность, дивиденды с согласия акционеров могут не выплачиваться, а направляться на нужды развития. Когда же компания выходит на рабочий режим и ее рентабельность достигает приемлемого уровня, дивидендная политика (стабильные, а лучше растущие дивиденды) становится критерием оценки не только ее функционирования, но и корпоративных отношений.

ОАО "Татнефть" придерживается положительной дивидендной политики, стабильно высокого уровня выплат. Так, по итогам 2002 г. сумма выплаченных дивидендов превысила 350 млн руб., 2003 г. - 800 млн руб. (около 7% чистой прибыли). Выплаты достигают 30% номинальной стоимости по обыкновенным акциям и 100% - по привилегированным. Очевидно, что процентные ставки на акционерный капитал, которые существенно выше предлагаемых банками процентов по вкладам физических лиц, делают всех акционеров, включая миноритарных, активными корпоративными партнерами компании. В 2006 г. были выплачены дивиденды за 2005 г. в сумме 2,326 млрд руб. Это рост более чем на 10,3% по сравнению с показателями прошлого года.

Новацией в организации управления ОАО "Татнефть" стало повышение роли совета директоров компании: расширены его функции и полномочия, которые четко разграничены с функциями и полномочиями генерального директора и исполнительного органа -правления компании. Это помогает лучше учитывать интересы всех акционеров и трудового коллектива, проводить социально ответственную политику.

Влияние совета обусловливается представительством в нем основных собственников, их

участием в оперативном управлении, авторитетом генерального директора, результативностью работы компании, активностью миноритарных акционеров.

- Эффективность деятельности совета директоров ОАО "Татнефть" определяется высоким профессионализмом его членов. Возглавляет совет Р. Минниханов, премьер-министр Республики Татарстан; генеральный директор Ш. Тахаутдинов - член правительства. В совет входят председатель правления банка "Зенит", председатель совета директоров банка "Девон-Кредит", государственный советник при Президенте РТ, несколько глав администраций районов и руководителей крупных нефтегазодобывающих управлений. Пять членов совета из 15 не имеют долей в уставном капитале компании и не занимают в ней никаких должностей.

Целесообразность включения в совет внешних директоров возрастает в связи с повышением степени распыленности акций среди миноритарных собственников, включая иностранных. В российских условиях капитал акционерных компаний зачастую высоко концентрирован, крупные акционеры нередко непосредственно участвуют в управлении, что обеспечивает им дополнительные выгоды в ущерб интересам миноритариев.

Вряд ли возможно, чтобы советы директоров всех крупных компаний с государственным участием возглавлялись премьер-министром, как в ОАО "Татнефть". Однако, по нашему мнению, в подобных советах должны участвовать представители органов, реализующих функции государства как партнера акционерных компаний. Например, Минэкономразвития, Мингосимущество и др. Главное, и это особо хочется подчеркнуть, чтобы участие представителей государства в крупных акционерных компаниях носило системный характер и рассматривалось как выполнение конкретных государственных функций в рамках АО.

ОАО "Татнефть" осуществляет последовательную политику, нацеленную на повышение эффективности менеджмента и корпоративного управления, выработку социально ответственного поведения. Деятельность совета директо-

ров постоянно совершенствуется. В 2003 г. при нем созданы комитеты по аудиту, раскрытию информации, корпоративному управлению; завершается формирование комитета по вознаграждениям и кадрам.

Опыт компании подтверждает, что в условиях рыночной экономики крупные акционерные компании в состоянии проводить социально ориентированную политику, подключая к управлению большинство членов трудового коллектива - равноправных собственников своего предприятия.

Список литературы

1. Львов Д.С. Введение в институциональную экономику. - М., 2005. - С. 407-410.

2. Лавущенко В.П. Корпоративное управление нефтегазовым комплексом (на примере ОАО "Татнефть"). -М.: ВНИИОЭНТ, 2003. - С. 47-49.

3. Смыков В.В. Социальная ответственность крупных корпораций: мировой опыт и реалии Татарстана. - СПб.: Изд-во НПК "РОСТ", 2003. - С. 10, 96-97.

4. Тахаутдинов Ш.Ф. Организация управления нефтегазовым комплексом. - М.: ВНИИОЭНТ, 2003. - С. 152.

5. Смыков В.В. Крупные интегрированные корпорации в региональной экономике. - СПб.: Изд-во НПК "РОСТ", 2004. - С. 111.

В редакцию материал поступил 09.04.09.

Ключевые слова: корпоративное управление, модели корпоративного управления, институциональные инвесторы, публичная корпорация, малодебитные и высокообводненные скважин-ные, интегрированная корпорация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.