Научная статья на тему 'Проблемы изучения региональной культуры в курсе культурологии'

Проблемы изучения региональной культуры в курсе культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
811
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Щетихина Л. В.

В статье рассматривается актуальность введения регионального компонента при изучении культурологии в условиях модернизации современного российского образования, рассматриваются причины возрождения регионального самосознания, педагогические аспекты реализации региональной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения региональной культуры в курсе культурологии»

ББК Ч113(2Р36)+Ч486

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В КУРСЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Л.В. Щетихина ЮУрГУ

В статье рассматривается актуальность введения регионального компонента при изучении культурологии в условиях модернизации современного российского образования, рассматриваются причины возрождения регионального самосознания, педагогические аспекты реализации региональной составляющей.

Прежде, чем остановиться на проблеме регионалистики в современном образовании, мы считаем правильным, определить цели социально-научного и гуманитарного образования для технических и экономических специальностей. По мнению Н.Г. Багдасаряна они следующие:

- формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

- развитие способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

- овладение нравственными, эстетическими и социальными нормами, необходимыми для деятельности в интересах общества, формирования личной ответственности и достижения личного успеха [2].

Уместно привести высказывание известного российского ученого Д.С. Лихачева о большом значении гуманитарных дисциплин не только потому, что они больше всего способствуют интеллигентности, но потому еще, что искусство, литература, поэзия обостряют интуицию, крайне важную для творчества -научного, технического [3].

Пренебрежение вопросами гуманитарного образования отрицательно сказывается и на творческом потенциале специалистов, и на уровне развития техники, и на научном прогрессе, и на развитии личности человека, так как успех современного человека во многом зависит от точного ощущения исторического и культурного времени.

В технических вузах богатые возможности для формирования творческих качеств у студентов были в какой-то мере утрачены из-за механической трактовки самой сути подго-

товки специалистов, профессиональные достоинства которых начали оценивать формально - в основном суммой знаний, умений, навыков, выхваченных из контекста жизни человека в целом. Не случайно, как бы в противовес этому механицизму учебных планов, в вузах получают все большее развитие различные формы научной творческой работы студентов.

Гуманитарные предметы способствуют формированию эстетических воззрений личности и осознанию важности духовных сфер социального бытия. Приблизить же данные предметы к реальной жизни студентов, может помочь введение региональной составляющей в гуманитарные курсы.

К концу XX века в России начался ренессанс регионального самосознания. Объяснить это можно следующим:

1) перестройка создала определенные предпосылки и дала импульс возрождению традиционной русской культуры. Обращение к культурным традициям, к истокам русской духовности, краеведческий «бум» - явные симптомы пробуждения регионального самосознания - естественного и закономерного;

2) распад СССР и рыночные реформы сформировали особую региональную идентичность - местное население осознало свои региональные интересы.

Региональные культуры изучаются с точки зрения культурологии и такого ее подразделения, как регионалистика. Культура региона Урала в регионалистике рассматривается как проявления региональное™ специфического, где диалектическое сочетание регионального своеобразия и вышечеловеческого является внутренним импульсом обогащения духовного потенциала общества [4].

Теория и методика профессионального образования

На социокультурную подготовку, как аспект профессионализации специалиста влияет все: этнос города и региона, в котором расположен вуз, их история, традиции и нормы, обычаи и стереотипы этноса, природа, художественная культура провинции. Будучи вовлеченными, в образовательный процесс, они выступают в роли действенных сил при моделировании эталонных представлений о «конечном продукте» деятельности вуза, о том, какими качествами должен обладать его выпускник. Тем более, мы наблюдаем:

1) известные сложности этнокультурной идентичности;

2) рост этнического самосознания;

3) воскрешение этнических архетипов и символов;

4) возрождение религиозных традиций, обрядов и обычаев, норм права;

5) образование националистических и религиозных движений, организаций;

6) проявление элементов этноцентризма, этнофобии;

7) этнокультурные конфликты.

Проблемы создания организационноэкономических условий саморазвития культурной деятельности, поиска новых моделей культурной политики, определения приоритетных направлений развития социальнокультурной жизни особенно актуальны на региональном уровне. Сегодня именно в регионах складывается стратегия развития культуры с учетом социально-экономических особенностей региона, интересов и культурных запросов различных категорий населения, культурного потенциала данной территории.

Наличие национально-культурных регионов на территории России давно было замечено как российской, так и зарубежной наукой. Термин «регионализация» широко звучит с 90-х годов XX века, отражая резкое повышение роли регионов, регионального фактора в жизни России.

На Западе это явление называют ростом регионализма как триады:

1) самобытного «духа» региональных сообществ, их идентичности;

2) движения за сохранение этого духа и самоуправление провинций, против жесткого централизма и мелочной опеки центра;

3) учета интересов и нужд регионов в политике, управлении, планировании [5].

Традиционная русская и вся российская культура складывалась и развивалась, прежде всего, как культура сельская, культура «глу-

бинки», провинции, в которой вплоть до середины XX века и проживала большая часть населения России. Именно здесь формировались и оттачивались традиционные черты русского человека: трудолюбие, острый ум, смекалка, расчетливость, способность к сопереживанию, образная и выразительная речь. Здесь происходило закрепление форм и способов организации совместного досуга, традиционных праздников, обрядов, ритуалов. Молодежь, погруженная в эту атмосферу, естественным образом впитывали в себя сложившуюся культуру во всем многообразии ее проявлений, получая одновременно возможность учиться ее осмыслять, использовать, совершенствовать. Таким образом, обретался опыт коллективного, совместного восприятия, переживания и оценки культурных ценностей и явлений, что создавало уникальные педагогические возможности для духовного роста личности, ее нравственного и эстетического восприятия.

Особое значение имеет трансляция молодым поколениям нравственно-эстетической культуры региона. В этом плане у провинции есть ряд неоспоримых преимуществ: высокая степень социальной контактности, меньшая, чем в крупных городах, анонимность общения. Через совместный досуг, общение в сознании молодежи формируются эстетические вкусы, ценностные ориентации, система критериев, на основании которых воспринимается и оценивается все окружающее; и самое главное, люди оказываются вовлеченными в совместную эстетическую деятельность, расширяющую и обогащающую их опыт, укрепляющую их собственные эстетические умения и навыки.

Таким образом, преимущество провинции

- в естественности освоения культурного наследия предков, отсутствии «реакции отторжения», неприятия, ее больший консерватизм, меньшая развращенность достижениями цивилизации делают воспитание личности здесь более естественным, близким к природе, к естеству человека.

Изначально культура и образование находились в диалектическом взаимодействии. Культура соотносится с культурно-образова-тельной средой как общее и конкретное, часть и целое.

Наиболее перспективно рассматривать культурно-образовательную среду малого города в контексте ее духовного содержания, определяемого культурным уровнем

населения. Степенью развитости духовных потребностей, доминирующими ценностными ориентирами, наличием храмов, культурных и образовательных учреждений, географией, материально-хозяйственными условиями. В таком понимании среда предстает в виде лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизирован с процессом формирования личности. Культурная среда способствует становлению гражданского, национального, профессионального самосознания, воспитанию чувства родины, приобщает к триаде способов познания мира и человека: рационально-

логическому (наука), эмоционально-образному (искусство), провинциально-аксиоло-гическому (ценности). Педагогический потенциал культурно- образовательной среды определяется традиционными ценностями, характерными для города, его реализация происходит через прояснение, переживание, присвоение ценностей людьми, проживающими здесь [1].

Содержанием приоритетных направлений в исследовании культуры региона должны стать, с одной стороны, те ценности, которые выдержали испытание временем, с другой, то, что несет в себе специфику населения, обычаев, традиций региона и что может рассматриваться в качестве социокультурных стабилизаторов.

Оптимизация культурной жизни в целом и, особенно на региональном уровне предполагают постоянное востребование классических ценностей, включенность их в контекст современных культурных процессов, следовательно, в основу культурного развития должна быть положена идея преемственности, сохранения, созидания.

Процесс наследования социокультурных ценностей зиждется на ряде противоречий, обеспечивающих устойчивую позитивную динамику в развитии культуры личности, освоение ею всего комплекса функций социально зрелого человека, к числу которых можно отнести:

- противоречия между растущими требованиями общества к личности и реальным уровнем ее культуры;

- между потребностью самовыражения и самоутверждения и реальными ее возможностями, т.е. степенью включенности в деятельность, позволяющую реализовать сущностные силы индивида;

- между индивидуальным характером восприятия и потребления ценностей и необходимостью корректировки их оценки, возможной лишь на основе общения;

- существует также проблема «отцов и детей» - своеобразное отрицание культуры предков молодежью: на растущее отторжение связей между поколениями;

- формирование в обществе «маятникового сознания»;

- экспансия западной культуры.

XX век внес существенные коррективы в процесс наследования духовных ценностей новыми поколениями российских граждан: с одной стороны уничтожается многое из того, что созидалось предыдущими поколениями на протяжении веков, с другой, - сознание людей активнее и целеустремленнее атакует западная массовая культура, уничтожающая национально-типичные, характерные для русской культуры черты. В результате мощной внутренней и внешней духовной интервенции в России уже сформировалось несколько поколений людей, утративших связь со своими предками. Однако провинция меньше пострадала от такого воздействия, оказавшись более консервативной.

Одним из неблагоприятных обстоятельств в культурной ситуации России является резкая полярность культурной жизни областных городов и окраин. Исходя из этого, одной из главных задач культурной политики должно стать возрождение культурной самобытности малых городов, это позволит возродить уникальные культурно-историчес-кие территории малых городов, гармонизировать отношение человека к месту жительства, пробудить силы культурного саморазвития.

В соответствии с Госстандартом региональный компонент должен присутствовать в учебном процессе. Концепция развития культуры и искусства (1995 год) Российской Федерации предусматривает разработку и внедрение в программу вузов компонентов культурологического образования.

Высшее образование в России ответило на вызов регионализации сменой установок. Оно теперь нацелено как на сохранение единого образовательного пространства, так и на предоставление больших возможностей для развития региональной составляющей. Это воплотилось в новой структуре государственного образовательного стандарта и учебных планов подготовки специалистов, которые

Теория и методика профессионального образования

сейчас включают в себя как федеральный, так и национально-региональный компонент.

В региональном компоненте высшего образования выделяется, прежде всего, тот аспект обучения и воспитания, который опирается на историческую, национальную и культурную специфику региона, без учета которой немыслимы преобразования в современной России.

ГОС преподавания гуманитарных дисциплин в вузе в настоящее время предусматривает отведение 30 % учебного времени на реализацию национально-регионального компонента. Это вызывается следующим:

1) Российская Федерация занимает огромное пространство, ее регионы характеризуются качественными различиями;

2) для России характерен высокий уровень социально-экономической дифференциации регионов;

3) для нашей страны характерна и социокультурная дифференциация, которая проявляется в разнице мировоззрения сообществ населения, проживающих в различных регионах.

Взаимодействие названных форма дифференциации привело к тому, что за столетия совместного проживания различные народы образовали относительно обособленные региональные сообщества, которые отличает система интересов и, как результат, особые «национально-региональные» мотивы поведения.

Примерно в этом же русле действуют и общемировые тенденции. Во второй половине XX века повсеместно расширяется самостоятельность регионов в решении и социокультурных и социально-экономических задач.

Будущий специалист должен ориентироваться в особенностях конкретного региона, где ему предстоит жить и работать, понимать значение, возможности и перспективы его социально-экономического и культурного развития.

Региональный компонент заключает в себе целый набор возможностей для повышения качества образования, повышения эффективности обучения, приближении его к запросам практики, активизации учебного процесса.

Совместная работа преподавателя и студента над региональными проблемами позволяет:

1) выработать у студентов умение аналитически мыслить, видеть в конкретных культурных процессах общее, особенное и единоличное, то есть учит видению и пониманию

того, как универсальные закономерности культурного развития проявляются на фоне национального развития;

2) конкретизировать и закрепить теоретические представления;

3) выработать навык комплексного, системного мышления, умение видеть целостную картину культурных процессов, навык работы с массой разнообразной информации.

Таким образом, использование в учебном процессе регионального компонента содержит в себе значительные резервы повышения качества и эффективности высшего образования, превращения студента в активного участника образовательного процесса.

Для решения проблем развития региональной культуры необходим комплексный подход: привлечение понятий, теорий и методических, эмпирических данных из других областей гуманитарного и социального знания - этнологии, этнографии, социологии, психологии, философской антропологии, лингвистики, педагогики.

Каждый народ - творец и носитель определенной культуры. Этноспецифические черты культуры проявляются в языке, идеях, образах, мифах, религиозных представлениях. Они находят свое воплощение в художественной культуре (в поэзии, живописи, архитектуре, музыке).

Этноспецифические черты культуры складываются исторически в процессе приспособления определенной общности к условиям существования, создания устойчивой системы межличностных коммуникаций (обмена информацией, опытом, душевными состояниями посредством естественных и искусственных языков). Они передаются от поколения к поколению с помощью механизма традиции и поддерживаются за счет коллективной реализации в социокультурной жизни людей.

Что касается уральского региона, то из-за дисперсности расселения у региона нет явно выраженных границ. Нет у нас и четких внутренних этнокультурных рубежей, в отличие от Кавказа.

Колонизация повлияла на пространственную психологию русских - формировала дух первопроходцев. К тому же, русские воспринимали новые культурные черты местного населения. Местные этносы Урала, имевшие длительную историю культурных контактов с русскими, внедрялись в российское простран-

ство органичнее и быстрее, чем народы, присоединившиеся к России в ХУ1И-Х1Х веках.

Духовная культура Южного Урала представляет собой специфическое проявление региональной культуры, демонстрирует своеобразное сочетание универсальных и региональных особенностей современной культуры, взаимопроникновение культурных ценностей.

Историко-культурный регион Южного Урала интересен, в первую очередь тем, что он территориально является рубежом Европы и Азии, Запада и Востока, пограничным районом России. Во-вторых, Южный Урал стал одной из наиболее поздних российских провинций, в силу чего процессы культуро-генеза на его территории характеризуются особой интенсивностью, многоплановостью и сложностью. В третьих, данная территория изначально имела узкую специализацию в экономической структуре России - «рудника» государства Российского, что наложило печать на все сферы художественной жизни региона вплоть до наших дней. Этими факторами объясняется большой интерес к данному региону.

Вклад Урала в развитие культуры и науки России необычайно велик. Много творческих идей, технических усовершенствований и открытий родилось в среде заводского населения. Появились самобытные писатели, архитекторы, художники.

Культурная среда региона, наполненная богатой, разнообразной и противоречивой информацией, воздействующей на разум, чувства, эмоции, веру человека, формирует тем самым знание живое, жизненное. К тому же, познание региональной культуры своего края способствует формированию регионального самосознания, возрождает силу и мощь своего

региона. Без изучения региональных культур общая картина культурогенеза страны будет неполной.

Изучение культурологии с включением регионального компонента, основывается на принципе связи теории с практикой. Этот принцип усиливает каждое из слагаемых теории и практики и решает задачу установления соответствия и закономерность связи теории и практики.

Подобное изучение культурологии способствует созданию концепции «единого поля мировой культуры», включающую формирование теоретико-методологических основ и единых критериев для характеристики культурных феноменов. В случае создания у студентов модели, объединяющей общие принципы, законы культуры различных народов, представитель любой специальности, имеющий дело с тем или иным родом культурных объектов, сможет ориентироваться в культурном едином пространстве.

Литература

1. Белозерцев, Е.К Культурно-образовательная среда провинциального города / Е.К. Белозерцев // Высшее образование в России. - 2004. -№ б. - С. 75-81.

2. Кудрявцева, С.П. Использование методов конкретных социологических исследований при обобщении опыта воспитательной работы / С.П. Кудрявцева, Э.С. Чугунова. -М.: Высшая школа, 1982. - 60 с.

3. Лихачев, Д.С. Культура русского народа Х-ХУП веков / Д.С. Лихачев. - М.: Наука, 1999. -120 с.

4. Мурзина, Н.Р. Региональная культура / Н.Р. Мурзина. - Екатеринбург: УрГУ, 2003. -296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.