УДК 343.8 + 343.121
Арби Русланович АКИЕВ,
старший преподаватель кафедры уголовного процесса Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук
Melhi530@mail.ru
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНЦИИ ПРАВОВОГО (ПРОЦЕССУАЛЬНОГО) СТАТУСА ОСУЖДЕННОГО, ОТБЫВАЮЩЕГО НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ПО НОВОМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
PROBLEMS OF COMPETITION OF THE LEGAL (PROCEDURAL) STATUS OF A CONVICT SERVING A PUNISHMENT IN THE FORM OF DEPRIVATION OF LIBERTY AND PROCEDURAL STATUS OF A SUSPECT (THE ACCUSED) IN A NEW CRIMINAL CASE
Статья посвящена анализу юридических коллизий уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, возникающих при переводе осужденного из исправительного учреждения в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве подозреваемого (обвиняемого). Для наглядности в табличной форме приводятся порядок и условия реализации прав осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении, и порядок и условия реализации аналогичных прав подозреваемым или обвиняемым, содержащимся в СИЗО, которые демонстрируют существенные отличия. Автор приходит к выводу, что перевод осужденного из исправительного учреждения в СИЗО в порядке ст. 77.1 УИК РФ ухудшает его правовое положение, ограничивает в возможности реализации отдельных прав. На основании действующего законодательства и авторского видения предлагаются пути решения рассматриваемых проблем.
The article is devoted to the analysis of legal conflicts of criminal-executive and criminal-procedural legislation arising when a convict is transferred from a correctional institution to a pre-trial detention center to participate in investigative actions or the trial as a suspect (the accused). By way of explanation, the procedure and conditions for the implementation of the rights of a convict serving a sentence in a correctional institution, and the procedure and conditions for the implementation of similar rights by suspects or accused held in a pretrial detention center which demonstrate significant differences are given in the table. The author comes to the conclusion that the convict's transfer from the prison to the detention center in accordance with Art. 77.1 of the Criminal Code of the Russian Federation worsens its legal status, restricts the possibility of exercising certain rights. On the basis of the current legislation and the author's vision, ways of solving the problems under consideration are proposed.
Ключевые слова: юридические коллизии, исправительное учреждение, следственный изолятор, права осужденного, права подозреваемого (обвиняемого), право на свидание, право на прогулку.
Keywords: legal conflicts, correctional institution, pretrial detention center, the rights of the convict, the rights of a suspect (an accused), the right to date, the right to walk.
Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью в Российской Федерации, а их признание и со-
блюдение - обязанность государства. Между тем Конституция РФ допускает возможность их ограничения на основании федерального
Теория и практика ЛЦЯ правоохранительной деятельности а-ЗЙ®
закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
К числу таких допустимых ограничений прав человека относится назначение лицу наказания по приговору суда, когда права ограничиваются уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. В такой ситуации лицо к уже имеющемуся правовому статусу гражданина (иностранного гражданина или лица без гражданства) приобретает дополнительный правовой статус осужденного.
Более того, на практике возникают ситуации, когда осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, наделяют дополнительным процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого в случаях совершения им нового преступления в период отбывания наказания или возбуждения в него уголовного дела за ранее совершенное преступление. В таких случаях лицо фактически имеет два правовых (процессуальных) статуса - статус осужденного и статус подозреваемого или обвиняемого, которые в определенных ситуациях вступают между собой в конкуренцию.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях и задержанные по подозрению в совершении другого преступления, должны содержаться в указанных учреждениях изолированно от других осужденных до избрания им меры пресечения. При этом если в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, осужденный может содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Однако на практике не являются редкостью ситуации, когда по мотивированному постановлению сотрудников органов предварительного расследования для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с
отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы (далее - СИЗО), что прямо прописано в ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ. Аналогичное право оставления или перевода осужденного в СИЗО предоставлено суду, который привлекает лицо для участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего или обвиняемого.
Проблема наложения и конкуренции правовых статусов встает довольно остро именно в случае перевода осужденного из исправительного учреждения в СИЗО на период предварительного расследования или судебного разбирательства, так как порядок и условия содержания в исправительном учреждении и СИЗО, существенно отличаются. Наличие коллизий в нормативно-правовых актах, регламентирующих нахождение осужденного в исправительном учреждении и СИЗО создает предпосылки злоупотребления со стороны должностных лиц уголовно-исполнительной системы и сотрудников органов предварительного расследования, а для осужденных - дополнительные сложности, а иногда и невозможность реализации гарантированных УИК РФ прав.
Следует отметить, что в данной статье рассматриваемая проблематика умышленно сужена до анализа конкуренции статуса подозреваемого или обвиняемого и правового статуса осужденного именно к лишению свободы, что связано с существенным ограничением их прав в отличие от условно осужденных или лиц, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества. Проблемы реализации прав осужденных, переведенных в СИЗО в качестве свидетеля или потерпевшего, были рассмотрены ранее в рамках самостоятельной научной статьи [1].
Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы конкуренции правовых статусов осужденного и подозреваемого или обвиняемого, следует уделить внимание используемым правовым категориям и разобраться с содержанием понятия «правовой статус». В теории уголовно-исполнительного права под правовым статусом осужденного, а равно правовым статусом любого другого лица, обычно понимается совокупность прав, законных интересов и
обязанностей, которыми осужденный наделяется как субъект уголовно-исполнительных и иных правоотношений. Здесь стоит заметить, что в правовой доктрине наряду с термином «правовой статус» часто используется и другой термин - «правовое положение». При этом в теории права существует точка зрения на соотношение обозначенных правовых категории, согласно которой между ними необходимо проводить различие. Различают данные понятия преимущественно по содержанию: статус есть совокупность законодательно закрепленных прав, законных интересов и обязанностей, а положение - прав, конкретно реализованных субъектом. Следовательно, субъекты с одинаковым правовым статусом могут иметь разное правовое положение [4].
В рамках данной работы мы будем рассматривать правовой статус как совокупность законодательно закрепленных прав, законных интересов и обязанностей лица. Заявленная позиция основана на том, что в контексте анализируемой проблемы возможно говорить исключительно о правовом статусе осужденных лиц или подозреваемых (обвиняемых), а не об их правовом положении, так как на практике далеко не всегда у осужденных имеется объективная возможность реализовать все предоставленные им законом права и обязанности и преобразовать тем самым свой правовой статус в правовое положение.
Следует отметить, что законодатель все же попытался нормативно прописать порядок и условия нахождения в СИЗО осужденного, переведенного туда на период предварительного расследования или судебного разбирательства, закрепив в ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ следующее положение: в случае если лицо переведено в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого), то осужденные содержатся в СИЗО в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Однако такая формулировка законодателя не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с реализацией прав осужденным в период нахождения в СИЗО в новом статусе.
В УИК РФ законодатель часто использует термины «порядок» и «условия», однако не раскрывает их содержания. Для правильного толкования и понимания их содержания, что имеет здесь определяющее значение, обратимся к толковому словарю русского языка, в котором определено, что порядок - это правила, процедуры, регулирующие какую-либо деятельность, последовательность действий и т.д.; условия - это бытовая обстановка, где происходит, протекает чья-либо жизнь или деятельность [6].
Исходя из толкования слов и общественных отношений, к которым они применяются, можно определить, что порядок - это правила, регулирующие повседневную жизнь лиц в СИЗО согласно Федеральному закону «О содержании под стражей», условия же - это установленные законом или решением суда рамки прав и обязанностей, которые определяют жизнь и быт лица в период отбывания наказания.
Установленный в СИЗО порядок существенным образом влияет на возможность реализации осужденными своих прав и исполнения обязанностей (обеспечение условий отбывания наказания).
Если остановиться на конкретных правах, возможность реализации которых осужденным вступает в конкуренцию между нормативными правовыми актами, регулирующими условия и порядок содержания в СИЗО и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, то к ним можно отнести права: на свидание (длительное и краткосрочное), на прогулку (продолжительность прогулки), на телефонные переговоры, на просмотр кинофильмов или приобретение телевизионного или радиоприемника, коллизии связанные с разными минимальными нормами питания установленными законодателем для осужденного к лишению свободы и подозреваемого (обвиняемого), право на помывку и другие права. Указанный перечень прав, в реализации которых у осужденного, переведенного в СИЗО, возникают сложности, не является исчерпывающим, однако для демонстрации существующих проблем конкуренции правовых статусов осужденного и подозреваемого (обвиняемого) в рамках данной работы будут рассмотрены именно обозначенные права.
Теория и практика - правоохранительной деятельности
Для наглядности соотношения коли- вительном учреждении и порядка реали-
чественной составляющей, порядка и ус- зации аналогичных прав для подозревае-
ловий реализации прав осужденных, за- мых (обвиняемых) в период содержания
крепленных и гарантированных УИК РФ в СИЗО представим их в виде таблицы. в период отбывания наказания в испра-
Право осужден нош Порядок и условия реализации соотвегствующсш нрава осужденным, отбывающим наказание в ИУ Порядок и условии реализации «ми вегегеуюшеи» права ■ИмЮрСпаСмым (обвиняемым) в СИЗО
1 2 3
Право на длительное и краткосрочное свидание Осужденным с разрешения начальника исправительного учреждения (далее - ИУ), лица, его метающего, либо с разрешения лица, назначенного приказом начальника ИУ ответственным по ИУ, предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трос суток на территории ИУ (п.п. 69, 71 приказа МВД России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»). Количество краткосрочных и длительных свиданий, которыми лицо может воспользоваться в Случае его нахождения в исправительном учреждении, где оно отбывает наказание, разнится от неограниченного количества (ко лон и и-поссл с н и я, п. «а» ч. 1 ст. 129 УИК РФ) до 2 свиданий в год (тюрьма, п. «б» ч. 4 ст. 131 УИК РФ) Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое (ст. 18 Федерального закона «0 содержании под стражей») Длительное свидание Федеральным законом «0 содержании под стражей» не предусмотрено
Право на прогулку (п родо л ж итсл ьност ь прогулки) Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режимов, колониях-поселениях, воспитательных колониях (в обычных условиях), передвигаются свободно по территории блока исправительного учреждения, поэтому в УИК РФ для них не предусмотрено отдельного времени доя реализации права на прогулку, однако в соответствии с приложением № 6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми утвержден примерный распорядок дня, у осужденных должно быть 2 часа личного времени, которое можно использовать в том числе на прогулку. Осужденные, отбывающие наказание в тюрьме (обычные условия), имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 2 часа, для строгих условий - 1,5 часа (п. «г» ч. 4, п. «г» ч. 5 ст. 131 УИК РФ) Подозреваемые обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (п. 11 ст. 17 Федерального закона «0 содержании под стражей»)
Право на телефонные разговоры Для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего, строгого, особого режимов, колониях-поселениях, воспитательных колониях (в обычных условиях), количество телефонных переговоров не ограничено с оговоркой, что продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год Подозреваемый (обвиняемый) имеет право на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под кон тролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда (п. 6 ст. 17 Федерального закона «0 содержании под стражей»). Продолжительность телефонного разговора нормативно не ограничена
1 2 3
Право на Осужденным к лишению свободы, кроме При наличии условий
просмотр кинофильмов, отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются
приобретение изоляторы, помещения камерного типа, единые кинофильмы
телевизионного помещения камерного типа и одиночные (ст. 31 Федерального закона
или камеры, дсмонстриру[отся кинофильмы и «О содержании под стражей»)
радиоприемника видеофильмы не реже одного раза в неделю. Все камеры обеспечив;! Юте я
Осужденные и группы осужденных могут средствами радиовещания, а по
приобретать телевизионные приемники и возможности телевизорами (ст. 23
радиоприемники за счет собственных средств 'ta кона);
через торговую сеть либо получать их от телевитором, холодильником (при
родственников и иных лиц (ст. 94 УИК РФ) наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке) (п. 42 приказа МВД России от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»)
Нормы питания Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и Хлеб из смеси муки ржаной обдирной
Количество на пшеничной [ сорта 3(H) и пшеничной I сорта 300
1 человека в сутки Хлеб пшеничный из муки II сорта 250 Хлеб пшеничный из муки II сорта 200
(граммов) Мука пшеничная II сорта 5 Мука пшеничная II сорта 5
(в таблице Крупа разная ИХ) Крупа разная 90
приведены нормы питании для мужчин, аналогичная разница существует в нормах питания и для женщин) Макаронные изделия Макаронные изделия 90
Мясо 90 Мясо 100
Мясо птицы 30 Мясо птицы 30
Рыба 100 Рыба НЮ
Маргариновая продукция Маргариновая продукция 25
Масло растительное 20 Масло растительное 20
Молоко коровье (миллилитров) 100 Молоко коровье (миллилитры)100
Яйца куриные (штук в неделю) 2 Не предусмотрено нормами питания
Сахар 30 Сахар 30
Соль поваренная пищевая 20 Соль поваренная пищевая 15
Чай натуральный 1 Чай натуральный 1
Лавровый лист 0,1 Лавровый лист 0,1
Горчичный порошок 0,2 Горчичный порошок 0,2
Томатная паста 3 Томатная паста 3
Картофель 550 Картофель 500
Овощи 250 Овощи 250
КиССЛИ сухис витаминизированные 25 Кисели сухие витаминизированные 25
или фрукты сушеные 10 или фрукты сушеные 10
Право на помывку Не менее двух раз в семь дней обеспечивается Не реже одного parta в неделю подозре-
помывка осужденных с еженедельной сменой ваемые и обвиняемые проходят сани-
нательного и постельного белья. Помывка тарную обработку, им предоставляется
осужденных, содержащихся в штрафном возможность помывки в душе продол-
изоляторе, помещениях камерного типа, жительностью не менее 15 минут. Дпя
единых помещениях камерного типа, женщин и несовершеннолетних воз-
транзитно-псресыльных пунктах, одиночных можность помывки в душе предоста-
камерах производится в душевых, вляется не менее двух раз в неделю
ооорудованных в указанных помещениях, с продолжительностью не менее 15
обеспечением изоляции осужденных, минут. Смена постельного белья
содержащихся в разных камерах, (п. осуществляется еженедельно после
21 приказа 71 приказа МВД России от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении помывки в душе. (п. 45 приказа МВД России от 14 октября 2005 г. jY» 189
Правил внутреннего распорядка «Об утверждении правил внутреннего
исправительных учреждений») распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»)
Теория и практика правоохранительной деятельности
Порядок реализации закрепленных в законе прав и их количественное (временное) значение, как мы видим из представленной таблицы, существенно отличаются для лиц, отбывающих назначенное наказание в соответствующем исправительном учреждении и для содержащихся в СИЗО в порядке Федерального закона «О содержании под стражей».
Нами умышленно не указаны в рассматриваемой таблице особенности, связанные с порядком и условиями реализации обозначенных прав для женщин и несовершеннолетних, но нужно отметить, что они разнятся аналогичным образом. Кроме того, не рассматривались количественные показатели для лиц, находящихся на облегченных или строгих условиях содержания. Целью было продемонстрировать в первую очередь существующую разницу в возможности реализации осужденным гарантированных законом прав при отбывании наказания в исправительном учреждении и переводе его в СИЗО.
Так как данная работа носит не только теоретический, но и практический характер, с учетом норм действующего законодательства Российской Федерации и положений Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)»1, которая в качестве основной цели развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации определяет гуманизацию условий содержания лиц, заключенных под стражу, и осужденных, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами и в целом тенденции гуманизации условий содержания лиц, заключенных под стражу и отбывающих наказание в местах лишения свободы, которая прослеживается в последние годы [3], видится следующее решение проблем реализации прав осужденного переведенного в СИЗО в качестве подозреваемого (обвиняемого) на период производства предварительного расследования или судебного разбирательства.
Реализация права на свидание. В отличие от других прав законодатель попытался нормативно урегулировать вопрос реализации
осужденным, переведенным в СИЗО в качестве подозреваемого (обвиняемого), права на свидание, закрепив в ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, что право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей».
Обозначенная формулировка законодателя фактически исключает возможность реализации осужденным права на длительное свидание, так как такое право не прописано нормативно в Федеральном законе «О содержании под стражей». Осужденный, переведенный в СИЗО, может воспользоваться только правом на краткосрочное свидание и только с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело.
Обоснованность такого ограничения права на длительное свидания значимость которого признается международными правовыми актами, как возможность поддержания контактов с семьей и внешним миром [5], является довольно спорной. Более того, правовым основанием такого ограничения, являющегося следствием перевода осужденного из исправительного учреждения в СИЗО, выступает «постановление» лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Законодатель, прописав в УИК РФ данное положение, фактически наделил лицо, в производстве которого находится уголовное дело, правом ограничить гарантированный УИК РФ и решением суда тот минимальный объем прав осужденного лишь для обеспечения удобства производства следственных действий или проведения судебного разбирательства.
Без сомнения, законодательная норма о возможности «запрета» или ограничения права на свидание для подозреваемого (обвиняемого) предусмотрена законодателем для обеспечения интересов предварительного расследования, предупреждения противодействия в расследовании уголовного дела. Но в научных кругах существует и иная точка зрения, что такая возможность является свое-образным «законным» инструментом воздействия на подозреваемого (обвиняе-
1 Концепция федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)» : утв. распоряжением Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р.
мого) для сотрудничества со следствием [2]. Указанная точка зрения не лишена логики и поэтому вопрос обеспечения права на поддержания контактов с родственниками не раз становился предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в определении от 17 июля 2012 г. отметил, что норма, предоставляющая «обвиняемому (подозреваемому) на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, ... не может быть истолкована как дающая такому лицу или органу возможность отказывать обвиняемому (подозреваемому) в осуществлении его права на свидание с родственниками или иными лицами без достаточно веских оснований, связанных с необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц, а также интересов правосудия по уголовным делам»1.
Резюмируя вышеуказанное по проблеме реализации осужденным, переведенным в СИЗО, права на свидание, следует констатировать, что на сегодняшний день, согласно действующему законодательству, осужденный в статусе подозреваемого (обвиняемого) в период нахождения в СИЗО может воспользоваться только правом на краткосрочное свидание и только с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Однако любой отказ в реализации такого права со стороны следователя, согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, должен оформляться в виде мотивированного постановления2.
Реализация права на прогулку. Реализации осужденным права на прогулку в минимальных нормах, установленных УИК РФ в соответствии с видом исправительного учреждения, определенного приговором суда, является не менее значимым в вопросе со-
блюдения законности и обеспечения прав осужденного. Как видно из представленной таблицы, для лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении, не предусмотрено отдельного времени для реализации права на прогулку. Однако правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают, что после ужина у осужденного должно быть 2 часа личного времени, которые он в том числе может использовать для прогулки3. Федеральный закон «О содержании под стражей» предусматривает лишь один час времени на прогулку.
Так как действующее законодательство не содержит нормативных ограничений в реализации указанного права для подозреваемого (обвиняемого) в минимальных нормах, установленных УИК РФ (2 часа), следовательно, в указанном вопросе следует исходить из общего положения ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ. Более того, это не должно составить для администрации СИЗО дополнительных сложностей, так как не требует никаких финансовых затрат, а гарантия их реализация является обязанностью государства исходя из норм УИК РФ.
Еще одним аргументом в пользу того, что осужденным должна быть обеспечена прогулка продолжительностью 2 часа, является наличие в ч. 3 ст. 77 УИК РФ аналогичного права для лиц, оставленных в СИЗО для отбывания наказания.
Право на телефонные разговоры. Порядок реализации осужденным, переведенным в СИЗО, права на телефонные разговоры отдельно не урегулирован в УИК РФ, следовательно, если нет запрета, аналогичного запрету на длительные свидания, то осужденный в статусе подозреваемого (обвиняемого) в период нахождения в СИЗО может воспользоваться своим правом на платные телефонные разговоры в соответствии со ст. 92
1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Байкова Алексея Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 354, частями первой и второй статьи 360, частями первой и второй статьи 388, статьей 395 и частью первой статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также частью третьей статьи 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» : определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 N 1334-О.
2 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Восельцева Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 7, статьями 264 и 278 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, частью третьей статьи 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» : определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2010 N 807-О-О.
3 Приложение N 6 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.
Теория и практика правоохранительной деятельности
УИК РФ, а администрация СИЗО обязана обеспечить реализацию указанного права для осужденного.
Возникает справедливый вопрос о про-бельности в части установления законодателем в ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ соответствующего ограничения на реализацию права на свидания осужденным, переведенным в СИЗО в статусе подозреваемого (обвиняемого), - только с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, и отсутствии такого же ограничения в вопросе реализации права на телефонные разговоры, хотя в ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей» указано, что реализация права на платные телефонные разговоры для подозреваемого (обвиняемого) возможна только под контролем администрации и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.
Учитывая общеизвестный в юриспруденции факт, что «разращено все, что прямо не запрещено законом», а также положение ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ относительно обязанности администрации СИЗО обеспечить нахождение осужденного в изоляторе «на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении», считаем, что здесь в полной мере необходимо исходить из положений ст. 92 УИК РФ, и получать осужденному в статусе подозреваемого (обвиняемого) разрешение от лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, исходя из действующего уголовно-исполнительного законодательства не нужно.
Право на просмотр кинофильмов, приобретение телевизионного или радиоприемника. Согласно ст. 23 Федерального закона «О содержании под стражей» все камеры в СИЗО обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что многие СИЗО ФСИН России не имеют достаточного количества телевизоров на балансах учреждений. В случае отсутствия у администрации СИЗО возможности обеспечить камеру осужденного телевизором он может воспользоваться своим правом на приобретение или получение от родственников
телевизионного приемника в соответствии со ст. 94 УИК РФ.
Кроме того, администрация СИЗО в соответствии с ч. 1 ст. 94 УИК РФ в период нахождения осужденного в СИЗО обязана реализовать право последнего на просмотр кинофильмов и видеофильмов не реже одного раза в неделю.
Исходя из законодательной трактовки ч. 1 ст. 77.1 УИК РФ, считаем необходимым подходить аналогичным образом и в вопросе обеспечения права осужденного на помывку и обеспечения нормами питания, установленными постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы ...», которые имеют ряд расхождений в количественном и качественном значениях.
Подводя итог вышеизложенному, полагаем, что при решении вопроса о конкуренции правового статуса лица, осужденного к реальному лишению свободы, и правового статуса подозреваемого (обвиняемого) по новому уголовному делу следует исходить из приоритета правового статуса осужденного. Такой приоритет установлен ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ, которая закрепляет обязанность администрации СИЗО обеспечить нахождение осужденных, переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, «на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда».
Кроме того, является довольно спорным ограничение прав осужденного, гарантированных Конституцией РФ, УИК РФ и соответствующим приговором суда лишь на основании мотивированного постановления лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Ведь условия содержания в исправительном учреждении являются для осужденного более мягкими, чем условия содержания в СИЗО, что признано и законодателем, который в 2018 г. дополнил ст. 72 УК РФ ч. 3.1 приравняв один день в следственном изоляторе к полутора дням в колонии общего режима и двум дням в колонии-поселении.
Без сомнения, законодательная норма, предусматривающая возможность перевода
осужденного в СИЗО для участия в следственных действиях в качестве подозреваемого (обвиняемого) или участия в аналогичном статусе в судебном разбирательстве, направлена на облегчение работы соответствующих должностных лиц. И если говорить о конституционных гарантиях защиты прав и свобод человека и гражданина, такое ограничение, как отмечалось ранее, возможно только с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. ст. 55 Конституции РФ). К такому рода законодательных ограничений вряд ли можно отнести
аргумент «обеспечение удобства» работы сотрудников органов предварительного следствия или суда.
Учитывая положения действующего законодательства об обязательности судебного решения при избрании подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК РФ), что связано с существенным ограничением прав лица, необходимо аналогичным образом решать вопрос при подозрении или обвинении осужденного в совершении нового преступления и его переводе в СИЗО на период предварительного расследования или судебного разбирательства.
Библиографический список
1. Акиев, А.Р. Проблемы реализации прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы и переведенных в следственный изолятор в качестве свидетеля или потерпевшего / А.Р. Акиев, В.В. Фокин // Вестник Кузбасского института. - 2020. - N 3 (44). - С. 7-13.
2. Добросельская, И. «Институт разрешения свиданий» как инструмент давления на заключенных под стражу/ И. Добросельская // Адвокатская газета. - URL: https://www.advgazeta. ru/mneniya/institut-razresheniya-svidaniy-kak-instrument-davleniya-na-zaklyuchennykh-pod-strazhu/ (дата обращения 20.08.2020).
3. Мальков, С.М. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика Российской Федерации : монография / С.М. Мальков, А.В. Шеслер, П.В. Тепляшин. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2018. - 128 с.
4. Молев, Г.И. Законодательные аспекты установления правового положения и правового статуса осужденных / Г.И. Молев, В.А. Куликов // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение : сборник материалов VII Международной научнопрактической конференции (март 2016 г.) / под ред. О.С. Кошевого. - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2016. - С. 60-65.
5. Тепляшин, П.В. Концепция развития уголовно-исполнительной системы России в свете интерпретированных принципов европейской пенитенциарной практики/ П.В. Тепляшин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2020. - Т. 11. - Вып. 1. - C. 129-139.
6. Толковый словарь русского языка Дмитриева. - URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/dictionary-dmitriev/articles/77/ poryadok.htm (дата обращения 12.04.2020).