Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КОРЕНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОРНОШОРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЙОНЕ (1926-1939 гг.)'

ПРОБЛЕМЫ КОРЕНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОРНОШОРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЙОНЕ (1926-1939 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная политика / национальный район / органы управления / самоопределение народов / национальная идентичность / the national politics / national region / authorities / people's self-determination / the national identity.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мамышева Елена Петровна

В статье исследуются проблемы коренизации государственного аппарата в Горно-Шорском национальном районе. Данное направление являлось одним из важнейших частей осуществления национальной политики в 1926 1939 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of inhabiting of the state staff in the national region of Gomo-Shorsk are investigated in this article. This problem was one of the major parts of realization of the national politics in 1926 1939.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КОРЕНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОРНОШОРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЙОНЕ (1926-1939 гг.)»

Мамышева Е.П. Проблемы коренизации государственного аппарата в Горно-Шорском национальном районе (1926-1939 гг.)

ПРОБЛЕМЫ КОРЕНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ГОРНОШОРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ РАЙОНЕ (1926-1939 гг.)

Мамышева Е.П.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

В статье исследуются проблемы коренизации государственного аппарата в Горно-Шорском национальном районе. Данное направление являлось одним из важнейших частей осуществления национальной политики в 1926 - 1939 гг.

The problems of inhabiting of the state staff in the national region of Gorno-Shorsk are investigated in this article. This problem was one of the major parts of realization of the national politics in 1926 - 1939.

Ключевые слова национальная политика, национальный район, органы управления, самоопределение народов, национальная идентичность.

Keywords: the national politics, national region, authorities, people s self-determination, the national identity.

В условиях советской власти коренизация государственного аппарата и социально-культурных учреждений в национальных республиках и автономиях являлась одной из важнейших частей осуществления национальной политики. Широкая программа мероприятий коренизации или национализации должна была «помочь возрожденным нациям... оживить и развить свою национальную культуру»[1]. Она была направлена на привлечение в органы государственного управления национальных районов представителей местного населения, которое в большинстве своем либо вообще не знало русского языка, либо знало его очень плохо. В условиях еще неизжитого недоверия к русским было необходимо, чтобы трудящиеся национальных районов видели своих представителей в органах управления автономных республик, областей, трудовых коммун. Кроме того, коренизация была призвана

продемонстрировать образцовое решение национального вопроса в СССР и «создать положительный образ страны в глазах европейского пролетариата и колониальных народов»[2]. В связи с этим в 1921 г. на X съезде РКП (б) была определена задача «помочь трудовым массам невеликорусских народов развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и

психологию местного населения.. .»[3]. Основу регионального руководства должны были составить местные кадры, призванные развивать систему

образования, театр, прессу и в целом культурно-просветительные учреждения на родном языке. Считалось, что это будет способствовать росту активности и самодеятельности широких трудящихся масс национальных меньшинств.

Цель представленной статьи -рассмотрение проблем коренизации государственного аппарата в Горно-Шорском национальном районе. Территория компактного проживания шорцев входила в состав Томской губернии. В связи с этим обстоятельством в составе Томского губернского подотдела в январе 1921 г. был учрежден Кузнецкий уездный подотдел с секцией «татар о-шорцев» во главе с Побызаковым[4]. Главной задачей подотдела было решение вопроса о самоопределении шорцев. В августе-октябре 1921 г. была отправлена специальная экономическая экспедиция для обследования жизни шорцев с целью вынесения рекомендаций о дальнейшем социально-экономическом и

политическом развитии шорцев.

В феврале 1922 г. Томский губисполком отправил Кузнецкому уездному исполкому письмо о том, что планируется создание единой шорско-алтайской автономной области, требуя не

препятствовать агитации по данному вопросу среди шорского населения.

Однако в апреле 1923 г. на заседании Томской губернской административной комиссии было постановлено, что выделение юго-восточной части Кузнецкого уезда в подчинении Ойротской автономной области нарушает хозяйственную целостность богатого разными ископаемыми Кузнецкого бассейна, поэтому было решено признать «намеченную губотнацем передачу... нецелесообразной». На данном заседании было решено «признать желательным объединение татаро-шорцев Кузнецкого уезда, проживающих в волостях: Томской, Кузедеевской, Конд омской, Верх-Кондомской, Мрасской и Кузнецкой в особую административную единицу, на правах райисполкомов с центром в Кузедеево»[5]. Поэтому даже при экономическом районировании юга Томской губернии в 1923 - 24 гг. учитывались этническая и социальная однородность коренного населения, его организационные формы хозяйствования.

В результате районирования был образован новый Кондомский район из восьми сельсоветов, объединивших бывшую Кондомскую, Верхнее-Кондомскую, Мрасскую волости, где преобладало ранее шорское население (6 тыс. их 7,7 тыс. - 77 %)[6]. Три другие волости - Кузедеевская, Кузнецкая, Томская - были сведены в единый Кузнецкий район. Оба районы вошли составной частью в Кузнецкий округ. Тем не менее, поиск оптимального варианта национального самоопределения шорцев продолжался. По постановлению Президиума Томского губисполкома от 22 июня 1924 г. в с. Кузедеево 5-9 августа состоялся Татаро-шорцевский горнорайонный съезд Кузнецкого уезда с представительством учителей, волостных исполкомов и только что организованных сельсоветов. На съезде было решено организовать единый «Татаро-

Шорцевский горный район» с правами и привилегиями округа. В состав района должны были войти Кондомский район полностью, Томская и Кузедеевская

волости Кузнецкого района.

Предусматривалась также организация трех вспомогательных подрайисполкомов: в Осинниках, Кондоме, Верх-Кондоме с правами прежних РИКов. Постепенно к этому решению стала склоняться секция по районированию губернской плановой комиссии, но при этом она делала оговорку, что инородческий район возможно создать только в рамках Кондомской, Верх-Кондомской и Мрасской волостей. Новый район в данных территориальных рамках именовался в различных проектах «Верх-Кондомским» или пятым инородческим. Против такого проекта выступила инициативная группа шорцев -работников Кузнецкого уездного исполкома (Ф.Н. Токмашев, Ф.К. Тельгереков и др.). Они отправили в Томский губисполком письмо, в котором было отмечено, что район в предполагаемых границах объединит всего 50 % шорцев. Потому стоит вернуться к первоначальному проекту и присоединить к создаваемому району часть Петраковской волости (улусы Осиновский, Белый Калтан)[7].

25 августа 1925 г. Сибревком, имея на руках материалы Татаро-Шорского съезда, принял решение ускорить образование в южной части Томской губернии национального района и избрать для этих целей Ревком в составе трех человек: председателя Ф.К. Тельгерекова, членов ревкома Л.А. Иванова, Ф.Н. Токмашева. Под их руководством 1-8 октября 1925 г. в улусе Мыски прошел первый съезд Советов Горной Шории. На нем был избран Горно-Шорцевский райисполком во главе с председателем Ф.К. Тельгерековым и выработаны программы национального строительства и социалистического переустройства всей социально-экономической и культурной жизни района. Национальное

самоопределение шорского народа было законодательно закреплено 12 апреля 1926 г. Декретом ВЦИК «Об Образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорского

района»[8]. Общая площадь

Мамышева ЕЛ. Проблемы коренизации государственного аппарата в Горно-Шорском национальном районе (1926-1939 гг.)

образованного района составила 30 тыс. кв. км, численность входящего в него населения — 23 тыс. человек: из них 16 тыс. шорцев, 5 тыс. русских, 2 тыс. мордвы[9]. Таким образом, Горно-Шорский национальный район, созданный при поддержке таких государственных органов, как Сибревком и Сибирский комитет содействия народностям окраин Сибири, явился своеобразной формой национального самоопределения шорцев.

Предоставление шорскому народу статуса национального района в 1926 г. повлекло за собой необходимость коренизации аппаратов и

государственных учреждений вновь созданного района. Выполняя указания ЦК и Западно-Сибирского крайкома ВКП (б), партийно-государственные органы Горно-Шорского национального района занялись вопросом о серьезном и углубленном проведении работы по коренизации. В соответствии с требованиями вышестоящих органов в национальном районе также составлялись ежегодные планы коренизации органов государственного аппарата. В 1931 г. Президиумом РИКа был принят план коренизации учреждений района. В целях успешного выполнения плана отделам РИКа рекомендовалось постепенно перевести переписку с сельсоветами на родной язык: с 1 апреля 1931 г. - с Чувашинским, Мысков ским и

Сыркашинским сельсоветами; с 1 мая - с Усть-Кабырзинским, Усть-Анзасским, Средне-Чилейским, Усть-Кезесским, Усть-Колзасским, Чили су-Анзас ским; с 1 июля - с Часовниковским, Нижне-Кинер ков ским, Тугун ским, Кызыл-Шорским[10]. План предусматривал, что все вышеуказанные сельсоветы с 1 октября 1931 г. перейдут на делопроизводство на родном языке. В мае 1931 г. для достижения плана были организованы месячные курсы

подготовки членов и секретарей национальных сельсоветов[11].

Между тем, ход коренизации в Горной Шории сопровождался большими трудностями. Вопрос о реализации плана 1931 г. был рассмотрен в сентябре 1932 г.

на оргсовещании при отделе национальностей Западно-Сибирского крайисполкома. Председатель Горно-Шорцевского РИКа М.А. Торчаков заявил, что говорить об успехах коренизации нет оснований. По его словам, в районном и сельских аппаратах отсутствуют представители шорского народа, а делопроизводство ведется исключительно на русском языке[12]. На совещании была вновь принята резолюция, которая обязывала

райисполком Горной Шории «провести мероприятия по укреплению

национальными кадрами районного и сельских аппаратов с переводом делопроизводства на родной язык»[13]. Как справедливо отмечают историки, шорский язык в делопроизводстве практически не применялся. Последнее подтверждается сведениями из отчета отдела национальных меньшинств Запсибкрайисполкома 1936 г. по запросу отдела национальностей ЦИК:

«Делопроизводство в районе ведется на русском языке»[14]. А из 51 карточки статистических отчетов сельских и поселковых советов о выдвижении кандидатов на VI районный съезд Советов в 1936 г. на шорском языке была «заполнена только одна, поданная в РИК Усть-Кезесским сельским советом»[15]. Причины заключалась во-первых, в превосходстве русского населения над коренным, во-вторых, длительным процессом алфавитизации шорского языка. Формирование шорского языка и письменности во многом затянулось в связи с их переводом на латинскую основу, продолжившимся до второй половины 1930-ых гг. В целях подготовки национальных кадров руководство Горно-Шорского района обратилось с ходатайством об открытии шорского отделения при Кузнецком индустриально-педагогическом техникуме. Это отделение открылось с первого сентября 1931 г. Через два в 1933 г. в п. Мыски открылся шорский педтехникум. Но первый выпуск составил всего девять человек. Большинство учащихся не смогло

продолжить обучение из-за недостатка средств.

Трудности в проведении коренизации стали объяснять не только привычным «великодержавным шовинизмом»,

«местным национализмом», «недостатком квалифицированных кадров», но и методами ее проведения. Критике подверглись «остатки и пережитки административных методов проведения коренизации в виде механического вовлечения нацработников».

Следует отметить, что планы по коренизации аппарата, принятые местными властями Горной Шории, не были выполнены. Последнее было вызвано такими объективными причинами, как отсутствие материальной базы и мощный приток русского населения, связанный с индустриальным освоением региона. Кроме того, имело место и «охлаждение» к коренизации со стороны центральных органов власти, которые предполагали в перспективе ликвидацию национальных районов. Ко времени ликвидации национального района в 1939 г. политика коренизации в Горной Шории была спущена на парах, в результате чего сократилось число представителей шорского народа в государственном аппарате.

Таким образом, опыт коренизации в Горно-Шорском национальном районе в незначительный период его существования (1926-1939 гг.) сложно оценить однозначно. С одной стороны, данная политика до середины 1930-х гг. создавала шорцам благоприятные условия для развития и сохранения своей национальной идентичности, отвечала чаяниям националов, питавших надежду на «свободу национального развития», объективно ориентировалась на достижение фактического равенства в

развитии национальностей, являлась орудием «решительной борьбы с пережитками великорусского

шовинизма». С другой, она создавала условия для последующей унификации культуры и сыграла значительную роль в советизации населения страны.

Литература

1. Сталин И.В. Соч.Т.11. С.353.

2. Там же.

3. Базарова В.В. Латинизация бурят-монгольской письменности в 1920-30-е гг. -Улан-Удэ, 2006. - С. 53.

4. Кимеев В.М. Забытая страница истории шорцев// Разыскания. Историко-краеведческий альманах. /Сое. т. М.Е.Сорокин. - Кемерово, 1990. - С. 22.

5. Прокопенко М.А. Государственное строительство в районах проживания коренных народов Кузбасса (20-е-нач. 90-х гг. XX в.). Диссерт. на соискание степени кандидата исторических наук. - Новосибирск, 2005.-С. 51.

6. Кимеев В.М. Указ. соч. - С. 22.

7. Прокопенко М.А. Государственное строительство в районах проживания коренных народов Кузбасса (20-е-нач. 90-х гг. XX в.). Диссерт. на соискание степени кандидата исторических наук. - Новосибирск, 2005.-С.52.

8. Собрание узаконений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР. 1926. № 23. Ст. 179, отд. 1.

9. Государственный архив Кемеровской области (далее ГАКО); ф 22, оп. 1, д. 13, л. 342

10. Государственный архив Новосибирской области (далее - ГАНО), ф.р-47, оп.1, д.1414, л.79.

11. Там же.

12. ГАНО, ф.р- 47, оп.1, д. 1253, л.66

13. ГАНО, ф.р- 47, оп.1, д. 1253, л.70

14. ГАНО, ф.р-47, оп.1, д.2506, л. 31.

15. Прокопенко М.А. Государственное строительство в районах проживания коренных народов Кузбасса (20- 90- ые гг. XX в.): Дис. ...канд. ист. наук. - Новосибирск, 2005.-С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.