Научная статья на тему 'Проблемы использования транспортной инфраструктуры Российской Федерации'

Проблемы использования транспортной инфраструктуры Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ПЕРЕВОЗКА / ЛОГИСТИКА / СУХОПУТНЫЙ МОСТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сулейманов Руслан Владимирович

Российская Федерация имеет огромный потенциал для обеспечения транзитных связей между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако транзитный потенциал территории России используется не в полном объеме. В данной статье анализируются причины слабого использования транспортной инфраструктуры Российской Федерации в части обеспечения транзитных перевозок между государствами Европы и АТР. Среди основных причин необходимо отметить следующие: малая пропускная способность, техническое и технологическое отставание транспортной системы, нехватка инженерно-строительных технологий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сулейманов Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования транспортной инфраструктуры Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сулейманов Р.В.

Сулейманов Руслан Владимирович — магистр, специальность: международная транспортная логистика, кафедра международных отношений и геополитики транспорта, Российский университет транспорта, г. Москва

Аннотация: Российская Федерация имеет огромный потенциал для обеспечения транзитных связей между странами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако транзитный потенциал территории России используется не в полном объеме. В данной статье анализируются причины слабого использования транспортной инфраструктуры Российской Федерации в части обеспечения транзитных перевозок между государствами Европы и АТР. Среди основных причин необходимо отметить следующие: малая пропускная способность, техническое и технологическое отставание транспортной системы, нехватка инженерно-строительных технологий и др. Ключевые слова: интермодальная перевозка, логистика, сухопутный мост.

УДК 3977

Россия, занимая порядка 35% Евразийского континента, имеет огромный потенциал для обеспечения транзитных связей между государствами Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В настоящее время по территории Российской Федерации перемещаются потоки импортных и экспортных товаров, однако мощный транзитный потенциал территории России используется очень слабо. Это связано с транспортной инфраструктурой, с которой, на сегодняшний день, имеется ряд проблем.

В первую очередь, это малая пропускная способность. В настоящее время четверть автомагистралей федерального значения функционирует в режиме существенных перегрузок, а протяженность так называемых «узких мест» на железных дорогах составляет более 8,4 тыс. км (около 10% всей протяженности железнодорожной сети) [1].

Наряду с этим наблюдается отсутствие синхронного взаимодействие различных видов транспорта [2]. Это является причиной неэффективной конкуренции между железнодорожными и автодорожными перевозками и выражается в снижении эффективных расстояний перевозок.

Важнейшей проблемой России в международной торговле транспортными услугами является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Россия не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь - контейнерных. Растущий спрос на грузовые перевозки сдерживается неразвитостью транспортно-логистической системы страны. На недостаточном уровне остается транспортно-экспедиционное обслуживание населения и экономики.

Остается на низком уровне инновационная составляющая в развитии парков подвижного состава и технических средств транспорта, особенно при осуществлении внутренних перевозок. Существенно отставание и по экологическим параметрам работы транспорта.

В настоящее время усиливается значение технического персонала. При этом отмечается сокращение численности работников транспортного комплекса. В этой связи наблюдается нехватка инженерно-строительных технологий. Особенно это касается качества проектирования, строительства и современного обслуживания инфраструктуры. Так, только 65% от всей протяженности автомобильных дорог соответствует нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям.

Еще одной проблемой является отсутствие эффективной нормативно-правовой базы, которая может регулировать транспортные организации необходимых и достаточных для экономического развития.

Основными причинами вышеупомянутых выше проблем выступает недофинансирование транспортной инфраструктуры. Вследствие этого возникает проблема ограниченной пропускной способности и невывоза готовой продукции. Эта проблема является особенно актуальной в условиях растущего дефицита федерального бюджета, как основного финансирования модернизации и реконструкции инфраструктурных объектов.

Расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжают сокращаться. Так, в 20162017 годах они остаются на уровне максимум 2-2,1% ВВП ежегодно [3]. Ограниченные бюджетные ресурсы получать все труднее - руководство страны все более ужесточает

бюджетную дисциплину и сокращает прямые инвестиции. Субсидии, средства суверенных фондов и другие дотационные механизмы окончательные потеряны для инфраструктуры транспортной отрасли.

Однако необходимо отметить тенденцию, что на смену субсидированию приходят «непрямые» инструменты поддержки и бюджетная оптимизация, которые заточены под перевод проектов в сфере транспорта в государственно -частные партнерства и концессии. Если раньше, для того чтобы запустить тот или иной проект, нужно было дополнительное финансирование государства, то теперь его параметры стараются переформировать так, чтобы имелась возможность привлечения частных инвестиций. Во многих случаях это становится единственным способом реализовать проект, на который недостаточно денег в бюджете. В последнее время приобретают значимость зарубежные инвесторы, в большей степени страны Азиатско-Тихоокеанского региона [3].

Список литературы

1. Gudok.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gudok.ru/ тйайгас1ше/?ГО=Ш8958/ (дата обращения: 18.04.2018).

2. Рустамзаде М.Н., Фаттахов Р.В. Проблемы развития международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации // Интерактивная наука, 2017. № 3 (13). С. 165-167.

3. Инвестиции в инфраструктуру: 2016, 2017, 2018. Сборник аналитики 1п&аО№. М., 2018. С. 25-34.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ТРАНЗИТНЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В СООБЩЕНИИ КИТАЙ - ЕВРОПА

Шевченко П.Ю.

Шевченко Полина Юрьевна — магистрант, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Аннотация: в статье анализируются факторы, способствовавшие развитию транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации в сообщении Китай - Европа в 2015-2017 гг. Выявлена необходимость проведения совместной работы со стороны Китая, России и европейских стран по развитию транзита из Китая в Европу. Также представлены механизмы, направленные на популяризацию транзитных сервисов и привлечение дополнительного грузопотока, и способы их реализации всеми участниками перевозочного процесса.

Ключевые слова: контейнерные перевозки, транзитные сервисы, сообщение Китай - Европа.

УДК 656.073

В настоящее время наиболее емким и динамично развивающимся сегментом транзитных контейнерных перевозок железнодорожным транспортом являются перевозки грузов в сообщении Китай - Европа. Данный сегмент в общем объеме транзита контейнеров занимает более 65%.

Развитие транзитных контейнерных перевозок из Китая в Европу через территорию Российской Федерации по железной дороге получило широкое распространение в последние годы. Этому способствовал рост товарооборота между Китаем и странами Европы. Китай и страны Азиатского-Тихоокеанского региона на сегодняшний день являются основными центрами мирового товарного производства, в то время как страны Западной, Восточной и Центральной Европы - основными потребителями [1].

Так, объем транзитных перевозок грузов в контейнерах в сообщении Китай - Европа вырос почти в 3,5 раза за период 2015 - 2017 гг. Ведение правительством Китая дотационной политики в отдельных провинциях на контейнерные перевозки направлением в Европу по железной дороге увеличило популярность данных сервисов среди грузоотправителей. В то же время ОАО «РЖД» и дочерние компании Холдинга провели большую работу по диверсификации транзитных сервисов в сообщении Китай - Европа. Одним из уже действующих и перспективных вариантов перевозок является маршрут через территорию Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.