Список использованных источников
1. Новосибирск: энциклопедия / гл. ред. В.А. Ламин. — Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. — С. 106-107.
УДК 908
ББК 79,0
В.П. Барабаш, г. Минусинск (Красноярский край)
Проблемы использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения (на примере г. Минусинска Красноярского края)
Аннотация
Статья посвящена проблемам использования зданий-памятников истории и культуры под учебные заведения среднего профессионального образования на примере старинного сибирского города Минусинска (Красноярский край). Автор обращает внимание на роль муниципальных и региональных властей в защите памятников и проблемы законодательной базы в этом отношении. Приводятся примеры деятельности руководства образовательных учреждений при решении особых проблем по сохранению ценных исторических объектов.
Ключевые слова: памятники истории и культуры, образовательные учреждения, Минусинск, муниципальные и региональные власти, проблема использования.
В современной России огромное количество исторических зданий, представляющих интерес с точки зрения науки, культуры и архитектуры, занято под учебные, административные, вспомогательные корпуса образовательных учреждений разного типа. Университеты и академии, консерватории и институты, колледжи и училища, школы и гимназии располагаются в зданиях, созданных порой несколько веков и десятков лет назад. Сам по себе этот факт не является чем-либо предосудительным. Так, в одном из старейших университетов мира — Оксфордском (Великобритания) — значительное количество колледжей и студенческих общежитий занимают старинные здания Х1-Х1Х вв. и тем самым привлекают своим обликом, дыханием старины, сохранением традиций многих абитуриентов со всего мира. Оксфорд поражает своим трогательно-заботливым отношением к тому культурно-историческому наследию, на котором он зиждется. Нет разваливающихся остовов старинных зданий, обшарпанных фасадов, дико вписывающихся в старину «новоделов». В Оксфорде вся флора воссоздается в том ассортименте, в котором, казалось, она была несколько столетий назад: увитые плющом дома, герань в кадках у дверей, вековые дубы и липы, стриженные под линейку лужайки и газоны, изумительная красота в простоте цветочного ландшафта. Для чего эти экскурсы? В первую очередь для понимания вопроса о том, что проблемы, вынесенные в заголовок статьи, могут быть успешно решены.
Городу Минусинску далеко до Оксфорда во всех отношениях. Далеко географически, несравнимо по климату, не столь древняя история за спиной живущих здесь людей. Также несравнимо и отношение всего общества к проблемам сохранения и ревалоризации старых и ценных в этом плане зданий. В данной статье мы обозначим проблемы и сделаем попытку обосновать пути их преодоления в контексте нашей российской действительности.
Минусинск — старинный сибирский город. В 2014 г. ему исполняется 275 лет как поселению и 191 год как городу. В так называемой старой части города располагается громко названный в рамках социокультурного проекта «Минусинск — культурная столица Красноярского края — 2012 г.»
Исторический квартал. Он включает в себя несколько улиц, несколько десятков домов, Спасский собор, старинные купеческие особняки, здания Минусинского регионального краеведческого музея и театра. Минусинск имеет статус города-памятника. В 1966 г. на уровне Красноярского края был утвержден проект охранных зон исторического Минусинска, и в 1990 г. город внесен в список исторических мест РСФСР. В городе более 400 зданий постройки до 1917 г. [3, с. 197]. Часть старинных зданий занимают учебные заведения. Это:
- главный учебный корпус медицинского колледжа;
- 4 учебных корпуса краевого колледжа культуры и искусства;
- учебный корпус ПУ-61;
- здание детской художественной школы;
- учебные помещения вечерней школы в части здания;
- воскресная православная школа Спасского собора.
Основная проблема заключается в том, что большая часть зданий не были изначально построены под учебные заведения. На протяжении того времени, когда в них функционируют учебные заведения, здания приспосабливали под учебный процесс, что неминуемо привело к утрате первоначального облика, особенно внутри. В ходе проводимых ремонтов, реконструкций, модернизаций появилось огромное количество пристроек, перегородок, мощных слоев штукатурки, краски, исчезли многие уникальные элементы и фрагменты декора, лепки и т.д. Учебные заведения идут на всевозможные ухищрения, чтобы удовлетворить учебный процесс и сохранить базовую составляющую памятника, в котором располагаются.
Так, из четырех зданий-памятников, в которых располагаются учебные корпуса Красноярского краевого колледжа культуры и искусства, лишь одно здание — главный административный корпус по ул. Красных партизан, 3 (Рис. 1) — было изначально построено по заказу Минусинской городской думы в 1916 г. для женской прогимназии. В 1918 г. оно было расширено трехоконной пристройкой к западному фасаду. Это крупное кирпичное двухэтажное здание в формах «кирпичного стиля» середины 1910-х гг. Здание удобно для учебного заведения не только большими аудиториями, но и большими оконными проемами, которые имеют рамочные обрамления с лучковыми сандриками. Окна дают много света, что необходимо для учащихся. В предвоенные годы здесь размещалась общеобразовательная школа №2. В 1970-х гг. с западной стороны здания был возведен спортивный корпус, произведена частичная перепланировка помещений. В 1970-1980-е гг. здание занимал педагогический техникум, а с середины 1980-х гг. — культурно-просветительное училище. Этот объект является памятником регионального значения, находится в удовлетворительном состоянии, его ценная культурная составляющая поддерживается руководством колледжа.
Три же других здания-памятника колледжа культуры и искусства являются купеческими домами и для нужд учебного заведения были приспособлены. Учебный корпус №2 по ул. Красных партизан, 14 (рис. 2) также является памятником регионального значения с 1986 г. и представляет собой крупное Г-образное кирпичное двухэтажное здание. На дверях и окнах первого этажа были металлические распашные ставни, которые в ходе последнего по времени ремонта (2008 г.) были убраны. Здание было построено в конце XIX в. и принадлежало первоначально купчихе Е. Бяковой, затем — купцу П.И. Лыткину, позже — мещанину Д.И. Лалетину. В начале XX в. было перестроено. Под зданием сохранился подвал с каменными сводами, а в ходе капитального ремонта помещения с такими же впечатляющими сводами на первом этаже здания были освобождены от всяческих пристроек и сейчас воссозданы в первоначальном варианте. В помещении с этими интересными архитектурными элементами располагается буфет колледжа. Внутренняя составляющая здания полностью перестроена под нужды учебного заведения. В 1947 г., когда это здание занимала краевая культурно-просветительная школа, здесь было 16 учебных классов и кабинетов, а отапливалось здание 16 печами [2, с. 7]. Сейчас печной системы, разумеется, нет, хотя имело смысл оставить хотя бы одну печь как артефакт. Здание капитально отремонтировано и находится в удовлетворительном состоянии.
Учебный корпус №3 по ул. Красных партизан, 20 (рис. 3) внесен в реестр памятников архитектуры регионального значения также в 1986 г., представляет собой кирпичное двухэтажное здание. В 1916 г. оно принадлежало купцу-инородцу абаканской управы Г.И. Чаркову, занимавшемуся скуп-
кой скота. Здание было построено в 1892 г. в стиле эклектики. Главный северный фасад в 15 осей. Боковые фасады глухие. В 1927 г. здесь размещался педтехникум, в годы войны — эвакогоспиталь. Сейчас на первом этаже 4 учебных класса хореографии, на верхнем этаже — музыкальные специальности. Здание не было приспособлено для учебных целей, поэтому модернизация, безусловно, проводилась. Остаются проблемы, которые сложно пока решить. Например, занятия танцем, особенно народным и современным, приводят к вибрации, поэтому контроль за состоянием стен, потолков, перекрытий осуществляется постоянно.
Колледж культуры и искусства также имеет в управлении одноэтажное каменное здание 1891 г. по ул. Ленина, 78 (рис. 4). Это бывшее купеческое здание. В 1922 г. здесь размещалась редакция газеты «Власть труда», где работал начинающий тогда писатель Василий Ян (Янчевецкий). Здание не приспособлено к учебным занятиям, имеет всего 2 комнаты, туалет находится на улице, фактически отсутствует придворовая территория. Здание нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. К сожалению, пока подвижек в эту сторону нет. Не выделены средства даже на проектно-сметную документацию. В результате колледж с 1 сентября 2014 г. не использует это здание в учебных целях и обратился в краевое управление госимущества с отказом от него. Это серьезная проблема, так как здание не может эксплуатироваться по предписаниям пожнадзора, роспотребнадзора, но и не имеется средств для ремонта и реконструкции, а в небольшом городе сдать здание в аренду с обременением практически невозможно. Как результат, идет разрушение памятника.
Медицинский техникум располагается в здании по ул. Ленина, 75 (рис. 5). Это дом купчихи М. Беловой — первое каменное здание г. Минусинска, построено в 1854 г. В 1887-1889 гг. в здании размещался Минусинский музей, позже — городское училище. Долгие годы здесь располагалась общеобразовательная школа №4. Здание внешне сохранено удовлетворительно, внутри также приспособлено по возможности под учебный процесс.
В хорошем состоянии находится памятник архитектуры регионального значения по ул. Ленина, 77 (рис. 6). Это бывшее здание женской гимназии, построенное в 1912 г. Сейчас в нем располагается детская художественная школа и городская картинная галерея. Внутри здание также хорошо сохранилось, не затронуто глобальными реконструкциями.
Наиболее плачевное состояние имеет двухэтажный каменный дом - «Усадьба Пашенных» по ул. Октябрьской, где располагается профессиональное училище №61. Здание время от времени подвергалось различным ремонтам, модернизациям, но его состояние сегодня требует капитального ремонта и реконструкции как по фасадам, так и внутри. Весь ансамбль усадьбы нарушен и требует восстановления [3, с. 203-205].
Нельзя не упомянуть и знаменитого минусинского памятника архитектуры — трехэтажного каменного здания, «Дома Вильнера». О нем мы уже писали [1, с. 104-110]. К сожалению, запланированные работы по реконструкции и капитальному ремонту здания не начались до сих пор. Губернатором Красноярского края Л.В. Кузнецовым было обещано начать работы в 2013 г. Ремонт не начался, а губернатор покинул наш край в мае 2014 г. Что будет дальше — неизвестно.
Таким образом, можно сформулировать несколько основных проблем:
1. Немало учебных заведений расположены в зданиях-памятниках истории, культуры, архитектуры. Здания, как правило, строились как жилые, торговые дома, и их пришлось приспосабливать под учебные занятия. На протяжении десятилетий, а иной раз и столетий они выдержали многочисленные модернизации и значительно потеряли свой первоначальный облик. Во внутренних конструкциях, интерьере, расположении утрачено очень многое, разве что сохранились перекрытия и несущие стены.
2. Недостаток материальных средств приводит к неполноценным ремонтам, отсутствию добротной, профессиональной реконструкции, утрате, порой безвозвратно, многих элементов убранства.
3. Многие здания обросли всевозможными пристройками, флигелями, складскими помещениями, гаражами, спортивными сооружениями, современными арт-объектами, что наносит большой эстетический и моральный ущерб.
4. В г. Минусинске традиция штукатурить и красить старинные кирпичные здания приводит к аляповатости расцветок, неряшливости в исполнении, непрезентабельности разрушающихся от дождя и хакасских ветров фасадов.
5. Учебные учреждения — живой и меняющийся, эволюционирующий организм, и потому старинные здания, в которых они находятся, оказываются опутанными проводами, многочисленными антеннами, «тарелками», и производят весьма «оригинальное» впечатление. Способствуют этому и элементы «евроремонта»: пластиковые окна и двери, современное благоустройство, современные кровельные материалы и т.д.
Ситуацию можно и нужно менять, развивая нормативную базу в деле сохранения нашего культурного наследия, создавая более жесткую законодательную базу, развивая и материально подкрепляя государственную политику на всех уровнях власти.
Рис. 1. Здание женской прогимназии (ул. Красных партизан, 3), ныне учебный корпус №1 Красноярского краевого колледжа культуры и искусств (далее ККККИ)
Рис. 2. Дом мещанина Д. Лалетина (ул. Красных партизан, 14), ныне учебный корпус №2 ККККИ
Рис 3. Дом Чиркова (ул. Красных партизан, 20), ныне учебный корпус №3 ККККИ
Рис. 4. 1920-е гг., здание редакции газеты «Власть труда», где работал писатель Василий Ян (ул. Ленина, 78), ныне учебный корпус №5 ККККИ, который сейчас не эксплуатируется
Рис. 5. Дом купчихи Беловой (ул. Ленина, 75), ныне Минусинский медицинский техникум
Рис. 6. Здание женской гимназии (ул. Ленина, 77), ныне художественная школа
и картинная галерея
Список использованных источников
1. Барабаш В.П. Дом Вильнера в Минусинске: проблемы и перспективы его реставрации и использования // Баландинские чтения: сборник статей VII научных чтений памяти С.Н. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2012 г. / Новосиб. гос. архит.-худ. акад. [сост. Д.Д. Бушма]. — Новосибирск, 2013. — 344 с.
2. Барабаш В.П. Страницы истории Красноярского краевого училища культуры (к 55-летию со дня основания). — Абакан: Изд-во Хак. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2003. — 180 с.
3. Энциклопедия Красноярского края. Юг / под ред. Л.Н. Ермолаевой. — Красноярск: Изд-во «Буква», 2008. — 592 с.
УДК 72.007
ББК 85.113
Д.Д. Гаркуша, г. Новосибирск
Исследователь исторических мер, сибирский архитектор Николай Иванович Болотин (1907-1979)
Аннотация
Статья посвящена профессиональной биографии сибирского архитектора Николая Ивановича Болотина (1907-1979), одного из старейших педагогов Новосибирского инженерно-строительного института им. В.В. Куйбышева, выдающегося исследователя в сфере исторической метрологии. Для рассказа о Н.И. Болотине автором привлекаются литературные источники, документы в музейном архиве и устные воспоминания современников.
Ключевые слова: сибирский архитектор, ХХ век, Н.И. Болотин, историческая метрология, исторические меры, Новосибирский инженерно-строительный институт.
Настоящая статья посвящена профессиональному наследию одного из старейших педагогов си-