Научная статья на тему 'Проблемы исследования религиозной темы в произведениях современных отечественных живописцев'

Проблемы исследования религиозной темы в произведениях современных отечественных живописцев Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная тема / современная отечественная живопись / художественная жизнь Ленинграда – Санкт-Петербурга / официальное и нонконформистское искусство / проблема творческой адаптации / наследие авангарда / спекуляция темой. / religious theme / contemporary Russian painting / artistic life of Leningrad – St. Petersburg / official and nonofficial art / creative ability’s problem / avant-garde heritage / speculation in theme.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анна Ивановна Шаманькова

Выявлены проблемы, возникающие при нахождении и рассмотрении произведений на религиозную тему современных отечественных живописцев. Предложена классификация данного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation’s Problems of the Religious Theme in the Contemporary Russian Painting

The author considers the problems which take place during the finding and investigation of the religious theme at the contemporary Russian painting. This material’s classification is suggested here.

Текст научной работы на тему «Проблемы исследования религиозной темы в произведениях современных отечественных живописцев»

А. И. Шаманькова

Проблемы исследования религиозной темы в произведениях современных отечественных живописцев

Выявлены проблемы, возникающие при нахождении и рассмотрении произведений на религиозную тему современных отечественных живописцев. Предложена классификация данного материала. Ключевые слова: религиозная тема; современная отечественная живопись; художественная жизнь Ленинграда - Санкт-Петербурга; официальное и нонконформистское искусство; проблема творческой адаптации; наследие авангарда; спекуляция темой.

A. I. Shamankova Investigation's Problems of the Religious Theme in the Contemporary Russian Painting

The author considers the problems which take place during the finding and investigation of the religious theme at the contemporary Russian painting. This material's classification is suggested here.

Key words: religious theme; contemporary Russian painting; artistic life of Leningrad - St. Petersburg; official and nonofficial art; creative ability's problem; avant-garde heritage; speculation in theme.

Искусство России последней трети ХХ столетия чрезвычайно насыщенно и разнообразно. Во многом оно отражает возрождение христианской культуры и является началом нового этапа, связанно-

го с переосмыслением вечных Истин. Все чаще государственные музеи и частные галереи организуют экспозиции, так или иначе связанные с запрещенной в течение длительного времени тематикой. И все же ситуация, в которой пребывает сейчас Россия, сложна и неоднозначна. С одной стороны, уже очевидны плоды духовного возрождения, начавшегося в конце 1980-х гг.: чрезвычайно востребовано сейчас религиозное искусство - воссоздаются разрушенные в советский период храмы, проектируются и возводятся новые. При этом значима роль мастеров, работающих над художественным убранством интерьеров церквей, оформлением их фасадов. В станковых полотнах нарастает роль религиозных мотивов: в пейзажах все чаще появляются изображения соборов, церковные атрибуты - в натюрмортах, сюжеты перекликаются с тематикой произведений древнерусского искусства, и черты их отражаются в самой стилистике работ современных мастеров. Кажется, государственный курс способствует этому. С другой же стороны, свобода слова приводит порой к излишней «раскрепощенности», вседозволенности и пропаганде насилия. Остается открытым вопрос профессионализма и самовыражения, непосредственно связанный с проблемой так называемой спекуляции темой. Живописцы, стремясь изобрести новую выразительную форму для евангельских сюжетов (как это было и на рубеже Х1Х-ХХ вв.), иногда переступают некую незримую черту (морально-этические нормы), и целью их становится исключительно эпатаж. Нередко обращение к религиозной проблематике - это ни что иное, как дань моде и времени.

Проблематика религиозной темы в современной станковой живописи, несмотря на ее актуальность и востребованность, не исследована. Отдельные аспекты затрагивают лишь некоторые авторы. Поэтому закономерно обращение к значительному корпусу литературы, который условно можно разделить на несколько групп. Это работы общего характера, рассматривающие развитие исторического жанра в живописи России второй половины XIX - начала ХХ в., выявляющие также особенности отдельных периодов (или десятилетий); исследования, посвященные обращению мастеров

второй трети XIX - начала ХХ в. к библейским и евангельским сюжетам; источники, характеризующие искусство последней трети ХХ столетия в целом (в данном случае имеет значение также «серия» работ, написанных в конце 1970-х - 1980-е гг., затрагивающая такие значительные для семидесятников категории и сферы, как, например, мир личности портретируемого и др.); альбомы, изданные на протяжении 1990-х гг. и освещающие религиозные мотивы в произведениях современных художников; также публикации и отдельные издания, отражающие творчество тех живописцев, чьи работы выбраны для сопоставления и анализа (в т. ч. - неофициальных художников). Некоторую группу литературы составляют исследования пейзажного жанра, поскольку рассматриваемый материал включает большую долю пейзажа (заметим, что здесь затрагивается проблема документальности при изображении памятников церковной архитектуры). Более объективному характеру исследования способствует также использование материалов личных встреч с живописцами. Немаловажно то, что евангельская проблематика раскрывается в творчестве художников нескольких поколений - их вйдение и мироощущение различны и в отдельных случаях отражают религиозность («религиозное чувство»). Отметим, что приход к религиозной теме мастеров старшего поколения (а именно академистов) воспринимается даже не как попытка разобраться в себе, но скорее - как откровение и путь к Истине. Вообще, видится два пути прихода к религиозной тематике (и в некоторых случаях - собственно к религии): ярко эмоционально выраженный (через страдание, сострадание - к «страстям») и аналитический, «бесстрастный», четко выверенный (посредством сосредоточения и анализа).

Рассматриваемые произведения являют собой уникальный материал, и одной из задач является попытка его вычленения, синтеза и систематизации. Первая проблема, которая возникает при выделении и рассмотрении религиозных мотивов в работах современных живописцев, - проблема объективности. При всей тщательности отбора полотен (на общих и персональных выставках, в мастерских художников, по репродукциям в различного рода изданиях)

элемент случайности все же присутствует. Далее следует проблема классификации. Можно было бы начать с разговора о жанрах и их слиянии (синтезе), поскольку «религиозные мотивы» находят отражение в различных произведениях: это и собственно полотна на библейские сюжеты; работы аллегорического, образного характера, сопоставляющие события Священной истории и современные автору явления (сюда вплетаются проблемы «большой картины» и историзма в полотнах на евангельские сюжеты, стремление к «доподлинно-сти» или собственное вйдение, отмеченное поисками большей выразительности); пейзажи, включающие в себя мотивы древнерусского зодчества; жанровые работы, повествующие о православных обычаях, религиозных таинствах, либо представляющие интерьер (экстерьер) храма; натюрморты и исторические полотна с элементами христианского культа. Однако собранный материал, едва ли не в первую очередь, предполагает деление на два таких обширных блока, как «официальное» и «неофициальное», «нонконформистское» искусство. (В некотором смысле эта идея близка концепции выставки «Время перемен», прошедшей в Русском музее в 2006 г. [1]). У истоков возникновения данной оппозиции в послевоенное время (а также формирования «левого» крыла ЛОСХа) лежит проблема творческой адаптации, одна из наиважнейших проблем в художественной жизни Ленинграда второй половины ХХ в. Она непосредственно связана с проблемой свободы творчества. В СССР вся выставочная деятельность была монополизирована и неизбежно должна была соответствовать общему курсу государства. Она контролировалась партийными органами посредством советов при местных организациях Союза художников. Да и собственно легальная профессиональная деятельность, возможность получить государственный заказ, устроить персональную экспозицию и участвовать в городских, зональных и др. выставках были обусловлены членством в Союзе. Именно его члены формировали «лицо искусства», их творчество было «на виду», и поэтому официальные живописцы оказывались гораздо более скованными в своем творчестве (тем более в выборе религиозных тем). Постепенно и часто опосредованно некоторые из них приближаются к евангельской проблематике. Нередко внимание к православной теме

возникает у них в связи с интересом к культуре и традициям Древней Руси. С середины 1950-х - в 1960-е гг. ощутимо «нарастание» этих мотивов. В этот период уже очевидны предпосылки возникновения и собственно библейской тематики, когда в произведениях появляются мотивы предстояния и трапезы. Обращение к событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и ее последствиям, по силе трагедии сопоставимым в отдельных случаях с евангельскими сюжетами, также находит место в творчестве многих авторов (тема возвращения, возрождения и т.д.). К религиозной проблематике нас отсылает зачастую и мотив материнства. В композициях некоторых работ в особой, значимой роли цвета проявляются иконописные традиции. В советское время велико значение символа или метафоры, поэтому здесь уместно говорить о проблеме иносказания [3].

Художник, не подчиняющийся «системе», «уходил в подполье», тайно созидая вещи, которые десятилетиями могли ожидать своего зрителя. «Неофициальные» живописцы объединялись в группы, устраивали квартирные выставки, ставшие традицией и отразившие отдельную грань ленинградской художественной жизни второй половины ХХ столетия. Одной из форм существования творчески независимой личности с конца 1970-х - в 1990-е гг. становятся сквоты - нелегально занятые помещения в капремонтных домах [5; с. 101-120]. Именно в них сосредоточилась независимая культура Ленинграда. Сейчас история нонконформистского движения, обрастающая мифами и легендами, излишне романтизирована и героизирована. При огромном количестве дат в его хронике, сложно указать момент окончания «борьбы» власти и художников, равно как и ее начала, - все действия носили негласный характер. И при столь массовой вовлеченности художников в это движение, уровень произведений был различен (здесь мы вновь возвращаемся к вопросам профессионализма и спекуляции темой).

В отдельных же случаях в творчестве «неофициалов» раскрывается проблематика восстановления прерванных традиций. Некоторые художники старшего поколения все же продолжали им следовать. Официальное возвращение к русскому авангарду 1910-1920-х гг. состоялось лишь в 1988-1990 гг., с началом

«перестройки». Тогда в Русском музее были открыты выставки К. С. Малевича [4], П. Н. Филонова [7], В. В. Кандинского [2], «Советское искусство 20-30-х годов» [6] и др. Но еще во второй половине 1940-х гг. активно велся поиск особенных, выразительных решений в живописи. О. А. Сидлин (ученик А. А. Осмер-кина, К. С. Малевича, К. С. Петрова-Водкина), преподававший в изостудиях при домах культуры с 1936 г., «разработал оригинальную педагогическую систему, основой которой стал синтез пластических открытий авангарда начала ХХ века» [5; с. 15]. Принципы анализа живописно-пластической формы положил в основу своих методов и Г. Я. Длугач, обращавшийся по преимуществу к произведениям старых мастеров. Художник «левого ЛОСХа» В. В. Стерлигов (ученик К. С. Малевича) и его жена Т. Н. Глебова (последовательница П. Н. Филонова) «исповедовали» с начала 1960-х гг. новый пластически-пространственный принцип, основанный на сферическом («чаше-купольном») элементе формообразования. Эти «школы» стали своего рода символом и воплощением идеи свободного творчества. И в связи с ними при исследовании религиозной проблематики в современной живописи важно выделить те работы, которые невозможно отнести ни к одному из жанров и ни к одной из выше обозначенных тем, - их можно рассматривать по одному, но чрезвычайно значимому признаку - духовной составляющей. Безусловно, здесь не будет четкого определения «духовной сути» - выделить такие работы нелегко, и элемент субъективности вновь будет присутствовать. В них нередко значима роль гармоничного колористического строя, многослойность живописи, поскольку это одно из средств приближения к внутреннему наполнению. Определяющими при выборе этих произведений является, прежде всего, сила их воздействия (конечно, положительный вектор), наполненность особым, мистическим смыслом. Многие из этих работ беспредметны, поскольку отдельные мастера (В. В. Стерлигов и его последователи и др.) нередко намеренно отказывались от форм внешнего (материального) мира во имя приближения к некой универсальной, духовной сути. Таким

образом, выявляется еще одна «оппозиция»: фигуративная живопись и беспредметное искусство (здесь особенно остро встает вопрос законченности произведения). К абстрактным работам, составляющим значительно меньшую часть, можно отнести также и некоторые образцы концептуального искусства, базирующиеся на живописном начале. Разбивка на эти крупные блоки в целом характерна для всего отечественного искусства второй половины ХХ в. и, в частности, Москвы и Ленинграда - Санкт-Петербурга.

Попутно возникает еще ряд вопросов, таких как, например, влияние новых видов искусства - временных. Так, от кино в живопись входят приемы монтажа и метод коллажа (последний отчасти и от декоративно-прикладного искусства). Важно также говорить о проблеме обобщения, монументализации образа, синтезе, универсализации сюжета в стремлении приблизиться к «вечной» теме, сделать ее вневременной. В отдельных случаях здесь играет роль ассоциативный подход, в творчестве некоторых художников происходит соединение мифологического и религиозного сознания и т.д.

Итак, здесь намечены основные, но далеко не все, проблемы исследования религиозной темы в современной отечественной живописи. Выявление и решение их представляется актуальным и важным в настоящее время, когда продолжается восстановление церковной культуры, закладываются основы будущего православного искусства, намечаются дальнейшие пути его развития и основополагающие тенденции.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Время перемен: искусство 1960 - 1985 в Советском Союзе. Каталог выставки / Авт. Е. Барабанов и др. СПб.: Palace Editions, 2006. 515 с.

2. Кандинский В. В. 1866-1944. Живопись, графика, прикладное искусство : Каталог выставки / Сост. Н. Б. Автономова, Ю. М. Забродина; авт. ст. Д. В. Сарабьянов и др. Л.: Аврора, 1989. 271 с.

3. Красный цвет в русском искусстве / Авт. вст. ст. Е. Н. Петрова, И. Киблицкий, Т. Б. Вилинбахова. СПб.: Palace Editions, 1997. 185 с.

4. Малевич К. [Каталог репродукций. Из собр. Гос. Рус. музея]. М.: [Б. и.], 1988. [16] л.

5. Новый художественный Петербург : Справочно-аналитический сборник / Общ. ред. и сост. О. Лейкинда и Д. Северюхина. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2004. 632 с.

6. Советское искусство 20-30-х годов: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство : Каталог выставки [из фондов Государственного Русского музея] / Сост. Н. А. Барабанова и др.; авт. ст. Е. Н. Петрова, Е. Ф. Ковтун. Л.: Искусство, 1988. 80 с., [180] л. ил.

7. Филонов П. Н. Живопись. Графика : Каталог выставки. Из собр. Гос. Рус. Музея / Авт. ст. Е. Ф. Ковтун. Л.: Аврора, 1988. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.