Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ [РЕЦ. НА КН.: VEGETATION MAPPING / ED. A. W. KIICHLER A. I. S. ZONNEVELD. DORDRECHT: KLUMER ACAD. PUBL., 1988. 635 P. (HANDB. OF VEGETATION SCIENCE / ED. BY H. LIETH. VOL. 10)]'

ПРОБЛЕМЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ [РЕЦ. НА КН.: VEGETATION MAPPING / ED. A. W. KIICHLER A. I. S. ZONNEVELD. DORDRECHT: KLUMER ACAD. PUBL., 1988. 635 P. (HANDB. OF VEGETATION SCIENCE / ED. BY H. LIETH. VOL. 10)] Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
25
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ [РЕЦ. НА КН.: VEGETATION MAPPING / ED. A. W. KIICHLER A. I. S. ZONNEVELD. DORDRECHT: KLUMER ACAD. PUBL., 1988. 635 P. (HANDB. OF VEGETATION SCIENCE / ED. BY H. LIETH. VOL. 10)]»

РЕЦЕНЗИИ И ИНФОРМАЦИИ

Б.В.ВИНОГРАДОВ ПРОБЛЕМЫ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

[Рец. на кн.: Vegetation mapping / Ed. A.W.Küchler a. I.S.Zonneveld. Dordrecht: Klumer acad. publ., 1988. 635 p. (Handb. of vegetation science / Ed. by H.Lieth. Vol. 10)].

„Картирование растительности" А.Кюхлера,1 изданное в 1967 г., долгие годы являлось основополагающим руководством в этой области исследований. Крупным событием в геоботаническом картографировании было издание работ С.А.Грибовой и Т.И.Исаченко в 1972 г. и В.Б. Сочавы в 1979 г. Последним, этапным руководством в этой области исследований явилось „Картирование растительности", изданное под редакцией известного американского геоботаника А.Кюхлера и голландского эколога И.Зонневелда в рамках серии „Руководства по изучению растительности", основанной Р.Тюксеном и издаваемой X.Литом. В основном книга написана Кюхлером и Зонневел-дом. Некоторые разделы, касающиеся дистанционных методов картирования, составлены другими авторами, которые в данной публикации названы в соответствующих разделах. Главы, характеризующие картографические школы, написаны представителями этих школ. 0 структуре руководства можно судить по последовательному обзору его разделов с указанием важнейших их положений.

В предисловии и историческом обзоре (1 и 2) излагаются принципы научных школ по геоботаническому картографированию, среди которых названа и школа В.Б.Сочавы. Из современных тенденций авторы отмечают развитие картографирования континентов, усилия международных организаций ФАО и ЮНЕСКО, применение дистанционных технологий, составление экологических карт и, наконец, продолжение издания международной библиографии карт растительности. Раздел „Природа растительности" (3) освещает с традиционных позиций такие понятия, как „устойчивость" и „конкуренция", „фитоценоз", „структура", „флористический состав" и „динамизм".

В разделе „Структура и состав растительности" (4) содержится традиционный обзор понятий, среди которых горизонтальная структура представляет наибольший интерес для кар-

К и с h 1 е г A.W. Vegetation mapping. New York: The Ronald Press Company, 1967. VI + 472 p.

2

Грибова С.А., Исаченко Т.И. Картирование растительности в съемочных масштабах // Полевая геоботаника. Л., 1972. Т. 4. С. 137-336.

3

l. о ч а в а Б. Б. Растительный покров на геоботанических картах. Новосибирск, 1979. 188 с.

Цифры в скобках — номера соответствующих разделов.

тирования. Авторы рассматривают микрорисунки, которые характеризуют прежде всего „текстуру" растительного покрова, затем макрорисунки, которые классифицируются на многочисленные классы рисунков от мозаичных до поясных, от рисунков со случайным размещением до регулярных. Раздел сопровождается описанием физиономического и структурного анализа растительности по методу Кюхлера. „Флористический анализ растительности" (5) написан также по традиционным критериям: с применением методов пересечения и квадратов с центром в точке,учетных площадок, размер которых варьирует от 4 до 2500 м в зависимости от состава биоморф. Классификации растительности (6) описаны по хорошо известным системам: структурно-физиономической, флористической, флористико-физиономической, флористико-динамической, географической и экологической. Здесь же даются рекомендации по выбору классификационных систем. Глава „Природа окружающей среды" (7) содержит известные данные о биотопических факторах и индикаторной роли растений.

С раздела „0 картах" (8) начинается собственно картографическое содержание руководства. В нем приводятся различные классификации карт по масштабам (ФАО, Молинье, Джиокомини, Шмид и др.) и их соотношение в разных странах и картографических школах. Глава „Границы и переходы между сообществами и континуальные поля" (9) представляет большое теоретическое значение. Здесь описываются линейные границы и различного рода переходные зоны. Важное методическое значение имеет раздел „Рисунки, цвета и символы" (10), где обсуждается выбор условных обозначений (буквенные, цифровые, штриховки, значки, цвета и их комбинации).

Легенда к карте рассматривается как „организующая концепция" (11). При этом обсуждаются допустимая степень сложности легенды (эта степень, по-видимому, занижена у авторов), единообразие содержания карты по геометрической и тематической детальности. Стандартизация легенд подразумевает использование какой-либо одной классификации для разных регионов. И вместе с тем авторы допускают альтернативные принципы построения легенд. Этот раздел дополнен примерами из практики Данзеро и Зонневелда карт реальной и потенциальной растительности, легенд в форме диаграмм, карт на одну территорию, составленных с использованием разных классификаций. Наконец, очень важным является классификация карт по многим уровням детальности — от популяционного до зонального.

Такие оригинальные разделы руководства перемежаются с традиционными малоинформативными, как „Язык текста карты" (12) и „Другие технические приемы" (13), которые имеют подчиненное значение в книге. Вместе с тем большой интерес представляет раздел „Автоматическая картография и электронные географические информационные системы" (14; D. van der Zee, H.HuLzing), где изложена структура геоинформационных систем и возможности их использования. Для целей картографии наибольшее значение имеет представление топологических данных в информационных системах с помощью векторных, растровых и сетевых преобразований. Особенно перспективны геоинформационные системы для составления синтетических карт, например карт динамики, путем сравнения аэрокосмических снимков разных лет, экологических карт путем интеграции разных элементов ландшафта или, наоборот, специальных экологических карт путем интерпретации информации.

Далее следуют два описательных малоинформативных раздела: „Общие замечания" (15) о планировании полевых работ,

обзорных, рекогносцировочных, экстенсивных и интенсивных съемках и „Съемочные подходы" (16) о полевом эталонировании аэрокосмических снимков, использовании ландшафтного метода, низковысотной аэрофотосъемки. Подчеркивается большое значение в современном тематическом картировании исследований на различного рода выборочных ключевых участках (17).

Переходя к дистанционным методам, без которых невозможно никакое картирование растительности на современном уровне, авторы начинают с изложения оптических характеристик растений („Отражение, поглощение и пропускание света и инфракрасного излучения растительными тканями" 18). Также служебное значение в руководстве имеет описание „Средств наблюдения и носителей" (19; I.S.Zormeveld, А.Karmegieter) — визуальных, одно- и многозональных фотографических, многоспектральных, сканирующих инфракрасных, радарных. Причем последние оказались эффективны для съемки лесов, особенно тропических. Этот „дистанционный блок" завершается разделами о „Дешифрировании дистанционных изображений" (20), включающим логические стадии распознавания, анализа и интерпретации, и о „Цифровой обработке изображений, компьютерной классификации и картировании" (21; N.J.Mudler).Это очень богатый раздел, описывающий технологию дистанционной индикации (включая геометрическую и радиометрическую коррекцию снимков), определение экологических характеристик по спектральным .свойствам (таких как зеленая листовая поверхность, биомасса, сезонные изменения, пространственные характеристики) и классификацию выходных данных (способами предварительной классификации, решающих правил, максимального правдоподобия, параметрических и непараметрических функций, иерархических решений). Несмотря на это всестороннее и емкое описание дистанционной индикации растительности, она, к сожалению, не реализуется авторами в картографии.

Содержательные разделы чередуются с отрывочными и беглыми. В разделе „Картирование травянистой растительности" (22) рассказывается о трудностях крупно- и среднемасштабно-го картирования, связанных с ее варьированием. Показ травяной растительности возможен либо путем картирования в основной сезон „нормального" года, либо путем составления карт весенних и осенних аспектов, или разногодичных флюк-туаций. Изучение динамики растительности (23), по мнению авторов, возможно сопоставлением разновременных карт; показ динамики можно осуществить при составлении карт потенциальной растительности и динамических серий. Обсуждаются сложности отображения на картах динамики растительности и построения легенд таких карт. Мониторинг растительности и съемка динамики (24) основаны главным образом на сопоставлении повторных аэрокосмических снимков.

Среди прикладных разделов наибольшее значение имеет „Картирование использования земель" (25; А.Karmegieter), в основу которого положены мировая классификация использования земель (населенные пункты и связанное с ним несельскохозяйственное использование земель, сады, древесные и другие многолетние культуры, полевые культуры, улучшенные постоянные пастбища, естественные кормовые угодья, леса, болота и непродуктивные земли), а также ее региональные модификации с использованием комплекса средств дистанционной индикации. Раздел „Картирование потенциальной естественной растительности" (26; J.T.R.Kalkhoven, S. гГап der Werf) фактически освещает старую проблему восстановления первичной растительности по индикаторам. Составление мелкомасштабных

карт растительности по картографическим источникам (27) основано на принципах камеральной генерализации.

Затем следуют разделы, посвященные разным картографическим школам. Комплексный метод Кюхлера (28) представляет картирование растительности по физиономическим критериям, с использованием поконтурного дешифрирования аэрофотоснимков по обобщенным показателям. „Метод картирования природной и полуприродной растительности Международного тренировочного центра Службы аэросъемки (1ГС)" (29) технически более продвинут и основан на комплексном дешифрировании и картировании территории, использовании ландшафтного метода, матричных легенд, многоступенчатых технологий и др. Картирование растительности в Японии (30; A.Miyawaki, К.Fujiwara) отличается простотой легенд, детальностью изображения, составлением карт как актуальной, так и потенциальной растительности. Крупным мировым вкладом является „Международная карта растительности (Тулуза, Франция)", основанная на хорошо известном методе фито-экологического картирования французской школы Монпелье (31; F.Blasco). К сожалению, советская школа геоботанического картографирования, основанная на структурно-генетическом принципе показа единиц растительности разного уровня, не вошла даже в раздел „Другие дополнения к методологии" (32).

Прикладные аспекты руководства продолжаются разделом „Экологические карты растительности и их интерпретация" (33), где рассмотрены отраслевые экологические карты, интеграционные многофакторные экологические карты, экологические типологические карты местообитаний и т.п. В разделе „Ландшафт (экосистемы) и карты растительности, их соотношение и цели" (34) описывается известный ландшафтный подход к картированию и выделению единиц растительного покрова. „Введение в применение карт растительности" (35) указывает на прикладное использование карт в пастбищном и лесном хозяйстве, ирригации, фитомелиорации и охране природы. Очень важным прикладным разделом является „Индикация окружающей среды" (36), где излагаются принципы биоиндикации. На этих методах индикации базируются основные принципы оценки земель по растительности и другим природным признакам (37). Руководство заключается разделами „Некоторые примеры применения" (38, который повторяет 35) и „Перспектива: что необходимо в будущем и возможность этого" (39); последнее авторы связывают с развитием геоинформационных систем.

К руководству прилагается „Классификация растительности, принятая ЮНЕСКО" (40) для карт м. 1:1 ООО ООО, богатая библиография, в которой много ссылок на русских авторов, правда, в основном старых работ — 1960-х, реже 1970-х годов, и цветные иллюстрации образцов карт и дисплейных изображений.

Книга написана весьма неровно: с одной стороны, в ней много длиннот, общих разделов, которые можно прочесть в руководстве 20-летней давности (Кюхлер, 1967), а с другой — много ярких и оригинальных разделов, написанных на современном методическом уровне. В этом отношении книга еще не достигла уровня методического руководства и в большой степени является коллективной монографией. Тем не менее многоплановость изложения проблемы картирования растительности является главным достоинством книги.

Затем, несмотря на престижность издания, в нем недостаточно отражены достижения советской школы геоботанического картографирования. В результате в книге нет многих достижений, которые содержатся в упомянутых сводках С.А.Грибовой и Т.И.Исаченко (1972), В.Б.Сочавы (1979) (нет даже ссылок на

эти труды). Тем не менее книга представит большой интерес для советского читателя и послужит поводом для создания подобного руководства на отечественном материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.