Научная статья на тему 'Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов в индустрии гостеприимства'

Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КЛАССИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL / TRAINING COURSES / FURTHER / ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING / CLASSICAL EDUCATION / ONLINE COURSES / HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малолетко Александр Николаевич, Малолетко Наталья Евгеньевна, Воробьева Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются проблемы использования образовательных интернет-технологий при освоении дополнительных профессиональных программ в индустрии гостеприимства. На основе критического анализа размещенных в сети образовательных ресурсов авторы обосновывают наличие бреши между классическим образованием и онлайн-курсами. Предложено использовать апробированную ведущими университетами мира модель «фримиум». В статье нашли отражение результаты анализа федеральных образовательных ресурсов, представляющих собой совокупность сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, федеральных информационно-образовательных порталов; сайтов федеральных образовательных учреждений. В результате анализа делается вывод о наметившейся бреши между классическим образованием и появившимися недавно массовыми онлайн-курсами (MOOC massive open online course). В статье также описаны результаты исследования достаточности имеющихся компетенций работников индустрии гостеприимства с позиций их руководителей менеджеров коллективных средств размещения, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации. Исследование было проведено с целью выявления потребностей персонала в курсах дополнительного образования. После проведенного анализа интернет-ресурсов авторы констатируют практическое отсутствие в сети бесплатных курсов или курсов с использованием бизнес-модели freemium. Развивая известную модель использования образовательных интернет-ресурсов: «Прочитай аннотацию Запишись на курсы Оплати обучение Прослушай курс очно Пройди итоговую государственную аттестацию Получи документ об образовании», авторы статьи предлагают шире использовать апробированный подход: «Прочитай аннотацию Зарегистрируйся онлайн Просмотри (прослушай) курс Сделай выбор Поучаствуй в очных семинарах Оплати дополнительные опции Пройди итоговую аттестацию Получи удостоверение о повышении квалификации». Авторы статьи делают оговорку, что в предлагаемой модели использования образовательных интернет-ресурсов освоение программ профессиональной подготовки может осуществляться путем последовательного прохождения программ повышения квалификации как отдельных модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малолетко Александр Николаевич, Малолетко Наталья Евгеньевна, Воробьева Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INTERNET-RESOURCES: CHALLENGES TO APPLICATION IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

The article deals with the issues connected with the application of educational internet-technologies to additional professional hospitality-specific training programmes. A critical analysis of the internetbased or internet-located educational resources has revealed a gap between classical education and online courses (MOOC massive open online course). The authors propose the use of the Freemium model, which has been repeatedly tested by top universities all over the world. The article also provides the results of an analysis of federal educational resources an aggregation of different federal educational agencies, federal educational institutions, federal projects and programs official websites, as well as federal educational portals. In the article, the authors also describe the results of their research into the sufficiency and adequateness of the competences currently held by the hospitalityindustry personnel and viewed from the top management's standpoint. The purpose of the research is to identify the personnel's educational/training needs. The analysis of internet-resources as carried out by the authors of the article demonstrates a lack of free-of-charge online training courses or Freemiumbased courses.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов в индустрии гостеприимства»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 338.48

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Малолетко Александр Николаевич, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация,

Малолетко Наталья Евгеньевна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России, 1102505@mail.ru, Российская Федерация,

Воробьева Татьяна Ивановна, старший преподаватель кафедры информатики и математики Московского университета МВД России, tiv1007@rambler.ru,

Российская Федерация

В статье рассматриваются проблемы использования образовательных интернет-технологий при освоении дополнительных профессиональных программ в индустрии гостеприимства. На основе критического анализа размещенных в сети образовательных ресурсов авторы обосновывают наличие бреши между классическим образованием и онлайн-курсами. Предложено использовать апробированную ведущими университетами мира модель «фримиум». В статье нашли отражение результаты анализа федеральных образовательных ресурсов, представляющих собой совокупность сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, федеральных информационно-образовательных порталов; сайтов федеральных образовательных учреждений. В результате анализа делается вывод о наметившейся бреши между классическим образованием и появившимися недавно массовыми онлайн-курсами (MOOC — massive open online course). В статье также описаны результаты исследования достаточности имеющихся компетенций работников индустрии гостеприимства с позиций их руководителей — менеджеров коллективных средств размещения, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации. Исследование было проведено с целью выявления потребностей персонала в курсах дополнительного образования. После проведенного анализа интернет-ресурсов авторы констатируют практическое отсутствие в сети бесплатных курсов или курсов с использованием бизнес-модели freemium. Развивая известную модель использования образовательных интернет-ресурсов: «Прочитай аннотацию — Запишись на курсы — Оплати обучение — Прослушай курс очно — Пройди итоговую государственную аттестацию — Получи документ об образовании», авторы статьи предлагают шире использовать апробированный подход: «Прочитай аннотацию — Зарегистрируйся онлайн — Просмотри (прослушай) курс — Сделай выбор — Поучаствуй в очных семинарах — Оплати дополнительные опции — Пройди итоговую аттестацию — Получи удостоверение о повышении квалификации». Авторы статьи делают оговорку, что в предлагаемой модели использования образовательных интернет-ресурсов освоение программ профессиональной подготовки может осуществляться путем последовательного прохождения программ повышения квалификации как отдельных модулей.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, классическое образование, онлайн-курсы, индустрия гостеприимства, дополнительное образование

54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов...

Обоснование актуальности исследования

Статья 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность обучения по дополнительным профессиональным программам посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм в порядке, установленном образовательной программой.

Одним из инструментов освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) вообще и в индустрии гостеприимства в частности, по нашему мнению, являются образовательные интернет-ресурсы.

Образовательные интернет-ресурсы могут и должны использоваться при освоении образовательных программ любого уровня. Но особую значимость они приобретают при освоении дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К числу образовательных ресурсов, кроме традиционных, относят следующие интернет-ресурсы1:

• федеральные образовательные ресурсы;

• региональные образовательные ресурсы;

• книгоиздание и образовательная пресса;

• конференции, конкурсы, выставки, олимпиады;

• инструментальные программные средства;

• электронные библиотеки, словари, энциклопедии;

1 Образовательные ресурсы сети Интернет [Электрон-

ный ресурс] URL: http://katalog.iot.ru. (дата обращения:

05.07.2014).

• ресурсы для администрации и методистов;

• ресурсы для дистанционных форм обучения;

• информационная поддержка образовательных проектов;

• ресурсы для абитуриентов;

• ресурсы по дисциплинам;

• вневузовские (внешкольные, внеклассные) ресурсы.

Научный инструментарий. Основные результаты исследования

Нами проанализированы вышеуказанные образовательные интернет-ресурсы. По нашему мнению, в большинстве случаев представленные в Интернете образовательные ресурсы носят больше информационный характер и содержат нормативные, справочные и методические материалы.

Так, федеральные образовательные ресурсы представляют собой совокупность сайтов федеральных органов управления образованием, учреждений образования федерального уровня, информационных сайтов федеральных программ и проектов, федеральных информационно-образовательных порталов. Перечень некоторых сайтов федеральных органов управления образованием приведен в таблице 1.

Нами были проанализированы сайты федеральных образовательных учреждений (табл. 2). Ограниченный объем статьи не позволил авторам указать полный перечень вузов и кафедр туризма и гостеприимства, входящих в состав УМО по образованию в области сервиса и туризма. Вместе с тем анализ представленных в таблице двух веб-сайтов показал, что в основном на них представлены лишь аннотации образовательных программ.

Таблица 1

Перечень сайтов федеральных органов управления образованием

Наименование образовательного ресурса Веб адрес

Официальный сайт Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www. state.kremlin.ru

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации ИПр://минобрнауки.рф

Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru

Официальный сайт Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. http://www.fcpro.ru

Официальный сайт Национального аккредитационного агентства в сфере образования http://www.nica.ru

Официальный сайт Федерального центра тестирования http://www.rustest.ru

55

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Таблица 2

Перечень сайтов федеральных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для индустрии гостеприимства

Наименование образовательного ресурса Веб адрес

Российский государственный университет туризма и сервиса http://www.rguts.ru http://www.students.rguts.ru

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма http://www.sportedu.ru

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела http://www.sutr.ru

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма http://www.kgafk.ru

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма http://www.kamgifk.ru

Московский государственный институт индустрии туризма http://www.mgiit.ru

Российская международная академия туризма http://www.rmat.ru

Международный институт гостиничного менеджмента и туризма http://www.migmt.ru

Московский институт туризма, рекламы и шоу-бизнеса http://www.mirtshb.com

Институт технологии туризма http://www.vpoitt.ru

Балтийская академия туризма и предпринимательства http://www.batp.ru

Санкт-Петербургский институт гостеприимства http://www.myspig.ru

По нашему мнению, сегодня наметилась брешь между классическим образованием и появившимися недавно массовыми онлайн-курсами (MOOC — massive open online course). Эту брешь начали успешно заполнять компании Coursera и Udasity, которые в 2012 г. открыли бесплатный доступ к видеокурсам профессоров ведущих мировых университетов. Не прошло и года, как ряд ведущих университетов мира (к сожалению, к их числу пока нельзя отнести отечественные образовательные организации, в которых работают авторы настоящей статьи) увидели в MOOC перспективный источник дохода. Очевидно, что перенос бизнес-модели freemium из рынка онлайн-игр в сферу образования открывает новые возможности монетизации образовательных ресурсов. Напомним, что бизнесмодель freemium заключается в предложении воспользоваться базовым продуктом или базовой услугой бесплатно, в то время как расширенные (улучшенные, премиум) функции продукта или дополнительная функциональность предлагается за дополнительную плату, на основе популярности основного бесплатного продукта2. Термин «freemium» происхо-

2 Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный

ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Freemium. (дата обращения: 05.07.2014).

дит из двух английских слов — free (бесплатный) и premium (улучшенный, более высокого качества)3.

Применение бизнес-модели «freemium» в сфере образования означает бесплатное предоставление доступа к обучающим курсам. Но при этом в числе платных услуг — проведение семинаров и итоговой аттестации; выдача документов, подтверждающих обучение; доступ HR-агентств к данным слушателей и некоторые другие услуги.

В 2013 г. Georgia Institute of Technology (GT — Технологический институт Джорджии, США) объявил о первой магистерской программе, которую можно пройти на базе Udasity4. Этот проект позволил снизить стоимость обучения с $27 000 до $7 000 в год5.

Из отечественных проектов интерес представляет Eduson.tv, предоставляющий зарегистрированным пользователям сотни бизнес-курсов. После сдачи промежуточного

3 Free-to-Play и Freemium: в чем разница? [Электронный ресурс] URL: http://dtf.ru/articles/read.php?id=70182. (дата обращения: 05.07.2014).

4 Официальный сайт Georgia Institute of Technology (GT-Технологический институт Джорджии (США) [Электронный ресурс] URL:www.gatech.edu. (дата обращения: 05.07.2014).

5 Взрыв в системе // Секрет фирмы. 2013. №7 (332). С. 46-47.

56

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов...

Таблица 3

Перечень компетенций, требующих совершенствования для выполнения профессиональной деятельности в индустрии гостеприимства

уровень Структурные подразделения коллективных средств размещения

Служба управления номерным фондом Служба питания и напитков Служба приёма и размещения Служба маркетинга и продаж Служба снабжения Служба безопасности

Housekeeping Division F&B Division Frontdesk division Sales and marketing division Logistic Division Security division

I-IV Основы профессионального мастерства

Технология обслуживания гостей х х

Психология гостя х х

V Аналитика клиентской базы х х

Бонусные программы х х

Специальные предложения и программы х

VI Анализ затрат х

Анализ продаж х х

Управление персоналом

VII Управленческий учет

Ключевые показатели деятельности

Тенденции развития <...> бизнеса

VIII Опасности и возможности

и финального экзамена за курс Eduson выдает диплом с суммой образовательного кредита, подлинность которого может быть проверена работодателем по уникальному номеру. В этом проекте модель freemium немного искажена. Курсы платные, а цена колеблется от $49 до $99 за курс.

Вместе с тем представляется, что проблема использования образовательных интернет-ресурсов в индустрии гостеприимства может быть решена только совместными усилиями бизнеса и образования.

Известно, что в бизнес-школах наиболее популярны курсы управления, лидерства, стратегии, маркетинга. Но для повышения квалификации или профессиональной подготовки работников индустрии гостеприимства, как представляется, необходим иной перечень дисциплин. Здесь необходимы образовательные интернет-ресурсы, позволяющие повысить качество обслуживания. Мастер-классов, размещенных в сети Интернет, становится недостаточно.

В гостиницах или аналогичных средствах размещения наблюдается значительный удельный вес работников, имеющих среднее профессиональное образование. Как правило, в индустрии гостеприимства перемещение работников на новые должности осуществляется без учета их образовательного

уровня. На первый план, иногда в ущерб развитию бизнеса, выходят исключительно личные качества претендента [4].

В 2013 г. нами было проведено исследование имеющихся компетенций работников индустрии гостеприимства с позиций их руководителей. Исследование проводилось в следующих коллективных средствах размещения, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации: в парк-отеле «Шереметьевский», домах отдыха «Сенеж» и «Спутник», апартотелях «Куркино» и «Нагорное», эко-парке «Бережки», дачных поселках «Болшево», «Малаховка», «Пушкино», «Сходня».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работникам предлагалось ответить на вопрос: «Назовите не менее трех компетенций, которые вы считали бы необходимыми усовершенствовать для себя и (или) своих подчиненных». Работники были условно разделены на группы, соответствующие дискрипторам их квалификационных уровней национальной рамки квалификаций:

(I—IV) линейный персонал (горничные, официанты, бармены);

(V) администраторы (метрдотели, супервайзеры);

(VI) руководители служб;

(VII) менеджмент (исполнительные дирекции).

57

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Обобщенные результаты ответов работников показаны в таблице 2. Работниками VII квалификационного уровня как необходимость было указано совершенствование своих личных компетенций «Ведение переговоров» и «Девелопмент и инвестиции», которые не были упомянуты руководителями подчиненных структурных подразделений.

На основе опроса работников индустрии гостеприимства и практического опыта одного из авторов настоящей статьи представляется возможным сделать вывод о необходимости создания иерархически структурированных образовательных интернет-ресурсов применительно к индустрии гостеприимства (рис. 1).

Авторский подход к тематике программ подтверждается наличием в сети Интернет аннотаций обучающих курсов по аналогичной тематике6 [6]. К сожалению, образова-

6 HoReCaCatering. Обучение ресторанному бизне-

су и лучший кейтеринг. [Электронный ресурс] URL: http:// www.horeca-catering.ru/obuchenie/kursy. (дата обращения:

16.06.2014).

тельные организации до сих пор ограничиваются лишь аннотацией обучающих курсов. В сети практически нет бесплатных курсов или курсов с использованием бизнес-модели freemium.

В отличие от распространенного сегодня алгоритма использования образовательных интернет-ресурсов: «Прочитай аннотацию — Запишись на курсы — Оплати обучение — Прослушай курс очно — Пройди итоговую государственную аттестацию — Получи документ об образовании» для индустрии гостеприимства мы предлагаем шире использовать апробированный подход: «Прочитай аннотацию — Зарегистрируйся онлайн — Просмотри (прослушай) курс — Сделай выбор — Поучаствуй в очных семинарах — Оплати дополнительные опции — Пройди итоговую аттестацию — Получи удостоверение о повышении квалификации».

Здесь следует сделать оговорку. В предлагаемой нами модели использования образовательных интернет-ресурсов освоение программ профессиональной подготовки

Рис. 1. Структурирование курсов для рабочих и служащих индустрии гостеприимства (на примере Службы общественного питания (F&BDiv)

58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

Проблемы использования образовательных интернет-ресурсов...

может осуществляться путем последовательного прохождения программ повышения квалификации как отдельных модулей. В этом случае алгоритм будет выглядеть следующим образом: «Прочитай аннотацию — Зарегистрируйся онлайн [1] — Просмотри (прослушай) курс «N» — Сделай выбор — Поучаствуй в очных семинарах — Оплати дополнительные опции [2] — Пройди итоговую аттестацию — Получи удостоверение о повышении квалификации [3] — Просмотри (прослушай) курс «N+1» — Сделай выбор — Поучаствуй в очных семинарах — Оплати дополнительные опции — Пройди итоговую аттестацию — Предъяви удостоверение о повышении квалификации — Получи диплом о профессиональной подготовке».

Авторы осознают проблему, с которой столкнется профессорско-преподаватель-

ский состав вузов, давший согласие на размещение своих публичных лекций [5]. «Когда мы уговаривали профессоров работать с нами, многие из них обращались за разрешением к ректору — вспоминает Д. Зимина, основатель проекта Eduson.tv, — и получали ответ: «Да вы что, это убьет наш бизнес»7.

Мы считаем, что пример Coursera, созданный профессорами Стэнфорда, запущенный по бизнес-модели «freemium» и собравший всего за год более 3 млн пользователей, может быть эффективно использован в процессе использования образовательных интернет-ресурсов в целях повышения квалификации и профессиональной подготовки кадров для индустрии гостеприимства.

7 Взрыв в системе // Секрет фирмы. 2013. №7 (332).

С. 47.

Литература

1. Асоян Т.М., Бобкова Н.Ю., Горбов Л.С., Новикова Н.Г., Погодин А.В., Щиканов А.Ю. Использование технологий web 2.0 в балльно-рейтинговых системах оценки достижений студентов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. №1. С. 42—50.

2. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Юманова О.С. Бухгалтерский учет и экономический анализ гостиничного предприятия (для бакалавров). М.: КноРус, 2014.

3. Малолетко А.Н. Теоретические основы оценки состояния обеспечения и обслуживания государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. М.: РГУТиС, 2008.

4. Малолетко А.Н., Малолетко Н.Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий гостиничного бизнеса в условиях внедрения инноваций // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4-5 (16). С. 155-158.

5. Kaurova O., Maloletko A., Yumanova O. Ways to counter retrival of “shadow income” from businesses with fixed assets in hospitality // Middle east journal of scientific research. 2013. Т. 15. №5. Р. 757-762.

EDUCATIONAL INTERNET-RESOURCES:

CHALLENGES TO APPLICATION IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Maloletko Aleksandr Nikolaevich, Doctor of Economics, Professor at the Department of Manegement and Business technologies,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Maloletko Natal’ia Evgen’evna, Candidate of Economics, member of faculty at the Department of Informatics and Mathematics,

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 1102505@mail.ru, Russian Federation,

Vorob’eva Tat’iana Ivanovna, Assistant Lecturer at the Department of Informatics and Mathematics, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, tiv1007@rambler.ru, Russian federation

59

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

The article deals with the issues connected with the application of educational internet-technologies to additional professional hospitality-specific training programmes. A critical analysis of the internet-based or internet-located educational resources has revealed a gap between classical education and online courses (MOOC — massive open online course). The authors propose the use of the Freemium model, which has been repeatedly tested by top universities all over the world. The article also provides the results of an analysis of federal educational resources — an aggregation of different federal educational agencies, federal educational institutions, federal projects and programs official websites, as well as federal educational portals. In the article, the authors also describe the results of their research into the sufficiency and adequateness of the competences currently held by the hospitality-industry personnel and viewed from the top management’s standpoint. The purpose of the research is to identify the personnel’s educational/training needs. The analysis of internet-resources as carried out by the authors of the article demonstrates a lack of free-of-charge online training courses or Freemium-based courses.

Keywords: educational / training courses, classical education, online courses, hospitality industry, further / additional education / training

References

1. Gorbov, L.S., Novikova, N.G., Pogodin, A. V., and Shchikanov, A.Iu. Ispol’zovanie tekhnologii web 2.0 v ball’no-reitingovykh sistemakh otsenki dostizhenii studentov [Web 2.0 technologies as applied to score-based evaluation of academic achievement]. Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. № 1. pp. 42—50.

2. Kaurova, O. V., Maloletko, A.N., andIumanova, O.S. Bukhgalterskii uchet i ekonomicheskii analiz gostinichnogo predpriiatiia (dlia bakalavrov) [Accounting and economic analysis of a hotel facility (for undergraduates)]. Moscow: KnoRus Publ., 2014.

3. Maloletko, A.N. Teoreticheskie osnovy otsenki sostoianiia obespecheniia i obluzhivaniia gosudarstvennykh obrazovatel’nykh uchrezhdenii vysshego professional’nogo obrazovaniia [Supporting and servicing state-maintained professional HE institutions: Theoretical foundations for status evaluation]. Moscow: RGUTiS Publ., 2008.

4. Maloletko, A.N., Maloletko, N.E. Problemy obespecheniia ekonomicheskoi bezopasnosti predpriiatii gostinichnogo biznesa v usloviiakh vnedreniia innovatsii [Economic security ensurance at hotel businesses in the context of innovation introduction]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative economic development]. 2013. № 4-5 (16). pp. 155-158.

5. Kaurova O., Maloletko A., and Yumanova O. Ways to counter retrival of “shadow income” from businesses with fixed assets in hospitality // Middle east journal of scientific research. 2013. T. 15. №5. P. 757-762.

УДК 74: 378

НАУЧНАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ

Христофорова Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, hristo@list.ru, ГБОУВПО МО «Финансово-технологическая академия»,

Ковалев Вячеслав Григорьевич, кандидат педагогических наук, faber-vlad@yandex.ru,

ГБОУ ВПО МО «Финансово-технологическая академия», Москва, Российская Федерация Сырейщикова Ольга Александровна, кандидат технических наук, доцент, sireyshikova@yandex.ru,

ГБОУ ВПО МО «Финансово-технологическая академия»,

Королев, Московская обл., Российская Федерация;

60 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.