Научная статья на тему 'Проблемы корпоративного досуга России в историческом аспекте'

Проблемы корпоративного досуга России в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / CORPORATE LEISURE / ПРОБЛЕМА КОРПОРАТИВНОГО ДОСУГА РОССИИ / PROBLEMS OF CORPORATE LEISURE OF RUSSIA / КОРПОРАТИВНЫЙ ПРАЗДНИК / CORPORATE HOLIDAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведенко В.В.

В статье рассматриваются исторические причины проблемы корпоративного досуга в России. Представлен термин «корпорация», рассмотрен корпоративный досуг, описаны функции корпоративного праздника. В историческом аспекте исследуется появление каждой из функций корпоративного досуга со времен возникновения первых корпоративных праздников до наших дней. Автор приходит к выводу о том, что специфика корпоративного досуга выражается в его функциональном назначении. Выделяются две основные взаимосвязанные функции: 1) оптимизировать статус, престиж, позиционировать сословие или профессию среди других сословно-профессиональных страт населения; 2) объединять, интегрировать людей, принадлежащих к одной сословно-профессиональной страте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Медведенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CORPORATE LEISURE PROBLEMS: HISTORICAL ASPECT

The article discusses historical reasons of problems of corporate leisure in Russia. The author reveals the contents of a concept of corporation, considers some specifics of corporate leisure, describes the major functions of a corporate party. The article traces an origin of each corporate leisure functions since the first corporate event to the present day. The author concludes that the specifics of corporate leisure is expressed in its functional purpose; names two main interrelated functions: 1) an optimizing of a status of social class or professional groups; 2) unitizing, integration of people of one social class or professional group.

Текст научной работы на тему «Проблемы корпоративного досуга России в историческом аспекте»

УДК 379.8

Medvedenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: medvedenko-vera@mail.ru

RUSSIAN CORPORATE LEISURE PROBLEMS: HISTORICAL ASPECT. The article discusses historical reasons of problems of corporate leisure in Russia. The author reveals the contents of a concept of corporation, considers some specifics of corporate leisure, describes the major functions of a corporate party. The article traces an origin of each corporate leisure functions since the first corporate event to the present day. The author concludes that the specifics of corporate leisure is expressed in its functional purpose; names two main interrelated functions: 1) an optimizing of a status of social class or professional groups; 2) unitizing, integration of people of one social class or professional group.

Key words: corporation, corporate leisure, problems of corporate leisure of Russia, corporate holiday.

В.В. Медведенко, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул, Россия,

Е-mail: medvedenko-vera@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО ДОСУГА РОССИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

В статье рассматриваются исторические причины проблемы корпоративного досуга в России. Представлен термин «корпорация», рассмотрен корпоративный досуг, описаны функции корпоративного праздника. В историческом аспекте исследуется появление каждой из функций корпоративного досуга со времен возникновения первых корпоративных праздников до наших дней. Автор приходит к выводу о том, что специфика корпоративного досуга выражается в его функциональном назначении. Выделяются две основные взаимосвязанные функции: 1) оптимизировать статус, престиж, позиционировать сословие или профессию среди других сословно-профессиональных страт населения; 2) объединять, интегрировать людей, принадлежащих к одной сословно-профессиональной страте.

Ключевые слова: корпорация, проблема корпоративного досуга России, корпоративный праздник.

Корпоративный досуг интересен тем, что это явление до сегодняшнего дня формируется в России. Это досуг представителей определённого сословия, профессии, корпоративной организации, о чём свидетельствует значение термина «корпорация». Корпорация - (лат. Corporation - объединение, сообщество) - 1) объединение, сообщество лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов; 2) широко распространенная форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая сосредоточение функций управления предприятием в руках менеджеров (работающих по найму); то же, что акционерное общество [1, с. 208]. Опираясь на смысл термина «корпорация», можно трактовать корпоративный досуг как досуг корпоративных общностей, куда относятся не только крупные сословно-профессиональные страты общества, но и трудовые коллективы, персонал различных организаций, включая коммерческие. Корпоративные общности понимаются как разновидности социально-культурных общностей, развивающих социально-культурную деятельность в обществе (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников) [2, с. 330 - 367].

На основе работ отечественных и зарубежных историков (И. Прыжова, И. Снегирева), социальных психологов (С. Мо-сковичи), антропологов (А. ван Геннепа, Д. Фрезера, Э. Канет-ти, Э. Тейлора), философов (О. Шпенглера, Б. Малиновского), психоаналитиков (З. Фрейда), философов культуры (Г. Успенского), фольклористов (А. Афанасьева). Н.А. Хренов отмечает, что с древних времен и до середины XIX - нач. XX вв. досугом крестьян и аристократии управляют народные и церковно-рели-гиозные традиции. Их функция - интеграция и развитие формирующегося российского общества и его субкультурных групп. Но со второй половины XIX в. с ростом городов начинает проявляться более отчетливо функция дифференциации досуга по сословно-территориальным признакам. Проследим эволюцию данных функций в истории корпоративного досуга России, опираясь на такую форму досуга как праздник. Нынешние профессиональные праздники начинались во времена Средневековья как цеховые. Средневековые корпорации или цехи, объединяли шляпниц и оружейников, цветочниц и булочников, портных и торговцев. В корпорациях состояли поэты и аптекари, и даже студенты средневековых университетов входили, согласно факультетам, в своеобразные братства, называемое «корпорациями». Каждая такая корпорация имела своих выборных руководителей, герб, устав и, разумеется, праздники. Корпоративные праздники имели свои ритуалы, которые позволяли эффективно регулировать поведение членов корпорации и позиционировать ценности и статус корпорации на фоне других корпоративных сообществ.

Как отмечает Г.А. Аванесова, досуг на Руси, а затем и в России, так же, как и в других странах, всегда был сословным [3, с. 36-47]. До середины XIX в., времени начала формирования в России наемного и индустриального труда, сословная диф-

ференциация досуга была выражена недостаточно отчетливо, впоследствии тенденции дифференциации нарастают со значительной скоростью. Формирующимися корпоративными группами становятся представители индустриального труда - наемные рабочие и их работодатели - купцы и промышленники. Как и многое в России, развитие индустриального наемного труда, активизация третьего сословия начинается с Петра I. До этого времени крупных промышленных предприятий в России не существовало. С развитием городов формируется новая городская культура и предстает она в форме субкультуры общин наемных рабочих (Суконная слобода при Петре I), их работодателей-промышленников и купцов, а затем городских мещан. С реформ Петра I в России начинает отчетливо дифференцироваться элитарный досуг (его создает дворянская элита, военное и чиновничье сословие, затем в XIX - нач. XX вв. - состоятельные городские слои населения, т.е. просвещенная интеллигенция), деревенский, традиционный на этническо-фольклорной основе и, позднее, в XIX - начале XX века с появлением промышленности, элементов индустриального труда, появляется городской досуг в рамках массовой культуры. Досуговые занятия во всех этих видах делятся на домашние и светские [4, с. 4]. Развитие промышленности в России не было лишь экономической проблемой, оно затрагивало и основы нравственности. В позитивном плане общение с городом воздействует на пробуждение личности в крестьянине, разрушает слепое послушание, формируя критическое отношение к миру. В негативном плане досуг нового, проживающего уже в городе, но еще не умевшего порвать с деревней крестьянина был достаточно примитивен, связан, прежде всего, с трактиром и кабаком. Таковы истоки и нравственно-педагогическая составляющая проблемы культуры досуга наемных работников. Проблема культуры досуга проявляется и у работодателей наемных работников - торгово-промышленного сословия. Необходимость сплочения и обособления приводит купечество к созданию купеческих клубов (1876 г., Москва), а с 1879 г. - проведению торгово-промышленных съездов. Такие съезды и клубы были специфическими явлениями корпоративной культуры бизнес-сообщества. Во второй половине XIX века, когда из российских купцов сформировались финансово-промышленное сословие с более высоким уровнем культуры, выделяются традиции корпоративного досуга российского купечества не только рекреационно-развлекательного деструктивного характера (пьянство, проматывание состояний), но и просветительный досуг на основе благотворительности и меценатства (собрание купцами частных коллекций картин, организация музеев, выставок, финансовая поддержка деятелей искусства и культуры).

В дальнейшем, на рубеже XIX-XX веков в России, как и в других странах, формировался институт корпоративного праздника, однако, несколько в ином виде, скорее в образе «клуба по интересам» и интересы эти были не профессиональными, а

политическими, связанными с формированием первых рабочих марксистских кружков с их глубоко политизированными, внутренними (собрания, гимны) и внешними ритуалами (митингами, демонстрациями, шествиями), оказавшими большое влияние на формирование культуры праздников СССР В этой связи интересно наблюдение В.В. Туева об основных видах деятельности участников английских и русских клубов в историческом прошлом этих стран. Эта была беседа, игра, совместная еда и такое же питье, т. е. часть видов досуговой праздничной деятельности. Эти праздничные виды досуга и формировали клубную общность, причем, в русских клубах согласие как уставная и органи-зационно-деятельностная цель способствовала формированию у её членов интегративных ценностей [5, с. 89-90]. Наиболее динамично трансформация культуры и досуга заявила о себе во второй половине XIX века. После 1861 г. традиционная деревенская культура и культура дворян переживает кризис. Новым субъектом фабричной культуры, ее решающей силой становится купечество, а затем финансисты и промышленники (третье сословие), вербующие рабочую силу из крестьян в города. В городе начинает формироваться принципиально новая культура, ориентированная не на традицию, а на нововведения. С одной стороны, это культура новых сословий, т. е. субкультура купцов, промышленников, городских мещан, наемных рабочих, с другой стороны - это массовая культура всего городского сословия. Её формирование сопровождается упадком нравов, пороками, дурным вкусом, точно так же, как это было, когда в жизнь входила культура дворянства, пришедшая на смену культуре русского средневековья. С этого времени купцы и промышленники становятся полноправным субъектом фабричной культуры и досуга, формирующихся в условиях города. С одной стороны, городская культура - это культура новых сословий, с другой стороны - это массовая культура всего городского населения. Её формирование сопровождается упадком нравов, пороками, дурным вкусом, точно так же, как это было, когда в жизнь входила культура дворянства. Демократизация культуры российского города второй половины XIX века обнаруживает наличие цивилизационных тенденций, выражением которых является тенденция к развлекательности досуга. Вплоть до XVШ-XIX веков досуг существовал в спонтанно-традиционных формах, и только в указанный период в городах стали появляться люди, занимающиеся организацией досуга небогатых горожан. В селах до крестьянской реформы XVIII в. это делали офени, коробейники, но организация досуга была не основная их деятельность [3, с. 36-47]. Офени с их культурным товаром (лубками) и стихотворным их сопровождением доносили до жителей глубинки влияние новой, «фабричной», городской культуры, с ее новшествами и уродствами, с её грамотностью и тягой к развлечениям, юмору [1]. Досуг нового, проживающего уже в городе, но еще не умевшего порвать с деревней крестьянина был еще достаточно примитивен, связан, прежде всего, с трактиром и кабаком [4, с. 469]. Если в первой половине XIX века первые предприниматели, не успевшие скинуть крестьянскую одежду и не имевшие образования, думали лишь о том, как обогатиться, то второе и третье поколение буржуа начинают ценить вкус и образование, становятся меценатами, изменяют подход к досугу, начиная ценить его эстетические элементы. Демократические слои общества (рабочие, городское население) начали участвовать в количественных и качественных изменениях массового досуга. Хозяйственные отношения в эпоху капитализма создали экономические механизмы, позволяющие превратить элитарные досуговые ценности в массовые. История массового досуга состоит в том, что в эпоху капитализма, он тесно связан с процессами коммерциализации, досуговыми формами, требующими коллективного потребления, взаимодействия и общения, в создании которых все большую роль начинает играть техника (кинематограф, например), потому что техника позволяет тиражировать искусство. Камерные, индивидуальные формы повседневной жизни заменяются массовыми (рестораны, отели, поезда, пароходы), мода, уничтожая обособленность сословий, порождает всеобщую нивелировку вкусов, жажда развлечений, присущая раньше лишь аристократам, постепенно становится доступной и «человеку массы» [4, с. 447]. Массовая культура и развлекательность досуга являются выражением цивициализационной тенденции.

Антицивилизационная же тенденция выражалась в мифологическом образе города как места свободы, досуга и праздника. Образ праздника начинает распространяться на повседневную жизнь остальных (а не только дворянских) сословий России, поскольку универсальной становится ситуация разрушения гра-

ниц между повседневной и праздничной жизнью. Такие границы были характерны для традиционной, допетровской культуры, а позже - культуры крестьянской [4, с. 458, 459]. С одной стороны, во второй половине XIX века в России возникает ценностная оппозиция: «деревня» (оплот всего консервативного, низшего по статусу) - «город», формирующий новые ценности, не связанные с земледелием, кругом вытекающих из этого забот и занятий, в том числе досуговых. Поэтому город ассоциируется не с трудом, а с праздником. С другой стороны, в городе происходит разрушение границ между разными сословиями: купцами, дворянами, чиновниками, мещанами, ремесленниками, возникает однородная внесословная общность. Городской образ жизни, в котором границы между повседневной и праздничной жизнью нарушались, оказывается более притягательным, нежели образ жизни с соблюдением таких границ [4, с. 461]. Но экономические процессы не довлеют над сферой культуры и досуга, последние во многом определяются ментальными особенностями населения России, русских людей. Экономические процессы понятны лишь в контексте новых ценностных смыслов в культуре [4, с. 463], развития новых культурных потребностей (новых развлечений, зрелищ) и потребностей антикультурных. По мнению Н.А. Хренова, культ развлечений в городе - существенная причина роста города. Во многом то, что в городе происходит, связано с распадом традиционной культуры, с наделением города мифологическими и фольклорными образцами праздника. В городе в результате отмены жесткой иерархии между повседневной и праздничной жизнью развиваются такие его язвы (жестокость, пьянство, проституция, обжорство), которые являются следствием отмены многих табу, что является закономерностью праздничной жизни. Поскольку именно праздничный ритуал, его мифологическое начало, означали переворачивание и отмену социальной иерархии, здесь царило обжорство, пьянство и беззаботная трата запасов. В явлениях жестокости, пьянства, проституции, обжорства просматриваются черты мифа и особенности жизни, которую, как считалось, вели предки. Мифологическое измерение поведения человека в его профанных формах, а не только биологическая природа человека, объясняют, по Н.А. Хренову, отклоняющееся поведение, которое становится предельно активным во всей городской среде.

Росту городов обязаны, во-первых, возникновение индивидуальных форм досуга (на фоне большей свободы личности в городе), во-вторых, появление культуры массового досуга (потому что свобода в городе с его анонимностью контактов принадлежит всей массе людей, а не является достоянием избранных). Новая социальная психология с ее обожествлением прогресса состоит в повышении престижа досуга, проявляющемся в потреблении развлечений и зрелищ «нетворческим большинством», в праздном размышлении и эстетическом развитии «творческого меньшинства» [4, с. 466]. Городской образ жизни затрагивает изменения отношений, отчуждение между старшими и младшими поколениями, понижением ответственности человека за воспроизводство рода, что актуализирует культ пола (секса и эротики). Для городского образа жизни характерен культ новых вещей, динамика роста стремления к комфорту, роскоши, наслаждениям, постоянной их смене, что актуализирует моду, приводит на смену ярмарке магазин и выставку, символизирующие возвышение вещи над человеком. За данным образом жизни стоит, по мнению Н.А. Хренова, утончение и усложнение культурных потребностей, что влияет на развитие промышленности, является репрезентативной особенностью новой городской культуры [4, с. 482].

Следует особо отметить роль и функции праздничного застолья как элемента досуга и корпоративного досуга. Застолье как историко-культурный феномен изучается Н.А. Хреновым в разделах «Пиры и угощения» и «Человек, пирующий между игрой и ритуалом» в монографии «Человек играющий» в русской культуре», 2005 г. [4, с. 186-234]. Это связь проявляется в акте праздничного застолья, которое у русских с древних времён могло представать не только в форме пира, но часто и разгула, обжорства, бесовских плясок, эротических игр, пьянства, что табуировалось, например, правилами «Домостроя», преследованием со стороны церкви и княжеско-государственной власти скоморохов, выполнявших на пирах роль шутов. У праздничного застолья, по Н.А. Хренову, выделяется несколько функций: во-первых, это социальная функция объединять собравшихся, примирять находящихся в конфликте индивидов, группы, субкультуры, причем сближение людей здесь происходит не простым актом совместного насыщения, а через символические,

сверхчувственные смысла застолья: вкушение жертвенной пищи, связи этого акта с божеством, памятью предков, символикой стола, очага (огня), особого поведения на пиру старейшины рода. Праздничное застолье в связи с символическим его рядом рассматривается как ритуал, где совместное праздничное вкушение пищи наделяется сакральным смыслом, обрастает определенными правилами, церемониалом (вкушение священной пищи по частям, она должна достаться всем присутствующим; больше всех может и должен съесть старейшина рода и т. д.; во-вторых, эта функция магическая (у застолья есть закон обязательного гостеприимства, ритуальная еда); в-третьих, мифологическая (праздничный пир как утопия изобильной лучшей, чем в реальности жизни; в-четвертых, игровая, смеховая, состязательная (состязание в престиже: по принципу у кого пир богаче; состязание в остроумии в беседах на пиру, комиковании, шутовстве; в-пятых, нивелирования социальных различий между собравшимися, в-шестых, создания особой психологической атмосферы экстатического состояния, религиозного чувства братства. Тема застолья интересна и в отношении к различными сословиям, микрогруппам и субкультурам [4, с. 205, 206], которые, культивируя застолье, стремятся укрепить дух единения. У праздничного застолья цеха, корпорации уже в историческом прошлом так же сложились две функции: 1) интегрировать своих; 2) позиционироваться (через престиж) перед чужими. Н.А. Хренов делает вывод о том, что на рубеже XIX-XX вв. в городе утверждала себя субкультура мещанско-предпринимательского типа, ориентированная на пользу, выгоду, постепенно эта субкультура вытесняла образ города, связанного с утопией и праздником [4, с. 493]. Позитивные тенденции корпоративного досуга, т. е. досуга на основе сословно-профессионального принципа, начали развиваться в России представителями российской интеллигенции (врачами, учителями, деятелями театра, музыки, живописи, позднее технической интеллигенцией), т. е. представителями «свободных» профессий, часто не находящимися на госслужбе, а зарабатывающими на жизнь частной практикой, обслуживанием военно-промышленного производства. Домашний и светский досуг интеллигенции включает чтение художественной литературы, семейные праздники и застолья, отдых в деревне, на дачах, домашнее музицирование, посещение театров, музеев, библиотек, ресторанов, выезды (визиты) в гости, поездки за рубеж и т. д. Дифференцируется досуг на гендерной основе - состоятельные мужчины посещали клубы - досуговые заведения закрытого типа для контактов и развлечений, куда женщины не допускались. По-прежнему актуален досуг, связанный с посещением церкви, участием в церковных праздниках, хотя этот вид досуга не предполагал свободу выбора, он опирался на норму, освященную сакральной традицией: христианин не имел возможности эту норму нарушить, дабы не подвергнуться осуждению и удалению из сословия. Особые досуговые традиции были у представителей студенческой корпорации. У богатых государственных чиновников, управленческой и военной элиты России были свои досуговые традиции, вписанные в дворцовый этикет и церемониал (торжество по случаю награждения и военных побед; юбилейные и званые обеды, а также дворцовые праздники и т. д.). Этот церемониальный досуг как форма перфоманса, требующий из-за своей сложности особой организации, носил имиджевый характер, т. е. подчёркивал высокий социальный статус участников - представителей аристократической элиты России. Во второй половине XIX века выделяются традиции корпоративного досуга российского купечества не только рекреационно-раз-влекательного характера, но и просветительный досуг на основе благотворительности и меценатства (собрание купцами частных коллекций картин, организация музеев, выставок, финансовая поддержка деятелей искусства и культуры). Кроме того, купечество, торговое сословие не пренебрегало традиционными досу-говыми занятиями, связанными с церковными обрядами (поездки на богомолье, посещение святых мест с благотворительными целями и т. д.). Механизмами, управляющими развитием корпоративного досуга был корпоративный праздник, корпоративный этикет как часть корпоративных традиций и мода, «работающая» в сфере массового городского досуга.

Из данного краткого обзора видно, что в рамках каждого сословия, корпорации переплетаются разновидности досуга со своими формами и традициями, причем досуг на суррогатной основе осуждался корпоративным этикетом русской интеллигенции, высшего чиновничества, регламентировался этикетом застолья, правилами приличия. Более свободно к нему относились в военной и студенческой среде, в среде купечества, особенно

провинциального. На рубеже XIX-XX веков корпоративным досугом, кроме традиций, этических норм и законов, начинает управлять мода, как элемент массовой культуры, фиксирующая динамичные изменения досуговых вкусов и предпочтений городской публики, популярность одних досуговых форм в противовес другим. В начале XX века среди российской интеллигенции крупных городов и купеческого сословия модным становится посещение зрелищ, связанных с цирковой борьбой, трюками автогонщиков и авиаторов. Наряду с модой на оперетту, зарождающуюся эстраду (романс, театры-клубы типа «Летучая мышь»), в моду входит кинематограф. Таким образом, с изменением потребностей, трансформацией ментальных ценностей досуга, с нарастанием удельного веса индустриального труда, что способствовало развитию досуга на технической основе (кино, авиация, автолюбительство), сословно-профессиональный корпоративный досуг городских слоев населения России испытывает влияние механизмов, управляющих развитием массовой культуры с её тенденцией к развлекательности, увеличивающейся динамикой досуговых предпочтений, ориентацией на зрелищность, расширение аудитории одного досугового события на специально оборудованных для этого площадках (стадионах, ипподромах, аэродромах и т. д.).

Корпоративный досуг в эпоху СССР развивался в рамках культурной политики и государственного регулирования со стороны государственно-партийных структур [2]. Но по сравнению с дореволюционным периодом произошло изменение в соотношении его функций: на первый план вышла функция интеграции новых сословий: рабочих, крестьян, советской интеллигенции. Спецификой досуговой деятельности населения в СССР является, по-нашему мнению, связанная с идеологической, мощная интеграционная функция досуговой деятельности, направленная, как и труд, на создание в 70-х-начале 80-х годов XX века новой исторической общности - советского народа. В этот период благодаря успехам в образовании, медицинском обслуживании, социальной защите нуждающихся, жилищном строительстве, системе всевозможных льгот и кредитов в сервисно-бытовых и досуговых услугах (при невысоком качестве и количестве последних) «была достигнута наиболее возможная в условиях полного государственного регулирования потребительская, образовательная, информационно-культурная общность граждан страны» [1, с. 46]. Эту общность допускалось дифференцировать только на профессиональной или возрастной основе, что отразилось в праздничном календаре памятных дат, когда с конца 40-х - 60-х гг., затем в 70-е и 80-е годы там стали появляться и отмечаться День защиты детей, День советской молодёжи, День военно-морского флота, День Советской армии, День шахтера, железнодорожника, учителя и т. д. Правда, на законодательной основе эти корпоративные даты не были праздничными датами общегосударственного масштаба, поскольку работу в эти дни в стране никто не отменял. Всего же официально утвержденных или не имеющих этого статуса, но традиционно отмечаемых профессиональных праздников было в СССР около 250. На первых порах корпоративный праздник в Советском Союзе имел сильнейшую политическую окраску и, если даже иногда и не превращался в митинг, то только потому, что оборачивался алкогольным опьянением - излюбленной формой празднования со времен Древней Руси. Приблизительно к 60-ым годам ХХ века политическое содержание становилось менее актуальным, и праздник обретал более «человеческое лицо» [6].

Помимо подчёркивания принадлежности к определенному ремеслу и других сугубо «корпоративных» моментов, во время праздника представители профессий получали наглядное подтверждение значимости своего труда для общества. Данная социальная роль праздника была приоритетной в бывшем Советском Союзе, когда в календаре стали утверждать профессиональные праздники. Кроме того, идеологией предписывалось в ходе корпоративных торжеств на предприятиях, в клубах, домах культуры, в школах и т. д. подчёркивать единство представителей данной конкретной профессии, возрастной страты со всем народом, родиной, советским государством, партией и правительством («За детство счастливое наше, спасибо, родная страна!»), благодарить последних за заботу (патернализм), связывать с партийной заботой успехи своего предприятия, делая это в помпезной, торжественной обстановке с последующей концертной программой с минимумом рекреативных услуг (в перерыве торжественного собрания работал буфет). Более разнообразны по структуре и рекреативны по содержанию были профессиональные праздники, которые приходились на летний

период, когда был возможен выезд на природу (пикник) коллектива предприятия, цеха, бригады вместе с руководством, представителями профкома, парткома и т.д. или вечера по типу кафе для работников предприятия и их семей. Важно отметить организационную структуру «советского» корпоративного праздника: 1) непременная официальная часть; 2) номера самодеятельности, которые могли иметь политическую направленность (сатира на капиталистов, прославление советского мироустройства), критическую направленность (об отдельных недостатках на предприятии, бракоделах и т. п.), нейтральную направленность (сюда можно отнести любительские опыты в области театра, эстрады и музыки); кроме самодеятельности это могли быть выступления профессиональных артистов (в те времена существовала система «шефства», которое концертные организации «брали» над предприятиями, заводами, колхозами); 3) непосредственно застолье (М.И. Сидоренко, Ю.А. Пасс) [7]. С распадом Советского Союза традиция корпоративных праздников практически ушла, с тем, чтобы возродиться в середине девяностых годов уже несколько в ином качестве, поскольку в стране появился частный капитал, предприниматель, интересы которого для него важнее интересов государства.

Таким образом, корпоративный досуг в эпоху СССР переживал в силу идеологических обстоятельств определенный период стагнации в своем развитии, поскольку главная его функция - позиционировать, дифференцировать, отличать свою корпорацию и её досуговые традиции и нормы в советский период была свернута, а его интеграционная функция была перемещена и трактовалась как функция советского государства на основе патер-

Библиографический список

налистской модели управления государством и его различными организациями В этот период усилиями идеологии формировалась новая историческая общность - советский народ, интеграционная функция которого была перемещена и трактовалась не как функция корпорации, а как функция советского государства. В связи с этим автором рассматривается специфика организации советского корпоративного праздника как праздника разных профессий, прославляющего не столько профессию, сколько страну Советов.

Итогами данного исследования может стать то, что корпоративный досуг по мере социально-культурной дифференциации русского населения, формирования российского общества, усложнения потребностей, ментальных ценностей, а также урбанизации выполнял, две взаимосвязанные функции: 1) оптимизировал статус, престиж, позиционировал сословие или профессию среди других сословно-профессиональных страт населения; 2) объединял, интегрировал людей, принадлежащих к одной со-словно-профессиональной страте. Для реализации этих функций в обществе формируются необходимые условия и механизмы: коммерциализация, мода, ориентация на зрелищность и развлекательность досуга. Особое значение в регуляции досугового поведения членов корпорации имеет корпоративный праздник с развитым комплексом ритуалов, включая ритуал застолья. Корпоративным досугом наемных рабочих управляли религиозные традиции, государственные законы, регулирующие количество праздников, нормы и антинормы праздничного поведения. Автор приходит к выводу о том, что специфика корпоративного досуга выражается в его функциональном назначении.

1. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945 - 1985 гг.): теоретико-методологический и исторический аспекты. 2-е издание. Москва, 1999.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Москва, 2004.

3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. Москва, 2006.

4. Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. Санкт-Петербург, 2005.

5. Туев В.В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Кемерово, Барнаул, 2006.

6. Козлова Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий. Москва, 2006.

7. Пасс Ю.А. Внутренний PR: элементы успеха . Available at: www.hrm.ru/pr/news/

Reference

1. Klyusko E.M. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost'naseleniya Rossii (maj 1945 - 1985 gg.): teoretiko-metodologicheskij i istoricheskij aspekty. 2-e izdanie. Moskva, 1999.

2. Kiseleva T.G., Krasil'nikov Yu.D. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'. Moskva, 2004.

3. Avanesova G.A. Kul'turno-dosugovaya deyatel'nost': teoriya ipraktika organizacii. Moskva, 2006.

4. Hrenov N.A. «Chelovekigrayuschij» vrusskojkul'ture. Sankt-Peterburg, 2005.

5. Tuev V.V. Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' v tablicah i shemah. Kemerovo, Barnaul, 2006.

6. Kozlova T.V. Sovremennye tehnologii organizacii massovyh meropriyatij. Moskva, 2006.

7. Pass Yu.A. VnutrennijPR: 'elementy uspeha . Available at: www.hrm.ru/pr/news/

Статья поступила в редакцию 18.11.16

УДК 371.388

Papashvili G.A., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: gosha.papashvili@yandex.ru

CRITERIA OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN COMPOSITING OF CLASSICAL DANCE LESSON FORMS IN THE GEF SYSTEM. The article considers a method of combined tasks in the classical dance lesson, which is the main part of ballet pedagogy. Drawing on her own teaching experience, the author analyzes the structure and systemizes the major phases of a teacher's preparatory work, formulates the basic principles and effectiveness criteria of students' independent work. The author notices that the student's work without the teacher's help in the course of the lesson is a difficult task for the first one considering a huge number of interpretation approaches to the creating lesson combinations. The article gives a classification of exercising forms combination, a description of ways of movements and choreographic elements combs in terms of educational tasks of different educational levels.

Key words: structural method, combined task, combination forms, ways of combining.

Г.А. Папашвили, доц. Алтайского государственного института культуры, г. Барнаул,

E-mail: gosha.papashvili@yandex.ru

КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ФОРМ УРОКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФГОС ВО

Статья посвящена важнейшему разделу балетной педагогики - методике составления комбинированных заданий урока классического танца. Автор подвергает структурному анализу и систематизирует этапы подготовительной работы педагога, опираясь на собственный многолетний опыт преподавания, а также формулирует основные принципы и критерии результативности самостоятельной работы обучающихся, позиционируя комбинирование как главный метод балетной педагогики.

Ключевые слова: структурный метод, комбинированное задание, формы комбинаций, способы комбинирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.