Научная статья на тему 'Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе'

Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2639
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / BUSINESS / ENTERPRISE INFORMATION TECHNOLOGY / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марчук Вероника Ивановна

Развитие малого предпринимательства – стратегический приоритет современной политики правительства России на долгосрочную перспективу. Ориентируясь на уровень развития малого бизнеса в развитых странах, в стратегических документах федерального и регионального уровней в обязательном порядке разрабатывают задания по уровню развития малого бизнеса и стимулы по его активизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of information technologies in small business

Development of small business is a strategic priority for the Russian government's current policy for the long term. Focusing on the level of development of small business in developed countries in the strategic documents of the federal and regional level in the mandatory tasks are developed in terms of small business development and incentives for its activation.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе»

ISSN 2304-120X

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

ART 15139

УДК 334.72:004.9

Марчук Вероника Ивановна,

старший преподаватель кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала)

ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Юрга tika75-1977@mail.ru

Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе

Аннотация. Развитие малого предпринимательства - стратегический приоритет современной политики правительства России на долгосрочную перспективу. Ориентируясь на уровень развития малого бизнеса в развитых странах, в стратегических документах федерального и регионального уровней в обязательном порядке разрабатывают задания по уровню развития малого бизнеса и стимулы по его активизации.

Ключевые слова: бизнес, малое предпринимательство, предприятие, информационные технологии.

Раздел: (04) экономика.

Экономической основой развитых стран являются предприятия малого бизнеса. Так, половину бюджета США составляют вклады малого бизнеса. В России этот показатель достаточно низок, но он постоянно растет.

Стоит отметить, что предприятия малого бизнеса имеют ряд преимуществ, которые делятся на две группы: конкурентоспособность и состояние деловой среды. К первой группе можно отнести: небольшие размеры предприятий, использование узких рыночных ниш, количество и состав работников, территориальную маневренность, производственную и технологическую гибкость, тесную взаимосвязь управления с производством. Ко второй - микрофинансирование, кредитную потребительскую кооперацию, государственную поддержку и гарантирование займов.

Но в то же время малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, которые в значительной степени влияют на его развитие. Основной проблемой является низкая активность малых предприятий в использовании инновационных технологий, что влечет за собой довольно крупные проблемы - от снижения роста предприятия до его полного закрытия [1].

Малый бизнес постепенно готовится к внедрению новых технологий. Для достижения успеха в данной области необходимо повышение труда и снижение расходов. При этом предприятия малого бизнеса имеют возможность вкладывать средства в информатизацию производства. В России происходит улучшение телекоммуникационной инфраструктуры, развитие доступа к Интернету, что влияет на увеличение спроса на инновационные технологии.

Предприятия малого бизнеса зависят от информационных технологий не меньше, чем крупные компании и корпорации. Но, тем не менее, IT-специалистов в предприятиях малого бизнеса гораздо меньше. Обычно они обеспечивают работу технологической составляющей предприятия, в то время как в крупных фирмах IT-специалисты занимаются реализацией бизнес-стратегий. Именно это и должно служить причиной поддержки и развития информационной инфраструктуры и специалистов в данной области.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

Многие собственники и руководители малого бизнеса имеют неоднозначное отношение к информационным технологиям. Для одних это веяние моды, для других -средство повышения стоимости активов предприятия. Под информационными технологиями стоит понимать не только автоматизацию бухгалтерии, но и телефонию, электронную почту и интернет-порталы. Подобные инновации помогают предприятиям мгновенно реагировать на изменения рынка.

Еще одна слабость малого бизнеса заключается в отсутствии долгосрочной стратегии. Следует избегать ситуаций отсутствия сформировавшихся базы знаний и бизнес-процессов. А включение в стратегию развития предприятия строгих требований к информационным технологиям изначально необходимо.

Несомненно, предприятия малого бизнеса ставят своей задачей экономию, так как они оплачивают автоматизацию личными финансами своего владельца, в то время как они могли бы быть нацелены на развитие бизнеса. Для них важно поставить задачу таким образом, чтобы ее решение было выгодно по цене, способствовало росту бизнеса и могло решить текущие бизнес-задачи. Так, логично рассматривать информатизацию предприятия в целом.

Хотим мы этого или нет, но информационные технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса и как факт - залогом эффективной работы предприятия. В то же время индустрия информационных технологий развивается очень быстро. Ее задачей является не только удовлетворение бизнес-спроса, но и его формирование и усиление.

При выборе той или иной информационной технологии предприятия малого бизнеса в большинстве случаев ограничены в своем капитале, следовательно, они в большей степени зависимы в отношении цены и качества в сравнении с крупными предприятиями.

Предприятия малого бизнеса являются потребителями универсальной технологической продукции. Небольшая цена информационно-технологического оборудования и простота доступа к сервисному обслуживанию являются важнейшими критериями при его выборе.

В течение последних нескольких лет предприятия малого бизнеса стали более обдуманно подходить к информатизации производства. Сейчас небольшие предприятия для начала просчитывают эффективность внедрения новых технологий. Если еще несколькими годами ранее информатизация производства выглядела как неизбежное зло, то сейчас это естественные действия малых предприятий.

Для предприятия малого бизнеса первостепенной задачей является выбор такого решения, которое позволит справиться с текущими проблемами. Оно должно давать возможность нормального развития при росте предприятия и быть доступным по стоимости. В таком случае разумно рассматривать информатизацию в целом.

В работе с предприятиями малого бизнеса программисты часто сталкиваются с такой проблемой, как привыкание клиентов к уже имеющимся у них установленным системам, позволяющим им выполнять основные информационно-технологические функции, и даже не задумываются о инновациях, которые позволят повысить эффективность производства. Также можно добавить проблему нехватки специалистов в информационно-технологической области.

Особенностью малого бизнеса как объекта применения информационных технологий является то, что владелец бизнеса обычно не разбирается в программировании и операционных системах, но отлично ориентируется в ведении своего бизнеса. В крупных же предприятиях между владельцем и создателями информационных технологий стоит множество специалистов, координирующих их деятельность. В работе малого бизнеса этой последовательности нет. Именно поэтому владелец должен покупать только тот продукт, который действительно поможет в его работе.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

За последние десять лет экономика России претерпела большие изменения, главным образом это проявилось в ужесточении конкуренции. Предприятия, желающие преуспеть в новых условиях, стремятся применять новейшие информационные технологии, обеспечивающие их конкурентными преимуществами. Так, отсутствие ограничений скорости, объема и расстояния для передаваемой информации характеризует проявление зависимости предприятий от информационных технологий.

В своем большинстве предприятия малого бизнеса не имеют возможности обеспечить полную автоматизацию своего производства. Часто они ограничиваются только автоматизацией бухгалтерии и учета продукции. Однако частичная автоматизация влечет за собой множество отрицательных последствий, таких как уменьшение скорости и увеличение стоимости выполнения работы. Соответственно, происходит значительное увеличение затрат, а скорость действия созданной системы невелика. Подобное положение дел для низкобюджетного предприятия неприемлемо.

Одновременно с этим предприятия малого бизнеса в России показывают стабильное экономическое развитие, привлекают крупных производителей информационных технологий. Преимущества в конкуренции IT-производители обеспечивают себе путем применения новых экономических решений, выстраивания стратегии движения услуг и досконального прорабатывания механизмов продажи продуктов.

Существует заблуждение, что внедрение новых информационных систем должно мгновенно решить проблемы, возникшие на предприятии. Информационные технологии являются инструментом, обеспечивающим оперативное получение отчетности по работе предприятия и дающим возможность, оперативно проанализировав ситуацию, принять верное решение. Автоматизация производства проводится в несколько действий и заключается в выявлении сферы деятельности предприятия, нахождении способа его автоматизации, информационно-технологической стратегии и осуществлении функционирования информационной системы.

Для хорошей работы системы необходимо ее качественное обслуживание. При выборе внедрения какой-то определенной информационной технологии руководитель предприятия должен основываться на своих знаниях и знаниях консультантов. Это достаточно сложный процесс, так как необходимо подбирать персональные решения. Однако эффективное использование информационных технологий с начального образования предприятия позволит ему успешно развиваться. При верном введении и последующем использовании информационные технологии существенно помогут увеличить прибыль путем сокращения затрат.

Можно выделить две основные причины, влияющие на увеличение затрат, связанных с информационными технологиями: повышение эффективности предприятия и снижение его издержек. Помимо этого самим работникам предприятий необходим быстрый доступ к информации, так как это ускоряет рабочий процесс.

Эффективное использование информационных технологий подразумевает их внедрение во все сферы деятельности предприятия. Определенно, это очень сложное и дорогостоящее предприятие. Однако эти действия служат базой для успешного развития бизнеса в дальнейшем. В организационной системе существуют четко выстроенные процессы, применение которых делает предприятие менее зависимым от своих сотрудников. Таким образом, система информационных технологий развивается наравне с самим предприятием.

Простое применение информационных технологий не дает преимуществ. Их конечный результат во многом зависит от того, как предприятие управляет их внедрением и использует в будущем.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

Основные признаки малого предпринимательства, нацеленного на повышение эффективности занятости:

1. Воздействие на общество - главная цель, заключающаяся в решении и в упрощении социальных проблем.

2. Нововведения - это создание особых, более новых подходов, благодаря которым увеличивается социальное воздействие.

3. Рентабельность и финансовая устойчивость - способность предприятия решать проблемы занятости до тех пор, пока это необходимо и за счёт доходов, получаемых от его деятельности.

4. Увеличение сферы деятельности и передача технологий - расширение масштабов деятельности предприятия (на федеральном и мировом уровнях) и распространение опыта для увеличения воздействия на общество.

5. Коммерческий подход - склонность к поиску и нахождению более выгодных, деловых возможностей, инициативность и непрерывное стремление к развитию и новаторству, также оказывающее долгосрочное позитивное влияние на общество в целом.

В малом предприятии численность рабочих должна находиться в диапазоне от 16 до 100 человек.

Малое предпринимательство взаимосвязано с самостоятельной занятостью, как правило, это либо индивидуальные частные, либо семейные предприятия. Работники таких предприятий сами планируют и организуют работу, также в их распоряжении все производственные ресурсы и ответственность за всю произведенную продукцию. Такой вид предпринимательской деятельности в основном является средством выживания и возможности получения основного заработка для людей, нуждающихся в деньгах.

На 2010 г. в России число занятых лиц в малом предпринимательстве - 25,2% от всех занятых в стране. Также, по данным Росстата, зарегистрировано 1 млн 670 тыс. юридических лиц в сфере малого бизнеса. Осуществляли деятельность 1 млн 267 тыс. Численность индивидуальных предпринимателей составила 2 млн 928 тыс., осуществляли деятельность 1 млн 914 тыс.

На сегодняшний день данная проблема в нашей стране в основном остается закрытой. Следует также указать на неоднозначное воздействие развития малого предпринимательства и на процессы занятости в нем, потому как, увеличивая свои масштабы, оно привлекает все большее количество рабочей силы. Но остается сильная конкуренция как внутри самой деятельности, так и между малым и большим предпринимательством, что приводит к банкротству малых предприятий и потере рабочих мест. Очевидно, что мы нуждаемся в необходимости создания таких условий для работы системы малого бизнеса, при которых рост занятости был бы стабилен.

В современной экономической литературе приводятся аргументы как в пользу развития социальной ответственности бизнеса, так и против этого. К первым можно отнести следующие положения [2].

Во-первых, социально ответственный бизнес имеет более благоприятные долгосрочные перспективы. У поставщиков и других контрагентов формируется более привлекательный образ предприятия. Даже если краткосрочные издержки на социальную активность высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль.

Во-вторых, проявление бизнесом социальной ответственности удовлетворяет ожидания широкой публики. Вовлеченность предприятий в решение социальных проблем становится все более ожидаемой. А поскольку бизнес располагает финансовыми ресурсами, общество ждет, что он будет передавать их часть на социальные нужды.

Однако следует перечислить и ряд проблемных моментов, связанных с социальной ответственностью бизнеса.

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

Во-первых, это нарушение принципа максимизации прибыли. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками и уменьшают его прибыль. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.

Во-вторых, менеджеры, управляющие компаниями, не подотчетны непосредственно широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые не считают себя ответственными.

За последние менее чем полвека понимание проблемы социальной ответственности бизнеса претерпело значительные изменения.

Раньше превалировал нормативный подход, заключавшийся в соблюдении законодательных норм и управлении. Таким образом, концепцию социальной ответственности можно определить как учет интересов всех групп, в значительной степени влияющих на функционирование предприятия или оказывающихся в зоне его влияния.

Теоретически социальная ответственность бизнеса, в том числе малого, заключается в обеспечении выпуска качественной продукции; своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы; обеспечении охраны и безопасных условий труда работников; поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест; софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации; своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования [3].

В настоящее время социальная система нашей страны остается в целом закрытой и неэффективной в вопросе распределения материальной помощи. Ее закрытость также не способствует ведению бизнесом социальной деятельности. При этом в идеале обязательной составляющей социальной ответственности бизнеса является только то, что способствует повышению прибыли: выплата зарплат, забота о сотрудниках (социальный пакет), а также выплата налогов согласно закону. Все, что выходит за пределы описанного, - добровольная инициатива бизнеса, к которой его не имеет право принуждать ни власть, ни общество. Фактически же социальная ответственность российского малого бизнеса сводится к выполнению им своих непосредственных обязанностей: выплате заработной платы, созданию нормальных условий труда, заключению трудовых договоров, чтобы у работников был нормальный отпуск, а трудовая книжка лежала бы в отделе кадров.

Для того чтобы малый бизнес был социально ответственным и позволял повысить эффективность занятости в нем, необходимо воспринимать социальную ответственность как общепринятый стандарт, формировать у потенциальных участников соответствующий образ мысли, стиль предпринимательской деятельности если не в рамках школьной, то в рамках вузовской подготовки обязательно, усиливая во всех читаемых курсах значимость компонента.

Ссылки на источники

1. Аверчинков В. И., Лозбинев Ф. Ю., Тищенко А. А. Информационные системы в производстве и экономике. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 274 с.

2. Малый бизнес: учеб. пособие / коллектив авторов; под ред. В. Я. Горфинкеля. - 2-е изд., стереотип. - М.: КНОРУС, 2014. - 336 с.

3. Балашевич М. И., Быкова Т. П. Экономика и организация малого бизнеса. - М.: БГЭУ, 2012. - 335 с.

5

ISSN 2304-12QX

Марчук В. И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15139. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15139.htm. - ISSN 2304-120X.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Veronica Marchuk,

Senior Lecturer, chair of Economics And Automated Control Systems, Yurga Technological Institute, branch

of Tomsk Polytechnic University, Jurga

tika75-1977@mail.ru

Problems of information technologies in small business

Abstract. Development of small business is a strategic priority for the Russian government's current policy for the long term. Focusing on the level of development of small business in developed countries in the strategic documents of the federal and regional level in the mandatory tasks are developed in terms of small business development and incentives for its activation.

Key words: business, small business, enterprise information technology.

References

1. Averchinkov, V. I., Lozbinev, F. Ju. & Tishhenko, A. A. (2011) Informacionnye sistemy v proizvodstve i jekonomike, FLINTA, Moscow, 274 p. (in Russian).

2. Gorfinkel, V. Ja. (ed.) (2014) Malyjbiznes: ucheb. Posobie, 2-e izd., stereotip, KNORUS, Moscow, 336 p. (in Russian).

3. Balashevich, M. I. & Bykova, T. P. (2012) Jekonomika i organizacija malogo biznesa, BGJeU, Moscow, 335 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Момотом М. В., кандидатом технических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.02.15 Получена положительная рецензия 16.02.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received Received a positive review

Принята к публикации 16.02.15 Опубликована 31.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Марчук В. И., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.