Научная статья на тему 'Проблемы качества математического образования в общем и профессиональном образовательном пространстве'

Проблемы качества математического образования в общем и профессиональном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1399
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕГЭ / КАЧЕСТВО И УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MATHEMATICAL EDUCATION / UNIFIED STATE EXAMINATION / THE QUALITY AND LEVEL OF EDUCATION / CONTINUITY IN MATHEMATICAL EDUCATION / MATHEMATICAL CULTURE / MATHEMATICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайниев Роберт Махмутович

Рассматриваются проблемы школьного и вузовского математического образования. Выявлены причины снижения уровня качества математического образования в школе и как следствие в колледжах и вузах. Одной из основных причин снижения уровня математического подготовки является введение ЕГЭ в сферу оценки знаний выпускников школ. Отмечается необходимость предусмотреть негативные последствия нововведений в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MATHEMATICS EDUCATION QUALITY IN GENERAL AND VOCATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with school and higher education issues. It shows the reasons of reducing the mathematical education quality at school and as a result in colleges and universities. The introduction of Unified State Examination in the sphere of school leavers’ knowledge assessment is one of the main reasons for the decline in mathematical training level. It stresses the need to predict the negative effects of innovations in education.

Текст научной работы на тему «Проблемы качества математического образования в общем и профессиональном образовательном пространстве»

вопросы теории образования

Зайниев Р.М.

проблемы качества математического образования в общем и профессиональном образовательном пространстве

Педагогическую общественность, и не только педагогическую, но и общество в целом, беспокоит существенное снижение «уровня математической подготовки выпускников средней школы, что ставит под удар способность России к воспроизводству квалифицированных кадров, ее технологическую и информационную модернизацию, наукоемкое и информационное экономическое развитие» [16, с.238]. Оценка знаний выпускников школ по результатам ЕГЭ не соответствует углубленному изучению школьных предметов. Так, например, М.И.Шабунин и А.А.Прокофьев отмечают, «что в вуз пришли совершенно неподготовленные абитуриенты, не знающие правил грамматики, основ физики, математики и других общеобразовательных предметов. Многие из студентов 4 курса даже технического вуза не только неграмотно пишут, но и не знают, как определить площадь треугольника, чему равна плотность воды и другие прописные истины» [17, с.34]. Низкий уровень математической подготовки выпускников школ уже не может обеспечить усвоения на достаточном уровне материала математических дисциплин в вузах и колледжах, особенно по высотехнологич-ным специальностям и направлениям подготовки университетов, технических и педагогических вузов ([10], [11]).

Несмотря на многочисленные нововведения в общем и профессиональном образовании, в организации, содержании и проведении ЕГЭ и ОГЭ за курс основного и среднего общего образования, уровень математической подготовки учащихся массовых общеобразовательных школ не только остается низкой, она ухудшается из года в год [5, 6, 7]. Оценки ЕГЭ не могут определять качество общего образования. Так, по справедливому замечанию В.А.Тестова в образовании «на первый план выдвигается именно оценка качества образования, а не само качество. Так произошло с введением ЕГЭ: полезность его для оценки качества превысила в глазах администраторов его вред для самого качества образования» [14, с.31] (См.также [8]).

В связи с введением двухуровневой системы подготовки в сфере высшего

образования требования к подготовке учителя математики для средней общеобразовательной школы существенно повышаются. Большинство педагогических вузов приняло на себя подготовку учителя математики одновременно по двум направлениям, например, «математика и информатика», «математика и физика», «информатика и математика» и некоторые другие по пятилетним срокам обучения. Это позволяет сохранить фундаментальный уровень подготовки учителя математики в сочетании с методической и практической подготовкой. Без профессиональной подготовки учителя математики, без повышения уровня математической культуры и математической компетентности учителя математики, без постоянного многоуровневого повышения их квалификации не формально, а на достижениях новейших технологий в образовании с привлечением ведущих ученых-математиков, методистов, педагогов, работавших в области математического образования, нельзя поднять уровень математического образования в школе и решать какие-либо вопросы по повышению уровня математической подготовки в профессиональном образовании [9]. Известно, что «математика является элементом общечеловеческой культуры, она формирует интеллект обучаемого, расширяет его кругозор, является проверенным временем и наиболее действенным средством умственного развития. Математика выступает также как основа профессиональной культуры, ибо без нее невозможно изучение других, в том числе и профессионально значимых, дисциплин. Кроме того, математике отводится особая роль в становлении и развитии научного мировоззрения будущих специалистов» [12, с.4].

Одной из основных причин снижения уровня математической подготовки в основном общем и среднем общем образовании и как следствие на уровне среднего и высшего профессионального образования является, на наш взгляд, введение, точнее, внедрение ЕГЭ в сферу оценки знаний выпускников школ и одновременной оценкой для приема в вузы самых разных направлений подготовки. Не вызывает сомнений, что оценки ЕГЭ в какой-то мере упорядочивают итог работы выпускников за период их обучения в школе, оценивают работу учителей того или иного класса, школ, даже республик (областей) [3,4]. «При этом подходе внимание акцентируется на том, что нужно от образования различным внешним «заинтересованным сторонам» - личности, работодателям, вузам, обществу, государству и т.д. А каковы пути совершенствования качества образования, что делать для этого субъектам педагогического процесса - педагогам и учащимся - все эти вопросы отодвигаются на задний план» [4, с.31]. Сейчас происходит снижение уровня сложности заданий ЕГЭ без учета профильного обучения в школе с одной стороны, и снижение требований к оценке результатов ЕГЭ. Как известно, задача введения профильного обучения в средней школе заключалась в оказании помощи школьникам старших классов в выборе будущей профессии с учетом экономического развития региона и государства в целом. А для этого школа должна проводить длительную и эффективную профориентационную работу [7] (см.также [14, с.57-68]. Мы потеряли авторские школы математического образования, вузы не создают и не могут создать математические или физико-ма-

тематические и другие профильные школы (классы). Такое не предусмотрено инструкциями и положениями. Поэтому считаем, что «ЕГЭ необходимо отделить от вступительных испытаний в вузы и считать ЕГЭ как итог работы ученика за период его учебы в средней школе» [13, с.168]. Качество заданий ЕГЭ по математике требует более серьезной экспертной оценки. Если сравнивать задания ЕГЭ по математике десятилетней, пятилетней, даже трехлетней давности, то они резко отличаются по своей структуре и сложности.

Российское (советское) образование всегда гордилось развитием матема-тичской науки и математического образования на всех уровнях от школьного до высшего. Но за последние два десятилетия отношение к математике и к математическому образованию резко поменялось [3,4]. «К сожалению, - справедливо замечает М.А.Чошанов, - в последнее время наблюдается рокировка в обмене лучшим и худшим. Ярким примером такой рокировки является введение Министерством образования и науки России пресловутого ЕГЭ. Худшее берем, от своего хорошего и проверенного избавляемся. Последствия не заставили себя долго ждать. Так, по результатам пробного гостестирования 30% выпускников школ не смогли решить простейшую математическую задачу - рассчитать плату за электроэнергию в два действия» [14, с.23]. Наш соотечественник, профессор Техасского университета США М.А.Чошанов достаточно подробно раскрывает проблемы математического образования в США. Автор отмечает, что образование в США рассматривается как национальная безопасность. «Неудачи США в области образования чреваты следующими пятью угрозами национальной безопасности страны:

1) стагнацией или даже падением экономического роста и конкурентоспособности;

2) ослаблением военной безопасности;

3) опасностью для интеллектуальной собственности;

4) угрозой глобальным интересам США;

5) потерей единства и сплоченности нации» [14, с.20].

Автор отмечает также системные ошибки математического образования в России, которые могут привести к сбою в работе всю систему образования, а то и вовсе к ее разрушению. К системным ошибкам автором определены:

- разрыв между школьной математикой и математической наукой;

- снижение фундаментальности математического образования;

- натаскивание на тесты вместо полноценного процесса обучения математике;

- слабая система повышения квалификации учителей математики;

- непоследовательность и несистематичность в проведении реформы школьного математического образования [14, с.21-26].

Таким образом, проблемы качества школьного математического образования тесно переплетаются со средним и высшим профессиональным образованием [5,6]. Повышение качества математического образования зависит от профессиональной подготовки учителя математики, от профессионализма пре-

подавателя математики вузов, от более глубокого изучения математики в школе, от содержания математического образования на каждом уровне образования, от полноценной эффективной работы физико-математических и авторских школ. Кроме того, надо учесть исторический опыт советского и российского математического образования, американский опыт, опыт школьного математического образования других стран, предусмотреть негативные последствия каждого нововведения в такой чувствительной области, как образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыршина А.Р., Жарова Д.В. Проблема педагогических способностей в исторической ретроспективе // Вестник Мининского университета. 2016. № 2

(15).

2. Батыршина А.Р., Компаниец О.Б. Роль исследования в формировании компетенции // Вестник торгово-технологического института. 2013. № 3 (7). -С.301-311.

3. Берулава, М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-11.

4. Берулава, М.Н. Современная теоретическая платформа отечественного образования / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2013. - №4. - С. 9-18.

5. Берулава, Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования / Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. - 2009. - №4. - С. 27.

6. Берулава, Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №6. - С. 4-18.

7. Зайниев Р.М. ЕГЭ как начало вступительных испытаний в вузе // Математика в современном мире: материалы Международной конференции, посвященной 150-летию Д.А.Граве. - Вологда: Изд-во ВПО ВГПУ, 2013. - С.118-120.

8. зайниев Р.М. О качестве математической подготовки обучающихся в колледжах и вузах технического профиля // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета. - Казань: Изд-во КГУ, 2014. - С.60-67.

9. зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). - С.51-54.

10. зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании: теоретический аспект: монография. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2014. - 187 с.

11. Зайниев Р.М. Профессиональная ориентация учащихся - составная

часть учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4. - С.53-58.

12. Зайниев Р.М. Реализация преемственности в математическом образо-ва-нии: монография. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2015. - 223 с.

13. зайниев Р.М. Фундаментализация математического образования как важнейшая составляющая профессиональной подготовки бакалавра техники и технологии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 1 (21). - С.78-83.

14. Тестов В.А. Проблема качества подготовки учителя математики // Проблемы современного математического образования в вузах и школах России: Оценка качества математических знаний студентов и школьников: Материалы IV Всероссийской научно-методической конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. - С.30-36.

15. Чошанов М.А. Проблемы математического образования в США // Математическое образование в школе и вузе: теория и практика: Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 210-летию Казанского университета. - Казань: Изд-во КГУ, 2014. - С.18-26.

16. Шабунин М.И., Прокофьев А.А. Всероссийский съезд учителей математики «Математическое образование в системе «школа-вуз» // Математика. Образование: материалы XIX Международной конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2011. - С.32-39.

17. Шабунин М.И., Прокофьев А.А. Углубленное математическое образование в системе школа-вуз: состояние и перспективы //Математика. Образование: материалы XXI Международной конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2013. - С.238-243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.