данных определяется, в первую очередь, аналогичной базой сравнения, то в качестве исходных целесообразно принять показатели социально-экономического развития муниципального образования базового года, каковым по условиям работы является 2002 год. Применение стандартов возможно в том случае, если они разработаны по большинству входящих в систему показателей.
Олехнович К.А., асп. СКАГС
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РР-ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Проблемы РР, политических технологий массовых коммуникаций, технологий избирательных кампаний, использование РР как средства внешнеполитической борьбы вызывают в настоящее время в отечественной политологической мысли повышенный интерес. Он объясняется, в первую очередь вниманием к изучению тенденций изменения общественного мнения в условиях системного кризиса. Следует отметить, что системный кризис, затронувший все слои российского общества в 90-е годы, и не завершившийся до сих пор, оказал огромное влияние на общество в целом и на взаимоотношения его с властью в особенности. Исторический опыт показывает нам, что в тех случаях, когда власть чрезмерно отдалялась от людей в такие дни, то назревал огромный узел противоречий, который выливался в социальный взрыв, нередко приводивший к насильственному смещению существующего режима. Кроме того, наличие выборной системы в стране, большой роли РР-технологий, особенно так называемого «черного РР», просто заставляет власть задуматься о том, как она выглядит в глазах общества, чтобы своевременно принять меры по пресечению социальных конфликтов и привлечения общественного мнения на свою сторону.
Следует отметить, что до 1991 г. отечественная политологическая школа практически не занималась изучением технологий массовых информационных коммуникаций. Это было связано с тем, что само советское государство еще находилось на индустриальном этапе своего развития, а роль РР повышается именно в период развития постиндустриализма, вследствие бурного развития манипулятивных технологий, средств массовой информации, особенно электронных. Кроме того, необходимо помнить, что безаль-тернативность избирательной системы в стране не предусматривала профессиональную деятельность по продвижению кандидатов. Также следует упомянуть, что использование технологий по формированию и направлению информационного поля во внешнеполитической борьбе со странами Запада было сведено до неэффективной пропаганды, которая хоть и схожа, но все же отличается от РР.1
В современный период изучение РР-технологий в политическом процессе в России идет бурными темпами. Появляются институты по изучению массовых информационных коммуникаций. Это связано, прежде всего, с тем, что наличие капиталистической системы в стране предусматривает повы-
1 Борисов Б. Л. Технологии рекламы и РК М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 39, 41.
шенное внимание к продвижению брэндов, компаний и людей бизнеса с целью повышения лояльности покупателей к тому или иному товару. Это порождает повышенный интерес к развитию PR-технологий в бизнесе. А в политике появляется выборная система власти на различных уровнях, которая порождает необходимость поиска аналогичных технологий для продвижения кандидатов и повышения лояльности электората к тем или иным личностям, политическим партиям, социальным и государственным институтам. Кроме того, можно смело заявить о совершенствовании информационных технологий как инструмента во внешнеполитической борьбе с целью завоевания влияния в стране в целом и в регионе в частности. Бархатные революции, произошедшие в соседних Украине и Грузии, ясно показывают, что средствами острейшего применения PR-технологий извне создается в масштабе
страны или региона то явление, которое Георгий Почепцов обозначил как
i
«протестная инженерия» .
Ряд аналитиков подчеркивает будущую направленность подобного инструментария скрытой агрессии на Россию. Так, Марат Гельман уже предложил термин «березовой революции», говоря о переносе на российскую почву следующее: «Основная опасность есть именно на региональном уровне. В ситуациях, когда губернаторы назначаются, мы можем получить нечто подобное в отдельно взятом регионе, например, «оранжевый» Псков». 2Основная опасность кроется именно на региональном уровне, поскольку на федеральном в России нет игроков, способных
противостоять высоким рейтингам действующего Президента. Несмотря на то, что многие ученые видят причину социальных взрывов в виде бархатных революцией объективной ситуацией необходимости смены существующих элит, реально следует помнить о роли технологий массовых коммуникаций в современном обществе, которое, безусловно, является массовым, а значит -подвержено сильнейшему влиянию PR-технологий. Необходимо помнить о проамериканской направленности революций в странах СНГ и большой роли некоммерческих организаций США, спонсировавших данный социальный взрыв и определявших дальнейшую политику так называемой «оппозиции». В свете наличия филиалов этих же подрывных фондов в том числе и в ЮФО следует внимательно отслеживать все проявления информационной войны в регионе.
Сложность для существующих государственных PR-служб составляет и то, что региональный аспект применения PR-технологий в политическом процессе является слабоизученной областью отечественной политической мысли, практически нет общих тенденций проведения избирательных кампаний в рамках федеральных округов, особенно такого важнейшего и сложнейшего округа как Южный. Отсюда ошибки в действиях региональных властей, в работе аппарата Полномочного Представителя в ходе тех или иных PR-кампаний, зачастую неправильная оценка ситуации, что приводит к сложным политическим последствиям.
Вся эта ситуация требует глубокого анализа применения PR-технологий в региональном политическом процессе, особенно в Южном Фе-
1 Почепцов Г. Революция.com. Европа, 2006.
Гельман М. России придется расстаться с имперским проектом //www. ob ozrevatel. com
деральном округе на самых различных уровнях. По сути, несмотря на массу литературы по PR-технологиям, региональный аспект в ЮФО практически не раскрыт, а ведь Юг России является важнейшим геостратегическим узлом противоречий цивилизационного уровня.
Проблематика PR, технологический аспект применения паблик ри-лейшенз в ходе избирательных кампаний и информационных войн являются предметом исследования отечественной политологии с конца 80-х,
начала 90-х годов. В западной науке термин PR мы можем встретить гораздо раньше - принято считать, что появился он в 1807 г. в обращении третьего Президента США Джефферсона к конгрессу.
В 20-40-е годы XX в. наблюдается активное становление "public relations" как профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит первая, посвященная PR-практике, книга Эдварда Л.Бернейза "Кристаллизуя общественное мнение" ("Crystallizing public opinion"). Хотя развивавшаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы "паблик рилейшнз". В Германии складывалась особая концепция "паблик рилейшнз", трактовавшая связи с общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.1
Как уже говорилось, отечественная политическая мысль занялась проблемами PR-технологий лишь с 1991 г. с появлением альтернативных выборов. Как таковые серьезные школы внутри России еще только формируются, однако уже исследуется и разрабатывается целый ряд важнейших проблем политической науки в сфере PR. Глубокий анализ проблемы самостоятельности политического PR, его отличия от политической рекламы и пропаганды провели такие ученые как С.Марков, Г. Почепцов, Манн которые утверждают, что PR - это самостоятельная область политической науки, занимающаяся организацией внешних связей, одной из сторон которых непременно является общественность, общественное мнение. Этим они прямо оппонируют школе Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит все к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Хотя еще Филипп Буари в 1964 г. в своем «Манифесте PR» начала 90-х годов. В западной науке термин PR мы можем встретить гораздо раньше - принято считать, что появился он в 1807 г. в обращении третьего Президента США Джефферсона к конгрессу.
В 20-40-е годы XX в. наблюдается активное становление "public relations" как профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит первая, посвященная PR-практике, книга Эдварда Л.Бернейза "Кристаллизуя общественное мнение" ("Crystallizing public opinion"). Хотя развивавшаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы "паблик рилейшнз". В Германии складывалась особая концеп-
1 Любашевский Ю.Я. Хронология и динамика развития «паблик рилейшенз» в мировом пространстве// http ://preduc.hlO.ru
ция "паблик рилейшнз", трактовавшая связи с общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей.1
Как уже говорилось, отечественная политическая мысль занялась проблемами PR-технологий лишь с 1991 г. с появлением альтернативных выборов. Как таковые серьезные школы внутри России еще только формируются, однако уже исследуется и разрабатывается целый ряд важнейших проблем политической науки в сфере PR. Глубокий анализ проблемы самостоятельности политического PR, его отличия от политической рекламы и пропаганды провели такие ученые как С.Марков, Г. Почепцов, Манн которые утверждают, что PR - это самостоятельная область политической науки, занимающаяся организацией внешних связей, одной из сторон которых непременно является общественность, общественное мнение. Этим они прямо оппонируют школе Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит все к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Хотя еще Филипп Буари в 1964 г. в своем «Манифесте PR» начала 90-х годов. В западной науке термин PR мы можем встретить гораздо раньше - принято считать, что появился он в 1807 г. в обращении третьего Президента США Джефферсона к конгрессу.
В 20-40-е годы XX в. наблюдается активное становление "public relations" как профессии и научной дисциплины. В 1923 г. выходит первая, посвященная PR-практике, книга Эдварда Л.Бернейза "Кристаллизуя общественное мнение" ("Crystallizing public opinion"). Хотя развивавшаяся в Европе PR-деятельность находилась под сильным влиянием американских подходов, после войны здесь начали постепенно формироваться собственные научные школы "паблик рилейшнз". В Германии складывалась особая концепция "паблик рилейшнз", трактовавшая связи с общественностью как инструмент интеграции общественных сил, с помощью которого можно обеспечить постоянное взаимодействие в политической, экономической и социальной сферах и сдержать так называемый эффект отчужденности людей
Как уже говорилось, отечественная политическая мысль занялась проблемами PR-технологий лишь с 1991 г. с появлением альтернативных выборов. Как таковые серьезные школы внутри России еще только формируются, однако уже исследуется и разрабатывается целый ряд важнейших проблем политической науки в сфере PR. Глубокий анализ проблемы самостоятельности политического PR, его отличия от политической рекламы и пропаганды провели такие ученые как С.Марков, Г. Почепцов, Манн которые утверждают, что PR - это самостоятельная область политической науки, занимающаяся организацией внешних связей, одной из сторон которых непременно является общественность, общественное мнение. Этим они прямо оппонируют школе Лисовского, которая приравнивает политический PR к рекламе и сводит все к ситуации выборов, чем очень сужает подход. Хотя еще Филипп Буари в 1964 г. в своем «Манифесте PR» провозгласил несовместимость данных понятий. Анализом взаимосвязей PR и пропаганды занимались такие исследователи как Борисов Л., утверждающий, что это тесно взаимосвязанные понятия, различия которых состоят лишь в среде обитания, а именно - в политическом режиме. Продолжая традиции профессора Тэйлора, российский
ученый Старобинский утверждает, что РР - часть пропаганды. Ему оппонирует Березин, который посвятил целый ряд своих исследований тому, что пропаганда является частью РР1.
Важнейшей проблемой РР-технологий, изучаемой современной наукой является так называемый «черный» РР, исследованию которого посвятили свои работы такие видные специалисты как Лисовский, Пониделко, По-чепцов, Деревицкий, Карпухин, Григорьев, Слободнюк и другие. Лукашев и Пониделко в своих трудах утверждают, что так называемые «грязные» технологии стали нормой общества в России и их применение вызвано общим падением морально-духовного уровня населения. Другие же специалисты, такие как Гусаковский и Григорьев, совершенно справедливо утверждают, что в случае выборов цель оправдывает средства, если эти средства не нарушают действующего законодательства, а значит, нет никакого «черного» или «белого» РР, есть лишь эффективные и неэффективные технологии предвыборной борьбы. Правда, есть еще такой немаловажный фактор как «чистота» технологий с морально-этической точки зрения, но здесь слишком высока размытость определения, как справедливо пишет в своих исследованиях Слободнюк.
Вообще использование РР-технологий в избирательных кампаний федерального уровня достаточно полно и глубоко исследовано в трудах целого ряда ученых, книг по данной тематике вышло довольно много и нет смысла все их перечислять. Вместе с тем, интересные тенденции и результаты региональных выборов, особенно на территории ЮФО нуждаются в системном осмыслении. Нам представляется, что оно возможно,
если эти аспекты будут рассмотрены под углом сравнительного анализа групп регионов ЮФО, разбитых по национальному признаку, поскольку таким образом станет отражено и влияние этнополитического аспекта на данную проблематику.
Теория «информационных войн», как острой конфронтации РР-технологий, нашла свое отражение в трудах ведущих российских политологов с начала 90-х годов прошлого столетия. До этого все ограничивалось исследованием пропаганды, в основном зарубежной, как инструмента во внешнеполитической борьбе. Бурное развитие информационныхтехнологий, РР-технологий, становление постиндустриальной эры в России - все это породило изыскания ученых в этой отрасли.
Так, С. Расторгуев, в своем фундаментальном труде «Информационная война», утверждает огромное значение данного противостояния посредством технологий массовых информационных коммуникаций, считая, что «информационная война» - это война будущего, суть которой заключается в комплексе мероприятий по информационному воздействию на массовое сознание в условиях информационной открытости для изменения поведения людей и навязывания им целей, которые не входят в число их интересов. 2Довольно серьезные исследования в этой области выпустил такой ведущий специалист как профессор Завадский, утверждающий, что в
1 Киселев М.В. - Психологические аспекты пропаганды, 2005 г. - http: //www. psyfactor. org/propaganda
2 Расторгуев СП. Информационная война-М., 1998 г.
большей части того кризиса, который постиг СССР и современную Россию мы должны винить именно неумение элиты и системы государственной власти противостоять «информационной войне» извне, ведущуюся PR-технологиями на территории других стран и скрытно на территории России.
Именно Зиновьев определил такой термин, как «западнизация» России по-
1
средством данных технологий .
В области ведения информационной войны в политике в последние годы появились блестящие труды таких ученых как Расторгуев СП.,
Зиновьев А.В., Лисичкин, Шелепин, Крупнов Ю., Калашников М., Григорьев М., Зыкин Д., Дугин А., Вахитов Р. и др. Однако региональный аспект в них освещен слабо, что подводит нас к необходимости изучения применения PR-технологий в информационных войнах на примере ЮФО.
Таким образом, можно сказать, что PR-технологии в региональном политическом аспекте в ЮФО не изучены даже в двух самых ярких сферах их применения, которыми, безусловно, являются избирательные кампании и так называемые «информационные войны». В целом, следует отметить, что трудами ученых СКАГС последние годы изучены самые различные проблемы экономического, социального и политического процессов Южного Федерального округа, которые нашли свое отражение в работах Игнатова В.Г., Понеделкова А.В., Кислицына С.А., Старостина A.M., Агапонова А.К., Капитонова Э.А., Зинченко С.А. Однако аспект применения PR-технологий в данных процессах освещен не был, а значит, является относительно новой темой для исследований, практическая и теоретическая новизна которых несомненна. Делаются только первые попытки систематизации и анализа избирательных кампаний регионального уровня Юга России, освещения их технологического ракурса.
В последние годы внимание многих ученых приковано к этнополитиче-ским конфликтам на Северном Кавказе, рассматриваются причины и следствия этнополитических конфликтов, которые отразились в трудах таких ученых как Хоперская Л.Л. и Добаев И.П.. Однако, несмотря на это, технологический аспект массовых политических коммуникаций, являющихся оружием США, оказывающих деятельность по созданию и развитию этнополитических конфликтов на Юге России через своих сеть неправительственных организаций, остается слабоизученной областью политической науки.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что данный вопрос требует самого пристального внимания и изучения, следует рассмотреть региональный аспект PR-технологий в политике на Юге России, рассмотреть их применение в региональных избирательных кампаниях через призму сравнительной политологии, проведя дуалистический анализ регионов на этнической основе, изучить те технологии массовых коммуникаций, с помощью которых развязываются различные этнополитические конфликты в ЮФО. При этом следует четко осознавать их гибкость, неуниверсальность, изменяемость и двустороннюю зависимость от конкретного субъекта в каждом конкретном случае.
1 Зиновьев А. Последнее интервью - www.contr-tv.ru