Научная статья на тему 'Проблемы использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения (на примере г. Минусинска Красноярского края)'

Проблемы использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения (на примере г. Минусинска Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
291
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МИНУСИНСК / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ / ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барабаш Валентина Петровна

Статья посвящена проблемам использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения среднего профессионального образования на примере старинного сибирского города Минусинска (Красноярский край). Автор обращает внимание на роль муниципальных и региональных властей в защите памятников и проблемы законодательной базы в этом отношении. Приводятся примеры деятельности руководства образовательных учреждений при решении особых проблем по сохранению ценных исторических объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education Institutions Situated in the Buildings Considered To Be Architectural And Historical Monuments. Problems of the Objects’ Use (Shown on the Example of Minusinsk, Krasnoyarsk Region)

The article discusses problems of historical and cultural monuments’ use as places for educational institutions on examples of colleges in an ancient Siberian city Minusinsk, (Krasnoyarsk Region). The author proves necessity of municipal and regional authorities’ contribution to monuments’ preservation and draws attention to problems of laws in this sphere. She also gives examples from real management practice of monuments’ protection.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения (на примере г. Минусинска Красноярского края)»

Список использованных источников

1. Новосибирск: энциклопедия / гл. ред. В.А. Ламин. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. — С. 106-107.

УДК 908

ББК 79,0

В.П. Барабаш, г. Минусинск (Красноярский край)

Проблемы использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения (на примере г. Минусинска Красноярского края)

Аннотация

Статья посвящена проблемам использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения среднего профессионального образования на примере старинного сибирского города Минусинска (Красноярский край). Автор обращает внимание на роль муниципальных и региональных властей в защите памятников и проблемы законодательной базы в этом отношении. Приводятся примеры деятельности руководства образовательных учреждений при решении особых проблем по сохранению ценных исторических объектов.

Ключевые слова: памятники истории и культуры, образовательные учреждения, Минусинск, муниципальные и региональные власти, проблема использования.

В современной России огромное количество исторических зданий, представляющих интерес с точки зрения науки, культуры и архитектуры, занято под учебные, административные, вспомогательные корпуса образовательных учреждений разного типа. Университеты и академии, консерватории и институты, колледжи и училища, школы и гимназии располагаются в зданиях, созданных порой несколько веков и десятков лет назад. Сам по себе этот факт не является чем-либо предосудительным. Так, в одном из старейших университетов мира — Оксфордском (Великобритания) — значительное количество колледжей и студенческих общежитий занимают старинные здания Х1-Х1Х вв. и тем самым привлекают своим обликом, дыханием старины, сохранением традиций многих абитуриентов со всего мира. Оксфорд поражает своим трогательно-заботливым отношением к тому культурно-историческому наследию, на котором он зиждется. Нет разваливающихся остовов старинных зданий, обшарпанных фасадов, дико вписывающихся в старину «новоделов». В Оксфорде вся флора воссоздается в том ассортименте, в котором, казалось, она была несколько столетий назад: увитые плющом дома, герань в кадках у дверей, вековые дубы и липы, стриженные под линейку лужайки и газоны, изумительная красота в простоте цветочного ландшафта. Для чего эти экскурсы? В первую очередь для понимания вопроса о том, что проблемы, вынесенные в заголовок статьи, могут быть успешно решены.

Городу Минусинску далеко до Оксфорда во всех отношениях. Далеко географически, несравнимо по климату, не столь древняя история за спиной живущих здесь людей. Также несравнимо и отношение всего общества к проблемам сохранения и ревалоризации старых и ценных в этом плане зданий. В данной статье мы обозначим проблемы и сделаем попытку обосновать пути их преодоления в контексте нашей российской действительности.

Минусинск — старинный сибирский город. В 2014 г. ему исполняется 275 лет как поселению и 191 год как городу. В так называемой старой части города располагается громко названный в рамках социокультурного проекта «Минусинск — культурная столица Красноярского края — 2012 г.»

Исторический квартал. Он включает в себя несколько улиц, несколько десятков домов, Спасский собор, старинные купеческие особняки, здания Минусинского регионального краеведческого музея и театра. Минусинск имеет статус города-памятника. В 1966 г. на уровне Красноярского края был утвержден проект охранных зон исторического Минусинска, и в 1990 г. город внесен в список исторических мест РСФСР. В городе более 400 зданий постройки до 1917 г. [3, с. 197]. Часть старинных зданий занимают учебные заведения. Это:

- главный учебный корпус медицинского колледжа;

- 4 учебных корпуса краевого колледжа культуры и искусства;

- учебный корпус ПУ-61;

- здание детской художественной школы;

- учебные помещения вечерней школы в части здания;

- воскресная православная школа Спасского собора.

Основная проблема заключается в том, что большая часть зданий не были изначально построены под учебные заведения. На протяжении того времени, когда в них функционируют учебные заведения, здания приспосабливали под учебный процесс, что неминуемо привело к утрате первоначального облика, особенно внутри. В ходе проводимых ремонтов, реконструкций, модернизаций появилось огромное количество пристроек, перегородок, мощных слоев штукатурки, краски, исчезли многие уникальные элементы и фрагменты декора, лепки и т.д. Учебные заведения идут на всевозможные ухищрения, чтобы удовлетворить учебный процесс и сохранить базовую составляющую памятника, в котором располагаются.

Так, из четырех зданий-памятников, в которых располагаются учебные корпуса Красноярского краевого колледжа культуры и искусства, лишь одно здание — главный административный корпус по ул. Красных партизан, 3 (Рис. 1) — было изначально построено по заказу Минусинской городской думы в 1916 г. для женской прогимназии. В 1918 г. оно было расширено трехоконной пристройкой к западному фасаду. Это крупное кирпичное двухэтажное здание в формах «кирпичного стиля» середины 1910-х гг. Здание удобно для учебного заведения не только большими аудиториями, но и большими оконными проемами, которые имеют рамочные обрамления с лучковыми сандриками. Окна дают много света, что необходимо для учащихся. В предвоенные годы здесь размещалась общеобразовательная школа №2. В 1970-х гг. с западной стороны здания был возведен спортивный корпус, произведена частичная перепланировка помещений. В 1970-1980-е гг. здание занимал педагогический техникум, а с середины 1980-х гг. — культурно-просветительное училище. Этот объект является памятником регионального значения, находится в удовлетворительном состоянии, его ценная культурная составляющая поддерживается руководством колледжа.

Три же других здания-памятника колледжа культуры и искусства являются купеческими домами и для нужд учебного заведения были приспособлены. Учебный корпус №2 по ул. Красных партизан, 14 (рис. 2) также является памятником регионального значения с 1986 г. и представляет собой крупное Г-образное кирпичное двухэтажное здание. На дверях и окнах первого этажа были металлические распашные ставни, которые в ходе последнего по времени ремонта (2008 г.) были убраны. Здание было построено в конце XIX в. и принадлежало первоначально купчихе Е. Бяковой, затем — купцу П.И. Лыткину, позже — мещанину Д.И. Лалетину. В начале XX в. было перестроено. Под зданием сохранился подвал с каменными сводами, а в ходе капитального ремонта помещения с такими же впечатляющими сводами на первом этаже здания были освобождены от всяческих пристроек и сейчас воссозданы в первоначальном варианте. В помещении с этими интересными архитектурными элементами располагается буфет колледжа. Внутренняя составляющая здания полностью перестроена под нужды учебного заведения. В 1947 г., когда это здание занимала краевая культурно-просветительная школа, здесь было 16 учебных классов и кабинетов, а отапливалось здание 16 печами [2, с. 7]. Сейчас печной системы, разумеется, нет, хотя имело смысл оставить хотя бы одну печь как артефакт. Здание капитально отремонтировано и находится в удовлетворительном состоянии.

Учебный корпус №3 по ул. Красных партизан, 20 (рис. 3) внесен в реестр памятников архитектуры регионального значения также в 1986 г., представляет собой кирпичное двухэтажное здание. В 1916 г. оно принадлежало купцу-инородцу абаканской управы Г.И. Чаркову, занимавшемуся скуп-

кой скота. Здание было построено в 1892 г. в стиле эклектики. Главный северный фасад в 15 осей. Боковые фасады глухие. В 1927 г. здесь размещался педтехникум, в годы войны — эвакогоспиталь. Сейчас на первом этаже 4 учебных класса хореографии, на верхнем этаже — музыкальные специальности. Здание не было приспособлено для учебных целей, поэтому модернизация, безусловно, проводилась. Остаются проблемы, которые сложно пока решить. Например, занятия танцем, особенно народным и современным, приводят к вибрации, поэтому контроль за состоянием стен, потолков, перекрытий осуществляется постоянно.

Колледж культуры и искусства также имеет в управлении одноэтажное каменное здание 1891 г. по ул. Ленина, 78 (рис. 4). Это бывшее купеческое здание. В 1922 г. здесь размещалась редакция газеты «Власть труда», где работал начинающий тогда писатель Василий Ян (Янчевецкий). Здание не приспособлено к учебным занятиям, имеет всего 2 комнаты, туалет находится на улице, фактически отсутствует придворовая территория. Здание нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. К сожалению, пока подвижек в эту сторону нет. Не выделены средства даже на проектно-сметную документацию. В результате колледж с 1 сентября 2014 г. не использует это здание в учебных целях и обратился в краевое управление госимущества с отказом от него. Это серьезная проблема, так как здание не может эксплуатироваться по предписаниям пожнадзора, роспотребнадзора, но и не имеется средств для ремонта и реконструкции, а в небольшом городе сдать здание в аренду с обременением практически невозможно. Как результат, идет разрушение памятника.

Медицинский техникум располагается в здании по ул. Ленина, 75 (рис. 5). Это дом купчихи М. Беловой — первое каменное здание г. Минусинска, построено в 1854 г. В 1887-1889 гг. в здании размещался Минусинский музей, позже — городское училище. Долгие годы здесь располагалась общеобразовательная школа №4. Здание внешне сохранено удовлетворительно, внутри также приспособлено по возможности под учебный процесс.

В хорошем состоянии находится памятник архитектуры регионального значения по ул. Ленина, 77 (рис. 6). Это бывшее здание женской гимназии, построенное в 1912 г. Сейчас в нем располагается детская художественная школа и городская картинная галерея. Внутри здание также хорошо сохранилось, не затронуто глобальными реконструкциями.

Наиболее плачевное состояние имеет двухэтажный каменный дом - «Усадьба Пашенных» по ул. Октябрьской, где располагается профессиональное училище №61. Здание время от времени подвергалось различным ремонтам, модернизациям, но его состояние сегодня требует капитального ремонта и реконструкции как по фасадам, так и внутри. Весь ансамбль усадьбы нарушен и требует восстановления [3, с. 203-205].

Нельзя не упомянуть и знаменитого минусинского памятника архитектуры — трехэтажного каменного здания, «Дома Вильнера». О нем мы уже писали [1, с. 104-110]. К сожалению, запланированные работы по реконструкции и капитальному ремонту здания не начались до сих пор. Губернатором Красноярского края Л.В. Кузнецовым было обещано начать работы в 2013 г. Ремонт не начался, а губернатор покинул наш край в мае 2014 г. Что будет дальше — неизвестно.

Таким образом, можно сформулировать несколько основных проблем:

1. Немало учебных заведений расположены в зданиях-памятниках истории, культуры, архитектуры. Здания, как правило, строились как жилые, торговые дома, и их пришлось приспосабливать под учебные занятия. На протяжении десятилетий, а иной раз и столетий они выдержали многочисленные модернизации и значительно потеряли свой первоначальный облик. Во внутренних конструкциях, интерьере, расположении утрачено очень многое, разве что сохранились перекрытия и несущие стены.

2. Недостаток материальных средств приводит к неполноценным ремонтам, отсутствию добротной, профессиональной реконструкции, утрате, порой безвозвратно, многих элементов убранства.

3. Многие здания обросли всевозможными пристройками, флигелями, складскими помещениями, гаражами, спортивными сооружениями, современными арт-объектами, что наносит большой эстетический и моральный ущерб.

4. В г. Минусинске традиция штукатурить и красить старинные кирпичные здания приводит к аляповатости расцветок, неряшливости в исполнении, непрезентабельности разрушающихся от дождя и хакасских ветров фасадов.

5. Учебные учреждения — живой и меняющийся, эволюционирующий организм, и потому старинные здания, в которых они находятся, оказываются опутанными проводами, многочисленными антеннами, «тарелками», и производят весьма «оригинальное» впечатление. Способствуют этому и элементы «евроремонта»: пластиковые окна и двери, современное благоустройство, современные кровельные материалы и т.д.

Ситуацию можно и нужно менять, развивая нормативную базу в деле сохранения нашего культурного наследия, создавая более жесткую законодательную базу, развивая и материально подкрепляя государственную политику на всех уровнях власти.

Рис. 1. Здание женской прогимназии (ул. Красных партизан, 3), ныне учебный корпус №1 Красноярского краевого колледжа культуры и искусств (далее ККККИ)

Рис. 2. Дом мещанина Д. Лалетина (ул. Красных партизан, 14), ныне учебный корпус №2 ККККИ

Рис 3. Дом Чиркова (ул. Красных партизан, 20), ныне учебный корпус №3 ККККИ

Рис. 4. 1920-е гг., здание редакции газеты «Власть труда», где работал писатель Василий Ян (ул. Ленина, 78), ныне учебный корпус №5 ККККИ, который сейчас не эксплуатируется

Рис. 5. Дом купчихи Беловой (ул. Ленина, 75), ныне Минусинский медицинский техникум

Рис. 6. Здание женской гимназии (ул. Ленина, 77), ныне художественная школа

и картинная галерея

Список использованных источников

1. Барабаш В.П. Дом Вильнера в Минусинске: проблемы и перспективы его реставрации и использования // Баландинские чтения: сборник статей VII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2012 г. / Новосиб. гос. архит.-худ. акад. [сост. Д.Д. Бушма]. — Новосибирск, 2013. — 344 с.

2. Барабаш В.П. Страницы истории Красноярского краевого училища культуры (к 55-летию со дня основания). — Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2003. — 180 с.

3. Энциклопедия Красноярского края. Юг / под ред. Л.Н. Ермолаевой. — Красноярск: Изд-во «Буква», 2008. — 592 с.

УДК 72.007

ББК 85.113

Д.Д. Гаркуша, г. Новосибирск

Исследователь исторических мер, сибирский архитектор Николай Иванович Болотин (1907-1979)

Аннотация

Статья посвящена профессиональной биографии сибирского архитектора Николая Ивановича Болотина (1907-1979), одного из старейших педагогов Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, выдающегося исследователя в сфере исторической метрологии. Для рассказа о Н.И. Болотине автором привлекаются литературные источники, документы в музейном архиве и устные воспоминания современников.

Ключевые слова: сибирский архитектор, ХХ век, Н.И. Болотин, историческая метрология, исторические меры, Новосибирский инженерно-строительный институт.

Настоящая статья посвящена профессиональному наследию одного из старейших педагогов си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.