ХРАНЕНИЕ
УДК 621.642.84
о. лувсанжамц; Ю.д. Земенков, д.т.н., профессор; р.Е. левитин, к.т.н., доцент, Тюменский государственный нефтегазовый университет, e-mail: [email protected]
проблемы качества нефтепродуктов в России и Монголии
В России последнее время наблюдается значительное увеличение количества автотранспорта, причем доля автомобилей, требующих топлива не ниже 3-го класса, в общем балансе неуклонно растет и к 2012 году (по оценкам европейской ассоциации автопроизводителей) превысит 50%. Несмотря на это, отечественные производители горючего, пытаясь обеспечить необходимый объем топлива, не всегда успевают за возрастающими требованиями к качеству углеводородов (рис. 1).
Проблема не только в низкой технической вооруженности нефтеперерабатывающих заводов, но и в потере части легких, наиболее ценных углеводородов на пути к потребителю. Потери углеводородов при транспортировке нефти от мест добычи до производства, приводят к ухудшению экологической обстановки, снижению промышленной безопасности, повышению себестоимости продукции и ряду других негативных последствий, большую часть которых можно ликвидировать на НПЗ. Тогда как объемно-качественные изменения в готовом топливе приводят к несоответствию его государственным стандартам.
Эта проблема типична не только в условиях Российской Федерации, но и в других странах, где нефтеперерабатывающие заводы находятся на значительном расстоянии, а транспортная инфраструктура при доставке нефтепродуктов конечному потребителю, заставляет совершать большое количество перевалочных операции. Это обусловливает их значительное влияние на изменение количественных и качественных характеристик топлива. В общем случае схема объемно-качественных потерь на этапе добыча-потребитель представлена на рис. 2. Из схемы видно, что количество товарно-транспортных операций может быть очень большим, однако в основном, от нефтеперерабатывающего завода
до бензобака конечного потребителя нефтепродукты претерпевают около пяти-шести внутрибазовых перекачек. Так, например, в Монголии, в связи с отсутствием современных нефтеперерабатывающих заводов, более 90% готовых нефтепродуктов транспортируется с территории России железной дорогой.
По данным комитета госстатистики Монголии, ежегодные выбросы углевородов в атмосферу ежегодно составляют около 1,5 млн л, и их количество с каждым годом увеличивается. Ориентировочно можно считать, что 75% выбросов происходит от испарения и уходит в окружающую среду. Они определяются потерями нефти и нефтепродуктов
от испарения в результате больших и малых «дыханий». Борьба с потерями нефтепродуктов - один из важных путей экономии топливно-энергетических ресурсов, играющих ведущую роль в развитии экономики. Ущерб, наносимый этими потерями, состоит не только в уменьшении топливных ресурсов и стоимости теряемых продуктов, но и в отрицательных экологических последствиях, которые являются результатом загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.
Необходимо также учитывать, что транспортировка и хранение нефтепродуктов в системе их распределения потребителям осуществляются в менее благоприятных условиях, чем транспортировка
Рис. 1. Рост требований к качеству нефтепродуктов
50 \\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\
\\ № 9 \\ сентябрь \ 2010
\\ ТЕРРИТОРИЯ нефтегаз \\
№ 9 \\ сентябрь \ 2010
и хранение нефти. При распределении нефтепродуктов их грузопотоки дробятся на небольшие партии, отправляемые автоцистернами на автозаправочные станции, а хранятся они обычно в резервуарах до 50 м3. Это ведет к значительному росту удельных потерь бензинов по сравнению с сырой нефтью, хранящейся в резервуарах 10-50 тыс. м3. Отрицательное влияние мелких хранилищ автозаправочных станций на окружающую среду, проявляется в большей степени, еще и потому, что размещаются они вдоль дорог с высокой плотностью застройки и значительной концентрацией автотранспорта и людей. Более того, выбросы из них происходят на высоте всего 3-4 м над землей, что увеличивает пожароопасность.
В настоящее время в Монголии взят курс на диверсификацию экономики страны. Одним из существенных условий является увеличение стран-экспортеров нефтепродуктов. Возможным аналогом российскому топливу может служить бензин из КНР. Однако, показатели качества китайских и российских бензинов значительно отличаются. Так, по запросу КОО «Шунхлай групп» (Монголия) проведены исследования испаряемости образцов бензина А92 российского НПЗ и РОН-93 китайского НПЗ, сопоставимых по детонационным характеристикам. В результате исследований выявлена большая склонность к испарению бензина РОН-93, в некоторых случаях разница по этому показателю с российским аналогом превышает 30%. Это может привести к нарушению работы топливных систем автомобилей, снижению эффективности работы двигателей внутреннего сгорания, работающих на китайском бензине.
Рис. 2. Структура перевалочных операций при доставке углеводородов конечному потребителю
Более того, резервуарное хозяйство нефтебаз и АЗС Монголии в основной своей массе построено в советское время, с оборудованием, рассчитанным на испаряемость бензина А76. Для использования в качестве хранилищ, бензина РОН 93 требуется модернизация резервуаров и оснащение их новым оборудованием, что приведет к значительным экономическим затратам. Реконструкция многих из них, до соответствия современным мировым требованиям невозможна.
При строительстве новых резервуар-ных парков, в соответствии со стратегией развития нефтепродуктотран-спортной инфраструктуры Монголии, должны учитываться возросшие объемы оперативного и стратегического хранения необходимого количества легко испаряемых бензинов на основе научно обоснованных методик.
Ключевые слова: потери от испарения топлива, резервуарное хранение нефтепродуктов.
Таблица. Количество резервуаров в различных провинциях Монголии
№ название места нахождения название объекта количество объектов количество резервуаров
1 г. Улан-Батор АЗС 125 387
Нефтебазы 28 420
2 г. Дархан АЗС 22 83
Нефтебазы 13 79
3 г. Эрдэнэт АЗС 12 38
Нефтебазы 5 68
4 Другие провинции АЗС 795 2124
Нефтебазы 51 985
5 Итого АЗС 954 2632
Нефтебазы 97 1552
WWW.NEFTEGAS.INFO
\\ хранение \\ 51