Научная статья на тему 'Проблемы изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основе анализа судебной практики'

Проблемы изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основе анализа судебной практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
286
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
AGRICULTURAL LAND / PERMITTED USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогачева Анастасия Игоревна, Кивленок Т.В.

В статье поднимается вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. приводятся примеры из судебной практики подтверждающие выводы автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the question of the possibility of changing the type of permitted use of agricultural land. examples from the jurisprudence confirming the author's conclusions.

Текст научной работы на тему «Проблемы изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основе анализа судебной практики»

УДК 34

Юридические науки

Рогачева Анастасия Игоревна, студент 3 курса магистратуры, группы ВюМ-317, юридический институт им. М.М. Сперанского, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г Столетовых

Кивленок Т. В., научный руководитель, к.ю.н., доцент, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г Столетовых

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ВИДА РАЗРЕШЕННОГО

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация: В статье поднимается вопрос о возможности изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения. приводятся примеры из судебной практики подтверждающие выводы автора.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные угодья, разрешенное использование.

Abstract: The article raises the question of the possibility of changing the type of permitted use of agricultural land. examples from the jurisprudence confirming the author's conclusions.

Keywords: agricultural land, agricultural land, permitted use.

Вопрос изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения под цели не связанные с сельским хозяйством в настоящее время является наиболее актуальным. В большинстве случаев граждане отдают предпочтение разрешенному использованию, при котором возможно будет возведение объектов капитального строительства пригодных для проживания.

Надо отметить, что земли сельскохозяйственного назначения, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, используются исключительно для целей сельского хозяйства - растениеводство, животноводство, птицеводство и других, предусмотренных классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" [10].

В сравнении с другими землями проблема регулирования порядка изменения вида разрешенного использования для данной категории земель стоит особо остро.

В действующем законодательстве можно найти ответ на вопрос о том, каким образом должен определяться вид разрешенного использования земель в случае, если для них не установлен градостроительный регламент. Однако данное утверждение не относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых порядок определения вида разрешенного использования до сих пор не урегулирован, а соответственно и изменения.

В соответствии со ст. 79 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указанные земли подлежат особой охране и имеют приоритет в использовании по сравнению с несельскохозяйственными угодьями.

Собственники земельных участков для изменения вида разрешенного использования в качестве основной лазейки применяют пп.3 п.1 ст. 4 ФЗ №191-ФЗ «О введение в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», который допускает его изменение на основании решения органов местного самоуправления до принятия правил землепользования и застройки.

Суды же указывают на то, что основания применения положения данной нормы отсутствуют, так как для сельскохозяйственных угодий правила землепользования и застройки не устанавливаются, данный метод является весьма спорным в отношении своей законности и обоснованности.

Приведенный вывод содержится также в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации Президиума Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2013 года, утвержденный 04.06.2014 [5].

Необходимо отметить, что в самом градостроительном кодексе указано, что он не применяется к землям сельскохозяйственного назначения.

Самым законным и юридически грамотным способом изменения разрешенного использования сельскохозяйственных угодий является изменение их категории. Это подтверждается и Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.07.2016 №89-АПГ16-5[1].

Регулирование отношений, возникающих в данном случае осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Указанное законодательство определяет определенный порядок изменения разрешенного использования, нарушение которого влечет недействительность принятых решений.

Так в одном из дел об оспаривании постановления о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию суд пришел к выводу, что отсутствие проекта рекультивации, разработанного и согласованного в соответствии с законодательством, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта в отношении изменяемого земельного участка, исключало возможность его перевода в другую категорию. Верховный Суд российской Федерации (далее - ВС РФ) апелляционным определением от 15 мая 2019 г. №33-АПА19-8 поддержал выводы суда первой инстанции [4].

В ином случае апелляционным определением ВС РФ от 18 апреля 2019 г. было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании не действующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного

пункта" из земель сельскохозяйственного назначения, в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения, и соответственно включение их в границы населенного пункта противоречит п.3 ст.95 ЗК РФ [3].

В деле об оспаривании постановления о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли рекреационного назначения суд удовлетворил исковое заявление, так как не были представлены доказательства создания особо охраняемых территорий регионального либо местного значения в соответствии с действующим законодательством, а также решение о создании рекреационной зоны было принято не уполномоченными лицами, т.е. с нарушением действующего законодательства [2].

Существует также практика об отказе в удовлетворении искового заявления и признании перевода земель в иную категорию обоснованным и не противоречащим законодательству.

Так в одном из дел суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании не действующим решения Совета городского поселения "Об утверждении проекта "Внесение в генеральный план развития городского поселения изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов".

Истец полагал, что была нарушена процедура перевода земель в другую категорию, поскольку не было получено согласие уполномоченного органа.

Однако суд установил, что обжалуемый правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме.

Также по делу №84-АПГ18-3 было отказано в удовлетворении требований, так как процедура перевода земель была полностью соблюдена[9].

Как видно из приведенной практики суды отдают важное значение соблюдению процедуры и полномочиям лиц, которые ее проводят.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в обзоре практики от 14 ноября 2018 г. [6] подтверждает возникновение на практике сложностей при

установлении круга субъектов, которые управомоченны на изменение вида разрешенного использования;

при учете особенностей ситуаций, когда допустимость изменения вида разрешенного использования ограничена, и процедурных особенностей такого изменения;

при определении последствий несоблюдения установленных процедур, а также использования участка с нарушением предусмотренных ограничений.

Для изменения категории земельного участка необходимо четкое основание. Это подтверждается и судебной практикой, например, по делам №А68-5893/2013[7] и №А68-10209/2015[8].

Суды и законодатель стараются минимизировать урон, который может быть причинен сельскохозяйственным угодьям, при использовании их не по целевому назначению.

Подводя итог можно отметить, что возможность изменения разрешенного использования угодий в настоящее время на практике существует, но является достаточно трудоемким процессом, связанным с многочисленными сложностями и нюансами.

Иного федерального закона, который бы регламентировал использование земельных участков и определял порядок проведения зонирования территорий, для которых не установлены градостроительные регламенты в настоящее время не имеется. Соответственно отсутствует возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, без изменения их категории. Данный способ является весьма затруднительным и продолжительным.

Таким образом, в настоящее время для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану данных земель, сохранение их целевого использования в соответствии с пп.1 п.3 ст.1 Федерального закона №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24 июля 2002г., и недопущение выведения их из

сельскохозяйственного оборота, а также осуществления застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности до принятия специального законодательства о зонировании территорий.

Список литературы:

1. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.07.2016 №89-АПГ16-5.

2. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 07.11.2018 №66-АПГ 18-39.

3. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2019 №35-АПА19-5.

4. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2019 №33-АПА19-8.

5. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014.

6. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018.

7. Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 №310-КГ14-362 по делу №А68-5893/2013.

8. Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2016 №310-КГ16-16962 по делу №А68-10209/2015.

9. Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.11.2018 №84-АПГ18-3.

10. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.