ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
УДК 94(37).07
К.Д. Гусев
студент,
факультет истории, социологии и международных отношений, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный
университет», г. Краснодар
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ИМПЕРАТОРА ЭЛАГАБАЛА И КРИЗИСА СИСТЕМЫ ПРИНЦИПАТА
Аннотация. В статье рассматривается время правления римского императора Антонина Элагабала (218-222 гг.), предпринимается попытка рассмотрения личных качеств принцепса с точки зрения норм соответствующей исторической эпохи. При помощи детального анализа дошедших немногочисленных письменных источников ставятся острые вопросы состояния Римской империи, роли армии в ней, состояния института принципата и дальнейшего политического развития. Автор не ограничивается четкими датами правления, выводя предпосылки изменений из времени Септимия Севера, а последствия видит в самом «кризисе III века», предлагая также его новую датировку.
Ключевые слова: Элагабал, Септимий Север, принцепс, империя, III век, кризис, культ, источники, традиции, отклонения, гвардия, армейские элиты, сенат.
K.D. Gusev, Kuban State University, Krasnodar
PROBLEMS OF STUDYING OF THE IDENTITY OF THE EMPEROR ELAGABAL AND CRISIS OF SYSTEM
OF PRINCIPATE
Abstract. The article discusses the reign of the Roman Emperor Antoninus Elagabalus (218-222), attempt to address personal qualities of the Princeps from the point of view of norms of the era. Using a detailed analysis of the few surviving written sources are critical issues the state of the Roman Empire, the role of the military in it, the Institute of Principate and further political development. The author is not limited to the precise dates of the board, bringing the background changes from the time of Septimius Severus, and the consequences are seeing in the "Crisis of the third century", offering its new date.
Keywords: Elagabal, Septimius Severus, princeps, empire, III century, crisis, cult, historical source, tradition, deviations, guard, military elite, the Senate.
Антонин Элагабал традиционно считается одним из самых безрассудных правителей Рима и ставится в один ряд с Калигулой, Нероном, Домицианом, Коммодом. По словам В.И. Кузищина, отразившего суть понимания исследователями личности принцепса, «этот юноша, став императором по воле легионов, отличился за 4 года своего правления таким чудовищным развратом и циничной тупостью, что был убит заговорщиками» [7, с. 283]. Однако нахождение у высшей власти молодого человека не самое малое время, изначальная поддержка его армией, победа над более опытным Макрином, попытки введения новой религии канули в его алогичных поступках. Тем не менее, вопрос о возможных причинах и подлинных реалиях «сумасбродного» правления Элагабала историками не поднимался. Спекулирование на образе императора-чудовища отражается в современном искусстве.
В народном сознании формируются предвзятые штампы к отдельным историческим персоналиям, однако научные исследования позволяют выявлять противоречивость подлинных событий и корректировать сложившийся образ (применительно и к Элагабалу), что актуально в век «исторических фильмов» и погони за сенсациями. Необходим не только доскональный анализ источников о самом императоре, но и реконструкция политической системы, сложившейся в результате реформ императора Септимия Севера, в которую так бездарно пытался инкорпорировать чуждые элементы принцепс. С.И. Ковалев к главной причине трагедии императора относит царивший при дворе невиданный разврат, на вторую роль ставя проведение восточной ре-
лигиозной политики [5, с. 726]. Е. Федорова считает личные скверные качества молодого человека элементом дискредитации доверия и, в первую очередь, не в глазах армии, а подлинно правящей бабки Юлии Мезы, организовавшей заговор против внука, дабы остаться у власти [8, с. 165]. Драматург Антонен Арто, основатель театра жестокости, в художественном труде «Гелиогабал» обрисовал образ чудовищного человека, начавшего конец света [4, с. 6.].
Источниковая база проблемы крайне узка, а ее содержание спорно. Обратимся к «Авторам жизнеописаний Августов» (Scriptores Historiae Augustae), где одна из глав, написанная неким Элием Лампридием (более нигде не встречающимся), посвящена Элагабалу и отражает главную обличительную позицию [1]. Существует множество вопросов о данном источнике, во-первых, его датировка (не все уверены, что при императоре Константине), которая могла бы более точнее определить мотивы написания работы, а во-вторых, само авторство (как указано в источнике, это сборник сочинений шести людей, или это был один писатель?). При незнании причин и целей работы возникают сильные сомнения в ее правдивости. Многие сюжеты кажутся совершенно невозможными и могли быть вставлены для усиления негативности образа.
«Римская история» Диона Кассия, бывшего современником династии Северов, создана с оглядкой на современную автору эпоху, и автор, будучи в хороших отношениях с Александром Севером (даже избран консулом при нем), не мог тенденциозно не отразить законность прихода покровителя и скомпроментировать предыдущего принцепса Элагабала, что не позволяет говорить об объективности источника в приложении к проблеме [3]. Завершает блок «История от Марка Аврелия» («Historia post Marcum Aurelium») Геродиана, современника событий, выходца из Сирии, так же как Элагабал, однако занимавшего лишь мелкие административные должности. Работа эта не точная по хронологии, но она наиболее правдиво улавливает разнородность политических настроений, так как автор не зависит от утвердившейся конъюнктуры и может более правдиво показать картину происходившего [2].
Личным именем (преноменом) будущего императора было Авит, родовым именем (но-меном) являлось Варий, а когноменом - Бассиан, наследовавшимся от отца. В качестве императора он был провозглашен Марком Аврелием Антонином, чем подчеркивалась преемственность от представителей династии «золотого века». Тем не менее он остался в памяти как ЛжеАнтонин, и само имя его впоследствии было запрещено из-за произошедшего осквернения. Индивидуальное прозвище Элагабал (часто - Гелиогабал) в официальную титулатуру не входило. При этом он обладал и другими прозвищами - Ассириец, он же Сарданапал (очевидно, из-за схожих нравов и географической близости места рождения Авита с бывшей Ассирийской империей), а также посмертное имя Тиберин, поскольку был сброшен после убийства в римскую реку [3, с. 344].
Элагабал - выходец из г. Эмесса (современный Хомс, Сирия), воспитывался в духе пусть и эллинизированной, но все же деспотии, принял от отца жреческие функции как старший в роду мужчина, став фанатичным приверженцем культа. По матери же - из дома Северов. К моменту начала правления Элагабала состояние империи резко ухудшилось. Реформы императора Септимия Севера для государственной стабильности имели временный характер. Рост армии и превращение ее в автономную, неоднородную, обладающую политической волей структуру ставило под вопрос полноту явно выраженной безграничной власти принцепса.
Особенностью правления династии Северов был большой политический вес придворных женщин. Так, финикянка Юлия Меса [2, с. 197], сестра жены Септимия Севера, «женщина во всех отношениях опытная» [2, с. 211], долгое время находилась в Риме, почувствовав возможность безграничной власти, и не смирилась с удалением её в г. Эмессу узурпатором Мак-рином. Для легитимации намерений был пущен слух о том, что Авит, внук Месы, - это сын Каракалы. Впрочем, все зависело уже от армии, несмотря на то, что император Макрин смог своими облегчающими реформами [2, с. 196] получить доверие жителей Рима. Но для войск это уже
ничего не значило, и лишь армия отныне решала вопрос о власти. «Прежде всего ожидание денег» [2, с. 200] заставило воинов перейти на сторону Месы, и Макрин проиграл решающую битву. Впоследствии он был убит, и под протекцией военной силы 14-летний Авит Бассиан стал принцепсом. «Все с огорчением выслушали это, но подчинились необходимости, так как войско предпочло этот исход» [2, с. 203].
Начало правления Элагабала было ознаменовано традиционными празднествами, но главное - строительством на Палатине «большого и прекраснейшего храма богу» Элагабалу с огромным числом алтарей, на которых император каждое утро приносил жертвы в виде быков, мелкого скота и вина, плясал вокруг них, а сенат с всадниками стояли вокруг. В этих ритуальных действиях принимали участие и военачальники, нося над головами жертвоприношения [2, с. 205].
Элагабал («бог горный») - западно-семитский бог, чей культ (мало изученный) зародился в арамейский период и ассоциировался с солнцем и плодоносящими силами, что отожествлялось с Гелиосом (отсюда неправильное написание «Гелиогабал») и Юпитером. Данный культ визуально выражался в черном коническом камне - предмете культа, закругленном снизу и заостренном сверху, считавшимся нерукотворным изображением солнца [8]. В г. Эмессе был воздвигнут громадный храм с огромным количеством дорогих украшений, почитаемый не только всеми жителями города, но и соседними варварскими сатрапами [2, с. 198].
Отметим, что принцепс понимал происходящее через призму своего культа, и во многом преувеличенный разврат объясняется многими не совсем приличными деталями служения богу, развращавшими душу молодого человека. Приказав всем чтить в первую очередь Элагабала, культ бога-Солнца превратился в часть государственной монотеистической, религии, отвечающей новым требованиям времени, поскольку после эдикта Каракалы 212 г. римская религия оказалась чуждой большинству населения Римской империи, и отсюда была нужда в новой, удобной для всех народов духовно-идеологической основе. «Черная память» о принцепсе не помешала сохранению изображений у последующих императоров на монетах с короной из солнечных лучей, а также не стала препятствием для введения на той же основе Аврелианом культа синкретического бога «Непобедимого солнца» (Sol Invictus) [7, с. 19].
В Эмессе во время службы легионеров не сильно смущали религиозные предпочтения юноши: «... более чем с обычным любопытством взирали прочие люди, а более всего воины, знавшие что он царского рода..., часто бывая в городе, заходили в храм для поклонения и с удовольствием взирали на юношу» [2, с. 199]. То же самое воспринимается в источниках по-другому, когда, став императором, «сразу же он предался неистовству, и, справляя культ местного бога, в котором он был воспитан, с упоением плясал, одеваясь в самые пышные наряды...» [2, с. 203]. Нарушение им традиций в одежде не очень беспокоило народ, ведь заранее была выслана огромная картина с изображением императора в варварской одежде - и в этом «римляне не увидели ничего неожиданного» [2. с. 204].
Постоянные женитьбы, огромные траты на празднества культа не были чуждыми римской истории, и Лампридий, говорящий о человеческих жертвах и невероятных изуверствах, скорее преувеличивает, причем, как он сам отмечает, «что и это, и кое-что другое, выходящее за пределы вероятного, придумано теми, кто хотел извратить поступки Гелиогабала в угоду Александру» [1, с. 131]. В действительности же «допущенные им нарушения отеческих обычаев были незначительными и не причинили нам большого вреда, кроме того что противоречили установленному порядку [3, с. 351].
Ключевая ошибка кроется в смене опытных государственных кадров на людей незнатного происхождения, что могло вызвать паралич государственного управления. Так, «префектом претория он назначил какого-то человека, бывшего в молодости плясуном» [2, с. 209], а другого назначил «проверять всех вступающих в сенат или в сословие всадников, таким образом актерам он доверил важнейшие из императорских поручений» [2, с. 210]. Разумеется, по-
прание прав политической элиты вызвало в первую очередь в ее среде недовольство молодым императором. И хотя преторианская гвардия в основном утратила политическую роль, ее глава, префект претория, был во главе бюрократического аппарата, т. е. был вторым человеком по важности в империи. А легионы, ставшие привязанными к местности, откуда был собран офицерский корпус реформированной армии, вряд ли одобряли передачу проконсульской власти над провинциями рабам и вольноотпущенникам.
Сенаторы же, чей орган власти стал являться лишь почетным, лишились значительной части своего имущества, хотя и считались неизменным атрибутом республики, поэтому продажа должностей и оставление их старыми родами в целом настроила римскую элиту против принцепса. «Отсюда и зародилась мысль убить императора» [1, с. 123]. Она была обусловлена ситуацией возможной смены армией принцепса и отстранением правящей бабки от власти. Подчеркивается первостепенность недовольства в самой армии: «Все люди и особенно воины испытывали досаду и огорчение» [2, с. 210], «Лже-Антонин вызывал у воинов презрение и был ими убит» [3, с. 359].
Казалось, существовало объективное желание в передаче власти «полной противоположности» принцепса - его усыновленному двоюродному брату Александру. «Они более благосклонно обращали свои мысли к Александру и возлагали лучшие надежды на мальчика, прекрасно и разумно воспитывавшегося» [2, с. 210]. Но такая перемена настроений воинов, которые и сделали Элагабала императором, не могла быть беспричинной, поскольку Мамея (мать Александра) «давала деньги для тайной раздачи воинам, чтобы привлечь к Александру расположение и при помощи денег, к которым они более всего привязаны» [2, с. 210].
Так, в кризисе 222 г. раскрылся тезис, что отныне судьба императора, каким бы он развратным или же сильным и дальновидно настроенным ни был, всё зависит только от воли армии. По меткому замечанию Диона Кассия, «ибо если люди, в особенности вооруженные, привыкают с пренебрежением относиться к правителям, они уже не знают меры в том, чтобы потакать своим желаниям, и держат наготове оружие против того, кто предоставил им такую возможность» [3, с. 359].
«Александр был очень хорошим юношей, что впоследствии было доказано его правлением» [1, с. 125], тем не менее, так же, как и его скверный брат, он впоследствии был убит армейской элитой. Пока же они были за него, о чем узнал Элагабал и «гневался на воинов; тех, кто очень заметно и с воодушевлением славословил Александра как виновников мятежа и беспорядка он велел арестовать для наказания» [2, с. 212]. Прямой конфликт принцепса и армии закончился тем, что последние, «возмущенные этим и вообще ненавидя Антонина и желая устранить непристойно ведшего себя государя, а теперь еще полагая нужным помочь арестованным и находя случай удобным и предлог справедливым, самого Антонина и его мать Соэмию убивают» [2, с. 212].
Следующий принцепс стал таковым тоже по воле армии. Находясь под защитой сначала бабки, а потом матери, Александр де-юре будет сохранять власть династии Северов в империи, но обстоятельства прихода предшественника и самого его во власть де-факто говорят о контроле армейскими политическими группировками судьбы верховной власти. Изначально обещания денежных раздач, с одной стороны, и опасность потерять места, с другой, а потом и собственные политические амбиции армейской элиты объективно обусловили кризис принципата. Следовательно, с убийства императора Каракалы и событий прихода к власти Элагабала можно вести начало «кризиса III века». Именно здесь начинается ревизия военными носителей императорской власти. Поэтому правомерно поставить проблему датировки начала периода «солдатских императоров» не с 235 г. (убийство Александра Севера), а с кризиса 217-218 гг.
Таким образом, правление императора Элагабала отражает не только развращенность его самого, что было не в первую очередь причиной его свержения, но и изменившиеся полити-
ческие реалии Римской империи, главной из которых стала перегруппировка источника высшей власти от сената к армии, что стало следствием реформ императора Септимия Севера. Собственно, обстоятельства прихода во власть и ухода из неё Элагабала стали первыми, четко выраженными ее проявлениями, вскоре вылившимися в общеструктурный «кризис III века».
Список литературы:
1. Авторы жизнеописаний Августов / ред. А.И. Доватур // Властелины Рима. - М., 1992.
2. Геродиан. История императорской власти после Марка / ред. И.А. Савкин. - М., 1994.
- 280 с.
3. Дион Кассий Коккейан. Римская история / ред. А.В. Махлаюка. - СПб., 2011. - 456 с.
4. Арто, А. Гелиогабал / А. Арто. - Тверь, 2006. - 204 с.
5. Ковалев, С.И. История Рима / С.И. Ковалев. - СПб., 2002. - 864 с.
6. Кузищин, В.И. История Древнего Рима / В.И. Кузищин, И.А. Гвоздева. - М., 2010. -
448 с.
7. Мостовщикова, Е.А. Сакрализация власти в Римской империи / Е.А. Мостовщикова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - СПб., 2009. -Т. 2, № 3-2.
8. Федорова, Е.В. Императорский Рим в лицах / Е.В. Федорова. - М., 1979. - 462 с.
9. Шифман. Элагбал [Электронный ресурс] // Энциклопедия мифологии Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/4517 (дата обращения: 16.05.2015).