Научная статья на тему 'Проблемы композиционного взаимодействия архитектуры, шрифтового дизайна и рекламы'

Проблемы композиционного взаимодействия архитектуры, шрифтового дизайна и рекламы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
154
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ШРИФТ / НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА / ARCHITECTURE / FONT STYLES / OUTDOOR ADVERTISING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шаталов А.А., Немухина И.М., Рыбкина О.И.

В статье рассматриваются историческая ретроспектива и проблемы современного состояния композиционного синтеза архитектуры и шрифтового дизайна. Цель проведенного исследования обусловлена необходимостью анализа и изучения городской архитектурной среды как целостной системы влияния на человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шаталов А.А., Немухина И.М., Рыбкина О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE COMPOSITION''S INTERACTION OF ARCHITECTURE, FONT STYLES AND ADVERTISING

The article deals with the problem of historical retrospective and current state of the composite synthesis of architecture and fonttype design. The purpose of the study due to the need to analyze and study urban architectural environment as an integrated system of influence on people

Текст научной работы на тему «Проблемы композиционного взаимодействия архитектуры, шрифтового дизайна и рекламы»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

Большое значение для формирования экологичной и эстетичной среды вуза имеет парковая территория и озелененные общественные пространства, а так же ботанические сады при университетах, что не только улучшает состояние среды, повышает комфортность, но и улучает и укрепляет физическое и психологическое состояние студенчества. В настоящее время научно доказано положительное влияние красивых природных ландшафтов-пейзажей на здоровье людей - эстетика окружающей среды имеет измеряемые последствия для нашего самочувствия: «важность визуальных ландшафтов отнюдь не ограничивается эстетикой, но также включает в себя широкий спектр воздействия на эмоциональное состояние» [1.с. 17] .

Другое научное исследование, проведенное в школе бизнеса университета Уорвик, доказало что архитектура также благотворно влияет на психологическое и эмоциональное состояние людей, а именно: живописная архитектурная среда улучшает здоровье людей [2]. Из этого следует, что наши требования к архитектуре должны быть повышены до эстетических, а не только функционально-технологических категорий. Красивая, образная архитектура вызывает интерес, положительные эмоции, выступает символом эпохи и при определенных состояниях способна корректировать будущее.

Литература

1. Roger S. Ulrich.Visual landscapes and psychological well - being // Landscape Researih/ - 24 Feb 2007 [Jelektronnyj resurs]:

http: www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01426397908705892

2. Chanuki Seresinhe. Quantifying the Impact of Scenic Environments on Health// Scientific Reports. 11.02.2015 [Jelektronnyj resurs]: http://www.nature.com/articles/sper16899

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.108

Шаталов А. А.1, Немухина И. М.2, Рыбкина О. И.3

1ORCID: 0000-0002-2007-2111, кандидат технических наук, доцент; 2студент; 3студент,

Академия Архитектуры и Искусств, Южный Федеральный Университет ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АРХИТЕКТУРЫ, ШРИФТОВОГО

ДИЗАЙНА И РЕКЛАМЫ

Аннотация

В статье рассматриваются историческая ретроспектива и проблемы современного состояния композиционного синтеза архитектуры и шрифтового дизайна. Цель проведенного исследования обусловлена необходимостью анализа и изучения городской архитектурной среды как целостной системы влияния на человека.

Ключевые слова: архитектура, шрифт, наружная реклама.

Shatalov A.A.1, Nemuhina I.M.2, Rybkina O.I.3

:ORCID: 0000-0002-2007-2111, PhD in Engineering, Associate professor; 2student; 3student,

The Academy of Architecture and Arts, Southern Federal University THE PROBLEMS OF THE COMPOSITION'S INTERACTION OF ARCHITECTURE,

FONT STYLES AND ADVERTISING

Abstract

The article deals with the problem of historical retrospective and current state of the composite synthesis of architecture and fonttype design. The purpose of the study due to the need to analyze and study urban architectural environment as an integrated system of influence on people

Keywords: architecture, font styles, outdoor advertising.

(О бщеизвестно, что синтез искусств и традиции использования шрифта в архитектуре насчитывают тысячелетия, и «шрифтовые эпохи» - продукт эпох общекультурных. Термины «античный шрифт», «готический шрифт» и «ренессансная антиква» используются наравне с понятиями «античная архитектура», «готическая архитектура», «архитектура Ренессанса». Конструктивизм и отечественная неоклассическая архитектура советского периода также не являются исключениями.

Однако к настоящему времени изменившиеся экономические условия и технологический бум в сфере масс-медиа вызвали бурное развитие рекламной среды, в т.ч. и в сфере так называемой «наружной рекламы». При этом в отличие от рекламы в «виртуальных мирах» (ТВ, Интернет и т.д.), наружная реклама создает неустранимое влияние на зрителя [1]. Обилие и разномастность рекламы в городской архитектурной среде ведет к тому, что «информационное поле» современных горожан оказалось переполнено. Одновременно мы видим стремительный рост проблем, связанных со стилистическими и композиционными неувязками, возникающими при расположении внешней рекламы на главных и даже на боковых фасадах зданий. Излишне говорить, что в таких условиях становятся бессмысленными веками наработанные приемы гармонизации восприятия как отдельных зданий, так и архитектурной среды в целом. Наружная реклама часто стала угрожать не просто принципам синтеза искусств, но и визуальному существованию традиционной городской среды. Развиваясь по своим правилам, рекламный дизайн оперирует специфическими средствами, формирует особый материальный и визуальный слой, не связанный с архитектурой, демонстрирует независимость, нередко граничащую с агрессивностью [2].

При этом нередко происходит «маскировка» архитектуры рекламными плакатами даже в исторических центрах городов, а иногда и полное «исчезновение архитектуры» (рис. 1). Налицо формирование совершенно нового типа визуальной городской среды, отрицающей эстетические ценности, создававшиеся на протяжении столетий.

102

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

а

б

Рис. 1 - «Исчезновение архитектуры»: а) улица в Гонконге (фотография с сайта [3]); б) фасад исторического здания в центре Ростова-на-Дону.

Проблема «исчезновения архитектуры» в немалой степени актуальна и для Ростова-на-Дону, где горожане становятся жертвами «визуальной борьбы» между архитектурной средой и рекламными баннерами. К типичным (но еще не самым удручающим) нарушениям принципов композиционного единства прежде всего можно отнести отсутствие единой цветовой концепции и сбивки композиционных осей.

103

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 яФевраль

Между тем необходимо отметить, что, как показывает выполненный нами анализ, в Ростове-на-Дону можно положительные примеры решений фасадного шрифта, отвечающие принципам синтеза искусств. Один из таких объектов - гастроном-пельменная «Сметана» (рис. 2). Шрифтовая надпись, размещенная на фасаде сравнительно недавно, подчеркивает пропорциональные соотношения и композиционную ось фасада, выдержана и цветовая гамма.

Рис. 2 - Композиционный анализ фасада гастронома-пельменной «Сметана», ул. Б. Садовая, 80.

Другой пример подобного рода - новое здание редакции газеты «Вечерний Ростов». В этом случае мы имеем дело с единым замыслом, соединяющим в гармоничную композицию фасадные элементы, в том числе и размещенную на фасаде надпись (рис. 3).

Рис. 3 - Композиционный анализ фасада с размещением надписи, здание редакции газеты «Вечерний Ростов» по

ул. Б. Садовая, 4.

104

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 2 (44) ■ Часть 4 ■Февраль

Проанализированные примеры показывают, что справедливо мнение, приведенное в источнике [2]: для устранения противоречий между архитектурой и рекламой необходим комплексный средовой подход. Поле взаимодействия не превратится в зону конфликта, если это взаимодействие будет основываться на принципах профессионализма, ответственности и градостроительной культуры.

Литература

1. Библиофонд. «Тенденции формирования рекламно-информационного пространства средствами наружной рекламы» [Электронный ресурс] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=456900#1 (дата обращения 13.01 2016).

2. Е. Козырева. Современный фасад: архитектура + дизайн, [Электронный ресурс] URL: http://www.d-

c.spb.ru/archiv/25/25-27/25-27.htm (дата обращения 13.01 2016).

3. Реклама в Гонконге - дорого, но эффективно [Электронный ресурс] URL: http://visitchina.ru/news/economy/11749/ (дата обращения 15.01.2016).

References

1. Bibliofond. «Tendencii formirovanija reklamm-informacionmgo prostranstva sredstvami naruzhnoj reklamy» [Jelektronnyj resurs] URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=456900#1 (data obrashhenija 13.01 2016).

2. E. Kozyreva. Sovremennyj fasad: arhitektura + dizajn, [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.d-

c.spb.ru/archiv/25/25-27/25-27.htm (data obrashhenija 13.01 2016).

3. Reklama v Gonkonge - dorogo, no jeffektivno [Jelektronnyj resurs] URL: http://visitchina.ru/news/economy/11749/ (data obrashhenija 15.01.2016).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGY

DOI: 10.18454/IRJ.2016.44.146 Абдулаева Э.С.

ORCID: 0000-0001-7877-3853, Кандидат философских наук, Чеченский государственный университет К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ КЛИМАТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПСИХИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЧЕЧЕНЦЕВ

Аннотация

В статье рассматриваются вопрос о степени влияния природных условий на возникновение устойчивых психических черт чеченцев. Автор отмечает, что разнообразие климатических зон на территории Чеченской Республики, следуя логике исследования, должно привести и к неоднозначности характерных психических черт чеченцев, которые ведут к предрасположенности вести себя в широком диапазоне ситуаций.

Ключевые слова: климат; «французы Кавказа»; чеченцы; этнопсихические черты; традиционализм; милитаризм.

Abdulaev E.S.

ORCID: 0000-0001-7877-3853, Ph.D., Chechen State University THE ISSUE OF CLIMATE IMPACT ON THE FORMATION OF CHECHEN ETNOPSIHICHESKIH HELL

Abstract

The article deals with the question of the degree of influence of environmental conditions on the occurrence of stable mental traits of Chechens. The author notes that a variety of climate zones in the territory of the Chechen Republic, following the logic of the study should lead to ambiguity characteristic mental traits of Chechens, which lead to a predisposition to behave in a wide range of situations.

Keywords: climate; "French Caucasus"; Chechens; etnopsihicheskie features; traditionalism; militarism.

На наш взгляд, представленная тема имеет социокультурную актуальность. В средствах массовой информации часто характеризует чеченцев с милитаристской позиции, отмечая характерные для этого ракурса этнопсихические черты. Но, как мы знаем, научное знание не опирается на однонаправленность взглядов.

Основная цель - выявить степень влияния климатических условий на возникновение устойчивых психических черт чеченцев. На этнопсихические черты этноса оказывают влияние многие факторы, но в данном исследовании рассмотрим:

- какие имеет под собою основания «типичный» агрессивный образ чеченца?

-есть ли взаимосвязь его с «ландшафтом»?

Исследования, изучающие взаимосвязь психических черт и географических условий, довольно известны. Так, Бэкон и Г. Барри изучая традиционные общества, выдвинули гипотезу о тесной взаимосвязи социально -экономических условий, климатических и менталитета, которая была подтверждена. Они отметили, что в традиционных аграрных культурах преобладают дети с конформистским поведением. Соответственно, чаще встречается психологический тип личности, для которого характерны уступчивость, толерантность. В обществах охотников и собирателей ими было замечено, что чаще складывается агрессивный тип личности, стремящийся, как правило, к самоутверждению [1, с.126].

Изучаю климатические условия Чеченской Республики, мы отмечаем разнообразие природных зон: полупустыня переходит в степь, наблюдаются горные лесные массивы, субальпийские луга и ледники. Такое разнообразие климатических зон, следуя логике исследования, должно привести и к неоднозначности характерных этнопсихических черт.

«Французами Кавказа» их называл А. Дюма за веселый нрав [4, с. 3].

«Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными», - отмечается в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Но здесь есть и другие характеристики: неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе — черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами...» [3].

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.