Научная статья на тему 'Проблемы конкурентных отношений в свете предстоящего вступления России в ВТО'

Проблемы конкурентных отношений в свете предстоящего вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таланцев В. И.

Рассматриваются основы конкурентного права и практика его применения в России, возможные изменения конкурентных отношений в экономике страны после вступления России в ВТО. Предлагаются меры подготовки российских предприятий к работе в условиях жесткой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы конкурентных отношений в свете предстоящего вступления России в ВТО»

В.И. ТАЛАНЦЕВ

Проблемы конкурентных отношений в свете предстоящего вступления России в ВТО

Рассматриваются основы конкурентного права и практика его применения в России, возможные изменения конкурентных отношений в экономике страны после вступления России в ВТО. Предлагаются меры подготовки российских предприятий к работе в условиях жесткой конкуренции.

В настоящее время завершаются переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Вопрос этот практически решен. И скорее всего уже в 2006 г. наша страна станет официально членом этой международной организации и будет вынуждена соблюдать условия и правила торговли устава ВТО.

Переговоры о вступлении стран, в том числе и России, в ВТО, а также между странами-членами ВТО ведутся по разным направлениям -антидемпинговому регулированию, субсидиям и региональным торговым соглашениям.

Основные задачи переговоров по антидемпингу - предотвращение использования атидемпинговых мер для протекционизма, сокращение злоупотреблений антидемпинговыми расследованиями, устранение излишних обязанностей ответчиков по предоставлению информации, увеличение уровня транспарентности, предсказуемости и справедливости антидемпинговых процедур.

В вопросе субсидий основное внимание уделяется уточнению и совершенствованию норм по субсидиям и компенсационным мерам, мерам по торговой защите в отдельных секторах экономики, последствиям влияния приватизации на выгоды, полученные в результате предоставления субсидий до начала приватизационных процессов.

Региональные торговые соглашения (РТС) заключаются в целях обеспечения более льготного торгово-экономического режима для стран-участниц, чем для других стран, а это нарушение одного из основных принципов ВТО - режима наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым любая льгота, предоставленная какой-либо стране, должна распространяться на всех членов ВТО. Согласно действующим правилам РТС могут заключаться для создания зоны свободной торговли и таможенного союза. С увеличением количества РТС и расширением торгово-экономических сфер, которые они регулируют, в правовом поле

многосторонней торговли обнаруживается все больше лазеек, которые ведут к появлению новых торговых барьеров, сдерживанию конкуренции, дискриминации между странами-участницами и неучастницами РТС.

Правила ВТО нацелены на дальнейшее развитие интеграционных процессов, создание единого экономического и правового пространства, более эффективное использование различного рода ресурсов, которыми обладают государства-члены ВТО. Их соблюдение является обязательным условием для всех стран - как членов ВТО, так и тех, которые имеют намерения ими стать. Особые сложности ожидают государства, которые еще не накопили определенного опыта функционирования национальной экономики в рыночных условиях, продукция которых не вполне конкурентоспособна на мировом рынке, уровень развития конкурентных отношений еще не достаточно высок.

Развитие международной экономической интеграции, присоединение России к ВТО предполагает снятие барьеров и ограничений свободного перемещения товаров и услуг как внутри страны, так и между государствами-членами ВТО. Российский товарный и финансовый рынки станут доступны для иностранных участников, которые за счет этого получат больше возможностей для расширения рынков сбыта своих товаров и услуг. Тогда российские предприятия будут вынуждены действовать в условиях все развивающейся конкуренции, которая с каждым годом будет принимать все более жесткий характер.

От такого соперничества, возможно, выиграют на какой-то период наши потребители, у которых появится выбор из большего числа предложений товара. Но отечественные предприятия - производители товаров и исполнители услуг - могут оказаться в весьма неблагоприятных условиях, что скажется не только на объемах производства товаров (услуг), но и на занятости работников, и, соответственно, на уровне доходов работающего населения, а также на формировании бюджетов всех уровней. Может сложиться ситуация, когда при насыщении рынка разнообразными товарами, прежде всего иностранного производства, покупательский спрос нашего населения снизится из-за сокращения уровня доходов работников, прежде всего материальной сферы, где, как известно, создается первичный прибавочный продукт.

В преддверии открытия границ в условиях экономической интеграции для свободного перемещения товаров и услуг нашим участникам экономических отношений надо готовиться к работе в совершенно новых условиях на чисто рыночных принципах, в основе которых лежит эффективная и жесткая конкуренция. Возникает резонный вопрос -готовы ли отечественные предприятия, в т.ч. расположенные в Приморском крае, к работе в условиях конкуренции с иностранными фирмами после присоединения России к ВТО? Положительный ответ весьма затруднителен.

Основными причинами такого пессимизма следует считать следующие:

1. Наши отечественные предприниматели еще не имеют достаточного опыта работы в жестких конкурентных условиях.

2. Удельные издержки на наших предприятиях выше, чем у аналогичных зарубежных фирм, за счет более низкой производительности и эффективности труда, слабой технической оснащенности, отсталости технологий, низкой квалификации персонала, большой доли постоянных расходов, непрозрачности финансового положения и других факторов.

3. Качество большинства российских товаров все еще отстает от зарубежных аналогов.

4. Цены на нашу продукцию относительно высоки применительно к уровню доходов на душу населения.

5. Слабо развито общественное движение потребителей, влияющее на деятельность производителей товаров и исполнителей услуг и стимулирующее последних ориентироваться на спрос потребителей.

Конкурентные отношения в рыночной экономике базируются на конкурентном праве, основные положения которого еще далеко не изучены как хозяйствующими субъектами, так и органами власти и управления всех уровней. Российское конкурентное право основано на положениях антимонопольного законодательства, законодательства о товарных знаках и патентного законодательства. Существующие нормы этого законодательства в настоящее время в целом соответствуют нормам международного права и законодательства стран - членов ВТО. Поэтому возникает настоятельная необходимость предметного изучения основ конкурентного права и практики его применения российскими участниками, действующими как на товарном, так и на финансовом рынках.

Россия, как правопреемник СССР, является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности при ООН (ВОИС), которая была учреждена Стокгольмской конвенцией еще в 1967 г. Также Россия признала положения Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, подписанной еще в 1883 г. (последующие изменения внесены в 1967 г.). Из этих документов следует, что зарубежные страны накопили уже богатейший опыт работы в конкурентных отношениях, в т.ч. в сфере защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Но для многих наших предприятий, особенно тех, которые сформированы и долгое время работали в условиях плановой экономики, вышеприведенные международные правила могут быть не только не интересны, но и вообще не известны. Сейчас необходимы новые знания и умение работать в конкурентных отношениях. При этом следует иметь в виду тот факт, что если международным договором с участием Российской Федерации установлены правила, отличающиеся от предусмотренных российским законодательством, то применяются правила международного договора. Это значит, что вышеприведенные международные правовые акты имеют юридическую силу и на территории России.

Согласно требованиям российского законодательства, в частности Закона РСФСР от 22.03.91 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в редакции от

07.03.2005 г.) и федерального закона от 23.06.99 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов на товарном рынке и участников

рынка финансовых услуг, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из участников односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров или предоставления финансовых услуг на соответствующих сегментах рынка. Такое определение понятия «конкуренция» предполагает неограниченно большое число участников, действующих на одном и том же рынке и предлагающих взаимозаменяемые для потребителя товары (услуги).

Конкуренция в экономике имеет несомненные преимущества как для предприятий, так и для потребителей и общества в целом.

Выгода для предприятия:

- стимулирование сбыта готовой продукции, востребованной рынком (спросом);

- ориентация деятельности фирмы на спрос потребителей;

- внедрение новых материалов, ресурсосберегающих технологий, достижений научно-технического прогресса, передового опыта;

- снижение издержек производства;

- оптимизация численности персонала, организационной и производственной структуры;

- расширение и обновление номенклатуры продукции (услуг) и увеличение за счет этого общего объема производства;

- повышение конкурентоспособности как товара, так и самого предприятия и др.

Выгода для потребителя:

- расширение свободы выбора товаров и услуг;

- более полное удовлетворение спроса на товары и услуги;

- сдерживание и в ряде случаев снижение цен на товары и услуги;

- повышение качества товаров и услуг и улучшение культуры обслуживания;

- больший учет потребностей в новых товарах и услугах;

- относительная экономия семейного бюджета;

- возможность оказывать реальное воздействие на деятельность производителя, исполнителя, продавца и др.

Выгода для общества:

- рост валового внутреннего продукта (ВВП) за счет увеличения общего объема продаж;

- увеличение поступлений в бюджеты различных уровней за счет увеличения массы прибыли предприятий;

- повышение уровня занятости и снижение уровня безработицы за счет расширения количества предприятий;

- рациональное использование природных ресурсов;

- стабилизация экономической и социальной обстановки в стране;

- развитие прикладной и фундаментальной науки, ориентированной на обеспечение эффективного функционирования конкурирующих предприятий;

- освоение новых территорий, новых видов полезных ископаемых;

- снижение затрат на государственное регулирование и государственную поддержку экономики и др.

Конкурентные отношения не всегда носят характер корректный и взаимоуважительный. Чем больше субъектов действует на рынке, тем ограниченней свобода их действий, тем меньше рыночная власть, тем хуже их финансовое положение и меньше влияние на потребителя. Экономические отношения зачастую переходят в фазу недобросовестной конкуренции. При этом отдельные участники хотят получить свою выгоду за счет других либо за счет потребителей, которые становятся неизбежно вовлеченными в спор между конкурентами.

Вышеприведенные российские законы дают определение понятия «недобросовестная конкуренция» - это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов или финансовых организаций, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим субъектам - конкурентам - либо нанесли ущерб их деловой репутации. Такое определение соответствует нормам международного права. Исходя из этого, нашим участникам конкурентных отношений необходимо знать возможные формы проявления недобросовестной конкуренции и способы их пресечения с тем, чтобы не только реально конкурировать с иностранными предпринимателями, но и уметь защищать свои интересы и наказывать недобросовестных конкурентов из других государств.

Наиболее распространенными формами недобросовестной конкуренции являются:

1. Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому участнику-конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации. Такие сведения могут распространяться любым путем, в т.ч. с использованием СМИ, на выставках, презентациях, при проведении рекламных акций и т.п.

2. Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей. Такая форма наиболее характерна для производителей из КНР, которые зачастую выдают свою продукцию за продукцию известных торговых марок и производителей из других стран - Италии, Франции, Республики Корея, Германии и др. Российские предприятия-конкуренты вправе обжаловать такие действия иностранных предпринимателей.

3. Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров (услуг) с товарами (услугами) других хозяйствующих субъектов. Обычно при этом для сравнения используются несколько показателей, отражающих только отдельные свойства товара, выпускаемого конкурентами, и не дающих полной объективной информации о нем.

4. Продажа, обмен и иное введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица и продукции,. Продукты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, товарные знаки, знаки обслуживания, торговые марки, зарегистрированные фирменные названия и т.п.) являются товаром, и их использование без согласия собственника или правообладателя недопустимо. В условиях жесткой конкуренции появляется желание воспользоваться уже «раскрученной» торговой маркой конкурента, «позаимствовать» чужую собственность для достижения коммерческого успеха, получить максимальную выгоду с наименьшими издержками, сэкономить на затратах по регистрации собственных торговых знаков и др. Поэтому необходимо уделять большое внимание защите своей интеллектуальной собственности, отслеживать и пресекать факты ее незаконного использования.

5. Получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и охраняемую законом тайну. К подобной можно отнести информацию о поставщиках и покупателях продукции, сведения о ценах и условиях продажи, рецептуру изготовления продукции, технологические карты и технологические процессы и т.п. Задача владельца фирмы и высшего менеджмента заключается в создании надежной системы защиты такой информации с тем, чтобы она не попала в руки конкурентов и не дала бы им «лишние козыри» в конкурентной борьбе.

Кроме того, не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительных прав на средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом имеются в виду, в частности, действия по регистрации в Роспатенте товарных знаков, торговых марок, знаков обслуживания и т.п. с использованием отдельных элементов недобросовестной конкуренции согласно определению, содержащемуся в действующем федеральном законодательстве.

К формам недобросовестной конкуренции относится также демпинг или неправомерное конкурентное действие по снижению продажной цены товара. Для предупреждения последствий демпинга государство вправе вводить специальные защитные антидемпинговые меры, которые, в частности, предусмотрены Федеральным законом «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Созданию условий для недобросовестной конкуренции могут способствовать органы власти и управления путем предоставления льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам или возводя препятствия, в том числе в виде административных барьеров для неугодных предприятий. Такие действия являются незаконными, т.к. противоречат нормам федерального антимонопольного законодательства.

Установление фактов недобросовестной конкуренции и принятие мер по их пресечению возложено в Российской Федерации на ан-

тимонопольные органы и арбитражные суды. При этом установление размера ущерба, в т.ч. упущенной выгоды, принятие решений о его возмещении входит только в компетенцию арбитражного суда. Законодательством предусмотрена также административная и уголовная ответственность виновных юридических и должностных лиц за нарушение правил поведения на рынке, в том числе за недобросовестную конкуренцию.

В Российской Федерации и Приморском крае накоплен достаточный опыт по пресечению недобросовестной конкуренции антимонопольными органами. Так, Приморское антимонопольное управление рассматривало соответствующие заявления и принимало по ним меры по пресечению незаконного использования товарных знаков «Кодак», «Строй-маркет», «Иллюзион», фирменных названий ряда предприятий, обращалось в Роспатент с предложениями об аннулировании свидетельства о регистрации товарного знака «Иллюзион», выданного лицу, допустившему при его получении проявления недобросовестной конкуренции. Интересен тот факт, что значительное число заявлений по вопросам пресечения недобросовестной конкуренции поступает от иностранных фирм, которые вышли со своим товаром на российский рынок и столкнулись с тем, что наши предприниматели допускают по отношению к ним различные незаконные действия, в т.ч. используют чужие товарные знаки, торговые марки, фирменные названия, коммерческую информацию и др. Такие нарушения зачастую связаны с правовой безграмотностью российских предпринимателей, что не является смягчающим либо оправдывающим обстоятельством.

Развитие конкуренции зачастую сдерживается монополистическими действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке или рынке финансовых услуг. Они реально могут ограничивать вход на рынок другим участникам, создавать им дискриминационные условия деятельности, отказывать в заключении хозяйственных договоров с фирмами, которые могут стать их потенциальными конкурентами, совершать иные противоправные действия.

Серьезную угрозу конкуренции на смежных рынках создают так называемые естественные монополии, действующие прежде всего в сфере энергоснабжения. Навязывая своим потребителям кабальные условия, они существенно снижают их конкурентоспособность на рынке и ущемляют их экономические интересы.

Кроме индивидуальных действий монополистов опасными для конкуренции являются согласованные действия (сговоры) как конкурирующих, так и не конкурирующих участников рынка. Как правило, такие сговоры не носят легального характера, оформленного в виде договоров или соглашений. На практике более распространены нелегальные картельные соглашения, направленные против потенциальных и реальных конкурентов, доказать их наличие крайне сложно.

Вместе с тем нормами российского антимонопольного законодательства предусмотрены механизмы противодействия как монополисти-

ческим действиям отдельных хозяйствующих субъектов, так и согласованным действиям участников рынка между собой и соглашениям с органами власти и управления, направленным на недопущение и ограничение конкуренции на рынке. По мере развития конкуренции после вступления России в ВТО актуальность пресечения таких действий возрастет многократно.

С учетом новых экономических реалий возникла необходимость более тесной увязки положений российского антимонопольного законодательства с аналогичным зарубежным правом. В 2005 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу Российской Федерации на рассмотрение проект принципиально нового Закона «О защите конкуренции». Новый закон учитывает положительные моменты, содержащиеся в законодательстве прежде всего европейских стран, и направлен против картельных соглашений, на пресечение последствий коллективного доминирования на рынке, недопущение ценового сговора участников рыночных отношений. Он предусматривает более значимые размеры штрафа для нарушителей, которые будут составлять до 8% от общего годового товарооборота фирмы. Важным моментом следует считать то, что законопроект предусматривает ответственность чиновников, способствовавших или не препятствовавших сговору с коммерческими организациями или последними между собой, в форме дисквалификации сроком до пяти лет. Такое решение вправе принять суд по иску антимонопольного органа. Для выполнения своих функций антимонопольные органы будут наделены дополнительными полномочиями, что позволит им действовать в более тесном контакте с правоохранительными органами.

Для эффективного воздействия на товарные и финансовые рынки наличия только хороших законов недостаточно. Нужны отлаженная система функционирования государственных органов, их взаимодействие с аналогичными зарубежными службами, укомплектование антимонопольных органов высококвалифицированными и принципиальными специалистами, обладающими знаниями и опытом в правовой и экономической сфере. Крайне необходимо понимание проблем защиты конкуренции всем обществом, всеми участниками экономических отношений.

В целях подготовки наших предприятий к работе в условиях конкурентных отношений после вступления России в ВТО целесообразно широкое разъяснение норм действующего законодательства и международного права, в т.ч. в части развития нормальной конкуренции и пресечения недобросовестной конкуренции как со стороны отечественных, так и иностранных участников рыночных отношений. Формами такой разъяснительной работы могут быть проведение научно-практических конференций, международных симпозиумов, специальных семинаров для предпринимателей, круглых столов, издание специальной литературы и пособий, тиражирование опыта государственных органов и судов по пресечению нарушений, размещение на информационных сайтах в сети Интернет соответствующих материалов и т.п.

Знание своих прав и умение их отстаивать является залогом успешного ведения бизнеса и его защиты от недобросовестных конкурентов. В свою очередь эффективные конкурентные отношения неизбежно принесут пользу обществу в целом и отдельным потребителям в частности.

© Таланцев В.И., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.