Научная статья на тему 'Проблемы классификации танцев: ритм и идея пластики'

Проблемы классификации танцев: ритм и идея пластики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1935
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЯ / ТАНЕЦ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / CHOREOGRAPHY / DANCE / CLASSIFICATION / ART CRITICISM / PLATOON / ARISTOTLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зейналова О.

Проблема исследования и изучения фольклорных танцев одна из актуальных задач искусствоведения. Классификация танцев впервые была проведена Платоном и Аристотелем. В статье создается общая панорама методов и идей, представленных в современной науке относительно классификации танцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of classification of dances: a rhythm and idea of plasticity

The problem of research of folklore dances takes first place. The first classification of dances was done by Platoon and Aristotle. In the article is created a general panorama of methods and ideas given in contemporary science on classification of dances.

Текст научной работы на тему «Проблемы классификации танцев: ритм и идея пластики»

УДК 18.49.07

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ТАНЦЕВ: РИТМ И ИДЕЯ ПЛАСТИКИ

О.Зейналова

Проблема исследования и изучения фольклорных танцев одна из актуальных задач искусствоведения. Классификация танцев впервые была проведена Платоном и Аристотелем. В статье создается общая панорама методов и идей, представленных в современной науке относительно классификации танцев.

Ключевые слова: хореография, танец, классификация, искусствоведение, Платон, Аристотель

Zeynalova O.Problems of classification of dances: a rhythm and idea of plasticity

The problem of research of folklore dances takes first place. The first classification of dances was done by Platoon and Aristotle. In the article is created a general panorama of methods and ideas given in contemporary science on classification of dances.

Key words: Choreography, dance, classification, art criticism, Platoon, Aristotle

Родословная всех танцев опирается на фольклорные танцы, то есть на танцы, служащие символическим зеркалом образа жизни, быта, обычаев и традиций, характера, культуры общения и культуры одежды народа. Поэтому, проблема исследования и изучения фольклорных танцев народа стоит на первом плане. Однако альфой и омегой в этом деле является классификация танцев. Классификация танцев одна из важных научных проблем в изучении народной хореографии, другими словами, народного хореографического мастерства. Анализ творчества Амины Дильбази, в первую очередь, проходит через классификацию танцев и анализ азербайджанского народного хореографического искусства. Прежде, чем внести ясность в проблему «классификации танцев» следует отметить утвердившуюся в гуманитарной науке правду: организационное начало танца - это ритм и пластическая идея.

Более того, ритм это организационное начало всего мира, космоса, человечества и даже всей галактики, Земли и океанов. Таец это явление, связанное с созданием мира и человека. Планета Земля находиться в постоянном танце вокруг своей оси. «Танцуя», наша планета определяет ритм бытия и жизни, условия и параметры бытия. В жизни все зависит от этого ритма и управляет им. Бытие само ритмично. Жизнь это ритм, бытие - это ритм. Нарушение ритма может привести к гибели бытия.

Что такое танец? Танец это форма переселения и проекции во внешний мир. Ритм люди, слышат в музыке и видят в танце. В танце ритм становится визуальным и приобретает форму пространства. Чувство ритма и умение танцевать прививается еще в утробе матери, а впоследствии с материнским молоком. Однако танец тесно связан не только с чувством ритма человека, но также и с его бытом, возможностями тела и пластикой Амина Дильбази тоже была прирожденной танцовщицей. Древние греки придавали большое значение искусству танца. Именно поэтому, размышления о классификации танцев можно встретить в философии Платона и Аристотеля. В древней Греции, одной из колыбелей мировой цивилизации, танец считается одним из наиважнейших методов нравственного и физического воспитания человека. По мнению жителей Эллады, танец это система физической подготовки, которая правильно и пропорционально развивает тело человека и атлета, укрепляет его дух и приручает к выносливости. Поэтому, в воспитании подростков для повышения физической и нравственной подготовки специальное место отводилось обучению танцам. Танец считался одним из главных показателей физического здоровья. Даже древние греки предпочитали танец и умение танцевать мастерству спортсменов Олимпийских игр - борцов, марафонцев и др. Значит, в античном обществе танец имел большое значение и является главным событием жизни.

Древние греки воспринимали танец как своеобразную справку, о физическом и нравственном состоянии. Наряду с этим, танец выступал в качестве неразрывной связи с мифологией, религиозными взглядами и мистическими представлениями древних греков.

Поэтому, самый популярный грек в истории цивилизации, философ Платон уделял большое внимание сущности, характеру, социальной сути и функциональной значимости танца. Платон считал, что по сути танец должен быть религиозным и иметь святую цель, как это принято в Египте. Как известно из истории, в Древнем Египте мистические танцы священников составляли часть богослужения в храмах. В своих храмах священники Египта вокруг построения типа минбар исполняли танец, напоминающий движение космических тел. Несмотря на конкретную и

реальную функцию, для жителей Древней Эллады танцы всегда имели мистический характер. Потому что, несомненно, их бытовые танцы тоже сформировались на основе танцев, построенных в честь бога изобилия Диониса. Танцы в честь Диониса с одной стороны эротический характер. Согласно древнегреческой мифологии, бог Дионис и его приближенные организовывали оргии на основе различных танцев. Древняя Греция отличалась еще и своими джанги, то есть танцами воинственного характера. Граждане Древней Греции считали танец развлечением, относились к нему как к форме проявления своих верований, считали его ключом к эротическому миру, а также эмоциональным влиятельным средством привития боевого духа молодежи. Естественно, такое отношение к культуре танца сформировалось благодаря греческому пантеону и характеру их ежедневного быта. Во время археологических раскопок, проведенных на территории Древней Греции, а именно Трои, Спарты и Финикии были найдены керамическая и глиняная посуда и статуи, которые свидетельствуют о древних танцах. Отсюда актуализируется еще один факт: танцы являлись также главной темой произведений искусства в Элладе. На произведениях гончарного искусства изображены танцующие люди. Тема менад (женщины, исполняющие в храмах танец в честь бога) была одной из популярных тем древнегреческой скульптуры. Танцующих менад можно встретить не только на скульптурах, но и на керамических и глиняных посудах. А это свидетельствует о том, что таец одобряется греческой полицией и обществом. Вдобавок, следует отметить, что такое отношение к танцу говорит о том, что танец занимает очень высокое положение в культурной жизни древнегреческих городов. Естественно, мы обратили внимание ко всему этому благодаря Платону и Аристотелю, потому, что впервые классификация танцев была проведена со стороны этих философов.

Прежде чем перейти к этой классификации следует отметить один важный момент: танец -это проявление, принадлежащее культуре каждого этноса и этнической группы. Каждый народ имеет свои неповторимые танцы, танцевальные формы и стереотипы и культур танца. Как бы ни отличались польские танцы от кавказских, а кавказские от японских, общие черты между ними все же существуют. Этому есть весьма ясное объяснение: 1) все танцы мира вводят в ритм по пространству и отчуждают от тем, в равной степени волнующих и развлекающих все народы мира; 2) танец - это языковая система и система общения, созданная из знаков - движений, знаков - жестов и знаков- поз. Язык танца ни чему не ставит запрет. С его помощью возможно «говорить» обо всем, абстрагировать и раскрывать другими свои желания и идеи. Танец еще и разрешает проблемы мирным путем. Если мы воспринимаем танец как своеобразную языковую систему, значит внутри этой системы обязательно должна быть какая-то классификация.

Прежде всего следует отметить, что само слово «хореография» - греческое слово, состоящее из двух частей: «хорея» означает «танцевать» и «графия» чертить. А в целом это слово толкуется как искусство создания танцевальных форм. В хореографии танцы делятся на три основные группы:

1) народные танцы, опирающиеся на сугубо народное творчество;

2) бытовые, или же бальные танцы, которые также основываются на народном творчестве, однако исполняются на официальных приемах и балах;

3) профессиональное танцевальное искусство, включая классические танцы, являющиеся разновидностью драматического сценического искусства, требующего профессиональной хореографической шлифовки национальных народных танцев. Все говорит о том, что профессиональное танцевальное искусство представляется и воспринимается в качестве разновидности драматического искусства.

Язык общения танца - это язык пластики, тела и жестов: движения, позы и манеры танца превращаются в речь. Язык пластики воплощает героя в хореографии и вносит ясность в содержание. Речь выражается словами. А в хореографии слова заменяются монологом (Олин исполнитель), диалогом (два исполнителя), терцетом (три исполнителя), квартетом (четыре исполнителя), хором и кордебалетом.

Определение той или иной разновидности хореографического искусства, а также их характерных черт обусловливается некоторыми важными особенностями

Первое условие это картина танца, то есть, построен ли он по прямой линии, или же в разных направлениях. Второе условие это зависимость от формы танца: и это может быть вариация, дуэт, трио, квартет, дивертисмент, практический танец, кордебалет. И, наконец, третье

условие - это необходимость наличия в каждом танце экспозиции, завязки, кульминации, развязки и финала. Итак, каждый танец это изображение определенного события посредством знаков. А именно, танец это сказка, пересказывающая с помощью ритмов и знаков. Естественно, этот рассказ перекладывается на язык танца, а композиция определяет композицию танца. В этом случае формируется следующее положение: танец это спектакль, игра с законченной композицией.

Прежде чем, перейти к классификации танцев Платона, следует отметить, что научная терминология по танцам, то есть наука об искусстве танца формировалась под влиянием различных источников, и имеет склонность к изменению. Однако причиной этого изменения являются не противоречивые суждения, а активное обновление. Раз зашла речь о терминологии, словаре и научной дефиниции, давайте рассмотрим формулировку, данную танцу в современной науке и исследованиях. Танец это разновидность духовной деятельности, он связан с духовно-нравственной потребностью. Эта потребность поддерживается обществом, социумом и идеологией. Если люди танцуют, значит, они не ссорятся и не воюют.

Пластика танцовщицы или танцора реализует их представления о мире и о себе, придает им пластические формы воплощения посредством тела. На современном этапе основу и композиционную структуру танца образуют «специально избранные, систематизированные или же созданные и, как правило, канонизированные с традиционной стороны жесты, поведения, позы, количество исполнителей, их размещение и организационные принципы танцевального представления». Именно по этой причине единство количественных показателей танца может быть критерием в классификации танцев.

Классификация танцев актуализирует еще и проблему «пластической идеи». Каково происхождение пластической идеи, и какие инстинкты ее порождают? Танец это расцветание физической энергии, потенциала и возможностей тела. Танец ребенка или пожилого человека вызывает смех. Это происходит оттого, что дети хотят подрать старшим, а пожилые, несмотря на недостаток энергии, хотят казаться молодыми. Танец это в первую очередь, танец любви, средство воплощения гармоничной связи эмоции и тела. «Выражение любви» и «демонстрация готовности тела к любви» может трактоваться как первая пластическая идея в истории человечества.

Ритм танца проявляется в ритмических чувствах танцовщицы и танцора, в метрономической структуре мелодии и голосовых образов. А пластическая идея носит изобразительно-имитационный характер. Значит, классификацию танцев можно проводить по нескольким признакам и в нескольких направлениях. А это в конечном итоге приводит к тому, что классификация разных специалистов отличается друг от друга, и в этом отношении нет единства мнений между учеными мира.

В истории науки первая классификация танцев, как было указано выше, принадлежат Платону. Платон классифицировал танцы по двум принципам: 1) законы, регулирующие движения тела; 2) голосовая гармония, вводящая в ритм движения тела. Поэтому Платон объединял известные ему танцы в три группы: а) танцы, исполняющиеся в честь богов на различных мероприятиях; б) танцы в стиле пирр (название этих танцев происходят от названия греческих стихотворений; военные танцы и учебно-тренировочные движения воинов назывались также); в) аристократические танцы (они исполнялись нимфами и сатирами; Платон называл их «подозрительными танцами»).

Другой древнегреческий философ Аристотель также считал необходимым классификацию танцев. Если Платон при систематизации танцев исходил из их функциональной сущности, то по Аристотелю принципом классификации является хореографическая последовательность и характер движений:

а) символические танцы (танцы выражают общие мировые идеи);

б) имитационные танцы (они состоят из различных подражательных движений, в последствии именно на почве имитационных танцев сформировалось пантомимное искусство);

в) декоративные танцы (они строятся на основе фантазии автора и состоят из движений верхней одеждой).

Естественно, что эти две классификации должны оцениваться, как первые попытки теоретизирования в истории танца. Несмотря на то, что авторами этих классификаций являются Платон и Аристотель обе классификации частичны. Однако они пригодны для определенной

методики классифицирования и носят направляющий характер. Именно поэтому, впоследствии исследователи, занимающиеся историей танца и ученые составители терминологического словаря по танцевальному искусству. Например, Р.Д.Батчела, Р.Г.Мунро, Р.Краус проводили классификацию с большой научной и практической точностью. При этом принципиальной платформой классификации для них являлись характер, лексика, цель танца и количество исполнителей. В мире танца в зависимости от некоторых признаков и критерий отличаются в основном фольклорные, бытовые, любительские и профессиональные танцы. В деле классификации мнения ученых, изучающих эту область, совершенно не совпадают. Но мы больше всего поддерживали классификацию танцев Р.Крауса. Он делит танцы на пять групп: 1) балет; 2) современный танец; социальный танец; 4) сценический танец; 5) народный танец. Однако мы должны знать о конкретной связи этих танцев друг с другом. Таким образом, можно увидеть влияние народных танцев на социальные танцы, а к народным танцам, в тоже время можно подходить как к социальным. Между балетом, современным танцем и сценическим танцем тоже существует какая-то связь. Значит, эта классификация сама по себе тоже неполная.

Исследователи В.Альфред и Р.Геллон при классификации считали необходимым хореографическую форму, содержание танца и основные повторяющиеся движения. Английский исследователь Ричард Неттл классифицирует танцы по их социальному и обрядовому характеру.

Другой английский исследователь Л.Гроу предлагает иную классификацию танцев. Согласно его классификации, в первую группу входят образные, или поэтические танцы, во вторую - изобразительные, а в третью группу - обрядовые танцы. Здесь возникает вопрос: разве изобразительные танцы не обладают образным характером? Или же: разве в поэтических танцах нет изобразительных элементов? Эти вопросы говорят о том, что классификация Л.Гроу тоже ошибочны. Для того чтобы сгладить эту неточность и усовершенствовать классификацию Л.Гроу предлагает классификацию танцев с точки зрения географического расположения. Следует отметить, что подобный подход к классификации вызывает интерес, хотя и обеспечивает безграничное количество вариантов.

Венгерские ученые Д.Мартин и Ю. Пешовар предлагают классификацию в соответствии с современными знаниями. Согласно их мнениям, единицей танца является кинетический элемент, иначе говоря, кинема. На основе кинемы появляются кинетические группы, а затем согласно мотиву из симметричного повтора появляются секвенции. Каждый мотив состоит из трех элементов.

Этот критерий пригоден для систематизации хореографических структур. Исследователь А.Б.Руднева приводит анализ русских народных танцев на основе двух ритмических формул («двумя ногами», «тремя ногами»), доказывает пригодность классификации танцев согласно кинемам и определяет соответствующие типы танцев.

Но наряду с этим со стороны руководителя венгерской этнохореографии Д.Мартина была разработаны некоторые принципы метода систематизации танцев. Эта система стала достаточно популярной в танцевальном искусстве. Д.Мартин предлагает систематизацию танцев по двум критериям: 1) в состав исполнителей может входить одна (соло) или же две танцовщицы, групповые коллективные пары. 2) в связи с хореографическим текстом и воплощением пластической идеи танцы следует делить на две группы: а) систематические (то есть опирающиеся на канонические тексты); в) несистематические (то есть построенные на импровизации).

На разных этапах истории тот или иной жанр искусства танца принадлежат отдельным этническим группам. В средние века в Европе танцы исполнялись коллективно и строились по цепочке в круговом виде. В эпоху Возрождения ценились свободные парные танцы отдельных и коллективных пар.

Однако, к большому сожалению в этнохореологической науке в связи с классификацией танцев ученые не могли прийти к единому мнению.

В данной статье мы сделали попытку создать общую, но краткую панораму методов и идей, предоставленных в современной науке по поводу классификации танцев. На этой панораме, как было отмечено выше, наше внимание привлекла классификация немецкого исследователя Р.Крауса: ясная, логичная и обобщенная. На этой панораме классификация украинского ученого отличается своей простотой и мобильностью. В классификации А.И.Гуменюка танцы группируются в соответствии с их жаровыми и тематическими особенностями. Он

классифицирует народную хореографию по трем жанровым разделам:

1) изобразительные танцы (галаи);

2)бытовые танцы;

3) тематические, или сюжетные танцы.

В заключении следует отметить, что Ю.М.Чурко систематизирует белорусские танцы по стилевым и структурным признакам. Е.А Королева подходит к принципам классификации молдавских танцев с точки зрения их функциональной сущности. В классификации танцев М.Я.Жорницкая отдает предпочтение этническим признакам, а с С.Ф.Карабанова исходит из климатических условий и территориально-географических критериев.

Литература

1. Эйнуллаев Т. Жизнь и творчество Амины Дильбази // Мир музыки. - Баку: Абилов, зейналов и сыновья.- 2008.- № 3-4.-С.55-57 (на азерб.).

2. Ибрагим А.С. танцовщица Амина Дильбази: альбом-монография. - Баку: Ишыг, 2000.- 72 с.(на азерб.).

3. Королева танца Амина дильбази: сборник/ составитель Ляман Ф.Е. -Баку: Озан, 1999228 с. .(на азерб.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.