УДК 332.1:330.322(470.344) ББК 65.04(2Рос.Чув)
Л 33
А.В. Лебедев
Аспирант Чувашского государственного университета, Чувашская Республика, г.
Чебоксары. Тел.: (8352) 583 036.
Проблемы использования регионального подхода к развитию механизма трансформации сбережений в инвестиции Чувашской Республики
(Рецензирована)
Аннотация. В настоящее время в рамках ресурсодефицитных регионов является актуальной проблема изыскания дополнительных источников финансирования региональных инвестиционных проектов. Статья посвящена проблеме развития регионального инвестиционного механизма, использующего механизм трансформации сбережений домашних хозяйств в инвестиции.
Ключевые слова: домашние хозяйства, сбережения, региональные инвестиции, региональная экономика.
A. V. Lebedev
Postgraduate of the Chuvash State University, 15 Moskovsky pr-t, Cheboksary, Chuvash
Republic, 428015, Ph.: (8352) 583 036.
Problems of using regional approach in the development of a mechanism of transforming savings into investments of the Chuvash Republic
Abstract. At the present time within the resourse deficient regions there is an urgent problem of finding additional financing sources for regional investment projects. The prsent article deals with the development of regional investment mechanism that employs the mechanism of household savings transformation into investments.
Keywords: households, savings, regional investment, regional economy.
Несмотря на стремительное развитие экономики Российской Федерации и укрепление её имиджа на международной арене, значительное количество её субъектов можно охарактеризовать как ресурсодефицитные субъекты федерации с острым недостатком инвестиций. Поддержка таких регионов государством, безусловно, является важным направлением работы, однако, не ведет к улучшению ситуации в регионах, а даже напротив, приводит к еще большему ослаблению их на фоне более мощных регионов, располагающих обширными инвестиционными, а также природными ресурсами. Многие проблемы продолжают оставаться нерешенными. И если говорить об эффективном развитии региональной системы инвестиций, то, на наш взгляд, её развитие стоит гораздо шире, чем возрастание объемов инвестирования за счет средств институциональных инвесторов, а также государства, и предполагает включение в систему новых источников инвестиций, таких, как сбережения населения. Для этого существуют все предпосылки, однако эффективный механизм еще не сформирован.
Создание механизма трансформации сбережений домашних хозяйств в региональные инвестиции происходит из предпосылок и тенденций его формирования, а также из факторов, определяющих характер взаимоотношений участников всего процесса. Все перечисленное выше характеризует особенности структуры региона, его специфику воспроизводства, социальную и экономическую составляющие. Для успешной реализации какого-либо регионального проекта необходимо проведение анализа региональных
особенностей, существующих тенденций, предпосылок, благодаря которым данный проект становится актуальным и осуществимым на территории того или иного субъекта Российской Федерации. Игнорирование регионального подхода к формированию механизма допускает возможность реализации в рамках механизма трансформации сбережений в инвестиции неэффективного проекта с высокими затратами, в то время как анализ региональных особенностей и существующих тенденций позволяет выбрать наилучший вариант из всех возможных.
Серьезные экономические преобразования ХХ века, происходившие на территории Советского Союза, проводились без учёта региональных особенностей территорий, что приводило к нерациональному использованию государственных средств, неэффективному использованию природных недр, потере времени, появлению крайне неэффективных проектов, на искусственное поддержание которых затрачивались колоссальные государственные средства. Игнорирование региональной структуры государства и специфики межрегиональных отношений не позволяло создавать производства, адекватные территории и отвечающие всем требованиям современной конкурентоспособности того времени. Таким образом, в результате неэффективного хозяйствования, не учитывавшего региональные особенности территорий, на просторах современного СНГ стало возможным найти тяжёлые промышленные комплексы в регионах, далёких от залежей полезных ископаемых и энергоносителей, а также мощные агропромышленные образования в степях и областях с суровым климатом.
Географические, климатические, культурные, демографические и топографические особенности Российской Федерации подразумевают расширяющуюся дифференциацию уровней социально-экономического развития регионов, что целесообразно учитывать при любом начинании.
Различия в наличии полезных ископаемых в недрах регионов, в погодноклиматических условиях, различное геополитическое расположение регионов, а также развитие агропромышленного сектора определяют степень населенности тех или иных субъектов Российской Федерации. Различная степень покрытия транспортной и информационной инфраструктурой, наличие энергоносителей и природных ресурсов во многом определили уровни развития регионов, а также уровень жизни населения в них. В результате одни регионы оказались в зависимости от других, будучи не способными к саморазвитию, другие оказались полностью независимыми. Зависимые регионы находятся на постоянном попечении соседних регионов, а также в полной зависимости от федеральных бюджетных отчислений.
Определение объекта исследования как механизма трансформации сбережений населения региона в инвестиции придает понятию региона ключевую роль.
Выделение региона как субъекта экономической и в том числе инвестиционной деятельности предполагает формирование его точного понимания, которое представляется необходимым элементом терминологической базы, поскольку позволяет далее обоснованно и целесообразно ограничить область исследования.
Отечественные исследователи, С. Барзилов и А. Чернышов, понимают под регионом «социологическую квалификацию той или иной административно-территориальной единицы, население которой объединено общими производственно-экономическими взаимосвязями, единой социальной инфраструктурой, местными средствами массовой коммуникации, органами власти и местного самоуправления. Регион есть естественноисторическое пространство, в рамках которого осуществляется социально-экономическая' и общественная деятельность проживающих в нем людей. Политическое пространство региона представляет собой организацию его политической жизни, сферу реализации государственной власти на местах и общественного самоуправления» [1].
В Декларации о регионализме в Европе (4 декабря 1996 г.) записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие
демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства» [2].
Наиболее общим определением данного объекта исследования представляется трактовка понятия региона А.Г. Гранбергом, состоящая в том, что «регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих его элементов» [3]. Создавая общеметодологическую основу подхода к выделению региона как объекта специального исследования на основе формирования системы адекватных его целям и задачам признаков в цитируемой работе справедливо отмечается, что «... в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов. Для экономики наибольшее значение имеет выделение регионов с позиций административного и экономического управления...» [3].
Данное положение находит свое отражение и в целевых определениях региона законодательными органами власти, которые адаптируют трактовку термина к конкретно поставленным целям и задачам фрагментирования территорий. Наиболее значимым представляется определение понятия «регион», приведенное в Основных положениях региональной политики в Российской Федерации, где он представлен как «...часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социальноэкономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации» [4].
С позиций целей и задач исследования финансово-инвестиционного текущего функционирования и перспективного развития региона в приведенном выше определении наиболее значимым представляется его отождествление с субъектом федерации тогда, когда доминирующим значением для формирования его характеристик выступает то, что за регионом закреплены строго определенные права законотворчества и законоприменения. Важность такого подхода состоит в том, что реальное влияние на направленность, интенсивность и эффективность инвестирования в регионе может быть оказано только в том случае, если органы власти субъекта федерации располагают достаточно значимым ресурсным и организационным потенциалом принятия и реализации соответствующих нормативно-правовых положений.
Идентификация понятий «регион» и «субъект федерации» основана в целом на конституционно установленной нормативно-правовой автономности последнего, позволяющей в рамках федерального законодательства формировать собственные условия экономической деятельности, соответствующие природно-географической, демографической и социальной специфике данной территории. Важной составляющей проявления и конкретизации нормативно-правовой регламентации региона (субъекта федерации) представляется его финансовая автономность, которая позволяет в рамках таких основополагающих нормативных актов, как Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, создавать собственные финансовые ресурсы и использовать их для целей текущего функционирования и перспективного регионального социально-экономического развития [5].
Как следует из приведённых определений, концептуальными параметрами, обусловливающими понятие «регион», являются:
- географическое положение (размер территории, месторасположение);
- производственные особенности (структура по видам деятельности);
- особенности градостроения (способ застройки жилого массива, а также зданий производственной сферы);
- демографические и социологические особенности (демографические показатели, нормы общения, поведения, культурные особенности).
Анализ современной экономической литературы показывает, что регион рассматривается авторами с разных точек зрения как единство политического, культурного, территориального, социально-экономического и исторического пространства. В рамках нашего исследования нам более всего подходит определение, данное А.Г. Гранбергом. На наш взгляд, регион является элементом единой системы производительных сил государства, наделен прямыми и обратными экономико-производственными связями, а также финансовыми, ресурсными и социальными отношениями с народным хозяйством.
В нашем случае интерес представляют регионы со слабым ресурсным потенциалом, зависимые от федеральных вливаний и слабо развитой экономической системой. Чувашская Республика - один из наиболее ярких примеров: субъект федерации в составе России, находится в центре европейской части России и характеризуется следующими тенденциями, обусловливающими целесообразность формирования механизма трансформации в инвестиции:
1. Возрастающая сберегательная активность населения на фазе выхода из мирового финансового кризиса. Стремительный рост потребления, обусловленный доступностью кредитов, имевший место с середины 2000-х годов, сменился тенденцией к образованию сбережений среди населения. Широко доступные кредиты временно покинули торговые центры, уровень доходов домохозяйств перестал носить стремительно растущий характер, как это было до мирового финансового кризиса. Домашние хозяйства отреагировали на это сокращением потребления и форсированием сберегательной активности. Однако же, банки, растеряв доверие сберегателей, не смогли вовремя привлечь сбережения населения своими сберегательными продуктами. Возросло значение сбережений в отечественной и иностранной валюте в общей структуре сбережений населения. Такая тенденция преобладала до середины 2009 года, когда банкам удалось продемонстрировать надежность и устойчивый посткризисный рост. В настоящий момент, несмотря на появление достаточно доступных кредитов на приобретение техники, жилья и потребительские расходы, в регионах сохраняется устойчивая тенденция к сберегательной активности. Население не вполне оправилось от резко возросшей долговой нагрузки, связанной с принудительным изменением условий кредитов банкам (ов?), и предпочитает совершать покупки с минимальным участием заёмных средств.
2. В связи с возрастанием активности на финансовых рынках сформировалась тенденция к росту интереса населения к инвестициям. В ходе мирового финансового кризиса фондовые рынки Соединенных Штатов, России, а также Европейские рынки потеряли до 70 % своего объема по сравнению с докризисным уровнем. Одновременно с потерей объема рынки получили существенный прирост в ликвидности и волатильности. Если раньше рынки могли совершать за день движения с амплитудой 1-1,5%, то после кризиса амплитуда ценовых колебаний большинства акций крупнейших компаний стала достигать 4-6% за день в странах с развитой экономикой и 5-7% в государствах с развивающимся рынком. Такая динамика рынков привлекла внимание широких масс. Резко возросли телерейтинги финансовых передач и каналов. Предприимчивые домашние хозяйства и частные инвесторы с широкими взглядами обнаружили потенциальные возможности для инвестирования в рынок, потерявший большую часть своей величины за счет инерционного падения, а не за счет действительной катастрофы, вызванной финансовым кризисом.
3. Возрастание деловой активности институциональных посредников в регионах. Вследствие возрастания интереса населения к инвестированию ведущие брокерские компании ускорили экспансию в регионах. Спрос на посреднические финансовые услуги резко возрос, и такие компании, как ЗАО «Финам», Финансовая группа «Брокеркредитсервис», Брокерский дом «Открытие», Группа компаний «АЛОР», стремительно расширили спектр охвата регионов, открыли офисы в новых городах, в том числе во второстепенных городах регионов, предоставив населению посреднические услуги на рынке инвестиций высокого уровня.
Изучая имеющие место в регионе тенденции, выделим также предпосылки
формирования механизма трансформации сбережений в инвестиции применительно к Чувашской Республике.
1. Удаленность от центра. Поскольку Чувашская Республика достаточно удалена от центра, передовые экономические события и идеи получают распространение с существенным запаздыванием. Инвестиционная осведомленность населения региона отстает от центра на несколько лет. Такие инструменты, как паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, производные финансовые инструменты, получили распространение в регионе лишь в последние несколько лет, тогда как их популярность в центральных округах Российской Федерации стремительно возрастала уже в начале десятилетия. В то время, как в центре домашние хозяйства использовали динамичные перспективные финансовые инструменты, в Чувашии доминировали банковские вклады и сбережения в иностранной валюте. С другой стороны, такое состояние региона в настоящий момент позволит сделать качественный прорыв при условии качественного обеспечения информацией и наличия инвестиционных образовательных программ, позволяющих домашним хозяйствам по достоинству оценить возможности современных финансовых инструментов.
2. Низкий уровень средней заработной платы по региону, а также недостаточность индексирования заработных плат побуждает население к более эффективному использованию сбережений и последующей их трансформации в инвестиции. Несмотря на невысокий уровень осведомленности населения о передовых технологиях инвестирования, у домохозяйств существует мощный внутренний мотив распоряжаться накопленными средствами предельно эффективно, что создает условия по преодолению финансовой безграмотности среди населения. В регионах с мощной сырьевой базой и высокими доходами населения, таких, как Тюменская область, Татарстан, Башкортостан, домохозяйства нередко ограничиваются банковскими депозитами, не имея сильного мотива к предельно эффективному использованию инвестиционного эффекта. Чувашская Республика, не имея мощной ресурсной базы и располагая невысокими средними доходами на душу населения, способна компенсировать невысокий достаток интенсивным использованием передовых инвестиционных технологий.
3. Недостаточность законодательной базы, регулирующей отношения между
участниками сберегательно-инвестиционного процесса в регионе. Данная область
законодательства не получила серьезного развития и еще недостаточно чётко определила область взаимодействия сберегателей, инвестиционных посредников и инвестиционных проектов совместно с государством. Недостаточно разработанная нормативно правовая база требует доработки в области определения гарантий инвесторов, границ действий
институциональных посредников и их интересов.
4. Ограниченность сырьевой базы влечет необходимость формирования собственной инвестиционной системы. В Чувашии отсутствуют крупные залежи сырья и энергоносителей, таким образом (вследствие чего?), региону следует сформировать мощную инвестиционную базу, позволяющую компенсировать отсутствие мощных залежей полезных ископаемых наличием мощных собственных инвестиционных потоков.
5. Классическая схема трансформации сбережений в инвестиции имеет высокую
аморфность, длительность и невысокую эффективность. Существующая рабочая система трансформации сбережений в инвестиции опирается на неэффективную нормативноправовую базу, не позволяющую оперативно и целенаправленно снабжать инвестиционные проекты финансовыми потоками. Такая ситуация увеличивает время каждого цикла, не
позволяя происходить скорейшему переходу к развитию следующих проектов в новых
циклах.
6. Присутствуют ресурсозависимые производства, обусловливающие необходимость формирования инвестиционного комплекса и использования прогрессивных финансовых инструментов. Производства силовых агрегатов, тракторов и тяжелой техники крайне нуждаются в большом количестве сырья и материалов, которые не представляется
возможным добывать в регионе. Таким образом, целесообразно создание специальных инвестиционных фондов, направленных на работу с финансовыми контрактами на сырье и материалы. Такие фонды могут работать с фьючерсными, форвардными и опционными контрактами на металлы и энергоносители, что позволило бы закупать их по более привлекательным ценам, а также устранить все возможные ценовые риски, характерные для товаров такого рода. Работа с производными финансовыми инструментами на товарном рынке способна вывести культуру закупок на принципиально новый уровень, что также позволит существенно снизить возможности для коррупции и возможность «откатов» ввиду полной прозрачности инструментов такого рода.
Сформулированные выше тенденции и предпосылки позволяют составить представление о картине, имеющей место в Чувашской Республике, и о специфике региона как такового. Без учёта вышеперечисленного принятые решения могут опираться на неактуальную информацию, недостаточно отражающую положение в регионе, что создает риск принятия неверного управленческого решения и может способствовать формированию механизма трансформации сбережений в инвестиции, неприменимого конкретно к данному региону. Такой механизм может не только не вызвать положительный экономический эффект, но может еще и ухудшить экономическую, социальную, бюджетную, демографическую и прочие ситуации в регионе, что недопустимо.
Работа механизма трансформации сбережений в инвестиции, не использующего выгодные региональные особенности и не избегающего проблемных зон, способна повторить негативный опыт бездумного использования сложно аккумулируемых средств домашних хозяйств. В этом случае после первых же циклов работы механизма возникнет ситуация, когда механизм не оправдает доверия сберегателей, показав негативную динамику инвестиционных показателей либо длительный возврат инвестированных средств, и тогда сберегатели откажутся от дальнейшего сотрудничества с механизмом и регион окажется в таком положении, когда возможность использования приоритетных инвестиционных ресурсов будет потеряна.
В ходе разработки, формирования и реализации механизма трансформации сбережений в региональные инвестиции необходимо учесть следующую информацию:
1) статистические показатели уровня доходов населения региона. Сюда могут входить денежные, натуральные и косвенные доходы, выраженные в денежной форме, с учётом налогов и льгот;
2) показатели обеспечения населения региона социально-бытовыми, коммунальными услугами;
3) показатели, описывающие денежные и вещественные накопления, движимое и недвижимое имущество населения;
4) уровень занятости населения; структуру занятости и безработицы; продолжительность средней рабочей недели; структуру доходов работающего населения;
5) демографические показатели населения. Средняя продолжительность жизни, уровень смертности, половозрастная структура населения, состав семьи и т.п.
Таким образом, одним из важнейших элементов формирования механизма трансформации сбережений в региональные инвестиции является определение целесообразности стратегических решений на основе системного регионального подхода, учитывающего все значимые факторы, оказывающие влияние на развитие региона. Использование регионального подхода не позволит произойти нерациональному использованию аккумулированных средств сберегателей, а также природных недр и энергоносителей. Учитывая конкурентоспособные преимущества региона и его слабые стороны, становится возможным сформировать такой механизм трансформации сбережений в инвестиции, который может учитывать актуальные потребности региона, сберегателей, наилучшим образом использовать имеющуюся финансовую и информационную инфраструктуру. За счет наиболее полного использования имеющегося в регионе потенциала становится стратегически важным формирование мощных производственного и научно-
исследовательского комплексов, способных стать локомотивными направлениями, обеспечивающими гармоничное и целостное развитие всех стратегически важных направлений региона.
Примечания:
1. Барзилов С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2. С. 6-7.
2. [Электронный ресурс]. Ц^: http://www.aer.eu/fileadmin/user_upload/PressComm/ Publications/DeclarationRegionalism/.dam/l10n/ru/DR_RUSSE.pdf С. 4.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУВШЭ, 2001. С. 16.
4. Основные положения региональной политики в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации, 2009. М.: КноРус: Проспект, 2009.