Научная статья на тему 'Проблемы истории становления казахского литературоведения'

Проблемы истории становления казахского литературоведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
499
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / LITERARY CRITICISM / DEVELOPMENT / PROBLEMS / CREATIVE PRINCIPLES / FORMATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смагулов Ж. К., Кенжебекова Ж. А.

В статье рассматриваются проблемы становления казахского литературоведения. Изучены пути развития казахского литературоведения по нескольким основным этапам в зависимости от пробуждения общественного сознания, появления первоначальной научной и теоретической мысли, формирования понятий художественной литературы, сбора литературного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of formation of the Kazakh literary criticism. It has been studied the development of Kazakh literary criticism on several stages, depending on the awakening of social consciousness, the emergence of original scientific and theoretical thought, concept formation of fiction, literary heritage collection.

Текст научной работы на тему «Проблемы истории становления казахского литературоведения»

Смагулов Ж.К.1, Кенжебекова Ж.А.2 ©

1Д.ф.н., профессор; 2магистр гуманитарных наук.

Карагандинский государственный университет имени академика Е. А.Букетова,

Республика Казахстан

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы становления казахского литературоведения. Изучены пути развития казахского литературоведения по нескольким основным этапам в зависимости от пробуждения общественного сознания, появления первоначальной научной и теоретической мысли, формирования понятий художественной литературы, сбора литературного наследия.

Ключевые слова: литературоведение, развитие, проблемы, творческие принципы, формирование

Summary

The article considers the problems of formation of the Kazakh literary criticism. It has been studied the development of Kazakh literary criticism on several stages, depending on the awakening of social consciousness, the emergence of original scientific and theoretical thought, concept formation of fiction, literary heritage collection.

Keywords: literary criticism, development, problems, creative principles, formation.

Как и другие общественные науки история казахского литературоведения требует исследования в аспекте проблем возникновения как отдельной сферы науки и оценки достоинств и недостатков на разных этапах развития. Без этого, как известно, не развивается ни одна из наук. В этой связи необходимо исследовать основные этапы национального литературоведения, то есть изучить истоки зарождения становления и развития, рассмотреть с научной точки зрения творческие и методические проблемы. Так как наука национальной литературы не сразу возникла со своими терминами, теорией и методикой, как совокупность определенных знаний и средство познания литературных изменений.

Изучение путей развития казахского литературоведения по нескольким основным этапам в зависимости от пробуждения общественного сознания, появления первоначальной научной и теоретической мысли, формирования понятий художественной литературы, сбора литературного наследия, полного формирования с методической точки зрения имеет и практическую, и теоретическую значимость. Первым об этом высказал мысль ученый Е.Ысмайылов: «Если ознакомиться с историей казахского литературоведения, то можно заметить, что она прошла два основных этапа. Первый - обучение, освоение идейных творческих принципов. Он охватывает период с начала революции до довоенного времени. Второй - послевоенный период, то есть этап формирования и развития» [1, c. 35]. Он делит историю казахского литературоведения на два основных этапа, при этом отмечает, что появлению в первое время способствовало требование времени - обучение в учебных заведениях казахского языка и литературы, в связи с этим появились первые учебники и хрестоматии. Профессор Т. Какишев, учитывая, что при делении на периоды возникновения, формирования казахская литературная критика и наука литературоведения переплетаясь, развиваются, дополняя друг друга и рассматривает казахское литературоведение в трех больших периодах. «В истории критики и науки казахской литературы мы четко наблюдаем три этапа. Первый период - этап зарождения критики казахской литературы. Процесс его появления длится до Октябрьского переворота. Второй период - формирование критики

© Смагулов Ж.К., Кенжебекова Ж.А., 2016 г.

казахской литературы, как жанра и зарождение науки литературоведения. Этот процесс охватывает 1917-1937 годы. Третий период - этап развития критики казахской литературы и формирования науки литературоведения (1938-1985 годы)» [2, с. 3].

Эти три периода истории критики имеют непосредственное отношение к зарождению, формированию науки казахского литературоведения. Так как критика литературы исконно выражает свое мнение об истории литературы и литературно-теоретических проблемах. Подтверждением этому служат следующие слова исследователя формирования науки русского литературоведения. П.А.Николаева: «Попытка систематического исторического обзора знаний о литературе первоначально осуществлялась на материале критики» [3, с. 7].

Ученые Е.Ысмайылов и Т.Какишев не без основания считают, что казахская наука о литературе берет свое начало с Октябрьского переворота. Основной из причин является то, что основные труды исследования истории литературы и казахского фольклора нашли отражения в учебниках, в первых монографических исследованиях, в научных статья 20-30-х годов. Как известно, для зарождения науки о литературе, в первую очередь необходимо формирование литературно-теоретических, научно-исследовательских и критико-эстетических взглядов и мыслей. Это - длительный сложный процесс, требующий определенного промежутка времени. Поскольку, высказанные первые мысли и пояснения, передающие критические взгляды о каком-нибудь произведении или творчестве были преобразованы в мнения и научные термины, подтверждающие о том, что литература является одним из видов искусства. Превалирующую роль в формировании литературно-теоретических, научно-исследовательских и критико-эстетических взглядов и научных терминов играют сбор научного наследия, их опубликование и освоение. Поэтому говоря о зарождении, формирование науки о литературе каждого народа, необходимо искать ответы на следующие проблемы: когда были впервые высказаны литературно-теоретические и научно-исследовательские точки зрения, их систематизация, начало формирования научных терминов, как этот процесс отразился на общественном сознании, каковы были их общественно-социальные предпосылки.

Рассматривая с этой точки зрения, необходимо внести нужные уточнения в вышеизложенные мнения ученых о периодизации истории науки казахского литературоведения. По-нашему мнению, правильнее науку о национальной литературе систематизировать по следующему. Первый период - исторические первое истоки науки о казахской литературе, то есть предыстория науки. Он охватывает древнюю литературу и завершается началом двадцатого века. Второй период - зарождение казахской науки о литературе. Он берет начало с 1900 года и завершается в 1940 году. Третий период - этап формирования. Он охвачен 1941-1970 годами.

Если учесть, что ни одна наука зародившись, не сразу формируется, то наука о литературе, начиная с первых мнений, пояснений, исторических сведений, информаций об истории народа, уяснения содержания произведения до процесса зарождения и формирования прошла долгий путь становления. Ученый А.С.Курилов об этом пишет следующее: «Вопрос о том, когда и как возникла и сформировалась литературная наука в той или иной стране очень существен. Это вопрос об исторических далях национального литературоведения, его самобытных истоках и источниках. Это вопрос о времени и характере его включения в региональный и всемирный литературоведческий прогресс. Это наконец вопрос о своеобразии перехода определенного круга знаний и представлений о литературе, свойственных каждому народу, в науку о литературе, когда данная литературоведческая мысль, отставая от национальной по своим представлениям, понятиям и форме выражения, приходит к достижениям и открытиям, которые получают общенаучное признание, становится всеобщим достоянием [4, а 2]. Значит, эпоху, начинающуюся с древних тюркских письменных памятников и продолжающуюся до Чокана, Абая, Ыбырая можно считать как период, предшествовавший зарождению казахского литературоведения. Эпохой его зарождения не без оснований является начало ХХ века. Установление Советской власти доселе развивавшейся по законам естественной эволюции национальной научно-

исследовательской мысли превнесло «пролеткультовские», «вульгарный социологический», марксистско-ленинский теории, тем самым разрушив ее. Это во-первых. Во-вторых, ученый Т. Какишев с научной точки зрения доказал о зарождении критики казахской литературы еще до революции. Если критика является одной из трех отраслей литературоведения, тогда ее нужно рассматривать как зарождения отдельной науки. По-нашему, это бесспорная истина. Значит, научное исследование зарождения, формирования, всестороннее развития национального литературоведения является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем.

Общеизвестно, что ни одна наука не изучив всесторонне историю своего формирования, не сможет сформироваться полностью и развиваться. Потому что эти исследования помогают освоению достижений этой науки и способствуют дальнейшему развитию. Эта гипотеза имеет к литературоведению прямое отношение. Если наука русского литературоведения достигла больших высот [5], то до сих пор нет ни одного монументального научного труда, посвященного истории формирования казахского литературоведения кроме монографий «История казахского литературоведения» Ж.К. Смагулова. Хотя, многие из республик СНГ давно уже предприняли не без результата попытку исследования истории своего национального литературоведения. Среди них стоит отметить докторскую диссертацию «Наука белорусского литературоведения и критика 2030-х годов» М.И.Машинского, кандидатские диссертации И.Я.Колчанова «Формирования науки литературоведения Мордвы и критики» и т.д.

Несмотря на то, что у нас до сих пор, не выпущен в свет ни один специальный труд о методологии литературоведения, ее основные требования, эстетические условия и принципы, касающиеся истории литературы поверхностно рассмотрены в некоторых теоретических трудах.

О проблемах формирования науки казахского литературоведения, освоении литературного наследия и исследование несколько слов сказано в многотомнике «История казахской литературы». В связи с тем, что в ней критика литературы как отдельная сфера изложена наряду с путями развития и в качестве обзора, в издании рассмотрены основные характеристики научных трудов лишь 20-30-х годов. Исследования истории литературы и научно-исследовательские мысли тех времен, учебные пособия и хрестоматии, в которых были попытки деления на периоды, следует рассматривать не только как должный толчок, но и как образец, который может быть взят под основу научных исследований.

В научно-исследовательских трудах, опубликованных с 1940 года немало мнений о проблеме, затрагиваемой нами. Среди них можно отметить монографии и научные труды М.Ауэзова, Е.Исмайылова, С.Муканова, М.Габдуллина, М.Каратаева, Б.Кенжебаева, Т.Какишева, С.Кирабаева и других. Эти труды способствовали формированию казахского литературоведения. Среди них проблемы становления казахского литературоведения глубже рассмотрены профессором Т. Какишевым в монографических исследованиях «Путь критики», «История критики казахской литературы».

Если взять за основу мнение академика А.С.Бушмина «Теория литературы и методология науки о литературе должны рассматриваться как два раздела и два аспекта теоретического литературоведения, тесно связанных, глубоко взаимообусловленных», то мы заметили бы, что в теоретических трудах выражены научные воззрения о зарождении, становлении науки о литературе. Доказательством этому является монографические труды К.Жумалиева, З.Ахметова, З.Кабдолова, М.Базарбаева, Р.Нургалиева, дополнившие теорию 20-30-х годов рассмотрением с научной точки зрения национального искусства слова [6].

Для исследования истории казахского литературоведения применимы те же методологические направление, что и используются при исследовании других общественных наук. Несмотря на то, что у них разные объекты исследования, методы и способы рассмотрения с научной точки зрения определенных периодов одного общества могут совпадать. Наряду с этим следует принять во внимание последние попытки русских

литературоведов по пересмотрению по-новому марксистско-ленинских теорий об истории литературы.

При изучении формирования казахского литературоведения можно руководствоваться трудами и других ученых Р.Бердыбаева, А.Нарымбетова, М.Мырзахметова, Д.Ыскакулы, М.Сыздыкова, в которых даются важные сведения об истории литературы и на основании пересмотреть оценку тем или иным проблемам.

Задача исследователей науки казахского литературоведения с помощью изучения первоначального пробуждения национальной научно-исследовательской мысли, его дальнейшего созревания определить периоды зарождения и формирования казахской литературы, иначе необходимо исследовать исторический путь науки и дать оценку с точки зрения сегодняшних дней. Кроме того, в связи с обретением независимости необходимо заново пересмотреть историю науки о национальной литературе. Для этого нужно изучить следующие основные актуальные проблемы: определение истоков национальной критико-эстетической, литературно-теоретической, литературно-исторической мысли; уточнение первых попыток процесса освоения литературного наследия; рассмотрение освоения и использования методологических направлений и теорий мирового литературоведения; на примере изучения литературного наследия показать формирование казахской фольклористики; анализ поисков создания научной истории литературы и деления на периоды; определение в направлении теории литературы основных национально-познавательных характеристик; раскрытие неправильных теорий и взглядов, обосновавшихся в национальной научно-исследовательской мысли; оценить по-новому достоинства и недостатки марксистско-ленинских методологий о зарождении и развитии казахского литературоведения; раскрыть значения трудов, которые были изъяты из научного оборота, поскольку были направлены в защиту национального литературоведения.

Эти проблемы не рассмотрены до сих пор полностью, с научной точки зрения. По этой причине история казахского литературоведения делится на различные периоды и характеристики определенных периодов не рассмотрены в единой системе. Необходимо учитывая особенности зарождения национальной научно-исследовательской мысли, предложить наиболее верную обоснованную периодизацию зарождения, формирования национального литературоведения; систематизировать истоки казахского науки о литературе; проанализировать попытки казахских просветителей XIX века освоения литературного наследия древних памятников. Это одна из актуальнейших проблем казахского литературоведения, требующей основательного исследования в дальнейшем.

Литература

1. Литературное наследие и его исследование. - Алма-Ата: Наука, 1961.

2. Какишев Т. История казахской литературной критики. - А.: Санат, 1994.

3. Возникновение русской науки о литературе. - М.: Наука, 1975.

4. Курилов А.С. Формирование русского литературоведения как науки. Автореферат док.фил. наук. - М.: 1982.

5. Академические школы в русском литературоведении. - М.: Наука, 1975.

6. Байтурсынов А. Теория литературы. - Ташкент: 1926; Жумалиев К. Теория литературы. -Алматы, 1938; Ысмайылов Е. Проблемы теории литературы. - Алматы, 1940.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.