Научная статья на тему 'Проблемы использования ИТ-аутсорсинга для экономики России'

Проблемы использования ИТ-аутсорсинга для экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-АУТСОРСИНГ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИТ-УСЛУГИ / ИТ-СФЕРА / ЭКОНОМИКА РФ / IT OUTSOURCING / DEVELOPMENT PROBLEMS / REGIONAL MANAGEMENT / DUAL TRAINING / IT SERVICES / IT SPHERE / RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кремин Александр Евгеньевич

В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки использования и развития ИТ-аутсорсинга в РФ. Проведен анализ его сущности и динамики соответствующих индикаторов, которые характеризуют состояние исследуемого сектора экономики. Также доказана его важность как для частного, так и государственного сектора экономики. Однако отмечено, что реализация основных действий по цифровизации бизнес-процессов организаций стала актуальным направлением только в последнее пять лет, а основным сдерживающим фактором, влияющим на достижение поставленных целей государственного развития, является проблема нехватки ИТ-специалистов, которая прослеживается в настоящий момент. При этом осуществление управленческого воздействия на данный сектор экономики осложнено наличием фриланса в ИТ-сфере. В частности, его использование способствует росту оттока ИТ-специалистов в другие страны по ряду существенных причин. Это свидетельствует о необходимости реализации соответствующих шагов со стороны региональных органов власти на процессы функционирования и развития ИТ-сферы как городов, так и прилегающих к ним территорий, с целью стимулирования процессов трудоустройства исследуемой категории специалистов на российских предприятиях. В качестве основного предложения по решению данной проблемы предлагается организовать систему дуального образования в ИТ-сфере. Ее эффективная реализация позволит сформировать кадровый потенциал исследуемого сектора экономики актуальный для российского рынка труда на территории региона, тем самым обеспечив трудоустройство выпускников на существующих предприятиях и стимулирование создания новых ИТ-организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of using it outsourcing for russian economy

The article discusses the main advantages and disadvantages of using and developing IT outsourcing in the Russian Federation. The analysis of its essence and the dynamics of the relevant indicators that characterize the state of the studied sector of the economy. It is also proved its importance for both the private and public sectors of the economy. However, it is noted that the implementation of the main actions to digitalize the business processes of organizations has become an urgent area only in the last five years, and the main constraint affecting the achievement of the set goals of state development is the problem of the lack of IT specialists, which is being traced at the moment. Moreover, the implementation of managerial impact on this sector of the economy is complicated by the presence of freelance in the IT sector. In particular, its use contributes to an increase in the outflow of IT specialists to other countries for a number of significant reasons. This indicates the need to take appropriate steps on the part of regional authorities on the functioning and development of the IT sphere of both cities and the territories adjacent to them, in order to stimulate the employment processes of the studied category of specialists at Russian enterprises. As the main proposal for solving this problem, it is proposed to organize a dual education system in the IT sphere. Its effective implementation will help to create the human potential of the studied sector of the economy relevant for the Russian labor market in the region, thereby ensuring the employment of graduates at existing enterprises and stimulating the creation of new IT organizations.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования ИТ-аутсорсинга для экономики России»

УДК 334.7

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-5-13

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИТ-АУТСОРСИНГА ДЛЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

А.Е. Кремин

Вологодский научный центр РАН, Вологда, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются основные преимущества и недостатки использования и развития ИТ-аутсорсинга в РФ. Проведен анализ его сущности и динамики соответствующих индикаторов, которые характеризуют состояние исследуемого сектора экономики. Также доказана его важность как для частного, так и государственного сектора экономики. Однако отмечено, что реализация основных действий по цифровизации бизнес-процессов организаций стала актуальным направлением только в последнее пять лет, а основным сдерживающим фактором, влияющим на достижение поставленных целей государственного развития, является проблема нехватки ИТ-специалистов, которая прослеживается в настоящий момент. При этом осуществление управленческого воздействия на данный сектор экономики осложнено наличием фриланса в ИТ-сфере. В частности, его использование способствует росту оттока ИТ-специалистов в другие страны по ряду существенных причин. Это свидетельствует о необходимости реализации соответствующих шагов со стороны региональных органов власти на процессы функционирования и развития ИТ-сферы как городов, так и прилегающих к ним территорий, с целью стимулирования процессов трудоустройства исследуемой категории специалистов на российских предприятиях. В качестве основного предложения по решению данной проблемы предлагается организовать систему дуального образования в ИТ-сфере. Ее эффективная реализация позволит сформировать кадровый потенциал исследуемого сектора экономики актуальный для российского рынка труда на территории региона, тем самым обеспечив трудоустройство выпускников на существующих предприятиях и стимулирование создания новых ИТ-организаций.

Ключевые слова: ИТ-аутсорсинг, проблемы развития, региональное управление, дуальное обучение, ИТ-услуги, ИТ-сфера, экономика РФ

Благодарность: Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

Для цитирования: Кремин А.Е. Проблемы использования ИТ-аутсорсинга для экономики России // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №3. С. 5-13. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-5-13

Конфликт интересов отсутствует

PROBLEMS OF USING IT OUTSOURCING FOR RUSSIAN ECONOMY

Alexander E. Kremin

Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russian Federation

Abstracts. The article discusses the main advantages and disadvantages of using and developing IT outsourcing in the Russian Federation. The analysis of its essence and the dynamics of the relevant indicators that characterize the state of the studied sector of the economy. It is also proved its importance for both the private and public sectors of the economy. However, it is noted that the implementation of the main actions to digitalize the business processes of organizations has become an urgent area only in the last five years, and the main constraint affecting the achievement of the set goals of state development is the problem of the lack of IT specialists, which is being traced at the moment. Moreover, the implementation of managerial impact on this sector of the economy is complicated by the presence of freelance in the IT sector. In particular, its use contributes to an increase in the outflow of IT specialists to other countries for a number of significant reasons. This indicates the need to take appropriate steps on

the part of regional authorities on the functioning and development of the IT sphere of both cities and the territories adjacent to them, in order to stimulate the employment processes of the studied category of specialists at Russian enterprises. As the main proposal for solving this problem, it is proposed to organize a dual education system in the IT sphere. Its effective implementation will help to create the human potential of the studied sector of the economy relevant for the Russian labor market in the region, thereby ensuring the employment of graduates at existing enterprises and stimulating the creation of new IT organizations.

Keywords: IT outsourcing, development problems, regional management, dual training, IT services, IT sphere, Russian economy

Acknowledgment: The article was prepared as part of state assignment No. 0168-2019-0006 «Management of the processes of structural transformation of the regional economy based on the development of small and medium-sized enterprises».

For titation: Kremin A.E. Problems of using it outsourcing for Russian economy. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2019; (3): 5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-3-5-13

There is no conflict of interests

В связи со стремительными изменениями на рынке товаров и услуг наиболее конкурентоспособными компаниями остаются те организации, которые способны оперативно внедрять новые технологии как в производственную, так и управленческую деятельность своих подразделений [1]. Наиболее популярным в настоящее время среди управленческих инноваций является ИТ-аутсорсинг.

Главной причиной возросшего спроса на данные услуги в РФ является переход государства на новый этап развития экономики - развитие информационной экономики и экономики знаний [2]. Динамичное увеличение числа программных и аппаратных средств передачи и обработки данных вынуждает организации осуществлять увеличение затрат на обслуживание и поддержание из работоспособности. В свою очередь, это способствует росту заинтересованности руководителей данных экономических субъектов в поиске и использовании решений, позволяющих минимизировать растущие расходы организации, и, как следствие, активизации и развитию ИТ-аутсорсинга, ввиду выгодности его использования.

Так как данная сфера деятельности имеет высокие темпы развития, а ее эффективность зависит от современности используемых технологий, отдельные ИТ-аутсорсинговые компании имеют возможность с высокой скоростью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, обеспечивая при этом эффективное решение задач организаций-клиентов. Однако использование данных услуг несет определенные риски возникновения проблем как у самой компании, так и у государственной экономики в целом [3; 4]. Ввиду того, что в настоящее время негативное влияние развития ИТ-аутсорсинга в России не оценено и не учтено в государственных проектах и программах развития, представляется целесообразным провести анализ данного сектора экономики и его влияния на раз-

личные экономические процессы, что послужило основанием для формулировки цели данного исследования.

Цель статьи заключается в исследовании проблем использования ИТ-аутсорсинга для экономики России. Для ее достижения представляется необходимым: исследовать сущность ИТ-аутсорсинга, определить его место в экономике РФ, а также выявить проблемы, связанные с его развитием, и варианты их решения.

Рассмотрение вопросов исследования ИТ-аутсорсинга нашли свое отражение во многих работах зарубежных исследователей, в частности, Дж. Хейвуда, Р. Аалдерса, Р. Хиршхайма, Э. Спар-роу, Р. Бернета, Р. Грэхема, П. Готтшалька и Х. Соли-Сеттера [5-11], еще в начале настоящего столетия. Однако в российской науке данный вопрос остается недостаточно проработанным [2; 3].

Результаты анализа работ отечественных и зарубежных работ свидетельствуют о том, что помимо термина «ИТ-аутсорсинг» используется «ИТ-услуги». В традиционном понимании ИТ-услуги представляют собой внедренческий консалтинг, системную интеграцию и поддержку качественного функционирования оборудования и программного обеспечения, оказываемые сторонней организации для достижения определенной цели или решения существующих задач потребителя [4; 12]. Данное понятие родственно термину ИТ-аутсорсинг, однако под ним понимается предоставление услуг организации по поддержке функционирования систем в сфере информационных технологий [13; 14]. Таким образом, при оценке объема оказанных ИТ-услуг включается объем сегмента ИТ-аутсорсинга. Однако ввиду синонимичности данных понятий в ряде исследований представляется целесообразным рассмотреть состояние секторов как ИТ-аутсорсинга, так ИТ-услуг в экономике РФ.

В рамках деятельности ИТ-компании можно выделить отдельные направления ИТ-аутсорсинга такие, как: Data Center Services (Услуги ЦОД); Network Outsourcing (Сетевой Аутсорсинг); End User Device Outsourcing (Аутсорсинг устройства конечного пользователя); Software as a service (SaaS; «Программное обеспечение как услуга»); Commercial Application Outsourcing (Обеспечение коммерческой деятельности); Custom Application Outsourcing (Сопровоздение пользовательских приложений); Customer Relationship Management (Управление взаимоотношениями с клиентами); Finance and Accounting (Управление финансами и учет) [15; 16]. Основные причины его использования заключаются в следующем:

- зрелость рынка для компании заказчика (для зрелых рынков (подрядчиков, заказчиков) - переход на аутсорсинг принесет существенную экономию издержек, повысит управляемость и надежность бизнеса);

- переход на модель общего центра обслуживания внутри компаний (характерно для развивающихся и формирующихся рынков, для крупных компаний);

- тестирование рынка, внедрение инноваций (характерно для мелких и средних организаций);

- нестабильность рынка;

- низкий объем операций по ИТ-направлению (при загрузке специалиста менее 50% - держать в штате неэффективно);

- потребность повысить эффективность деятельности организации и др. [2; 16].

Цели и задачи использования ИТ-аутсорсинга могут существенно отличаться друг от друга, но их можно классифицировать по двум основным группам - единоразовое и системное (постоянное) обслуживание (рис. 1). Также их можно объединить между собой одной целью - максимизация результатов реализации имеющегося трудового потенциала по основному виду деятельности организации.

По данным социологического исследования проведенного Marketvisio и Orange Business Services (Эквант), специализирующихся на анализе рынка информационных технологий, основными причинами использования ИТ-аутсорсинга для крупного бизнеса является недостаточный уровень результатов ИТ-экспертизы, нехватка собственного ИТ-персонала и отсутствие передовых технологий, доступных для внешнего ИТ-провайдера (рис. 2).

Использование ИТ-аутсорсинга позволяет уменьшить численность вспомогательного персонала организации, в результате чего сокращаются косвенные затраты организации, перейти от административного управления к функциональному и снизить издержки по найму квалифицированного персонала, связанного с «человеческим фактором».

В то же время стоит учитывать и минусы использования данного подхода к управлению деятельностью организацией: снижение капитализации организации (переход затрат из разряда инвестиций в разряд оперативных расходов); необходимость осуществления поиска ответственного исполнителя; необходимость осуществления контроля исполнен я поставленных требований; воз-

Рисунок 1. Цели использования ИТ-аутсорсинга компаниями ИТ-сектора [17]

Низкой уровень ИТ-экспертизы Недостаток квалифицированного персонала Отсутствие передовых технологий Сжатые сроки на реализацию проекта Необходимость повышения качества Нехватка собственных мощностей и оборудования

Сокращение затрат Другое

0 10 Рисунок2.Факторы использованияИТ-аутсорсинга1

%

можное появление зависимости от партмераи др. [19-20].

Однако резуеьтаты оценки семмента ИТ-услуг аналитической компанииШегпаНопа1 БаПа СогрогаОюе (ГОС)отрежают пасномурное разеитие данноговиуа ксяттиьноунинорынку е^ОО - объем оказанных услуг в рублевом эквиваленте за 2004 -2017 гг. увеличился более чем в 5 раз (рис. 3). Стоит отмениць,что в фоеооноп с мпроцым ртнуом он вырос вуоро вН -еиа затот жу пууркд. Пти эсон за 2013 - 20 ко гт. в ивязм и оулабссн иуы куруа рубля произоник унижуниу денногспонтзатиля в долларовом выражении на 45%, что негативно отразилось на доле сектора ИТ-услуг России на мировом рынке. Разница в темпах роста объясняется

нaличиeмклизипных яслений вэиономике страны и введением санкций в отношении РФ со стороны западных го^дарнт

Данные изнеиенио харици^я иуполь-з ования ИТ-ауг торссиг а. Так,зе 201Н к нь 17 гг. объем аунсоксРСгквых уукуг в сЦере ИУ иырос в 2 раза, а его доля в объеме ИТ-услуг выросла на 8 п.п. (рис. 4). Увеличение спроса на данные услуги объясняется рыночнв й несоабильноснывиетремлени-ум иргаризе-ий суызитт ьткущнаыерержыи, ав язан-1^1^1ес1^ьшн;^]^ере^ем ^в^ииг^иут^т^'^ивным фуыкций. Однасо оуновньш дро^смом рсыта ысеуийского рынка ИТ-услуг в настояще время стоит считать реализацию процессов цифровой трансформации экономике в РФ.

600,0 500,0 400,0 300,0 200,0 100,0 0,0

Млрд. руб.

5 3,8

о о

<N

81,3

-г-

и \D О О <N

и t>

о о

<N

и о

и и

00 O-N

о о

ООО CS CS CS

о

<N

и <N

О <N

О <N

и

о

<N

О <N

и

\D

О <N

и

о Млрд. долл.

Млрд. руб.

Млрд. долл.

Рисунок 3. Объем рынка ИТ-услуг в России2

1 вставлено автором по данным портала TAdviser [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/F5Xnj

2 Составлено автором по данным аналитической компании IDC [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.idc.com/promo/investment-

research

70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0

0,0

%

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

В % от объего объема ИТ-услуг ♦ Млрд. руб. Рисунок 4. Объем оказанных услуг ИТ-аутсорсинга в России3

2017 г.

120 100 80 60 40 20 0

Млрд. руб.

В результате цифровизации экономики, осуществляемой согласно принятой Правительством РФ национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», осно вныме целями которойявмяйтся соэоание экосистемы цифрово й экономоки ОФ яля павышения ееяонйяэегтозпо-собности на глобальном рынке, организации вынуждены модернизировать свою ИТ-архитектуру работы, внедряя в свое использование новые каналы и метода воммуаикацяис кмнтйягeнйa^ш, хо способствует созяанию яояых точек розта0ля ияя ставщивов ИО-узкуг.

Та к, аиализп о оядка 800 ве ализов я пек

риод 2005 - 2015 гг. проектов ИТ-аутсорсинга среди крупных организаций показал, что порядка трети из них реализова ны в сфере финансовых услуг и го-сударственнлм зеоко ре (рис.5). Глав ным зтимул ом

Другие Финансовые услуги Госсектор Торговля Телекомуникации Энергетика Транспорт Машиностроение Фармацевтика и медицина Образование и наука Информационные технологии Страхование Нефтяная промышленность

0,0 р,0

их использования в данных сферах являетсявысо-кая интенсивность протекающих бизнес-процессов, растущий объем транзакций и сложность реализации запланированныхпроектовсобствен ными сизами. Пакже в тросоу лидеров воыпе и торговля, зосравивоорпр!^£11293от всегврынка, онибъяс-няется совершенствованием работыс клиентами и деятельности бэк-офисов компаний, обеспечивающих эффективную реализацию бизнес-процессов в ф Ирме.

Ныины й фико паптв ерждае т важнозть ИТ-услуг ник илы чззрооыо, таа и госидаратвснного зектора э кономлкрР Однэкнпернов апалити-ческого агентства IDC, несмотря на то, что вопросы обеспечения цифровой трансформации экономики в РФ разсматриваются начиная с 2010 г. (после афанятия иравитзкьытвлм РФ гоапротртммы «Ин-

10,0

15,0

20,0

%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,0

Рисунок 5. Рас5рпроектовИТ-аугсорсинга по олраслям(в вредлетуа2р0а-2016 гг.)4

3 Составлено автором по данным портала TAdviser [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clck.ru/F5Xnj

4 Составленоавторомподанным порталаTAdviser[Электронныйресурс]. Режимдоступа: https://clck.ru/FDz4j

100

% Работающие только с Работающие с иностранными и Работающие только с

инностранными заказчиками отечественными заказчиками отечественными заказчиками

Российский заказчик > Страна заказчика не имеет значения ■ Инностранный заказчик

Рисунок6.Результаты ответов респондентов на вопрос: «Кому бы Вы отдали предпочтение, если бы получили одновременно два предложенияна исполнениезаказовсравноценнымдоходомотиностранного ироссийскогопредставителя?»)5

формационное общество»), реализация оснооных действий по цифновизаи;ии бзенecaПpoI];accот <^]эгт-низацийстала аксеальным авлением тоеько в последЕ^ееве^]ея,с1 основыыа ваащим—ак-

тором, вмттюIо;ии на досызжоние настевзенныд ве-лей госудсрснвенсогс рсзвтия, янпяеггвянробшмм нехватки ИТ-спецоалиооов, рнтнран просложива-ется в зостоощой момзнт.

Огоееотиевнть, нят ocyщecтветниe yпpaвеаз-ческогс возлс^яст]31ле ли нанный ыыссол нконымт-ки осложнено наличием фриланса в ИТ-сфере. В частности, его использование способствует росту оттока ИТ-спнциаоестзе I! др}ние страны по ртду существезных пынчин. Нек, зя со

гическоезинследнвания, се^^е^е^асе^о кампанией РауРа 1 в 20Ю с. вренн НОТ респоедеетвв на з^я>реао-рии России, фриланс исполнители отдают большее предпочтиппс иностранным заказчикам, обосно-

в^на^е! анн свой выбср> аплатой труда

по л];:)^внннитэ н oтечемoтeнеыми зaлaочooэми, воз-зюы ными нeтьепктнэaмм даoзoльнeййeго сотруд-ничесеоа, болеа лохтвным лoнoшeнеeк кстилю выпннненцн е)а.0оте1 н др. 0-жо п^и рвгноценном дорцдедс рвнзaиияycлyгтснy0eжныйзaиaзцик яв-лнетсдболееп.едпсдсртелицын^ис. 6).

Прт этом. калохмелоюо этcссзoы, в среднем за месяц фрсзенс-исполоытень может вошылнить по-енына 6 инэтoзтзoыэ замаззеиЛ,Toтечесоиянных, однако за этот объем работы итоговый заработок за исполнение зарубежных заказов в течение меся-цамнжет пpеьыщеть вяeнcеpажпeеяа российских наказов на 1з% аpио. 7). Такны оЯpaпoм, наз ница меж-й стонмоотьм хкззаыия отсотипнын мсоуг для иносцранных и oтечecетeнеых сгтнгоротстигает 30%, что такжо новышает предпочтительность выполнения зарубежных заказов.

60000 40000 20000 0

60697 53273

1445(5

13813

5788

Pyg Основной источник Дополнительный, но дохода значимый источник

дохода

Дополнительный, незначительный источник дохода

Случайный, разовый источник дохода

• Иностранный заказчик ■ Отечественный заказчик Рисунок7.Средняязаработнаяплата фриланс исполнителяза одинмесяц6

5 Составлено автором по данным исследовательского агентства Data Insight [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://datainsight.ru/ sites/ default/files/PayPalDataInsight2017.pdf

6 То же

Стоит также отметить, что половина опро шенных респондентов утверждают о наличии роста стоимости исполняемых заказов для иностранных организаций до двух раз, в то время как увеличение стоимости данных услуг на российском рынке не превышает 25%. В результате сложившейся ситуации фриланс-исполнители оценивают зарубежный рынок крайне перспективным для их развития по сравнению с отечественным (порядка 83% опрошенных придерживаются данного утверждения).

Для удержания представителей фриланс-сек-тора на российском рынке ИТ-услуг и включением его в российскую экономику, представляется целесообразным осуществлять государственное управление процессами трудоустройства и обеспечения их занятости на реальных предприятиях. Перспективность данного направления подтверждается размерами заработной платы ИТ-специалистов в крупных компаниях по сравнению с доходами фри-ланс-исполнителей (табл. 1).

Рассматривая заработную плату данной категории специалистов в отдельных регионах, можно отметить, что среди городов-миллионников только в городах Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород медианное значение данного показателя превышает 100 тыс. руб. (табл. 2). В других больших городах РФ заработная плата ИТ-специалистов ниже данного уровня более чем на 10-15%. В частности, представляется целесообразным выделить группу территорий, подверженных наибольшей вероят-

ности оттока специалистов ИТ-сферы - в таких городах, как Пермь, Ростов-на-Дону, Красноярск, Челябинск, Волгоград и Омск, заработная плата исследуемой категории сотрудников компаний находится на уровне доходов фриланс-исполнителей, а в последних трех случаях вовсе представляет более низкие значения.

Это свидетельствует о необходимости реализации соответствующих шагов со стороны региональных органов власти на процессы функционирования и развития ИТ-сферы как городов, так и прилегающих к ним территорий, с целью стимулирования процессов трудоустройства исследуемой категории специалистов на российских предприятиях. Основными его направлениями могут стать:

- создание новых компаний ИТ-сектора или привлечение существующих его представителей для формирования филиалов и дочерних компаний на территории региона;

- стимулирование роста заработной платы ИТ-специалистов на предприятиях, функционирующих на территории региона;

- содействие трудоустройству выпускников ИТ-специальностей на предприятиях региона с целью их удержания на локальном рынке труда;

- организация системы дуального обучения ИТ-специалистов с целью подготовки работников актуальной и востребованной для региональных компаний квалификации.

С точки зрения оптимальности реализуемого

Таблица 1

Распределение зарплат ИТ-специалистов в крупных компаниях РФ, тыс. руб.7

Компания 10 перцентиль 25 перцентиль Медиана 75 перцентиль 90 перцентиль

Яндекс 95 123 150 165 200

Luxoft 50 107 150 171 215

Mail.Ru Group 80 113 140 158 180

Лаборатория Касперского 100 117 145 187 220

Альфа Банка 126 130 143 170 275

Tinkoff.ru 80 100 120 150 190

Тензор 65 89 105 115 200

EPAM 40 60 100 150 174

Altarix 35 70 88 125 140

AT Consulting 65 70 80 122 220

Сбербанк-Технологии 44 67 88 129 170

Netcracker Technology 32 52 69 100 120

СКБ Контур 52 60 74 100 115

Фриланс 30 45 70 117 169

7 Составлено автором по данным on-line сервиса вакансий в ИТ-индустрии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://habr.com/ru/ company/moikrug/blog/439152

Таблица 2

Распределение зарплат ИТ-специалистов по городам-миллионникам РФ, тыс. руб.8

Город 10 перцентиль 25 перцентиль Медиана 75 перцентиль 90 перцентиль

Москва 70 100 135 170 210

Санкт-Петербург 55 80 110 150 190

Нижний Новгород 40 60 100 120 160

Новосибирск 40 60 85 120 150

Уфа 40 60 90 120 140

Самара 34 55 80 120 150

Екатеринбург 40 55 80 100 140

Воронеж 35 50 80 100 148

Краснодар 36 50 80 110 155

Казань 36 50 77 116 150

Пермь 35 50 70 100 130

Ростов-на-Дону 40 48 70 90 140

Красноярск 40 50 70 100 150

Челябинск 33 50 66 100 120

Волгоград 25 36 65 118 150

Омск 35 43 60 105 135

Справка: средняя заработная плата в 2018 г. в РФ составила 39,2 тыс. руб.

направления представляется целесообразным акцентировать внимание региональных органов власти и управления на последнем направлении, так как программы дуального обучения уже реализуются на территории ряда регионов (например, Калужская, Ярославская и Ульяновская область). Однако несмотря на свою эффективность, в настоящее время программы требуют модернизации и совершенствования в связи с постоянным изменением требований к выпускникам со стороны работодателей. Эффективная реализация системы дуального образования позволит сформировать кадровый потенциал ИТ-сферы актуальный для российского рынка труда на территории региона, тем самым обеспечив трудоустройство выпускников на существующих предприятиях и стимулирование создания новых ИТ-организаций. Поэтому дальнейшие исследования будут посвящены вопросам организации данной системы подготовки на уровне региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ускова Т.В. Проблемы экономического роста территории. Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. 170 с.

2. Журан Е.А., Филатова Т.В. 1Т-аутсорсинг как инструмент развития кластерной экономики // Экономика: реалии времени. 2016. № 6 (28). С. 107-113.

8 То же

3. Арланов И.В. Перспективы использования ИТ-аутсорсинга как эффективного инструмента оптимизации бизнес-процессов // Вестник университета. 2013. № 19. С. 5-9.

4. Глушко Н.Н. Современное состояние рынка ИТ-услуг России: проблемы и пути развития // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2007. № 7. С. 157-159.

5. Аалдерс Р. ИТ-аутсорсинг: практическое руководство / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 299 с.

6. Готтшальк П., Солли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного сотрудничества / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 390 с.

7. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг / Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004. 288 с.

8. Хейвуд Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Пер. с англ. М.: Вильямс, 2004. 176 с.

9. Burnett R. Outsourcing IT: The legal aspect. Alder-shot, England: Gower Publishing, 1998.

10. Graham R. The outsourcing contract. In J. Angel (Ed.), Technology outsourcing. London: The Law Society, 2003.

11. Hirschheim R., Hainzl A., Dibbern J. Information systems outsourcing: Enduring themes, emergent patterns and future directions. Berlin: Springer-Verlag, 2002.

12. Абрамова А.В., Савинов Ю.А. Международный бизнес в области информационных технологий : учеб. пособие / под общ. ред. Н.Н. Ливенцева. М.: Аспект Пресс, 2010. 206 с.

13. Драгунова И.В.. Информационные технологии в сфере услуг // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 16. С. 89-95.

14. McFarlan F.W., Nolan R.L. How to manage an IT outsourcing alliance // MIT Sloan Management Review. 1995. Vol. 36. №. 2. P. 9-24.

15. Koh C., Ang S., Straub D.W. IT outsourcing success: A psychological contract perspective // Information systems research. 2004. Vol. 15. №. 4. P. 356-373.

16. Lee J., Huynh M.Q., Chi-Wai Kwok R., Pi S. IT outsourcing evolution---: past, present, and future // Communications of the ACM. 2003. Vol. 46. №. 5. P. 84-89.

17. Aubert B.A., Patry M., Rivard S. Assessing the Risk of IT Outsourcing // Proceedings of the Thirty-First Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS '98), Vol. 6. IEEE Computer Society, Washington, DC, USA, 685-. DOI: https://doi. org/10.1109/HICSS.1998.654830

18. Willcocks L., Lacity M.C. (2012). The New IT Outsourcing Landscape. 10.1057/9781137012296.

19. Dhar S., Balakrishnan B. Risks, benefits, and challenges in global IT outsourcing: Perspectives and practices // Journal of Global Information Management (JGIM). 2006. Vol. 14. №. 3. P. 59-89.

20. Tafti M. H.A. Risks factors associated with offshore IT outsourcing // Industrial Management & Data Systems. 2005. Vol. 105. №. 5. P. 549-560.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Uskova T.V. Problems of economic growth of the territory. Vologda, Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences, 2013. 170 p. (In Russ.)

2. Zhuran O.A., Filatova T. V. IT-outsourcing as a tool for development cluster economy. Economics: time realities. 2016; (6): 107-113. (In Russ.)

3. Arlanov I.V. Prospects for the use of IT outsourcing as an effective tool for optimizing business processes. Vestnik universiteta. 2013; (19): 5-9. (In Russ.)

4. Glushko N.N. The current state of the market of IT services in Russia: problems and development paths. Bulletin of the Volgograd State Technical University. 2007; (7): 157-159. (In Russ.)

5. Aalders R. The IT outsourcing guide. Chichester, John Wiley & Sons, 2001. 266 p.

6. Gottschalk P., Solli-Saether H. Managing Successful IT Outsourcing Relationships. Front Cover. IRM Press, 2006. 301 p.

7. Sparrow E. Successful IT outsourcing: from choosing a provider to managing the project. Landon, Springer, 2003. 272 p.

8. Heywood J.B. The Outsourcing Dilemma: The Search for Competitiveness. Financial Times Prentice Hall, 2001. 207 p.

9. Burnett R. Outsourcing IT: The legal aspect. Aldershot, England, Gower Publishing, 1998.

10. Graham R. The outsourcing contract. In J. Angel (Ed.), Technology outsourcing. London, The Law Society, 2003.

11. Hirschheim R., Hainzl A., Dibbern J. Information systems outsourcing: Enduring themes, emergent patterns and future directions. Berlin, SpringerVerlag, 2002.

12. Abramova A.V., Savinov Yu.A. International business in the field of information technology. Moskow, Aspect Press, 2010. 206 p. (In Russ.)

13. Dragunova I.V. Information technology in the service sector. Bulletin of the Volga University. 2009; (16): 89-95. (In Russ.)

14. McFarlan F.W., Nolan R.L. How to Manage an IT Outsourcing Alliance. MIT Sloan Management Review 36, no. 2 (winter 1995): 9-24.

15. Koh C., Ang S., Straub D.W. IT outsourcing success: A psychological contract perspective. Information systems research. 2004; (15-4): 356-373.

16. Lee J., Huynh M.Q., Chi-Wai Kwok R., Pi S. IT Outsourcing evolution - Past, Present, and Future. Communications of the ACM. 2003; (46-5): 84-89.

17. Benoit A. Aubert, Michel Patry, and Suzanne Rivard. 1998. Assessing the Risk of IT Outsourcing. In Proceedings of the Thirty-First Annual Hawaii International Conference on System Sciences-Volume 6 - Volume 6 (HICSS '98), Vol. 6. IEEE Computer Society, Washington, DC, USA, 685-. DOI: https:// doi.org/10.1109/HICSS.1998.654830

18. Willcocks L., Lacity M.C. (2012). The New IT Outsourcing Landscape. 10.1057/9781137012296.

19. Dhar S., Balakrishnan B. Risks, benefits, and challenges in global IT outsourcing: Perspectives and practices. Journal of Global Information Management (JGIM). 2006; (14-3): 59-89.

20. Tafti M. H.A. Risks factors associated with offshore IT outsourcing. Industrial Management & Data Systems. 2005; (105-5): 549-560.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кремин Александр Евгеньевич,

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией инновационной экономики Вологодского научного центра РАН, г. Вологда, Россия. Тел. (8172) 59-78-03, е-шаП: akremin@inbox.ru

ABOUT THE AUTHORS

Kremin Alexander Evgenievich,

Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Innovation Economics of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia. Ph.: (8172) 59 78 03, e-mail: akremin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.