Д.И. Кленов
Поступила в редакцию 20.03.04
D.I. Klenov
Problems of use of results of verifying purchase on criminal case
In work ways of carrying out of verifying purchase and an opportunity of use of its results in process доказывания on criminal case are considered. The opinion is proved, that the results of verifying purchase received according to positions of the Federal Law " About operative-search activity " can represent itself as an independent kind of proofs.
Клёнов Дмитрий Игоревич Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)
Проблемы использования результатов
предметов, запрещенных в обороте, поэтому решают вопрос о возбуждении уголовного дела по результатам проверочной закупки, которая проводилась без соответствующего постановления.
По нашему мнению при проведении проверочной закупки предметов, запрещенных в обороте, органам предварительного следствия должны быть представлены документы, фиксирующие факт проведения проверочной закупки, а также постановление о проведении проверочной закупки предметов, запрещенных в обороте, оформленное надлежащим образом. Отсутствие указанного постановления должно быть основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.
Необходимо учитывать, что проверочная закупка может носить как гласный, так и негласный характер. В случае, если проверочная закупка проводится гласно, то для ее проведения приглашаются представители общественности, а сам акт проверочной закупки оглашается. Акты гласных проверочных закупок должны рассматриваться в качестве иных документов - доказательств при приобщении их к уголовному делу при условии соблюдения требований, регламентирующих их предоставление и собирание. В последующем лица, составившие указанный акт, должны быть допрошены в качестве свидетелей.
Наиболее сложной является проведение проверочной закупки предметов, запрещенных в обороте. На наш взгляд, необходимо в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентировать процедуру его подготовки и проведения. Кроме вынесения указанного постановления, необходимо составить протокол осмотра денежных средств, которые должны быть использованы в качестве платежа за приобретенный предмет. После проведения проверочной закупки у покупателя должен быть изъят товар и составлен протокол добровольной выдачи, а у продавца необходимо изъять деньги и при изъятии должен быть составлен протокол изъятия. После изъятия деньги и предметы должны быть осмотрены в присутствии понятых, а в протоколе указаны номера купюр. Впоследствии материалы должны направляться для возбуждения уголовного дела следователю. Протоколы изъятия, осмотра могут выступать в качестве доказательств при условии, если они были получены в соответствии с установленным ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» порядком. В связи с чем необходимо внести в ст. 74 УПК РФ положение, которое предусматривало бы возможность использования в качестве самостоятельного вида доказательств материалы оперативно-розыскной деятельности, полученные в соответствии с порядком, установленным ФЗ «Об ОРД». Полагаем, что данное положение обеспечит сохранение доказательств, при этом оно не нарушает права и законные интересы участников уголовного судопроизводства.
Д.И. Кленов
димостью обеспечить неприкосновенность участников мнимой сделки, поскольку сам факт ее осуществления формально подпадает под признаки состава преступления, а граница между его наличием или отсутствием проводится по субъективной стороне.
Необходимо учитывать, что если объектом проверочной закупки, которая была проведена без вынесения соответствующего постановления или утверждения его должностным лицом, являлись предметы, запрещенные или ограниченные в гражданском обороте, то она должна рассматриваться как проведенная с нарушением закона, соответственно все материалы, которые будут получены, должны рассматриваться в качестве недопустимых доказательств.
В указанном случае возникает вопрос о возможности возбуждения уголовного дела в связи с приобретением предметов, запрещенных в обороте. Данный вопрос должен решаться в зависимости от конкретной ситуации. В том случае, если факт приобретения предмета, запрещенного в обороте, проводился в рамках внутреннего расследования, при проверке причастности должностного лица к незаконному обороту предметов, запрещенных в гражданском обороте, то уголовное дело должно быть возбуждено. Если же факт приобретения предмета, запрещенного в обороте, был вызван элементарным незнанием порядка проведение проверочной закупки предметов, запрещенных в обороте, то необходимо решать вопрос о дисциплинарном воздействии, но уголовное дело в указанном случае возбуждать нецелесообразно.
Такая ситуация может возникнуть в связи с тем, что теория оперативно-розыскной деятельности изучается только в специализированных высших учебных заведениях, готовящих специалистов для работы в системе правоохранительных органов. Однако, как показывает практика, многие лица, получившие образование в неспециализированных вузах, идут работать в правоохранительные органы, в том числе в оперативные подразделения. Они допускаются до работы без проверки их знаний нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность, в связи с чем могут допускать ошибки при проведении проверочной закупки без постановления руководителя органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность.
В настоящее время одной из проблем органов предварительного следствия в органах внутренних дел являются кадровые вопросы. Большая половина следователей не имеют высшего юридического образования. Более того, следователями работают лица, получающие заочное среднее специальное образование в различных негосударственных учреждениях. Поставленная на поток подготовка юристов привела к крайне низкому качеству образования. Следователи, которые не обладают элементарными знаниями в области уголовного процесса, а тем более в оперативнорозыскной деятельности, становятся заложниками собственниками некомпетентности. Они не знают особенностей проведения проверочной закупки
_____________ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПРАВОВЕДЕНИЕ
УДК 67.99 Д.И. Клёнов
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ
Рассматриваются способы проведения проверочной закупки и возможности использования ее результатов в процессе доказывания по уголовному делу. Обосновывается мнение, что результаты проверочной закупки, полученные в соответствии с положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» могут выступать в качестве самостоятельного вида доказательств.
Ключевые слова: проверочная закупка, доказательства, результаты оперативнорозыскной деятельности, гласная и негласная проверочная закупка.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ проверочная закупка является одним из оперативно-розыскных мероприятий. Проверочная закупка как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое в указанных целях, содержится в ст. 36 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ее содержание заключается в специальном возмездном приобретении (покупке, обмене, залоге, аренде) товара или получения услуги в сфере легального ли нелегального их обмена в целях выявления преступления. Проверочная закупка проводится для обнаружения конкретного преступления, задержания лица с поличным, а также получения образца для сравнительного исследования.
Особенностью проверочной закупки является то, что она может проводиться как применительно к предметам, находящимся в гражданском обороте, так и предметам, изъятым из него или ограниченным в обороте. Предметами проверочной закупки могут выступать наркотические средства, оружие, психотропные вещества, драгоценные металлы и т. д. Законодатель не ограничил объем проверочной закупки. Полагаем, что он должен определяться в каждом конкретном случае, в зависимости от той задачи, которая перед ней поставлена. На наш взгляд, нельзя ставить объем закупок в зависимости от вида закупаемых предметов или веществ.
Необходимо учитывать, что проверочная закупка предметов, запрещенных в обороте, и проверочная закупка предметов, не запрещенных в обороте, имеет некоторые особенности. В частности, проведение проверочной закупки предметов, запрещенных либо ограниченных в гражданском обороте, проводится в соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Это обусловлено необхо-