Научная статья на тему 'Проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти и пути их решения'

Проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
867
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / ВЛАСТЬ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / PERSONNEL SUPPORT / STATE / STATE BODY / GOVERNMENT / PERSONNEL RESERVE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саадулаева П.И.

Как известно любое объединение людей требует установления определенной системы управления общественной жизнью, при которой обеспечивалось бы соблюдение прав и законных интересов членов объединения. Указанное относится в той или иной мере как к простым объединениям, известным со времени общин, так и к самым высшим их формам государству. В статье выявлены проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти. В заключении предложены пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STAFFING OF PUBLIC AUTHORITIES AND WAYS TO SOLVE THEM

As you know, any Association of people requires the establishment of a certain system of management of public life, which would ensure respect for the rights and legitimate interests of members of the Association. This applies in one way or another both to the simple associations known since the time of communities, and to their highest forms the state. The article reveals the problems of personnel support of state authorities. In conclusion, the ways to solve the identified problems are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти и пути их решения»

УДК32

Саадулаева П. И.

(ИГСУ РАНХиГС) г. Москва.

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Как известно любое объединение людей требует установления определенной системы управления общественной жизнью, при которой обеспечивалось бы соблюдение прав и законных интересов членов объединения. Указанное относится в той или иной мере как к простым объединениям, известным со времени общин, так и к самым высшим их формам - государству. В статье выявлены проблемы кадрового обеспечения органов государственной власти. В заключении предложены пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова:

кадровое обеспечение, государство, государственный орган, власть, кадровый резерв.

Saadulaev Patimat The Idrisovna

(The MIGS Ranepa), Moscow.

PROBLEMS OF STAFFING OF PUBLIC AUTHORITIES AND WAYS TO SOLVE THEM

Аннотация

As you know, any Association of people requires the establishment of a certain system of management of public life, which would ensure respect for the rights and legitimate interests of members of the Association. This applies in one way or another both to the simple associations known since the time of communities, and to their highest forms - the state. The article reveals the problems of personnel support of state authorities. In conclusion, the ways to solve the identified problems are suggested.

Ключевые слова: personnel support, state, state body, government, personnel reserve.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена постоянной потребностью в кадрах на должностях государственной службы, руководствующихся в своей деятельности мотивом обеспечения благосостояния страны и общества, способных продуцировать инновационные идеи и противостоять «соблазнам власти».

Государственная служба это вид деятельности, осуществляемый на профессиональной основе с целью удовлетворения нужд страны. Точное определение этому термину дано в Законе № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [2]. Здесь сказано, что это профессиональный род деятельности людей, являющихся гражданами России, напрямую связанный с осуществлением полномочий от имени Российской Федерации.

Сегодня государственная служба - это деятельность по исполнению полномочий:

-страны, Российской Федерации в целом;

-органов власти всех уровней;

-всех субъектов РФ;

-лиц, которые занимают должности, определённые Конституцией РФ [1].

Закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» обозначает следующие виды:

-общефедеральную - деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ [1] и одинаковы на территории всего государства. К

данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;

-службу субъектов РФ.

Под кадровым обеспечением органов государственной власти на сегодняшний день традиционно подразумевается комплекс мероприятий и решений по формированию структуры организации с точки зрения рабочего ресурса.

В Российской Федерации в основных своих аспектах, кадровое обеспечение государственного сектора осуществляется за счет положений Конституции РФ. Именно в Конституции РФ [1] содержится перечень как непосредственных органов власти Российской Федерации, которые фактически обеспечивают государственное управление, так и конкретных должностей и принципов назначения на них людей.

При этом, примечательно, что часть функций кадрового обеспечения государственного управления за счет институтов демократии прямо возлагается на народ Российской Федерации. В частности, это касается назначения лиц на выборные должности - Президента Российской Федерации, депутатов Государственной думы, мэров городов.

Именно политика кадрового обеспечения определяет количество сотрудников в штате государственного органа в целом, необходимость привлечения новых работников и увольнения персонала, порядок продвижения трудящихся по кадровой лестнице, имеющийся перечень должностей и множество других вопросов [4, с. 150].

Таким образом, можно также сделать вывод, что кадровое обеспечение - это совокупность следующих действий:

-приема на работу новых сотрудников. Кадровая служба должна понимать, сколько работников необходимо сейчас и может потребоваться в будущем;

-продвижения сотрудников в государственном органе власти.

-увольнения сотрудников. Кадровая служба выполняет также и увольнение работников, которое тоже должно быть предусмотрено в системе кадрового обеспечения.

В настоящее время кадровые вопросы в органах государственной власти решаются недостаточно динамично. Функция управления кадровыми процессами децентрализована [3, с. 165].

В структуре государственной власти на областных уровнях отсутствуют органы, ответственные за координацию работы по развитию кадрового потенциала. Зачастую региональная политика в области кадрового обеспечения носит общий характер и в большей степени отражает ведомственные интересы.

Еще одной проблемой является недостаточно эффективная система взаимодействия в решения кадровых вопросов между органами государственной власти и органами местного самоуправления -имеют место дублирование функции, стремление опираться только на свои силы, не принимая во внимание возможность синергетического эффекта от совместных действий на различных уровнях власти [3, с. 166].

Не в полной мере реализуются возможности стажировок для развития кадрового резерва. В условиях многопартийности и демократического политического режима партии являются важным актором формирования резерва управленческих кадров. По мнению В.А. Сулемова, «политические партии участвуют в формировании резерва управленческих кадров, имеют объектом своего непосредственного воздействия, прежде всего, кадровое наполнение выборных органов власти, а через них - аппарата власти и местного самоуправления» [6, с. 135].

Следует согласиться с вышеназванным автором и в части того, что сложившаяся ситуация в области государственной кадровой политики в современной России диктует необходимость разработки системы мер, направленных на создание эффективного механизма рекрутинга, обучения, продвижения персонала, созданием правовых, социально-экономических и управленческих условий их деятельности. Подход к развитию персонала на государственной службе видится в саморазвитии, или непрерывном развитии способностей сотрудника [6, с. 243].

Е.Н. Махов оздоровление кадрового корпуса государственного и муниципального управления видит в активном участии широкой общественности, а не только отдельных органов (правоохранительных) и

высших должностных лиц на федеральном, региональном или местном уровнях [5, с. 33].

Таким образом, процессы кадровой работы в системе государственного управления должны строиться на основе комплексности, целостности и системности управляющего воздействия. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. №т. 4398.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

3. Килякова К.А. Совершенствование системы кадрового обеспечения органов государственной власти Самарской области / К.А. Килякова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - Самара: Изд-во «Самарский университет». 2016. С. 164-174.

4. Коротнева М.В. К вопросу о кадровом обеспечении должностей государственной службы // Современная юриспруденция. 2018. С. 150-152.

5. Махов Е.Н. Система оценки кадров и кадрового потенциала организации, учреждения: учебно-методическое пособие./ Е.Н. Махов. - М.: РАГС, 2008. - 33с.

6. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 854 с.

© Саадулаева П. И. 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.