Научная статья на тему 'Проблемы использования Интернета в процессе развития инновационной культуры личности'

Проблемы использования Интернета в процессе развития инновационной культуры личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
492
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / SMART-ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Маслюк Станислав Григорьевич

В статье показано, что инновационная культура является инвариантом любой сферы человеческой жизни; инвариантом любой культуры; продуктом конъюнкции культуры и цивилизации. Процессы развития инновационной культуры во многом зависят от развития Сети интернет, и от тех факторов, которые этому развитию способствуют, в том числе от законодательных инициатив по регулированию Интернета, вложения в его инфраструктуру и степени принятия новых технологических решений пользователями. Нельзя отвергать и очевидные угрозы Интернета для развития инновационной культуры (нарушение сетевой и информационной этики, стиля человеческого общения и публичного диалога; замена реального общения виртуальным; искажение восприятия реальности; нарушения языковых норм; неверный выбор источников информации, формирование компьютерных зависимостей, попадание в различные сообщества, угрожающие физическому и психическому здоровью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Маслюк Станислав Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the Internet usage in process of personality innovative culture development

The article shows that innovative culture is invariant of any sphere of human life; invariant of any culture; the product of the conjunction of culture and civilization. Processes of the development of the innovative culture are largely dependent on the development of the Internet net, including those factors that contribute to this development, including legislative initiatives to regulate the Internet, investments in the infrastructure and the extent of adoption of the new technological solutions to users. You cannot reject the obvious threats of the Internet to the development of the innovative culture (violation of network and information ethics, the style of human communication and public dialogue; the replacement of real communication with a virtual one; the distortion of reality perception; the violation of language norms; the incorrect choice of the information sources, the formation of computer dependency, the getting into the various communities, harmful to the physical and mental health).

Текст научной работы на тему «Проблемы использования Интернета в процессе развития инновационной культуры личности»

УДК 159.922

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Челябинский государственный педагогический университет, Станислав Григорьевич Маслюк, доктор политических наук, профессор,

заведующий кафедрой, Гжельский государственный университет

Аннотация

В статье показано, что инновационная культура является инвариантом любой сферы человеческой жизни; инвариантом любой культуры; продуктом конъюнкции культуры и цивилизации. Процессы развития инновационной культуры во многом зависят от развития Сети интернет, и от тех факторов, которые этому развитию способствуют, в том числе от законодательных инициатив по регулированию Интернета, вложения в его инфраструктуру и степени принятия новых технологических решений пользователями. Нельзя отвергать и очевидные угрозы Интернета для развития инновационной культуры (нарушение сетевой и информационной этики, стиля человеческого общения и публичного диалога; замена реального общения виртуальным; искажение восприятия реальности; нарушения языковых норм; неверный выбор источников информации, формирование компьютерных зависимостей, попадание в различные сообщества, угрожающие физическому и психическому здоровью).

Ключевые слова: инновационная культура, инновационные технологии; Smart-образование; социальные сети; интернет-аддикция.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p318-323

PROBLEMS OF THE INTERNET USAGE IN PROCESS OF PERSONALITY

INNOVATIVE CULTURE DEVELOPMENT Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Chelyabinsk State Pedagogical University, Stanislav Grigoryevich Maslyuk, the doctor of political sciences, professor,

department chairman, Gzhel State University

Annotation

The article shows that innovative culture is invariant of any sphere of human life; invariant of any culture; the product of the conjunction of culture and civilization. Processes of the development of the innovative culture are largely dependant on the development of the Internet net, including those factors that contribute to this development, including legislative initiatives to regulate the Internet, investments in the infrastructure and the extent of adoption of the new technological solutions to users. You cannot reject the obvious threats of the Internet to the development of the innovative culture (violation of network and information ethics, the style of human communication and public dialogue; the replacement of real communication with a virtual one; the distortion of reality perception; the violation of language norms; the incorrect choice of the information sources, the formation of computer dependency, the getting into the various communities, harmful to the physical and mental health).

Keywords: innovation culture, innovative technologies, smart-education, social networks, Internet addiction.

В основе всякого развития - экономического, технологического, социального -стоит человек (как индивид) или общество (коллектив). Совокупность мер, осуществляемых этим индивидом (коллективом) вследствие необходимости привнесения нового в функциональную систему, и представляет собой инновацию (синоним - "нововведение"). Наиболее близкой к нашему пониманию инновации является формулировка А.И. Ракито-

ва: инновация - это деятельность по принятию и реализации рискованных решений в условиях высокой неопределенности, ориентированная на быстрое достижение целей, конкурентный выигрыш, значительное повышение рентабельности или иную форму выгоды. При этом в структуре инновационной деятельности могут использоваться традиционные или уже известные приемы, навыки, механизмы, но в новой комбинации, в нетривиальных условиях и для решения совершенно иных задач, нежели те, для которых они были созданы. В наших исследованиях подчеркивается своеобразная двойственность инновационной деятельности - с одной стороны она - особый вид деятельности, а с другой - элемент, присутствующий в каждом виде деятельности. Инновационная деятельность является одной из процессуальных составляющих личностной культуры и культурного развития. В этой связи замечательна феноменология инновационной культуры: она представляет собой такого рода феномен, который нельзя чисто эмпирическим путем отделить и от культуры, и от цивилизации. В самом широком смысле она определяет всю жизнедеятельность человека: материальное производство, социально-политические отношения, духовного развития, бытия. Это дает основание сделать следующие выводы: инновационная культура является инвариантом любой сферы человеческой жизни; инновационная культура является инвариантом любой культуры; инновационная культура является продуктом конъюнкции культуры и цивилизации. Подтверждается идентичность терминов «нововведение» и «инновационный процесс». Содержание этих двух понятий составляет комплексный творческий процесс создания и распространения новшества, удовлетворяющего конкретные общественные потребности. Инновационная деятельность связана с формированием инновационности работников, изобретательством, нововведением, передовым опытом. Процессы развития инновационной культуры во многом зависят от развития Сети, и от тех факторов, которые этому развитию способствуют, в том числе от законодательных инициатив по регулированию Интернета, вложения в его инфраструктуру и степени принятия новых технологических решений пользователями. Всего проявляется четыре возможных сценария развития. Первый из них подразумевает, что границы Интернета будут размыты и уже через 10 лет пользователи по всему миру смогут выходить в Сеть с множества устройств, тогда как сам Интернет станет центром оказания услуг. По второму сценарию Интернет превратится в небезопасный ресурс из-за роста кибер-атак, и у него могут появиться более безопасные аналоги, доступ к которым будет недешевым. Третий вариант исходит из снижения скорости распространения Интернета по причине нестабильности социально-экономической ситуации в ряде стран мира. Четвертый - исходит из посылки, что популярность Интернета станет настолько огромной, что Сеть не справится с потоком информации по техническим причинам. Появление новых информационных технологий существенно влияет на развитие инновационной культуры личности. Позиция государственных органов Российской Федерации в отношении сети Интернет и ее пользователей основывается на признании необходимости использования этого всеобъемлющего ресурса, а также оказания государственной поддержки развитию российского сегмента сети Интернет.

Следует признать, что в настоящее время современное общество находится в русле новой технологической волны на базе нано-, кибер- и прочих инновационных технологий. Одной из составляющих этой волны являются Smart-технологии, Smart-устройства, Smart-ресурсы, соединяющиеся в Smart-системах. Цель Smart-образования -развитие личности человека как субъекта Smart-взаимодействия, а также формирование Smart-компетентности субъектов как составной части их инновационной культуры [4]. В таких условиях проблема использования средств информационных и коммуникационных технологий и прежде всего применение мультимедийных компьютерных материалов, интернет-технологий и Web-технологий в профессиональном образовании, для самообразования и самообучения получают все большую значимость и актуальность [1].

Увеличение личной мобильности, опосредованной технологически, приводит к

слому жестких социальных конструкций, к трансформации многих понятий, к заметным изменениям в структуре инновационной культуры. В условиях формирующегося сетевого сознания идет процесс творческой адаптации личности к постоянно обновляющемуся и изменяющемуся миру. Главное из них состоит в изменении смысла многих базовых понятий, в том числе понятий места и времени. В электронном пространстве вполне обыденным становится одновременное присутствие в двух или нескольких местах, что свидетельствует о необходимости развития новых когнитивных способностей и мультимедийных навыков [3]. Сегодня развитие инновационной культуры обусловлено уровнем развития интеллектуального, ментального потенциала личности и степенью социальной осознанности влияния Интернета на мировоззрение и психологическую активность людей [6]. Психологическая активность индивидов все больше удаляется от реальности и чем более невостребованной оказывается внешняя субъектность людей, тем более значимой для них становится их виртуальная жизнь в социальных сетях [5]. Социальные сети становятся заметным механизмом в системе социализации молодежи. Они реализуется через механизмы развития специфических ценностей, свойственных информационному обществу: формируется информационное единство человеческой цивилизации, развивается информационная доступность, появляются новые возможности для развития самого человека и др. В связи с развитием социальных сетей в процессе развития инновационной культуры личности появляются и новые задачи. Такие как: необходимость формирования сетевой и информационной этики, поиск стиля человеческого общения, публичного диалога в сети, выработка этических стандартов поведения и многое другое [9].

Основной же негативной стороной коммуникативного применения системы Интернет можно считать «наркозависимость» от Интернета, или Интернет-аддикцию. По своей сути подобное Интернет общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Уход в виртуальную реальность становится потребностью на физиологическом уровне. Само по себе понятие «зависимость от Интернета» выглядит весьма спорным в том случае, если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями. Вместе с тем специалистами уже сделан вывод о необходимости смещения ракурса интернет-зависимости от психологического, медицинского в сторону информационно-коммуникативного. Предложены индикаторы сформировавшейся интернет-зависимости информационно-коммуникативной природы, в ходе исследования выявлены ее симптомы у респондентов, составлен социокультурный портрет интернет-зависимой личности, показано влияние фактора связи профессиональной, учебной деятельности с ресурсами сети в формировании интернет-зависимости. [10]. Интернет-зависимое поведение, удовлетворяя потребность в избирательном общении, накладывает отпечаток на развитие всей личности: на учебную деятельность, формирование избегательных стратегий, потерю интереса к самореализации, достижению успехов. [2]. На этой основе обоснована задача создания кибервалеологии как науки об интегративном полипрофессиональном подходе к психофизическому, социальному и духовно-нравственному здоровью человека, реализующего персональную жизнедеятельность в рамках социализирующей среды киберпространства [8]. Вместе с тем, существенную роль в развитии инновационной культуры личности играет развитие навыков самостоятельного поиска, и в этом направлении использование учебной и вспомогательной литературы может иметь больший эффект, если при наличии определенных условий активно внедрять в учебный процесс Интернет. В этом случае границы общения студентов с преподавателем раздвигаются с использованием СМИ и в пространстве, и во времени [7].

Сказанное подтверждает роль информационных потоков в развитии личности, но их влияние на формирование инновационной культуры изменяется в зависимости от реализации конкретной государственной модели подачи информации в интернете.

В современном мире функционируют четыре информационных модели:

• Тоталитарная, предполагающая жесткий диктат со стороны государства в отношении всех СМИ без исключения (современные Северная Корея, Туркменистан, бывшие СССР исламские страны Ближнего Востока).

• Плюралистическая, предполагающая наличие оппозиционной, а также частной, негосударственной прессы (современная Европа: Великобритания, Франция, Германия, Дания, Швеция и др.)

• Тоталитарно-плюралистическая, при которой идеологическое многообразие присутствует номинально, а оппозиционная пресса большого значения не имеет (современные США).

• Олигархически-плюралистическая, при которой пресса отстаивает интересы олигархов и частных корпораций, а не государства и гражданского общества, с сохранением видимости функционирования демократических институтов (Россия 90-х годов).

Отдельно следует выделить пятую, дополнительную, пока что не существующую равновесную, государственно-либеральную модель, представляющую собой своеобразную «двухпартийную информационную систему, состоящую, с одной стороны, из мощного государственного медиа-холдинга, с другой - из системы частных СМИ. На наш взгляд, именно равновесная модель взаимодействия прессы, бизнеса и государства будет способна создать реальные условия для развития инновационной культуры личности. Для реализации этой модели необходимо создать соответствующую структуру информационно-аналитических служб при органах федеральной государственной власти, выполняющую четыре основных функции - диагностическую, прогностическую, рекомендательную и контрольную.

Статистики Сети констатируют определенную тенденцию: после каждого крупного события в жизни страны, сетевые СМИ становятся источником политического анализа и комментария. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявило о разработке общенационального интернет-портала "Знание" на базе информационного массива "БРЭ", отраслевых энциклопедий и словарей с поддержкой других национальных ресурсов. Создание такого портала запланировано в рамках Государственной программы "Информационное общество". Предполагается, что этот портал будет активно использоваться преподавателями, которые смогут добавлять туда учебные пособия для студентов и школьников. Первоначально все материалы "Знания" будут на русском языке, однако в дальнейшем прорабатывается возможность их перевода на английский язык и языки стран БРИКС (помимо России, это Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Что касается преимуществ перед "^ЫреШа, то в отличие от нее контент портала "Знание" будет целиком подготовлен профессионалами - специалистами и редакторами.

Таким образом, у интернета есть своя, особая специфика, благодаря которой он становится серьезным конкурентом традиционным СМИ. Противники последних утверждают, что последние представляют интересы конкретных сообществ, лиц и прибегают к манипуляции массовым сознанием. Но ведь главное не в альтернативности информации и точке зрения, а в профессионализме их подачи. Глубокое заблуждение полагать, что каждый способен быть источником информации - проверенной, объективной и доходчиво изложенной. Не будучи профессионалами в той или иной теме, но активно высказываясь по ним и вовлекая в обсуждение других, блоггеры зачастую способствуют распространению далеких от истины, а то и вовсе ложных представлений. Нельзя отвергать и очевидные угрозы Интернета для подрастающего поколения. Прежде всего, к ним относятся замена реального общения виртуальным, искажение восприятия реальности, нарушения языковых норм, проблемы с выбором источников информации, формирование компьютерных зависимостей, попадание в различные сообщества, угрожающие физическому и психическому здоровью (например - массовая вербовка российской молодежи в

ИГИЛ). Это новый вызов для государственной информационной политики в аспекте развития инновационной культуры населения. И позиция государственных органов Российской Федерации в отношении сети Интернет и ее пользователей основывается на признании необходимости использования этого всеобъемлющего ресурса, а также оказания государственной поддержки развитию российского сегмента сети Интернет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуразаков, М.М. Современные инновационные технологии в профессиональной подготовке будущего специалиста в контексте информатизации образования / М.М. Абдуразаков, Л.А. Инина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. - 2014. - № 1. - С. 87-94.

2. Бергис, Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимого поведения и особенностей межличностного общения личности раннего юношеского возраста / Т.А. Бергис, Л.Р. Азизова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 1 (10). - С. 46-49.

3. Бестужева, О.Ю. Развитие общества цифровой мобильности / О.Ю. Бестужева, О.Н. Вершинская, О.Н. Махрова // Народонаселение. - 2014. - № 4 (66). - С. 115-124.

4. Борисенко, И.Г. Виртуальные тенденции в глобальном образовательном пространстве: smart-технологии / И.Г. Борисенко // Философия образования. - 2015. - № 3 (60). - С. 55-64.

5. Быстров, А.Н. Интернет-развитие в образовании / А.Н. Быстров // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - Т. 2. - № 1. - С. 140-145.

6. Иойлева, Г.В. Сознание в сфере информатизации общества / Г.В. Иойлева // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки.

- 2014. - № 4. - С. 36-41.

7. Ляченков, Н.В. Проектирование технологии совершенствования подготовки магистрантов к инновационной деятельности / Н.В. Ляченков, А.Н. Ярыгин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4 (30). - С. 254-258.

8. Плешаков, В.А. О киберсоциализации и здоровье личности в образовании / В.А. Плешаков // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2014. - № 6 (14). - С. 202-204.

9. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России / М.С. Чванова, М.В. Храмова, В.Ю. Лыскова, Д.И. Михайлова, А.Ю. Моргунова, А.А. Молчанов // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 3. - С. 472-493.

10. Рассадина, Т. А. Интернет-зависимость: информационно-коммуникативный аспект / Т. А. Рассадина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.

- 2015. - № 2 (34). - С. 98-111.

REFERENCES

1. Abdurazakov, M.M. and Inina, L.A. (2014), "Modern innovative technologies in professional training of future specialists in the context of Informatization of education", Messenger of the Russian University offriendship ofpeoples. Series: Informatization of education, No. 1, pp. 87-94.

2. Bergis, T.A. and Azizova, R.L. (2015), "The Relationship of Internet-dependent behavior and the interpersonal communication of personality in early adolescence", Azimuth of research: pedagogy and psychology, No. 1 (10), pp. 46-49.

3. Bestuzhev, O.Y., Vershinskaya, O.N. and Makhrova, O.N. (2014), "The development of the company digital mobility", Population, No. 4 (66), pp. 115-124.

4. Borisenko, I.G. (2015), "Virtual trends in the global educational space: smart of technology", Philosophy of education, No. 3 (60), pp. 55-64.

5. Bystrov, A.N. (2015), "Internet development in education", Yaroslavl pedagogical Bulletin, Vol. 2, No. 1, pp. 140-145.

6. Iouliva, G.V. (2014), "Consciousness in the field of information", Messenger of Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and social Sciences, society, No. 4, pp. 36-41.

7. Lachencov, N.I. and Yarygin, A.N. (2014), "Development of a technology of improving the training of students to innovative activity", Vector of science of Togliatti state University, No. 4 (30), pp. 254-258.

8. Pleshakov, V.A. (2014), "About cyber-socialization and health in education", Information and education: borders of communications, No. 6 (14), pp. 202-204.

9. Chvanova, M.S., Khramova, M.V., Lyskova, V.Y., Mikhailova, D.I., Morgunova, Y.A. and Molchanov, A.A. (2014), "Development of social networks and their integration into the education system of Russia", Educational technologies and society, Vol. 17, No. 3, pp. 472-493.

10. Rassadina, T.A. (2015), "Internet addiction: information and communicative aspect", News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, No. 2 (34), pp. 98-111.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 04.01.2016

УДК 159.91

НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (НГУ им. П. Ф. Лесгафта); Оксана Владимировна Защиринская, доктор психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Асоль Николаевна Малахова, аспирант, Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова, Санкт-Петербург; Алексей Николаевич Ятманов, кандидат медицинских наук, Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова (ВМА им. С.М. Кирова) Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос о значимых факторах социальной адаптации школьников, среди которых особое внимание уделяется навыкам невербальной коммуникации. На материале исследования 128 детей, как нормально развивающихся, так и с легкой умственной отсталостью, были выявлены особенности когнитивного, эмоционально-личностного и поведенческого компонентов невербального общения.

Ключевые слова: общение, невербальная коммуникация, легкая умственная отсталость, нарушение общения, компоненты невербальной коммуникации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p323-327

SKILLS OF NON-VERBAL COMMUNICATION AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION OF SCHOOL STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Aleksey Sergeevich Solodkov, the honored scientist of the Russian Federation, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Oksana Vladimirovna Zashchirinskaia, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University; Asol Nikolaevna Malakhova, the post-graduate student, The Nikiforov Russian Center of Emergency and Radiation Medicine; Aleksey Nikolaevich Yatmanov, the candidate of medical sciences, The Kirov Military Medical

Academy, St. Petersburg

Annotation

This article discusses the important factor of the social adaptation of the pupils among which the special attention is paid to non-verbal communication skills. Based on the materials of research of 128 children as normally developing, including those with mild mental retardation there were revealed the peculiarities of the cognitive, emotional and behavioral components of the personal and non-verbal communication.

Keywords: communication, nonverbal communication, mild mental retardation, disturbance of communication, non-verbal communication components.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях жизни в современном обществе все острее становится проблема развития необходимых коммуникативных умений. Общение лежит в основе личностного развития, в процессе которого происходит формирование нравственной, этической, интел-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.