ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
О.А. ЯСТРЕБОВ,
доцент кафедры административного права Российский университет дружбы народов
Аннотация. Рассматриваются некоторые проблемы классификации публичных субъектов административного права, анализируются организационные критерии каждой группы предлагаются пути совершенствования организационно-правового регулирования. Определены конкретные субъекты административно-правовых отношений и представлен их статус.
Ключевые слова: правовой статус, публичное право, субъект права, права и обязанности
PROBLEMS OF PUBLIC SUBJECTS CLASSIFICATION OF ADMINISTRATIVE LAW
YASTREBOV O.A.
senior lecturer of chair of administrative law Russian university of friendship of the people
Annotation. This article is about article some problems of public subjects classification of administrative law, organizational criteria of each group separately are analyzed, ways of organizational-legal regulation perfection are offered. Concrete subjects of administratively-legal relations are certain and considered and their status is presented.
Key words: the Police of India, The Indian Police Service, India Reserve Battalions, law, legislation.
Все публичные субъекты административного права, функционирующие в настоящее время в России и осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность, могут быть классифицированы на виды по следующим основным критериям.
В зависимости от места в механизме публичной власти и особенностей организационно-правовой формы:
• органы исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов;
• органы государственного управления, не входящие в систему органов исполнительной власти, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов;
• иные государственные органы, не входящие в систему органов исполнительной власти, но осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность;
• государственные должностные лица, не состоящие в штате каких-либо государственных органов и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность;
• государственные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности;
• исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в том числе должностные лица, действующие от имени этих органов;
• должностные лица местного самоуправления, не состоящие в штате органов местного самоуправления и самостоятельно осуществляющие внешнюю административно-публичную деятельность;
• муниципальные учреждения, наделенные полномочиями по осуществлению внешней административно-публичной деятельности;
• государственные корпорации в пределах управленческих полномочий и функций, определенных законом;
• иные субъекты публичного или частного права, наделяемые в законном порядке определенными публичными функциями и полномочиями.
В зависимости от выполняемых функций в механизме административно-публичной деятельности, т.е. от видов этой деятельности:
• административно-распорядительные органы.
• административно-наблюдательные (контролирующие, надзорные) органы.
• административно-охранительные — органы.
• административно-защитные.
• административно-арбитражные органы.
• подразделение публичных субъектов административного права на виды по этому критерию является достаточно условным, поскольку многие публичные субъекты в соответствии со своим правовым статусом осуществляют разные виды внешней административно-публичной деятельности, одни из которых являются для них основными, другие — дополнительными. Так, основными функциями для ОВД являются борьба с преступлениями и административными правонарушениями. В то же время ОВД осуществляют административно-распорядительную и административно-наблюдательную деятельность, в частности выдают специальные разрешения (лицензии) на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия, на осуществление частной детективной и охранной деятельности и при этом контролируют соблюдение физическими и юридическими лицами лицензионных требований и условий.
В зависимости от порядка разрешения подведомственных административным органам вопросов:
• единоначальные органы;
• коллегиальные органы.
В зависимости от территориальных границ, в пределах которых действуют публичные субъекты административного права.
• федеральные публичные субъекты административного права;
• публичные субъекты административного права субъектов Федерации;
• публичные субъекты административного права муниципальных образований.
148
Вестник Московского университета МВД России № 12 • 2009