Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 1
УДК 621.3.04
ПРОБЛЕМЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ИНДУКТИВНОСТИ
В. В. Ступак Научный руководитель - И. Я. Шестаков
АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
Серийное производство катушек индуктивности. Технологические проблемы.
Ключевые слова: катушки индуктивности, короткое замыкание, пластина сердечника.
SERIES PRODUCTION OF INDUCTANCE COILS. TECNOLOGICAL PROBLEMS.
V. V. Stupak Scientific Supervisor - I. Ya. Shestakov
JSC "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Series production of inductance coils. Technological problems.
Keywords: inductance coils, short circuit, core plate.
Катушки индуктивности широко применяются для построения различных цепей с частотно-зависимыми свойствами, в частности фильтров, цепей обратной связи, колебательных контуров и т. п. В последнее время для сердечника катушки используется набор плоских пластин. Изготовление таких катушек вызывает ряд технологических проблем, в результате недопустимый разброс по добротности.
Целью работы является выявление причин разброса показателя добротности катушеки разработка способа решения данной проблемы.
Выявлено, что при установке разных ферритовых сердечников в одну и ту же намотанную катушку, интересующий нас показатель меняется. Сердечник представляет собой склеенные между собой пластины толщиной менее 0,5 мм для уменьшения помех в сигнале на выходе. Причиной является короткое замыкание между несколькими склеенными пластинами внутри самого сердечника, что ведет к ухудшению электрических параметров.
Проверка сопротивления изоляции между склеенными пластинами сердечника путем зачистки торца ведет к образованию заусенец на торцах пластин, что в разы увеличивает вероятность появления короткозамкнутых пластин сердечника. При склеивании пластины должны быть прижаты с одинаковым усилием. Чрезмерное усилие сжатия может привести к отслоению нанесенного лака и появлению короткого замыкания внутри сердечника.
Выявлено, что покрытие пластин сердечника лаком, толщиной менее 0,01 мм не обеспечивает электрическую изоляцию пластин. Проверять качество покрытия пластин возможно путем приложения испытательного напряжения к каждой пластине. Пластина помещается между двумя проводниками, имеющими размеры пластины, но толщину несколько мм. Таким образом, вся поверхность пластины сердечника соприкасается с поверхностью проводника. Затем необходимо подать напряжение на оба проводника. При наличии заусенца или участка с отсутствием или дефектом лакового покрытия между проводниками возникает пробой. Отсутствие пробоя будет гарантировать качество пластины.
Равномерная толщина лака на каждой пластине может обеспечиваться краскопультом [2].
Качественные пластины склеиваются в сердечники, которые будут иметь одинаковые электрические параметры. Следовательно, катушки индуктивности будут иметь одинаковые показатели добротности.
Секция «Электронная техника и технологии»
Предлагается для улучшения электрических параметров катушки проводить термическую обработку пластин до появления тонкой оксидной плёнки, после чего необходимо произвести зачистку кромок каждой пластины для удаления заусенцев механическим методом [3].
Библиографические ссылки
1. Матвеев Г. А., Хомич В. И. Катушки с ферритовыми сердечниками. М. : Энергия, 1967.
65 с.
2. Рейбман А. И. Защитные лакокрасочные покрытия. Л. : Химия, 1982. 320 с.
3. Новиков И. И. Теория термической обработки металлов. М. : Металлургия, 1974. 392 с.
© Ступак В. В., 2018