Научная статья на тему 'Проблемы кинообслуживания на целине: статистика и повседневность'

Проблемы кинообслуживания на целине: статистика и повседневность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
167
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНО / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ЦЕЛИНА / КИНООБСЛУЖИВАНИЕ / КИНОПРОКАТ / CINEMA / EVERYDAY LIFE / VIRGIN LANDS / CINEMA FACILITIES / FILM DISTRIBUTION AND EXHIBITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Ольга Вячеславовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы кинообслуживания целинных районов 50-60-х гг XX в. через инновационный комплексный подход микрои макроистории. С одной стороны, проводится детальный статистический анализ количества кинопередвижек, приходящихся на каждый целинный район, анализируется рост числа киноустановок и широта охвата киносеансами целинных районов в указанный период, определяется средняя посещаемость киносеансов целинников. С другой, кино рассматривается с точки зрения повседневной составляющей рабочих целинных совхозов. В статью включены воспоминания и впечатления целинников о популярных кинопрокатах, о месте и значении кино в их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM SERVICE PROBLEMS ON THE VIRGIN SOIL: STATISTICS AND EVERYDAY LIFE

The article studies topical issues of ilm servicing of virgin land areas in 1950-1960s in the light of an innovative complex micro and macro history approach. On the one hand, a detailed statistic analysis of the quantity of the mobile cinemas per each virgin land area is carried out. As well as the analysis of dynamic increase in the number of cinema units and the width of a scope by ilm sessions of virgin areas within the speciied period and the average attendance of ilm sessions by the virgin landers. On the other hand, cinema is considered from the point of view of a daily integral part of working virgin collective farms. The article features the memories and impressions of virgin landers about popular ilms and the place and value of cinema in their lives.

Текст научной работы на тему «Проблемы кинообслуживания на целине: статистика и повседневность»

УДК 379.821

О. В. Кузнецова

ПРОБЛЕМЫ КИНООБСЛУЖИВАНИЯ НА ЦЕЛИНЕ: СТАТИСТИКА И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ

В статье рассматриваются актуальные вопросы кинообслуживания целинных районов 50-60-х гг. XX в. через инновационный комплексный подход микро- и макроистории. С одной стороны, проводится детальный статистический анализ количества кинопередвижек, приходящихся на каждый целинный район, анализируется рост числа киноустановок и широта охвата киносеансами целинных районов в указанный период, определяется

средняя посещаемость киносеансов целинников. С другой, кино рассматривается с точки зрения повседневной составляющей рабочих целинных совхозов. В статью включены воспоминания и впечатления целинников о популярных кинопрокатах, о месте и значении кино в их жизни.

Ключевые слова: кино, повседневность, целина, кинообслуживание, кинопрокат.

О. V. Kuznetsova

FILM SERVICE PROBLEMS ON THE VIRGIN SOIL: STATISTICS AND EVERYDAY LIFE

The article studies topical issues of film servicing of virgin land areas in 1950-1960s in the light of an innovative complex micro and macro history approach. On the one hand, a detailed statistic analysis of the quantity of the mobile cinemas per each virgin land area is carried out. As well as the analysis of dynamic increase in the number of cinema units and the width of a scope by film sessions of virgin areas within the specified period and the average attendance of film

sessions by the virgin landers. On the other hand, cinema is considered from the point of view of a daily integral part of working virgin collective farms. The article features the memories and impressions of virgin landers about popular films and the place and value of cinema in their lives.

Key words: cinema, everyday life, virgin lands, cinema facilities, film distribution and exhibition.

50-60 гг. XX столетия - это активный период целинной кампании, благодаря которой сформировался уникальный социум, перемешавший в себе различные формы и образы жизни людей разного уровня образования, подготовки и квалификации, возраста и интересов. Несмотря на многие отличия, единственное, что способствовало объединению всех этих людей, -это кино. Кино как средство формирования образа советского человека, способного решить любые задачи; кино как инструмент агитации -действенный и надежный способ распространения идеологически значимых идей и привлечения широких масс для активной общественно-политической жизни; кино как культурная потребность граждан СССР, возможность релаксации после тяжелого труда, форма проведения досуга. Иными словами, кино - это огромная часть повседневности советского человека, в которой преломлялось все многообразие окружающей действительности на различных уровнях и срезах лично- индивидуаль-

ного и общественно-культурного восприятия. Именно поэтому целью исследования стала проблема кинообслуживания на целине, особенностью которого было условие стихийности и экстремальности освоения новых территорий без учета материально-бытовых и культурных потребностей первоцелинников. Все это должно было наложить особенный отпечаток на проблемы кино на целине. Именно поэтому проблемы появления кино в целинных совхозах необходимо было решать оперативно.

На самом деле в целинных совхозах, особенно на первых порах, возможность кинообслуживания нередко отсутствовала, в частности в первые годы обустройства и нормализации функционирования их хозяйственной деятельности. Кино было редким праздником и малодоступным способом развлечения в жизни целинников.

Кинообслуживание рабочих и служащих совхозов с начала целинной кампании осуществлялось в условиях жесткой нехватки по-

мещений, практически только кинопередвиж- ниже потребностей нового целинного населе-ками, численность которых была значительно ния, о чем можно судить из табл. 1.

Таблица 1

Количество кинопередвижек по целинным районам за 1955-1957 гг. [2, 4]

Районы Кол-во населенных пунктов Гужевые кинопередвижки Автопередвижки Всего кинопередвижек

1955 г. 1957 г. 1955 г. 1957 г. 1955 г. 1957 г.

Адамовский 57 1 2 4 3 5 5

Буртинский 47 2 2 3 2 5 4

Ново-Орский 48 1 - 3 4 4 4

Кваркенский 25 4 3 3 3 7 6

Домбаровский 31 3 1 2 1 5 2

Тепловский 41 3 4 3 2 6 6

Из представленных данных видно, что количество передвижек практически во всех районах осталось прежним за 3 отчетных года, а в некоторых число их даже уменьшилось. Причем в Адамовском и Буртинском районах было больше автопередвижек, в Кваркенском, Домбаровском и Тепловском наоборот, например, на 4-7 гужевых передвижек приходилось соответственно 3-6 автопередвижек. Отметим, что количество населенных пунктов составляло 25-57 на район. Общее же число кинопередвижек в среднем составляло в 1954 г. 5-6 на район, в 1957 г. - 4-5, откуда следует, что число их уменьшалось, а не росло. По свидетельству инструкторов, в «большинстве целинных районов населенные пункты территориально разбросаны от 20 до 50 км. Тяжелые условия транспортировки приводили к большим затруднениям в бесперебойной работе сельских кинопередвижек» [5, л. 59]. Плохое дорожное сообщение дополнительно препятствовало превращению кино в доступный способ проведения досуга.

Сама система показа кино на селе в совхозах представляла собой частый повтор одних и тех же фильмов. Целинники, ожидая кино по месяцу и более, смотрели прежнюю кинокартину уже с другой кинопередвижки. Такая ситуация складывалась потому, что в районах существовали две параллельно действующие системы киноустановок: профсоюзная и государственная [11, л. 13]. Ещё одной проблемой была работа совхозных киноустановок в условиях отсутствия предусмотренного репертуарным расписанием кинокартин, взамен которых выдавали либо устаревшие, либо зарубежные фильмы. Тот же источник свидетельствует: «Из-за плохого киноснабжения, несвоевременного ремонта киноаппаратуры ... киноустановки совхозов нередко простаивают по 20-25 дней» [24, л. 89].

Но если первоначально целинники вынужденно смотрели кино в той частоте, которая задавалась кинопередвижками, то уже к концу 50-х гг. местом кинопоказа становятся клубы, часто не отвечавшие правилам безопасности для содержания стационарной киноустановки. Приведем типичный пример из докладной инструктора: «Клуб на ферме № 1 молочного совхоза «Степной» расположен под одной соломенной крышей с конторой фермы, нет киноаппаратной и моторного помещения. Имеется единственный выход, который не отвечает требованиям пожарной безопасности. Демонстрация фильмов в клубе на широкой пленке запрещается» [11, л. 88].

Клубы строились в основном на центральных усадьбах, а совхоз имел, как уже отмечалось выше, от 2 до 7 отделений, где рабочие вынуждены были мириться с редкими приездами кинопередвижек [12, л. 10].

Но такая удручающая ситуация была характерна не для всех совхозов. Так, например, уже в 1954 г. в совхозе «Полевом» целинникам демонстрировалось кино не менее пяти раз в неделю [19]. А в совхозе «Караванном» в 1956 г. в соответствии с государственным планом работала «стационарная киноустановка, которая обслуживает население центральной усадьбы и выезжает по 3 раза в месяц для обслуживания кинопостановками население 2-го и 3-го отделений совхоза» [10, л. 145].

Охват целинного населения киносеансами хотя и возрос с 1954 по 1961 год, но не сделал ситуацию стабильнее. Для сравнения возьмем два года - 1955 г. и 1961 г. и выделим общее количество киноустановок по всей области с разделением их на сельские стационарные и сельские кинопередвижки. В 1955 г. было всего 555 кинопередвижек, из них 210 сельских стационарных и 258 сельских кинопередвижек.

В 1961 г. их стало 719, из них 396 сельских стационарных и 229 сельских кинопередвижек. Из чего следует, что общее увеличение составило 22,9 %, почти на треть. Большая часть киноустановок из общего числа приходилась на село (84 %), но при этом большая часть сеансов давалась в городе, так как зрителей по селу обслужено за 1955 г. чуть более 2 тысяч, к 1961 г. эта цифра увеличилась в 5 раз, а частота сеансов возросла всего в 1,5 раза, что

Рост числа киноустановок и широта ох [1, л. 12; 2; 13, л.

свидетельствует о доступности для сельского жителя кинопоказов к началу 1960-х гг.

Количество сельских установок с 1955 г. по 1961 г. увеличилось на 186 единиц, в то время как количество сельских кинопередвижек уменьшилось на 19 единиц [8, л. 4-5], что связано прежде всего с обустройством совхозной системы и созданием сети специально подготовленных помещений для показа кинофильмов (табл. 2.)

Таблица 2

5ат целинных районов за 1954-1961 гг.

24; 8, л. 4-5, 39]

Районы Кол-во населенных пунктов Количество киноустановок

1954 г. 1955 г. 1956 г. 1957 г. 1958 г. 1961 г.

Адамовский 57 9 11 13 18 19 39

Буртинский 47 9 10 11,5 13 17,5 27

Ново-Орский 48 10 11,5 12 15 17 26

Кваркенский 25 9 11 11 12 12,5 26

Домбаровский 31 4,5 8 9 9 9 16

Тепловский 41 10,25 14 14 14 15 27

Таблица дает более ясное представление по непосредственно целинным районам. Исходя из данных, можно сделать вывод что, например, на Адамовский район с населением 32,2 тыс. человек приходилось всего 11, или 2 % от общего числа киноустановок в 1955 г., приходящихся на сельское население области, и 39, или 5,4 % - в 1961 г., обслуживающих 57 населенных пунктов. При этом взлет численности киноустановок в 1961 г. говорит о более широком распространении кино среди населения этих районов.

Больше всего рост числа киноустановок произошел в Буртинском, Ново-Орском и Те-пловском районах. В среднем с 1954 по 1961 гг. число киноустановок увеличилось в 2-3 раза. Но по охвату населенных пунктов в наиболее выигрышном положении оказались рабочие совхозов Кваркенского района, где на 1 населенный пункт приходилось более 1 установки. Во всех остальных целинных районах киноустановок по-прежнему не более одной на каждые 2 населенных пункта. Даже к 1964 г. целинные районы не выполняли план по валовому сбору от кино. Так, в Кваркенском районе сборы составляли 65,6 % от плана, в Адамовском и Первомайском соответственно 81 % и 88, 4 % от плана [14, л. 46]. Это свидетельствует о том, что даже к середине 1960-х гг. не все целинные совхозы были обеспечены стабильными кинопоказами.

Заметим, что даже такие показатели на фоне обеспеченности кинопоказами и клубами колхозного села выглядели значительными. Так, до реорганизации в 1957 г. 94 колхозов в совхозы в 19 районах области, в том числе и целинных, на их содержании находились 19 клубов и 1 киноустановка. После реорганизации 12 клубов прекратили свою деятельность в виду отсутствия финансирования [12, л. 9].

Согласно отчетам управления культуры Оренбургского облисполкома, к 1961 г. киноустановки должны работать в следующем режиме по целинным районам: «... для стационарных киноустановок - от 18 до 24 рабочих дней, сеансы 1,3-1,4 в день. Для кинопередвижек режим работы 24 рабочих дня, количество сеансов в день - 1,3» [13, л. 24].

Учитывая, что посещение кино было популярным и интересным времяпрепровождением, то, судя по данным средней посещаемости на целине, стабильность кинопросвещения стала достаточно высокой. В год в Адамовском районе на одного жителя приходилось 11,5 посещений, в Буртинском - 11, в Тепловском - 10 [7, л. 86]. Скорее всего, расчет производился с учетом всех возрастов населения, что дает возможность предположить, что на 1 рабочего без учета грудных детей и престарелых приходилось несколько больше посещений, поэтому можно утверждать, что 1-2 раза в месяц целинники имели возможность увидеть кино.

К 1965 г. средняя посещаемость значительно возросла и составила по целинным районам в среднем 21,73 посещения в год, или 2-4 раза в месяц [9, л. 10]. Это означало, что теперь в кино стали ходить чаще, то есть работа кинопередвижек стала доступнее и стабильнее.

Для рекламы фильмов на сельских киноустановках чаще всего использовали рекламные щиты, а репертуарные планы вывешивались в клубах, правлениях колхозов и совхозов [3, л. 15]. Рекламирование фильмов проводилось с помощью афиш, так называемых «без-ымянок». Но данная продукция была очень немногочисленна и не отвечала требованиям законов рекламы. «Органы кинофикации и кинопроката очень мало выпускают красочной афиши и мало работают над теми фильмами, которые по своему содержанию плохие и не имеют вала... Выпускаемая «Безымянка» очень бледна - не привлекает зрителя своим оформлением - без клише» [7, л. 20, 22].

Выделяются киносеансы двух видов: платные и бесплатные. К числу бесплатных относились те, на которых демонстрировались сельскохозяйственные и хронико-докумен-тальные кинокартины, обычно проходящие в рамках фестивалей. Платно показывались в основном фильмы художественного проката. Чаще всего киносеанс начинался с небольшой лекции на актуальные темы, затем демонстрировался сам фильм, после которого показывали короткометражки просветительского характера. Стоимость билетов на сеанс в 1961 г. была незначительной - 45 копеек за обычный (художественные фильмы) плюс 10 копеек дополнительный - удлиненный (с хронико-до-кументальными фильмами), если учесть, что, например, обед в столовой стоил примерно 0,9-1,2 руб. [13, л. 81].

Особое место на селе занимали кинофестивали. Из методического письма «Как подготовить и провести фестиваль сельскохозяйственных кинофильмов в сельском клубе по пропаганде материалов Декабрьского пленума ЦК КПСС 1960 г.» видно, что за 10-15 дней до начала фестиваля подготавливался его основной репертуар. Фильмы демонстрировались 2-3 раза в неделю в течение месяца. Печатались афиши и пригласительные билеты с указанием даты показа, названием фильма и лекции перед фильмом, именем лектора. Лекции и беседы обычно продолжались 20-25 минут и увязывались с задачами местного совхоза. Сеанс с лекцией длился не больше 1 часа 20 минут [7, л. 97-99]. Кинокартины таких фестивалей, конечно, не имели очень широкой по-

пулярности, но планы по показу выполнялись стабильно, так как их посещение вменялось в обязанность.

Пригласительные билеты, выдаваемые целинникам, были разделены на две части: слева располагалось обращение к приглашенному, например, такого содержания: «Дорогие друзья! 28 ноября 1965 г. в Будамшинском клубе состоится кинофестиваль на тему «За большое молоко». Справа размещалась информация о программе фестиваля (например: «На кинофестивале Вы увидите фильмы, услышите выступление передовиков животноводства нашего района, специалистов сельского хозяйства. Начало в 7 часов вечера. Добро пожаловать на кинофестиваль») [15, л. 30].

Кроме того, в целинных совхозах практиковались кинолектории, сочетавщие просветительные задачи кинофестиваля и культурно-развлекательные задачи организации досуга целинников. Но в повседневный обиход на целине кинолектории стали входить в начале 1960-х гг., особое распространение получив только к 1965 г. Кинолектории готовились и проводились обычно группой специалистов от 6 до 10 человек. Чаще всего - с определенной тематикой, например, в совхозах «Урожайный» и «Рубежинский» Тепловского района в 1962 г. кинолектории проводились на тему «Партия нас к коммунизму ведет», в совхозе «Караванном» Чкаловского района - «За новый подъем в сельском хозяйстве». На установленную проблематику директорами совхозов и специалистами (зоотехники, агрономы и прочие) читались лекции и делались доклады, после чего демонстрировались фильмы в рамках указанных тем. Чаще всего кинолектории приурочивали к сельскохозяйственным фестивалям и политическим датам, и праздникам [8, л. 101]. Частота их проведения обычно составляла не более 1 раза в месяц к середине 1960-х гг., в 1962 г., например, они проводились значительно реже. По данным проверки управления кинофикации Оренбургского облисполкома на указанный год в Домбаровском, Кваркенском и Ново-Орском районах кинолектории проводились всего 4-6 раз в год, то есть не чаще чем 1 раз в 2-3 месяца. Больше всего кинолекториев проводилось в Буртинском районе - более 1 раза в месяц. В Адамовском и Акбулакском районах частота проведения кинолекториев составляла в среднем 1 раз в месяц, что говорит о расширении возможностей культурного досуга в среде целинников [8, л. 74].

Событием для целинников стали съемки кинофильма «Иван Бровкин на целине». Важ-

ность идеологического влияния такого фильма сегодня, как и тогда, очевидна, но для целинников виделось ценным внесение своего вклада в создание нового фильма и возможность увидеть свои места и себя на экране. Съемки проходили в совхозе «Комсомольском» Ада-мовского района. Даже сегодня нет единства среди самих первоцелинников в достоверности снятых кинокадров. Одни утверждают, что эта картина полностью отражает реалии целинного быта конца 1950-х гг. (картина вышла на экраны в 1959 г.), другие не отрицают создания на экране иллюзии благополучного быта на целине. Так, по воспоминаниям целинников, «зрители «Комсомольского», сами внесшие свой вклад в создание этого иллюзиона, прекрасно знали, что и клуб ещё не достроен, и хлеба не колосились так пышно тем неурожайным засушливым летом 1958-го» [21, с. 236].

Важным свидетельством того, что на целине даже при недостаточном охвате кинообслуживания кино всегда оставалось популярным видом отдыха, могут служить воспоминания А. Г. Зелепухина, работавшего на уборке урожая в целинных районах Оренбургской области: часто в вагончиках, особенно девичьих, встречались многочисленные открытки с изображением любимых артистов [16].

Особое значение по политическому и психологическому влиянию на советское население, в том числе и целинное, имели набор и качество кинофильмов, выходящих в кинопрокат. Фильмы «крутились» как полнометражные, так и короткометражные; узкопленочные и широкопленочные. Они в свою очередь разделялись на художественные, документально-хроникальные, научно-популярные и учебные. Последние три вида фильмов делились ещё по отраслям - сельскохозяйственные, животноводческие, технические и т. д. По данным управления кинофикации Оренбургского облисполкома, в 1955 г. около 90 % полнометражных художественных фильмов были черно-белые длительностью от 7 до 12 часов. Документально-хроникальные и научно-популярные полнометражные - только черно-белые длительностью от 3 до 9 часов и от 6 до 7 часов, учебные полнометражки длились в среднем 6 часов. Среди короткометражных лент цветных было больше. Например, детские короткометражные кинофильмы были примерно на 95 % цветными и длились от 1 часа до 6 часов, документально-хроникальные и научно-популярные, соответственно, на 30 % и 10 % длительностью от 1 часа до 5 часов и те, и другие. Учебные короткометражные

фильмы лишь на 1 % цветные длительностью от 1 до 4 часов. Такая градация сохранялась и в последующие г. [6, л. 70-83].

Цветные киноленты производили большее впечатление на зрителя, но, несмотря на это, черно-белые фильмы тех лет при всем их наи-ве и политизированности до сих пор производят художественное впечатление.

В большинстве своем фильмы на целине демонстрировались на узкопленочной ленте, о чем свидетельствует особая отметка в справке о состоянии кинообслуживания населения целинных районов за 1959 г. В качестве достижения организаторов досуга на целине фиксируется факт выездов специальной автомашины ГАЗ-69, оборудованной широкоэкранной кинопередвижкой, которая за 1959 г. дала по целинным районам 113 сеансов и обслужила 18 тыс. зрителей [7, л. 1].

По мнению А. А. Левандовского, «характерной чертой советского общества 50-х гг. является социальный оптимизм, вера народа в то, что трудности временные и их преодоление гарантирует счастливое будущее...» [20, с. 75]. Эту уверенность, на наш взгляд, и формировало кино второй половины 50-60-х гг. Другими словами, кино формировало советскую личность, определяло её через систему советских ценностей.

Знаковыми здесь можно назвать такие художественные картины, как «Карнавальная ночь» Э. А. Рязанова (1957), «Застава Ильича» и «Июльский дождь» М. Хуциева, «Детство Горького» М. Донского, особенно много показываемые на целине во второй половине 1950-х, и, например, такие популярные ленты, как «Королева бензоколонки», «Приходите завтра», «Яблоко раздора», демонстрировавшиеся в первой половине 1960-х гг., а также многие другие. Но на целине чаще показывали одни и те же фильмы: «Весна на заречной улице», «Тихий Дон», «Мы подружились в Москве», «К черному морю», «Безумный день», «Подвиг разведчика», «Дети капитана Гранта» и др, -на что постоянно поступали жалобы целинников. [24, л. 4,25]. Но и они имели определенное влияние на советского человека, формировали в нем новое отношение к будущему своей страны, своей жизни и своей истории.

Художественный образ, созданный на экране, имеет особую способность воздействовать на сознание человека. Он заставляет поверить в себя, поднять дух, вселить надежду. Такой силой обладало и кино исследуемого периода. «Кино 60-х играло совершенно особую роль в нашей тогдашней жизни; оно являло собой не

зрелище, а Школу, о какой сейчас и мечтать не приходится. Кинофильмы того времени задавали жизненные ориентиры, буквально входившие в подсознание, формировали не мировоззрение даже, а характер...» [20, с. 75]. Кино вырабатывало определенные постулаты в сознании советского человека, которые становились его частью: «... родину и родителей нельзя не любить; ... деньги в этой жизни - не самое главное; ... обижать слабого нельзя, так же, как нельзя унижаться перед сильным; ... ябедничать, сиречь, доносить - мерзко; ... сожительство без любви - отвратительно...» [20, с. 75] Действительно, после демонстрации фильмов в сельских клубах происходило заинтересованное неформальное обсуждение поступков героев и сюжетов картин [17].

Особенно стоит выделить такую часть перво-целинников, как реэмигранты из Китая, в жизни которых советский кинематограф сыграл комически-драматическую роль. Особенность указанной группы заключается в том, что, по нашим подсчетам, она составляла большую часть прибывших на целину в первый год её освоения. Общее число прибывших реэмигрантов, включая детей до 16 лет, достигало 5 073 человека на 31 июля 1954 г. [24]. По межрайонному набору в Чкаловскую область тогда же приехали 3 212 человек [23, л. 10]. Именно поэтому восприятию ими советского кино стоит уделить особенное внимание.

Являясь носителями русской культуры в Китае, с момента исхода их предков из Российской Империи в годы гражданской войны представители русской диаспоры крайне трепетно относились ко всему, что так или иначе было связано с Родиной. Поэтому, когда в 1954 г. появилась возможность по разрешению советского правительства вернуться обратно в рамках целинной кампании, большая часть реэмигрантов воспользовалось ею незамедлительно. Готовясь к отъезду, находясь в условиях значительной нехватки информации о реальной ситуации в Советском Союзе, реэмигранты ориентировались «по вопросам сельскохозяйственной экипировки... на последний советский фильм «Свадьба с приданым», -сапожки лакированные, платочки в горошек»

[18, с. 212]. Реальность же оказалась менее праздничной, чем демонстрировалась на экране. Этот пример говорит о значимости художественного кино, которое носило больше пропагандистский характер и создавало иллюзию благополучия жизни советского народа.

Подведем итоги. Анализ кинообслуживания на целине показал:

1) в первые три года освоения целины отмечались проблемы:

- колоссальной нехватки кинопередвижек, приходящихся на число населенных пунктов. В среднем - 1 кинопередвижка на 15-20 населенных пунктов;

- частых повторов киносеансов в связи с несогласованностью параллельно действующей системой профсоюзных и государственных киноустановок;

- строительства клубов. В большинстве совхозов их не было, или они были не приспособлены к кинопоказам;

2) к началу 1960-х гг. в ситуация стала выправляться:

- численность киноустановок возросла в 2-3 раза по всем целинным районам;

- как следствие, увеличилась средняя посещаемость кинопоказов целинниками: 1-2 раза в месяц;

- особенное место занимали кинофестивали и кинолектории, получившие особое признание на целине;

3) в 50-60-х гг. XX в. кино в повседневной жизни первоцелинников - это особое событие: его обсуждали, с удовольствием пересматривали, хранили открытки с любимыми актерами;

4) проблема кинообслуживания на целине носила многогранный характер. С одной стороны, кино использовалось на повседневном и идеологическом уровне как инструмент воздействия, формирующий мировоззрения молодого поколения, создающий идеологически необходимые цели и задачи, которые виделись подлинными и вполне достижимыми в обычной жизни; с другой - реализация действия такого идеологического инструмента диктовалась возможностями совхозов и нередко не совпадала с запросами новоселов, привыкших к многовариативности городского отдыха.

Литература и источники

1. Государственный архив Оренбургской области (далее - ГАОО). Ф. Р-846. Оп. 3. Д. 720.

2. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 83. '

3. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 94.

4. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 106.

5. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 167.

6. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 171.

7. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 194.

8. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 303.

9. ГАОО. Ф. Р-2138. Оп. 2. Д. 560.

10. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 53.

11. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 113.

12. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 187.

13. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 423.

14. ГАОО. Ф. Р-2568. Оп. 1. Д. 649.

15. Из беседы с А. Г. Зелепухиным от 4.07.2006. Из личного архива автора.

16. Из беседы с Д. М.Фаттаховым от 26.04.2006. Из личного архива автора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Кравченко Л. Земля за холмом. Пейзаж с эвкалиптами. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.528 с.

18. Красная степь. 1954. 5 августа.

19. Левандовский А. А. Последняя застава // Отечественная история. 2003. № 6. С. 70-82.

20. Никоноров Н. На целине Ивана Бровкина // Планета целина: сб. ст. / под ред. В. И. Дубровкиной. Оренбург: Оренбургский край, 2004. С. 235-237

21. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 5. Оп. 32. Д. 154.

22. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф.371. Оп. 17. Д.1965.

23. ЦДНИОО. Ф.8003. Оп.2. Д. 1-9.

24. ЦДНИОО. Ф. 8038. Оп.1. Д. 860.

References

1. Statw archive of Orenburg territory (GAOO) F.846 lnv.3 D.720.

2. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 83.

3. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 94.

4. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 106.

5. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 167.

6. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 171.

7. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 194.

8. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 303.

9. GAOO F. 2138. Inv. 2. D. 560.

10. GAOO F. 2568. Inv. 1. D. 53.

11. GAOO F. 2568. Inv. 1. D. 113.

12. GAOO F. 2568. Inv. 1. D. 187.

13. GAOO F. 2568. Inv. 1. D. 423.

14. GAOO F. 2568. Inv. 1. D. 649.

15. Iz besedy sA. G. Zelepuhinym ot 4.07.2006. Iz lichnogo arhiva avtora (From a conversation with A. G. Zelepukhin of 4.07.2006. From personal archive of the author).

16. Iz besedy s D. M.Fattahovym ot 26.04.2006. Iz lichnogo arhiva avtora (From a conversation with D. M. Fattakhov of 26.04.2006. From personal archive of the author).

17. Kravchenko L. Zemlja za holmom. Pejzazh s jevkaliptami (The earth behind the hill. A landscape with eucalyptuses) Novosibirsk: Novosibirsk book publishing house 1988. 528 p.

18. Krasnaja step'. 1954. 5avgusta. (Red steppe. 1954. August 5).

19. Levandovskij A. A. Poslednjaja zastava (Last outpost) // Otechestvennaja istorija. 2003. No. 6. P. 70-82.

20. Nikonorov N. Na celine Ivana Brovkina (On Ivan Brovkin's virgin soil) // Planeta celina / ed by V. I. Dubrovkina. Orenburg: Orenburgskij kraj, 2004. P. 235 - 237.

21. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI). F.5 lnv.32 D. 154.

22. Centr dokumentacii novejshej istorii Orenburgskoj oblasti (CDNIOO). F.371 lnv.17. D. 1965.

23. CDNIOO. F. 8003. Inv. 2. D. 1-9.

24. CDNIOO. F. 8038. Inv.1. D. 860.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.