ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИХ ПЕРИОДОВ В РАЗВИТИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛОСТНОГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
Е.А. Брехт (Барнаул)
Аннотация. Анализируются подходы отечественных и зарубежных психологов к исследованию критических периодов в развитии взрослого человека. Доказывается целесообразность исследования кризисов зрелой личности в контексте жизненного пути, понимаемого как развитие человека в течение жизни. Ставится вопрос о необходимости психологического обоснования возрастной периодизации индивидуальной жизни и выделения критических периодов жизненного пути, в связи с чем рассматривается проблема психологического времени и жизненных перспектив личности Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выяснение особенностей связи содержания жизненной перспективы, специфичной для данного возрастного периода, с переживанием личностного кризиса.
Ключевые слова: жизненный путь, личностный кризис, развитие личности, взрослость, психологическое время, субъективная картина жизненного пути, жизненные перспективы.
В условиях происходящих перемен и кризисных явлений в российском обществе открытым остается вопрос о путях поиска человеком опоры внутри и вне собственной личности, которая давала бы ощущение психологической устойчивости в современном нестабильном, интенсивно меняющемся мире. Авторы предполагают, что сегодня тесно переплетены и взаимообусловливают друг друга кризисные явления в современном обществе и кризисы личности. Особенно болезненно это переживают люди, оказавшиеся «заложниками» личностного кризиса, дезадаптированные, потерявшие опору, поддержку, привычное место в жизни и, порой, даже надежду на изменение к лучшему [4]. В связи с этим важным представляется оказание психологической помощи и поддержки взрослому человеку, переживающему кризис.
Поднимается вопрос об изучении кризисов зрелой личности, которые отделяют один период жизненного пути взрослого от другого. Интересна точка зрения А.Г. Асмо-лова, который считает, что изучение кризисов зрелой личности имеет также большое значение для развития психологической науки, так как направляет внимание психологов на выявление механизмов развития личности в зрелом возрасте [2]. Л.И. Анцыферова полагает, что есть определенные трудности, с которыми человек сталкивается на каждом возрастном этапе. Психологи, приступившие к изучению жизненного пути человека, обнаружили, что на каждом этапе есть свои трудные проблемы и тяжелые события, с которыми субъект с большим или меньшим успехом, справляется [1]. Так же она считает необходимым исследование динамики и логики развития человека на протяжении всей жизни в контексте целостного жизненного пути. По мнению многих авторов, жизненный путь личности по необходимости проходит через кризисы, в результате которых возможна его реконструкция через изменение смыслов, ценностей, целей. Кризис - это поворотный пункт жизненного пути.
В результате анализа литературы выявлено, что в настоящее время остается открытым вопрос об отличиях в протекании и возникновении кризисов на разных возрастных этапах зрелости. В этом русле одним из подходов к решению данной проблемы будет исследование динамики ценностных ориентация личности как содержательной стороны жизненной перспективы личности на разных
возрастных этапах жизненного пути, а так же исследование особенностей связи содержания жизненной перспективы с переживанием кризиса. На решение данной проблемы и было направлено проведенное эмпирическое исследование, гипотеза которого звучит следующим образом: невозможность или малая доступность для личности достижения ценностей, составляющих ядро жизненной перспективы на данном возрастном этапе, связаны с переживанием кризиса жизненного пути.
Данное исследование опиралось на периодизацию взрослых возрастов М.В. Гомезо, B.C. Герасимовой, Л.М. Орловой [3]. С целью исследования возрастных особенностей содержания жизненной перспективы -предпочтения ведущих жизненных ценностей, а также выявления уровня рассогласования между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности, применительно к конкретным жизненным сферам был использован модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения "ценности и доступности" в различных жизненных сферах». Также применялся метод «Оценивания пятилетий жизни». Цель применения метода в данной работе - измерение степени субъективной реализованности жизненного пути как соотношение событийной насыщенности прошлого и будущего, а также выявление наличия кризисов «нереализованности» и «утраты смысла жизни» как этапов жизненного пути в различные возрастные периоды.
В результате проведенного исследования выявлены ведущие жизненные ценности, составляющие ядро жизненной перспективы разных возрастных групп. Так, люди в возрасте 23-35 лет характеризуются направленностью на реализацию таких жизненных ценностей, как семейная жизнь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь, свобода, наличие хороших и верных друзей.
36-45-летние люди оценили как наиболее значимые следующие ценности: счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь, здоровье, любовь, интересная работа.
Люди 46-55 лет стремятся реализовать такие ценности, как здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь.
Выявлена связь представлений человека о доступности для себя достижения ведущих жизненных ценностей данной возрастной группы с наличием кризиса: в том случае, если человек не видит для себя способов достижения важнейших ценностей, составляющих ядро его жизненной перспективы, можно говорить о переживании им кризиса жизненного пути. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась, и данное исследование может считаться очередным вкладом в проблему исследования кризисов зрелой личности в масштабе жизненного пути.
Но остаются нерешенными многие другие вопросы, связанные с изучением кризисов в развитии взрослого человека. В этом русле важным является исследование субъективной картины жизненного пути личности, представлений человека о собственном прошлом, настоящем и будущем в различные периоды взрослости, их изменений и связи с переживанием кризиса. Кроме того, необходимо изучение других характеристик жизненной
перспективы человека, таких как «согласованность», «реалистичность», «продолжительность», «дифференци-рованность», «оптимистичность» и др. Эти характеристики изменяются в течение жизненного пути личности и могут отражать переживание кризиса на разных возрастных этапах.
Результаты описанного подхода к исследованию кризисов зрелой личности помогут выстроить консультативные и психотерапевтические стратегии работы с людьми разных возрастов, обращающимися за помощью к специалисту в случае переживания кризисов. Данный подход может быть использован практическими психологами для психологической перестройки личности, которая включает в себя переосмысление жизненного пути как истории развития личности во времени её жизни, изменения в восприятии человеком личного прошлого, настоящего и будущего с целью гармонизации жизни и выхода из кризиса, а так же для оказания помощи по коррекции и реконструкции жизненной перспективы человека.
Литература
1. Анциферова Л И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001
2. Асмолов А Г. Психология личности М., 1990.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
4. Рапьникова И.А., Мухачева Е.И ., Ралко И В. Ценностно-смысловой аспект субъективного переживания времени в период кризиса середины
жизни (теоретический анализ) // Образование и социальное развитие региона. 2002. № 3-4.
PROBLEMS RESEARCH OF ГНЕ CRITICAL PERIODS IN DEVELOPMENT OF THE MATURE PERSON IN THE CONTEXT OF THE COMPLETE VITAL WAY E.A. Breht (Barnaul)
Summary. Approaches of domestic and foreign psychologists to research of the critical periods in development of the adult person are analyzed The expediency of research of crises of the mature person in a context of the vital way understood as development of the person during life is proved The question on necessity of a psychological substantiation age periodization individual life and allocation of the critical periods of a vital way in this connection, the problem of psychological time and vital prospects of the person is considered (examined) is put. Results of the empirical research directed on finding - out of features of communication (connection) of the maintenance (contents) of vital prospect, specific to the given age period, with experience of personal crisis are submitted
Key words: a life, personal crisis, development of the person, maturity, psychological time, a subjective picture of a vital way, vital prospects