В.Е. УСАНОВ,
доктор юридических наук, профессор, академик Российской академии образования, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
Аннотация. Формирование электронных библиотек - необходимый и социально важный процесс. В электронной библиотеке информация фиксируется и хранится не на бумажных носителях и доступна только с помощью специального технического оборудования, компьютера, и программного обеспечения.
Ключевые слова: виртуальные формы общественных отношений, информационное право, информационно-коммуникационные технологии, обмен информацией.
V.E. USANOV,
the doctor of jurisprudence, the professor, the academician of Russian Academy of Education
PROBLEMS OF USE OF INTELLECTUAL
PROPERTY ELECTRONIC LIBRARIES IN THE NETWORK
«INTERNET»
Annotation. Formation of electronic libraries - necessary and socially important process. The information is fixed and stored in electronic library not on paper carriers and is accessible only by means of the special technical equipment, the computer, and the software.
Key words: virtual forms of public relations, the information right, information-communication technologies, information interchange.
Стремительный процесс эволюции сети «Интернет» менее чем за полвека прошел путь от военно-стратегической разработки Министерства обороны Правительства США, предназначенной для создания новых средств коммуникаций, способных пережить ядерную войну [3, 10], до значительного достижения всего человечества, которое можно сравнить, пожалуй, с появлением книгопечатания [10]. Посредством Интернета и его технических сервисов создаются новые виртуальные формы общественных отношений, которые выходят далеко за рамки регулирования информационного права.
Формирование электронных библиотек -необходимый и социально важный процесс. В электронной библиотеке информация фиксируется и хранится на безбумажных носителях и доступна только с помощью специального технического оборудования, компьютера, и программного обеспечения. Преимуществами электронной библиотеки, выгодно отличающими ее от обычных (бумажных) библиотек, можно назвать:
1) мощную систему поиска документа (с помощью которой процесс нахождения нужного файла ускоряется в тысячи раз): поиск по всему
сайту (задав слово в строке поиска, система найдет все материалы, где оно встречается), расширенный поиск (поиск по параметрам), поиск по ключевым словам, полнотекстовый поиск (внутри текстов документов);
2) многоуровневый предметный каталог документов, в котором все документы рассортированы по разделам (каталогам, темам и т.д.), что облегчает систему поиска как конкретного документа (если пользователь ищет заранее известный документ), так и вообще документов, относящихся к тому или иному разделу (каталогу, теме);
3) возможность скачивания нужных документов;
4) доступ к полному тексту документа в электронном виде (в форматах pdf или txt), возможность скачать и распечатать полный текст документа;
5) расширенные возможности настройки интерфейса электронной библиотеки под конкретного пользователя, обеспечиваемые как имеющимися в библиотеке настройками (удобные формы размещения материала на сайте электронной библиотеки), так и в целом возможностями почти любого Интернет-браузера, в том
числе, масштабирование (увеличение кегля для более комфортного прочтения материала), изменение стиля, работа с графическим материалом (рисунками);
6) систему заказа текста документов, которых нет в электронном виде;
7) дополнительные функции и возможности.
Итак, как устроена электронная библиотека
и каковы преимущества обращения к ней, более или менее понятно. Теперь ответим на вопрос: что представляет собой электронная библиотека с юридической точки зрения?
Законодательство об электронных библиотеках
Согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» под библиотекой понимается информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.
Понятие электронной библиотеки дано в ст. 5 Модельного библиотечного кодекса для государств - участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-12), который является сводом законодательных актов рекомендательного характера, составленных на основе общих принципов и норм правового регулирования библиотечной деятельности, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами - участниками СНГ.
Итак, электронная библиотека - это массив упорядоченных электронных документов, имеющийся в распоряжении библиотеки, предназначенный для предоставления к ним доступа физическим и юридическим лицам. Однако следует подчеркнуть, что данное определение «рождено» не российским, а международным законодательством. В отечественных законах подобного понятия пока нет. Парадокс, но, несмотря на отсутствие определения понятия «электронная библиотека» в российском законодательстве, упоминание об электронных библиотеках можно встретить на протяжении восьми лет (начиная с 2001 г.). Эти нормативные правовые акты стоит перечислить и проанализировать:
— Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле», который только дважды (в пункте 1.1 статьи 18) упоминает об электронной форме документов;
— Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной
среды (2001-2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);
— Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 гг.)» (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740, в ред. постановления Правительства РФ от 14 января 2009 г. № 23);
— Основные направления развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ» на 2007-2010 гг. (приложение 2 к приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии от 29 мая 2007 г. № 346);
— приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации»;
— Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);
— постановление Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. № 318-ПП «О Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года».
Итак, остановимся на некоторых из этих актов более подробно.
Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630) одним из основных направлений указывала организацию электронных библиотек, учебных материалов и обеспечение доступа к ним. Данная программа предусматривала три этапа реализации (третий этап - 2004-2005 гг.), однако полноценной системы электронных библиотек так и не было создано.
Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2011 гг.)» (утв. постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 740) содержит раздел «Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры», в котором говорится, что при быстром распространении информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
Данная Программа предусматривает перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, а также создание электронной базы данных, содержащей информацию о недвижимых памятниках истории
и культуры (40 тысяч объектов), сводного каталога библиотек России и Национальной электронной библиотеки. При предоставлении услуг сеть порталов стремится к реализации принципа «все в одном окне» (one-stop-shop), когда пользователь получает максимальное число необходимых ему сервисов, не уходя со «своего» портала.
Согласно п. 1.2.3 Основных направлений развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБ-НЕТ» на 2007-2010 гг. (приложение 2 к приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии от 29 мая 2007 г. № 346), первоочередной задачей, решаемой в рамках Национальной электронной библиотеки (НЭБ), является разработка и внедрение национального распределенного автоматизированного информационно-библиотечного комплекса, аккумулирующего электронные ресурсы библиотек страны и иных фондодержателей и обеспечивающего поддержку жизненного цикла цифровых документов.
Решение этой задачи предполагает:
- создание, сбор и обеспечение долговременной сохранности национального фонда электронных документов;
- создание единого справочного и поискового аппарата НЭБ;
- обеспечение доступности электронных документов пользователям, с учетом ограничений, накладываемых действующим законодательством;
- разработку системы оперативного информирования, деятельности НЭБ, ее ресурсах и сервисах, а также правилах и условиях их использования.
Формирование электронных информационных ресурсов НЭБ осуществляется по коллекционному принципу.
Участниками НЭБ являются библиотеки, вносящие существенный вклад в совокупный информационный ресурс. Между участниками НЭБ заключаются соглашения, определяющие правила организации доступа читателей к ресурсам НЭБ. Количество участников НЭБ должно составить минимум пять библиотек. Количество библиотек - пользователей ресурсами НЭБ ограниченного доступа должно превысить 500.
Особо следует остановиться на разделе 1.3 «Информационно-библиотечные технологии», в котором предусматривается переход библиотек к корпоративным технологиям в различных областях их деятельности, прежде всего, в области создания и использования электронных каталогов и электронных библиотек. Причем развивать корпоративные методы работы библиотек (согласно п. 1.3.6 Основных направлений развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ» на 20072010 гг.) рекомендуется двумя методами: мето-
дом централизованных технологий и методом распределенных технологий доступа к ресурсам.
Первый метод работы рекомендуется применять при создании сводных каталогов и корпоративных систем каталогизации1.
Второй метод (поиск документов в распределенных электронных каталогах библиотек) сегодня успешно применяется технология на основе протокола Z39.50, которая в соответствии с современными тенденциями должна дополниться веб-технологией на основе протокола SRW/SRU.
Развитие корпоративных сервисов также предполагает совершенствование служб заказа и доставки документов и их копий из фондов библиотек. Службы должны создаваться на основе распределенных электронных каталогов с использованием соответствующих международных стандартов.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006 г. № 201 «О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» были утверждены приоритетные направления национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации до 2010 г. Одним из таких направлений должно стать создание виртуальной и электронной библиотек учебно-методической литературы, включающих научную, учебно-методическую и справочную литературу, периодические издания по проблемам образования с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном (не русском) и русском (не родном) языках.
Согласно п. 5 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), для достижения качественных результатов в культурной политике России необходимо развитие открытых электронных справочных систем, электронных библиотек и архивов публикаций, а также повышение доступности правовой, деловой и социально значимой информации, электронных ресурсов библиотек путем создания публичных центров во всех региональных и муниципальных районных библиотеках.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 22 апреля 2008 г. № 318-ПП «О Концепции развития библиотечного обслуживания населения города Москвы на период до 2015 года», планируется создать сводный электронный каталог и начать формирование городской электронной библиотеки. Электронная каталогизация обеспечит скоординированные дей-
1 Крупнейшая цифровая библиотека Республики Беларусь. Коллекция содержит более 100 000 публикаций: научных статей и книг, рефератов, прозы и поэзии.
ствия библиотек, обслуживающих одни и те же категории читателей, позволит провести оптимизацию фондов.
Правовой статус электронной библиотеки
Внедрение современных информационных технологий в практику работы библиотек позволяет расширить спектр их возможностей по созданию новых информационных продуктов, оптимизации сервиса и улучшению качества услуг. В то же время библиотеки не могут в полной мере применить передовые методы в силу ограничений, связанных с законодательством в области охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Таким образом, назрела необходимость в выработке решений, позволяющих библиотекам качественно выполнять информационную функцию в условиях современного уровня информатизации общества в пределах правового поля.
Вообще, Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» только дважды, в пункте 1.1 статьи 18, упоминает об электронной форме документов. Изготовление документов в электронной форме возможно только при наличии нескольких условий:
а) такое изготовление должно производиться исключительно в целях обеспечения их сохранности и предоставления пользователям доступа к документам из библиотечных фондов;
б) субъектами, имеющими право изготавливать электронные формы изданий, должны быть национальные библиотеки (они упоминаются только в статье 18 Федерального закона «О библиотечном деле»);
в) дан закрытый перечень документов, изготовление электронных форм которых разрешается:
— ветхие, изношенные, испорченные, дефектные документы;
— единичные и (или) редкие документы, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;
— документы, которые записаны на машиночитаемых носителях и для пользования которыми отсутствуют необходимые технические средства;
— документы, которые имеют научное и образовательное значение.
Развивая логику законодателя, увидим, что все иные документы, формально не подпадающие под сформулированный в 1994 г. список (например, развлекательная, художественная, специально-техническая литература), де-юре не могут иметь электронной формы.
Следующее упоминание электронной формы документа в статье 18 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» звучит следующим образом: «Изго-
товление и предоставление пользователям экземпляров документов в электронной форме, в которых выражены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, осуществляются в порядке и на условиях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации».
С 1 января 2008 г. вступила в силу часть четвертая ГК РФ, которая стала основой реформирования авторского права в России.
Действовавший до 1 января 2008 г. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (статья 20) предусматривал использование на бесплатной основе информации из произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единичном экземпляре без извлечения прибыли информации для научных и учебных целей [5].
Иными словами, до 1 января 2008 г. закон позволял организациям, занимавшимся информационным обеспечением научной и образовательной деятельности в Интернете, доставкой электронных документов через Интернет, осуществлять деятельность без прямого договора с автором, но с выплатой вознаграждения через авторское общество, которое также могло не иметь прямого договора с автором и рассчитываться с ним по требованию.
Глава 70 («Авторское право») ГК РФ радикально поменяла «правила игры». В соответствии со статьей 1273 ГК РФ «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением... репродуцирования (пункт 2 ст. 1275 ГК РФ) книг (полностью) и нотных текстов.». Воспроизведение в электронном виде не является репродуцированием.
В соответствии со статьей 1270 ГК РФ «запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи».
Таким образом, право гражданина (статья 1273 ГК РФ) может быть реализовано им и самостоятельно, и в виде поручения на основе агентского договора в полном соответствии с законом без согласия и выплаты вознаграждения автору. Это услуги по электронной доставке документов (это не продажа документа!).
Российский опыт функционирования электронных библиотек
Если проанализировать возможности современных информационных и телекоммуникационных технологий и примеры использования Интернета для повышения правовой культуры (информационные сайты министерств и ведомств, юридические консультации, поисковые системы правовой информации и др.), то можно увидеть, что наибольшее количество информации сосредоточено в электронных библиотеках, которые могут быть общими и специализированными.
Примером специализированной библиотеки могут служить официальные серверы разработчиков справочных правовых систем: «Гарант-Сервис» (http://www.garant.ru), «КонсультантПлюс» (http://www.consultant.ru), «Кодекс» (http://www. kodeks.ru), которые содержат сотни тысяч нормативных правовых актов и специализированной литературы (учебников, статей в электронном виде).
Как правило, все документы размещаются в свободном доступе, любой посетитель может бесплатно работать с ними в режиме оп-line или загрузить тексты документов в свой компьютер.
В современном Рунете примеров создания и деятельности электронных библиотек множество. В той части Рунета, которая посвящена сектору послевузовского профессионального (например, юридического) образования, связанного с научными исследованиями в целом и диссертационными исследованиями в частности, «игроков» на этом поле много. Наиболее крупные из них:
— Центр автоматической доставки документов РГБ (http://cadd.rsl.ru/cadd.htm?_ flowId=loginFlow);
— Электронная библиотека диссертаций (http://diss.rsl.ru);
— служба электронной доставки документов «Русский курьеръ» (http://3dd.ru);
— научная онлайн-библиотека «ПОРТАЛУС» (http://www.portalus.ru) и ее дочерний проект «Электронная доставка диссертаций» (http://diss. org.ru);
— иные каталоги диссертаций (http:// dissland.com, http://www.dissers.info, http://www. lib-online.ru и др.).
Следует отметить цифровую библиотеку Украины (http://elib.org.ua)1 и белорусскую цифровую библиотеку (http://library.by)2.
1 Доступ к материалам библиотеки бесплатный. Каждый автор может бесплатно добавить свои материалы в библиотеку. Каждый читатель может читать, сохранять, распечатывать тексты и графические изображения из библиотеки, комментировать и обсуждать любые тексты через специальные формы.
2 Крупнейшая цифровая библиотека Республики Беларусь. Коллекция содержит более 100 000
Но проблема состоит в том, что большинство данных порталов, позиционируя себя в качестве электронных библиотек (иногда специализированных), являются услугодателями по электронной доставке документов на платной основе (проблемы правового регулирования электронной коммерции - отдельная тема).
Иными словами, на наш взгляд, в Рунете происходит смешение понятий «электронная библиотека» и «услуги по электронной доставке документов». Рассматривать суть электронной библиотеки только как портала, с которого можно скачать тот или иной документ, примитивно, поскольку электронная библиотека является не только центром научной информации, образовательным порталом, но и центром общения читателей, где они могут комментировать и обсуждать любые тексты через специальные формы (чаты, форумы и т.д.).
Электронная библиотека имеет много удобных функций:
— автоматический показ новинок библиотеки в специальном разделе;
— показ новостей библиотеки и самых популярных документов;
— организация специальных акций (например, «документ месяца», специальные цены на электронные документы);
— рассылка новостей и новинок зарегистрированным пользователям с учетом тематических интересов;
— подписка на периодические электронные издания и рассылка их читателям.
Иными словами, электронная доставка документов лишь одна из многочисленных функций электронной библиотеки, а в современном Рунете (и не только) эта функция выдается за сущность электронной библиотеки! И этому есть свое логическое объяснение. Дело в том, что отечественное законодательство, как же указывалось выше, не дает определения понятия «электронная библиотека». Федеральный закон «О библиотечном деле» содержит понятия «библиотека», «общедоступная библиотека», «библиотечное дело», «документ», «пользователь библиотеки», «централизованная библиотечная система», но всех их явно недостаточно для формулирования по аналогии закона или по аналогии права понятия «электронная библиотека».
Данный термин (и его четкое определение) должен быть введен в Федеральный закон «О библиотечном деле».
Есть и другой аспект. Поскольку российское законодательство, в силу слабой моторики своего развития, не успевает меняться вслед за стремительно развивающимися Интернет-техно-
публикаций: научных статей и книг, рефератов, прозы и поэзии.
логиями и информационными пространствами, формирующими новые информационные отношения в обществе, в законах эти информационные отношения не отражены. Это значит, что сегодня государство не в состоянии регулировать и контролировать эту сферу.
Итак, необходимо реформирование российского библиотечного законодательства в части легализации в законе понятия «электронная библиотека». А начать, на наш взгляд, необходимо с принятия федерального закона «Об электронных библиотеках» и, конечно, внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О библиотечном деле», в частности:
1) дополнить ст. 1 («Основные понятия») терми-
ном «электронная библиотека», под которым следует понимать «массив упорядоченных электронных документов, имеющихся в распоряжении библиотеки, предназначенных для предоставления к ним доступа физическим и юридическим лицам»;
2) часть 2 статьи 5 дополнить абзацем следую-
щего содержания: «созданием при библиотеках массива упорядоченных электронных документов - цифровых аналогов библиотечного фонда»;
3) абзац 2 части 1 статьи 12 изложить в новой
редакции: не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право пользователей библиотек на свободный доступ к библиотечным фондам, в том числе, электронным библиотекам, а также использование любых сведений о пользователях библиотек, читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечного обслуживания, в том числе, в сети «Интернет». Целесообразно внести изменения в федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обязательном экземпляре документов».
Если исходить из существующих ныне реалий (не связанных с изменением текущего законодательства), то, например, для государственных академий наук (в частности, Российской академии образования) выходом из сложившихся обстоятельств станет разработка и принятие Положения об электронной библиотеке.
Поскольку российское законодательство это понятие уже использует (не легализовав сам термин), разработка Государственной академией наук собственного Положения об электронной библиотеке, не противоречащего библиотечному законодательству и ГК РФ, представляется правомерным.
Особо следует сказать об электронных библиотеках (как правило, образовательных,
научных), существующих при госучреждениях и предназначенных для внутреннего пользования.
Примером создания электронной библиотеки для внутреннего пользования является Электронная транспортная библиотека. В соответствии с Положением о рабочей группе по формированию электронной транспортной библиотеки (утв. приказом Минтранса России от 17 июля 2008 г. № 109) такая рабочая группа была образована с целью координации действий Министерства, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, транспортных образовательных учреждений по формированию электронной транспортной библиотеки.
Основной задачей рабочей группы стало формирование и внедрение электронной транспортной библиотеки в Министерстве, федеральных службах, федеральных агентствах, находящихся в ведении Министерства, и в транспортных образовательных учреждениях.
Мировой опыт функционирования электронных библиотек
Наиболее ярким примером является создание в 2005 г. Европейской библиотеки (инициатор - Европейская Комиссия). Европейская библиотека (The European Library) сегодня - это совместный некоммерческий проект 47 национальных библиотек Европы (из которых 32 являются полными участниками Европейской библиотеки и 15 позиционируются в качестве будущих участников), являющихся членами CENL (Конференции директоров национальных библиотек Европы)1.
В ведущих странах мира библиотеки являются базовыми структурами развития современного информационного общества. При этом сами библиотеки стремительно меняют свой облик, осваивают и применяют новые технологии, значительно расширяют свои функции и видоизменяют многие из них2.
Правовая основа и практика предоставления информации электронными библиотеками
1 Цель CENL - углубление и укрепление роли национальных библиотек в Европе. Философией проекта «Европейская библиотека» является предоставление распределенного доступа к цифровым документам, физически хранящимся на серверах отдельных национальных библиотек Европы за счет механизмов единого доступа. К настоящему моменту Европейская библиотека предоставляет доступ к 150 миллионам записей по всей Европе на 20 языках. К концу 2008 г. было зарегистрировано более 600 000 обращений к сайту Европейской библиотеки.
2 Из выступления Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлова на учредительном заседании Общественного комитета содействия развитию библиотек России, http:// combibros.rsl.ru/about
Широкое распространение новых информационных технологий привело к радикальным изменениям всей деятельности электронных библиотек, связанной с обслуживанием пользователей. Как отмечает О.Ф. Бойкова, «современные российские библиотеки превращаются из хранилищ печатных документов в автоматизированные информационные центры, электронные библиотеки, службы электронной доставки документов, доступные через электронную почту, глобальные телекоммуникационные системы, через сеть «Интернет» [1]. Подобные центры создаются в ГПНТБ России, РГБ, РНБ, ГНПБ им. К.Д. Ушин-ского и других библиотеках.
Остановимся более подробно на электронной библиотеке Федерального государственного учреждения «Российская государственная библиотека» (http://rsl.ru).
Центр автоматической доставки документов РГБ (далее - ЦАДД) имеет возможность предоставления ксерокопий и электронных копий документов из фондов РГБ. В соответствии с законодательством об охране авторских прав (ГК РФ от 18.12.2006, ч. 4, гл. 70) и с учетом нормативных документов РГБ, ЦАДД имеет право изготавливать по заказам пользователей:
— бумажные копии в единичном экземпляре для использования в научных и учебных целях:
статей, опубликованных в сборниках и периодических изданиях;
малообъемных (до 50 страниц) изданий;
фрагментов (не более 15%) правомерно опубликованных письменных произведений, охраняемых авторским правом, в том числе диссертаций;
— бумажные и электронные копии произведений печати, не являющихся объектами авторского права (официальные и нормативные документы, документы, изданные до 1917 г.).
Таким образом, действующее законодательство необходимо понимать следующим образом: произведение может временно использоваться читателем в обычных библиотеках, а следовательно, и в их электронных модификациях, размещенных в Интернете.
Большинство крупнейших российских и зарубежных библиотек имеют свои информационные ресурсы в Интернете, например: Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы (http://www.libfl.ru), Российская государственная библиотека (http://www.rsl.ru), Британская национальная библиотека (http:// www.bl.uk/).
Причем в Интернете могут быть созданы библиотеки, не имеющие аналогов в реальной жизни, как, например, знаменитая Библиотека Максима Мошкова (http://www.lib.ru). Однако
библиотека в Интернете может стать не только собранием произведений в электронной форме, но и способом для ухода от ответственности нарушителя авторских прав.
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»1 устанавливает обязанность доставки обязательного бесплатного экземпляра документов для комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда. Производители документов доставляют обязательные экземпляры в соответствующие библиотеки, архивы и т.д.
Согласно статье 5 данного Закона, в состав обязательного экземпляра входят и электронные издания. Осуществление подобной фиксации, предусмотренной действующим законодательством, может послужить реальным выходом из складывающейся ситуации.
Например, на Украине, согласно Закону Украины «Об обязательном экземпляре документов», применяется практика, по которой CD-ROM с записью содержания сайта передается в Государственную научно-техническую библиотеку Украины и Книжную палату. В таком случае можно гарантировать защиту авторских прав и установление приоритета авторского права. Другая проблема заключается в том, что многие украинские информационные ресурсы не придерживаются подобной практики.
Среди множества способов преодоления возникающих правовых проблем выделяется предложение В.Б. Наумова о создании web-депозитария - оригинального банка данных, в котором должны содержаться контрольные копии электронных документов сайта (web-страниц).
Для защиты авторских прав и разрешения проблемы обеспечения доказательств В.Б. Наумов предлагает следующий порядок: «...лицо подает заявление о том, что оно является автором (правообладателем) чего-либо, с указанием конкретного произведения и его кратким описанием. Фиксируется дата приема произведения (что очень важно для приоритета), оформляется свидетельство о том, что принят определенный объект, которое выдается заявителю и определенный объект уже в качестве единицы хранения остается лежать в хранилище» [7].
Проблема: сохранение и страхование электронных библиотек
Согласно пункту 1.3.7 Основных направлений развития Общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети «ЛИБНЕТ» на 2007-2010 гг. (приложение 2 к приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии от 29 мая 2007 г. № 346), необходимо создать
1 См.: СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1.
национальную систему страхования электронных библиотечных ресурсов.
С учетом возможных потерь информационных ресурсов и разрушений баз данных библиотек страны в результате технических сбоев в работе компьютерной техники или умышленных преступных действий в Интернете возникает необходимость в создании национальной системы страхования электронных ресурсов библиотек.
Сводный каталог библиотек России (далее - СКБР) будет служить правовой, технической и организационной основой системы страхования электронных ресурсов библиотек - участниц проекта СКБР. А для этого предполагается создать организационную, нормативную и технологическую основы передачи соответствующих файлов библиотек России - участниц проекта СКБР, на национальный уровень хранения. В целях реализации функции страхования предполагается сформировать необходимую информационно-техническую, технологическую и материальную инфраструктуру получения, архивирования, хранения и возврата библиотекам страховых копий электронных ресурсов.
В рамках этого направления должны быть проведены следующие работы:
— разработка принципиальной функционально-логической модели взаимодействия библиотек страны с распределением задач, решаемых на национальном, региональном и библиотечном уровнях, а также с учетом взаимодействия библиотечных сетей на международном уровнях;
— разработка требований к российским автоматизированным библиотечно-информаци-онным системам (АБИС) с обязательным соблюдением требований по поддержке национальных форматов RUSMARC, российских правил каталогизации и взаимодействия АБИС в веб-среде по протоколу SRW/SRU;
— разработка опытных образцов АБИС для комплексной автоматизации интегрированных библиотечных сетей;
— проведение пилотных проектов по внедрению комплексной автоматизации библиотечных сетей на национальном и региональном уровнях.
В настоящее время проблемами информатизации деятельности занимается Межведомственный экспертный совет по проблемам информатизации деятельности библиотек при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии.
Согласно пункту 1.2 Положения о Межведомственном экспертном совете по проблемам информации деятельности библиотек при Федеральном агентстве по культуре и кинематографии
(приложение 1 к приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии от 13 июля 2005 г. № 434), Совет является экспертным органом, призванным на основе взаимодействия Федерального агентства по культуре и кинематографии (далее - Роскультура), профессиональных кругов и общественности содействовать поиску эффективных решений в сфере информатизации деятельности библиотек страны.
Проблема: результаты интеллектуальной деятельности работника, создаваемые в процессе исполнения им трудовых обязанностей
Вопросы создания служебных объектов всегда были предметом дискуссий, споров и в настоящее время не теряют актуальности.
Новое законодательство об авторском праве направлено на защиту прав авторов, в том числе, служебных произведений. Однако знание особенностей использования произведений, имеющих статус служебных, позволит не допустить ущемления интересов работодателя. Важным моментом является правильное оформление документов, устанавливающих трудовые обязанности работника в создании ценных произведений. Неточности и небрежности, допущенные при их оформлении, могут иметь негативные последствия для работодателя [9].
Под служебными принято понимать произведения науки, литературы и искусства, созданные автором в рамках трудовых отношений, во исполнение своих трудовых функций для нанимателя и за счет нанимателя. Поскольку создание произведения - работа интеллектуальная, выполняющие ее работники именуются служащими, а их трудовые обязанности - служебными1. Как отмечает Э.П. Гаврилов, «большое число произведений создается авторами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей» [8].
Статья 1295 ГК РФ регулирует правовой режим служебных произведений (в рамках которого следует четко различать авторское право и исключительное право на произведение). Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. К ним относится право авторства (статья 1257 ГК РФ), право автора на имя (статья 1265 ГК РФ), право на неприкосновенность произведения, право на вознаграждение за использование служебного произведения. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
См.: http://copyright.iatp.by/articles/work.html
Напомним, что под исключительным правом статья 1229 ГК РФ понимает право автора или иного законного правообладателя использовать результат интеллектуальной деятельности автора по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (статья 1233 ГК РФ), в том числе, путем его отчуждения другому лицу (по договору об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных лицензионным договором пределах.
Таким образом, закон, устанавливая данное правило, наделяет его свойством диспозитивно-сти: работодатель и работник могут договориться о чем-то другом и зафиксировать эту договоренность в трудовом договоре (контракте). Самый распространенный вариант - фиксация размера вознаграждения и включение его в состав зарплаты за определенный месяц либо определение размера вознаграждения в акте сдачи-приемки работы, выполненной на основании служебного задания. Большинства споров между работником и работодателем можно избежать путем предоставления работодателем служебного задания в письменном виде под подпись работника (с обязательным указанием, что работник это задание должен выполнить лично1). Если обратиться к законодательству стран СНГ (например, белорусскому опыту) и зарубежному опыту (в частности, США, Швейцария, Германия, Франция), то необходимо отметить следующее. Принятый в 1996 г. Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» признавал за авторами служебных произведений право на получение авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения; за нанимателем (и только за нанимателем, без права передачи третьим лицам) признавалось право использовать произведение способом, обусловленным целью задания и в вытекающих из него пределах.
В новой редакции закона, утвержденной Законом Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», подход законодателя (который прежде объективно был на стороне автора как экономически более слабой стороны) изменился
1 На практике нередки случаи, когда работник в порядке служебного задания создает произведение, а затем заявляет, что произведение было создано им в соавторстве с другим лицом, не состоящим с работодателем в трудовых отношениях, причем факт их соавторства фиксируется нотариально. Соавтор, не состоящий с работодателем в трудовых отношениях, имеет право требовать с работодателя вознаграждение. Данной проблемы можно избежать путем указания в служебном задании, что работник обязан создать произведение лично.
на противоположный. Статья 14 новой редакции этого Закона устанавливает:
«1. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение) принадлежит автору. 2. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. 3. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем».
Это означает, что по умолчанию имущественные права на служебное произведение возникают (именно возникают) у нанимателя [6].
Аналогичную Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» норму содержит Закон об авторском праве США и ряд законов стран англосаксонской системы права. Так, в соответствии с § 201 американского закона автором произведения, созданного наемным работником, является работодатель, если иное не предусмотрено их соглашением.
Европейские страны занимают противоположную позицию, признавая автором и обладателем всех авторских прав, включая имущественные, самого автора. Законы об авторском праве либо вообще не содержат нормы о каком-либо особом правовом статусе служебных произведений (Швейцария), либо оговаривают, что к служебным произведениям применяются общие нормы авторского права (Германия, Франция).
В российском авторском праве есть ряд ограничений, связанных с использованием служебного произведения. Например, автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования третьим лицам. Автор не может воспрепятствовать тому, чтобы на титульном листе печатного произведения были указаны наименование или символ организации, в рамках которой создано это произведение. Хотя за автором сохраняется возможность решать вопрос о готовности или неготовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение трудовых обязанностей. В то же время, например, работодатель не имеет права без согласия автора сделать произведение доступным для публики или вносить в него какие-либо изменения [4].
Необходимо отметить двойственную правовую природу отношений, складывающихся между работодателем и работником по поводу выполнения последним предусмотренной трудовым договором обязанности по созданию служебного произведения. Эти отношения являются как авторскими, так и трудовыми. В этом контексте возникает проблема определения подсудности
споров по поводу служебных произведений. Дело в том, что пункт 6 статьи 23 ГПК РФ отнес к подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и о разрешении коллективных трудовых споров. Вместе с тем, в силу статьи 1295 ГК РФ, на работника возлагается обязанность по созданию объекта авторского права.
Пленум Верховного Суда РФ в абзаце 2 пункта 8 Постановления от 19 июня 2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»1, разъяснил, что к подсудности районных судов относятся гражданские дела, связанные с созданием и использованием служебных произведений.
Свою позицию в данном вопросе Пленум аргументирует тем, что споры, касающиеся служебных произведений, урегулированы законодательством в области интеллектуальной собственности, в настоящее время частью 4 ГК РФ. Согласно упомянутому Постановлению № 15, поскольку ГК РФ регулирует гражданско-право-
1 См.: Российская газета. 2006. № 137; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. № 8.
вые отношения, значит, отношения, касающиеся служебных произведений, также являются гражданско-правовыми. Комментируя указанное Постановление, Э.П. Гаврилов соглашается с мнением Пленума Верховного Суда РФ только в том, что касается вывода о гражданско-правовом характере отношений по использованию служебных произведений.
Однако отношения по созданию служебных произведений, с точки зрения ученого, являются трудовыми. В этой связи возникает вопрос о законности данного разъяснения, поскольку пункт 6 части 1 статьи 23 Гражданско-процессуального кодекса РФ относит к компетенции мировых судей дела, возникающие из трудовых отно-шений2. Итак, служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений автора и работодателя, но при этом считаются объектами авторского права, в связи с чем на отношения по созданию служебных произведений распространяются нормы и авторского, и трудового законодательства.
2 См.: Гаврилов Э.П. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 года о вопросах применения законодательства об авторском праве и смежных правах (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2006.
Список литературы:
[1] Бойкова О.Ф. Новые информационные технологии в библиотеках: правовые аспекты // Российский научный электронный журнал «Электронные библиотеки». 2002. Том 5. Выпуск 4.
[2] Гаврилов Э.П. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 года о вопросах применения законодательства об авторском праве и смежных правах (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2006.
[3] Дашян М.С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернета. М.: Волтерс Клувер, 2007.
[4] Зиновская Н. Что считать служебным произведением? // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 12.
[5] Копылов В.А. Вопросы правового регулирования деятельности электронных библиотек // http://ilaw. nm.ru/publication.
[6] Лосев С. Авторское право на служебные произведения: белорусский вариант. Минск, 2000 (http://copyright.iatp.by/articles/work.html).
[7] Наумов В.Б. Проблемы реализации авторских прав в сети Интернет // Мир медиа XXI. № 1.
[8] Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» / Под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Фонд «Правовая культура», 1999. С. 45.
[9] Соколова Г.А. Что часть IV ГК РФ нам приготовила, или Правовое регулирование создания служебного произведения // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2008. № 7.
[10] Эко У. От Гуттенберга к Интернету: Текст и гипертекст: Публичная лекция, прочитанная 20 мая 1998 г. на экономическом факультете МГУ // Интернет. 1998. № 6, 7 (10).
Spisok literatury:
[1] Bojkova O.F. Novye informacionnye tekhnologii v bibliotekah: pravovye aspekty // Rossijskij nauchnyj elektronnyj zhurnal «Elektronnye biblioteki». 2002. Tom 5. Vypusk 4.
чтттжжжжжжжжжжжжтттттття/ж^
[2] Gavrilov E.P. Kommentarij k Postanovleniyu Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 19 iyunya 2006 goda o voprosah primeneniya zakonodatel'stva ob avtorskom prave i smezhnyh pravah (postatejnyj) // SPS «Kon-sul'tantPlyus». 2006.
[3] Dashyan M.S. Pravo informacionnyh magistralej (Law of information highways): voprosy pravovogo regulirovaniya v sfere Interneta. M.: Volters Kluver, 2007.
[4] Zinovskaya N. CHto schitat' sluzhebnym proizvedeniem? //Kadrovik. Trudovoe pravo dlya kadrovika. 2007. № 12.
[5] Kopylov V.A. Voprosy pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti elektronnyh bibliotek // http://ilaw. nm.ru/publication.
[6] Losev S. Avtorskoe pravo na sluzhebnye proizvedeniya: belorusskij variant. Minsk, 2000 (http://cop-yright.ia tp.by/articles/work.h tml).
[7] Naumov V.B. Problemy realizacii avtorskih prav v seti Internet // Mir media HKHI. № 1.
[8] Postatejnyj kommentarij k Zakonu RF «Ob avtorskom prave i smezhnyh pravah» / Pod red. E.P. Gavrilova. M.: Fond «Pravovaya kul'tura», 1999. S. 45.
[9] Sokolova G.A. CHto chast' IV GK RF nam prigotovila, ili Pravovoe regulirovanie sozdaniya sluzheb-nogo proizvedeniya // Kadrovaya sluzhba i upravlenie personalom predpriyatiya. 2008. № 7.
[10] Eko U. Ot Guttenberga k Internetu: Tekst i gipertekst: Publichnaya lekciya, prochitannaya 20 maya 1998 g. na ekonomicheskom fakul'tete MGU // Internet. 1998. № 6, 7 (10).