В статье рассматривается комплекс экологических факторов как значимая причина формирования мульти-факториальной группы врожденных пороков развития. Подчеркивается сложность установления статистически значимых связей в системе «среда обитания - рождение детей с врожденными пороками развития». Собственные исследования и анализ литературных данных свидетельствуют о наличии на территории г. Омска активных причинных факторов риска врожденных и наследственных заболеваний. Предложен системный подход к рациональному управлению и контролю экосистемы. Ключевые слова: экология, дети, врожденные пороки развития, факторы риска.
УДК 574.2:616-007
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ КАК ФАКТОРА РИСКА ДИСЭМБРИОГЕНЕЗА
© 2007 г. О. В. Антонов
Омская государственная медицинская академия, г. Омск
Период переходной экономики в нашей стране характеризовался спадом производства и, как следствие, определенным снижением уровней загрязнения окружающей среды. Однако экологическая ситуация продолжает оставаться весьма напряженной, что связано с последствиями экстенсивной экономической деятельности прошлых десятилетий с применением устаревших технологий. Загрязняющие вещества в значительных концентрациях накапливаются в объектах окружающей среды, особенно в атмосферном воздухе, почве, донных отложениях и воде водоемов и водотоков. По трофическим цепям они попадают в продукты питания и питьевую воду [9, 10].
Среда обитания является сложным фактором, способствующим возникновению разнообразных патологических процессов и заболеваний у человека. При этом комплекс факторов окружающей среды чрезвычайно разнообразен, имеет территориальные особенности, определяется наличием активных и потенциально опасных агентов, которые могут либо самостоятельно, либо в сложном взаимодействии с другими факторами стать причиной дисэмбриогенеза и в конечном итоге способствовать росту показателей общей и специфических частот врожденных пороков развития (ВПР) у детей на территориях высокого риска [6].
В ряду возможных причин и факторов риска ВПР особое место следует отвести загрязнению окружающей человека природной и производственной среды химическими поллютантами и радионуклидами.
Изучение биологических эффектов того или иного ксенобиотика, присутствующего в биосфере, как возможной причины ВПР является чрезвычайно сложной задачей. Подобные исследования в большинстве случаев или одномоментные (например, анализ следствия массового выброса установленного токсического вещества в атмосферу и связанных с этим биологических эффектов), или вообще не могут быть корректны, поскольку неблагоприятная экологическая ситуация может быть связана с присутствием в окружающей среде массы других токсических веществ и их соединений. Каждое из них может стать причиной порока развития, действуя в критические периоды развития эмбриона и плода, но выявить главную причинную роль и значение одного из тысяч факторов не представляется возможным. С другой стороны, спектр этих веществ может быть относительно постоянным; связанным чаще всего с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу основными производственными предприятиями, расположенными в первую очередь в областных центрах. И эти вещества длительное время являются наиболее существенными в качественном и количественном отношении загрязнителями атмосферного воздуха, воды и почвы.
В конкретном случае рождения ребенка с пороком чрезвычайно сложно выделить один лишь экологический фактор как причину де-
фекта развития с учетом сопутствующих негативных изменений состояния здоровья родителей, их образа жизни, возраста, генетического статуса и других факторов, повышающих риск рождения больного ребенка. Абсолютное большинство исследователей рассматривают экологическую ситуацию на территориях наблюдения как совокупность факторов риска, в значительной степени определяющую уровень заболеваемости в семьях, члены которых активно заняты в промышленном производстве, а также среди всех без исключения жителей региона, в атмосфере которого постоянно определяются повышенные концентрации ксенобиотиков [3, 4, 8, 9 и др.].
С этой точки зрения динамику показателя рождаемости детей с ВПР за определенный период наблюдения (3 или 5 лет) принято использовать в качестве одного из важных биологических индикаторов действия тератогенных факторов на территориях с повышенной техногенной нагрузкой. К числу подобных регионов в течение последних 50 лет относится г. Омск — крупный центр нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и военнопромышленного комплекса Западной Сибири.
Первый и единственный раз оценка экологической ситуации, критерием которой являлся коэффициент увеличения показателя общей частоты врожденных пороков во времени (в течение 5 лет) проводилась в г. Омске определенной группой независимых экспертов. Истинный рост и увеличение показателя частоты пороков развития у новорожденных за исследованный период (с 1993 по 1997 год) в 1,6 раза (р < 0,001) явился критерием, подтверждающим наличие в городе в те годы чрезвычайной экологической ситуации. Сегодня подобные независимые исследования в обязательном порядке должны проводиться перманентно, с дополнительным изучением уровня спонтанного мутагенеза в клетках жителей территорий с неблагоприятной экологической ситуацией [1, 2].
Наиболее полное и методологически совершенное изучение причинно-следственных связей в системе «загрязнение окружающей природной среды — показатели здоровья населения» в г. Омске было выполнено В. А. Ширинским в 2003 году и охватывало период с 1985 по 2000 год. Методические подходы, используемые автором, выявили в том числе связь между рождаемостью в ряде микрорайонов города детей с ВПР и некоторыми показателями загрязнения атмосферы на соответствующих территориях [9].
Так, автором была достоверно доказана взаимосвязь динамики увеличения распространенности патологических состояний среди беременных женщин и новорожденных детей с тенденцией роста уровня загрязнения приземных слоев атмосферы формальдегидом. Увеличение суммарного показателя среднегодовой концентрации ацетальдегида статистически достоверно коррелировало с увеличением частоты рождения маловесных детей. Рост распространенности ВПР среди детей в возрасте до 1 года коррелиро-
вал с повышением индекса опасности загрязнения атмосферного воздуха (Р) а также с увеличением среднегодовой концентрации ацетальдегида и бензола в 1991—2000 годах.
Судя по результатам дисперсионного анализа, загрязнение атмосферного воздуха бензолом было одной из основных причин роста заболеваемости (рождаемости) детей с ВПР. Сила влияния этого фактора (р2) составила 74,6 % [9].
Изучая аспекты возможной экологической обусловленности многих ВПР у детей, в первую очередь следует исследовать в организме будущих родителей содержание потенциально опасных тератогенных веществ, а также выявлять дефицит микронутриентов, необходимых для нормальных процессов внутриутробного развития.
Сейчас уже очевидно, что традиционные приемы и методы оценки опасности экотоксикантов техногенного происхождения не совсем адекватны. Довольно часто хронические воздействия малых и сверхмалых доз ксенобиотиков на организм будущих родителей могут приводить к формированию различных премор-бидных и дезадаптационных состояний, ускорению процессов естественного старения, что не может не отразиться на процессах формирования полноценных органов и тканей плода.
Подобные воздействия приводят к значительному ухудшению состояния здоровья населения и, следовательно, качества жизни. Но при этом установление четких причинно-следственных связей часто затруднено из-за целого ряда причин, и одна из них
— интерпретация полученных корреляционных связей вследствие мультифакториальности абсолютного большинства ВПР. Нередко рост заболеваемости отстает от роста загрязнения окружающей среды, так как для развития экологически зависимой патологии требуется определенный период времени. Подобная ситуация наблюдается и при росте показателя рождаемости детей с ВПР на территории чрезвычайной экологической ситуации.
Трудность оценки выраженности долевого вклада загрязнения окружающей среды в развитие пороков органов и систем организма обусловлена не только многофакторностью влияния внешнесредовых воздействий, но и поливалентностью ответных реакций организма. Адаптационные возможности организма родителей сначала обеспечивают приспособление функциональных систем к воздействию токсического вещества, затем может наступить срыв адаптации в результате истощения ресурсов организма. В конечном итоге это выливается в различные формы заболеваний, вследствие которых вероятно внутриутробное нарушение развития эмбриона. Нелинейность взаимосвязей также обусловлена индивидуальными особенностями организма, проявляющимися разной чувствительностью и предрасположенностью к действию того или иного фактора.
Принимая во внимание вышеперечисленные
проблемы, связанные с причинно-следственными взаимоотношениями факторов окружающей среды и риска формирования ВПР у детей, родители которых постоянно проживают на территориях чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, а также опыт коллег из других регионов страны по решению данной проблемы [6, 8, 10], считаем, что необходим системный подход к обеспечению безопасности жизнедеятельности населения на данной территории. Он должен включать комплекс межведомственных, организационных, исследовательских, аналитических и управленческих мероприятий, направленных на решение законодательного, нормативного и правового регулирования экологической безопасности. При этом необходимы методическое обеспечение системы медико-экологического мониторинга, проведение экологической паспортизации основных источников загрязнения атмосферы территории региона, создание межведомственных баз данных для получения и использования информации.
Результатом проведенной работы должны стать оздоровление среды, сохранение и восстановление здоровья населения, проживающего на территориях экологического неблагополучия. Учитывая значительную миграцию населения, большую подверженность вредным привычкам, воздействие профессиональных факторов, а также в целях идентификации причинно-следственных связей в системе «среда обитания
— здоровье населения» целесообразно использовать показатели здоровья детей в возрасте до года [2, 3, 7].
С другой стороны, в основе системной стратегии безопасности жизнедеятельности на территориях влияния экотоксикантов должен лежать принцип превентивности, который включен во множество экологических соглашений, в том числе в Декларацию по окружающей среде и развитию [5]. Принцип пре-вентивности предполагает принятие мер по снижению воздействия экотоксикантов и защите населения в тех случаях, когда существует угроза серьезного ущерба, без ожидания безусловных доказательств их токсичности, т. е. без регистрации биологических эффектов экотоксинов, таких, например, как увеличение показателей частоты рождения детей с ВПР в регионе.
Список литературы
1. Антонов О. В. Анализ аберраций хромосом в клетках хориона индуцированных абортов как метод оценки уровня спонтанного мутагенеза / О. В. Антонов, Т. И. Долгих // Клиническая лабораторная диагностика. — 2006. — № 3.
— С. 45-46.
2. Антонов О. В. Врожденные пороки развития у новорожденных в крупном промышленном центре Западной Сибири (аспекты эпидемиологии и профилактики) : авто-реф. дис. ... канд. мед. наук / Антонов Олег Владимирович.
— Омск, 1999. — 223 с.
3. Антонов О. В. Оценка риска для здоровья как путь к снижению врожденной и наследственной патологии у детей / О. В. Антонов // Гигиена и санитария. — 2006.
— № 3. — С. 4—6.
4. Бочков Н. П. Экологическая генетика человека / Н. П. Бочков // Медицина труда и промышленная экология.
- 2004. - № 1. - С. 1-6.
5. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14.06.1992 // Действующее международное право. - М., 1997. - Т. 3. -С. 687-692.
6. Клименов Л. Н. Распространенность врожденных аномалий у внуков - потомков лиц, подвергшихся радиационному воздействию при ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне в 1949 г. / Л. Н. Клименов,
B. В. Гордеев, А. А. Болгов // Детское здравоохранение России: стратегия развития : материалы IX съезда педиатров России. - М., 2001. - С. 270.
7. Рыбкина Н. Л. Качество жизни здоровья новорожденных детей в начале XXI века / Н. Л. Рыбкина // V Всероссийская университетская научно-практическая конференция молодых ученых по медицине : сборник материалов. - Тула, 2006. - С. 206-207.
8. Сидоров П. И. Медико-экологические аспекты здоровья населения на территориях ракетно-космической деятельности / П. И. Сидоров, Н. В. Скребцова,
C. Л. Совершаева // Гигиена и санитария. - 2006. -№ 3. - С. 11-15.
9. Ширинский В. А. Гигиеническая оценка формирования здоровья населения крупного административно-хозяйственного центра в условиях меняющейся социальноэкономической ситуации) : атореф. дис. ... д-ра мед. наук / Ширинский В. А. - СПб., 2003.
10. Щербо А. П. Генетические исследования в профилактической медицине. Часть I / А. П. Щербо, А. В. Киселев // Эфферентная терапия. - 2006. - Т. 12, № 1. - С. 59-69.
RESEARCH PROBLEMS IN ECOLOGICAL SITUATION AS DISEMBRIOGENESIS RISK FACTORS
O. V. Antonov
Omsk State Medical Academy, Omsk
Composite of ecological factors as a significant reason in multifactorial group of congenital defects forming is focused in the article. The complicacy of statistically important links ascertainment in the system «environment - birth of children with malformations» is accentuated. Based on original and available literature data study results indicative of presence in Omsk territory causative risk factors of congenital and hereditary diseases are presented. Systems approach to the efficient ecosystem management and control is suggested.
Key words: ecology, children, congenital defects, risk factors.
Контактная информация:
Антонов Олег Владимирович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии с курсом медицинской генетики Омской государственной медицинской академии, врач высшей категории
Адрес: 644099, г. Омск, ул. Ленина, д. 12, Омская госмедакадемия
Тел.: (3812) 74-02-34, 8-913-603-60-49
E-mail: [email protected]
Статья поступила 12.10.2006 г.