Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
ТУВА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТУВЫ
А.К. Кужугет1
PROBLEMS OF RESEARCH OF TUVAN CULTURE
A. Kuzhuget
Аннотация в статье рассматриваются проблемы исследования культуры Тувы в контексте исторических культурных связей тувинцев с другими родственными и соседними народами Востока, а также изучения опыта «постмодернизации» с целью применения его в современной тувинской культуры.
Ключевые слова: научные исследования, государственный уровень, духовная культура, тувинская культура, восточные культуры, влияние.
Abstract Problems of research of Tuvan culture in a context of historical cultural contact of Tuvans with other related and neighboring people of the East are reviewed in the article as well as problems of exploring the experience of "postmodernization" for the purpose of applying it in modern Tuvan cultures.
Keywords. Scientific researches, the state level, spiritual culture, the Tuva culture, east cultures, influence.
Начиная с 20-х годов XX века прервался процесс векового общения и культурного взаимовлияния Тувы с Монголией, Китаем и опосредованно через них с другими странами Азии. А между тем, связи тувинцев с восточными соседями были чрезвычайно прочными и долгими. Искусствоведы и культурологи Тувы отмечают, что их влияние отразилось во всех видах народного творчества тувинцев: в музыке, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре. Однако предметом глубокого научного исследования эта
1 Кужугет Айлана Калиновна - доктор культурологии, главный научный сотрудник ТИГИ, профессор кафедры философии ТывГУ.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_1-2/127-culture.html
247
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
проблема никогда ранее не являлась. В советский период ориентация научных разработок была направлена исключительно на изучение влияния русской советской культуры.
Глубокий анализ традиционной культуры различных народов, тувинской в частности, показал, что, к сожалению, неизбежен естественный процесс отмирания некоторых видов художественной деятельности (в частности, изготовление седел, уздечек, сундуков, шитье традиционной одежды и обуви) в связи с модернизацией общества, сменой образа жизни. Уходит то, что было тесно связано с бытом.
Все более актуальны в настоящее время исследования духовной культуры традиционного общества, изучение ее составляющих, ее потенциалов, связанных с мироощущением, отношением к природе, к людям. Живучесть духовной культуры объясняется ее самодостаточностью, ее синергетикой. Совершая ежегодные обряды с обращением к объектам природы, люди достигали психологического удовлетворения.
Духовная культура традиционного общества учит умению достигать психологического комфорта в жизни, радоваться простым человеческим чувствам - любви к женщине, детям, дружбе, жить в согласии с природой и с самим собой. Не стоит подменять эти общечеловеческие ценности материальными излишествами. Слепое следование опыту развитых (западных) цивилизаций далеко не всегда позитивно. Подобный опыт у Тувы уже есть. Общеизвестно, что в сфере экономики, производства влияние западных технологий ускорило развитие восточных обществ, однако в духовной сфере проблемы современного кризиса надо решать самим, здесь никто не поможет.
Современное тувинское общество должно осознать важность социально-психологических задач, разрабатывать комплексные программы выхода из глубокого кризиса, что, кстати, непременно должно отразиться и на экономике республики. Тува относится к наиболее де-
248
Электронный информационный журнал Новые исследования Тувы: www.tuva.asia 2009, №№ 1-2
прессивным районам России не только в экономике и производстве, но и в социальной сфере. В республике один из самых низких показателей продолжительности жизни и один из самых высоких показателей доли населения, находящегося за чертой ниже прожиточного минимума. По переписи населения 2002 г. в Туве «средняя продолжительность жизни обоих полов составила 55 лет (у мужчин - 49,4; у женщин - 61,9), в сельской местности - 53,7 лет (для мужчин - 48,4; для женщин - 60,4)'.
Есть две силы, способные вывести общество из глубокого кризиса: это государство, сотрудничающее с наукой (и гуманитарной), и ценности национальной культуры. Только эти силы могут придать мощный импульс развития. Таким путем шли страны Юго-Восточной Азии, где государство объединяет общество, а культура дает важную морально-психологическую поддержку людям ради выживания в труд -ных экономических условиях.
На государственном уровне особое значение сейчас необходимо придавать воспитанию творческой личности. Для этого требуются реформы системы образования. Безусловно, это отход от традиционного, в частности, тувинского воспитания, однако, надо понять, что это -то ценное качество, которое выработало западное общество и которое необходимо перенять в наше время представителям других азиатских культур. При этом творческая личность совсем не исключает личность, осознающую нравственную ответственность перед обществом, высокоинтеллектуальную, культурнообразованную.
Решение чисто экономических задач невозможно без решения задач духовного развития современного тувинского общества. 1
1 Аналитическая записка «Об итогах всероссийской переписи населения 2002 г. в Республике Тыва». С. 24.
249