Педагогические науки
УДК 378.1:004
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
С. Ставрева Веселиновска, С. Кирова, [Университетим. Гоце Делчева] (Штип, Македония) , e-mail: snezana.veselinovska@ugd.edu.mk e-mail: snezana.kirova@ugd.edu.mk
Резюме. Введение информационных технологий и их появление в образовательной системе начались еще в восьмидесятых годах ХХ века. Университетское педагогическое образование в этой области началось в 1985 году, с тех пор, когда компьютер начал использоваться в качестве учебного пособия в учебном процессе. Более массовое использование и производство компьютеров, и постоянно растущий спрос, создали необходимость появления отдельного учебного предмета, с отдельным планом исследования, которому дали имя - информационная технология. Этот ученый предмет был официально представлен в 1995, а его учебная программа - в 1998 году. Основная цель этой программы -помочь ученикам доступнее получать информацию в мировой Сети, а с другой стороны - обучить их пользованию инструментами ИКТ в учебном процессе.
Ключевые слова: обучение, учебный процесс, информационно-компьютерные технологии.
Введение
Во втором десятилетии нового тысячелетия все чаще мы слышим -реформы, реформы, реформы... Все мы хотим перемен, но часто даже не представляем и не знаем, что они несут с собой. Теоретики соглашаются, что все предыдущие реформы образования относятся к внешним изменениям, охватывающим реформам в учебных программах, а также изменению продолжительности обучения, изменении организации в школах, изменению целей и задач и прочее. Ни одна реформа в образовании до сих пор не имела дело с изменениями, которые глубже внедряются в системе, и, следовательно, наша задача сейчас поставить
это на первое место. Учебные программы и планы являются основой, из которой в дальнейшем создаются новые основы в учебном процессе, которые меняют роль преподавателя и ученика, и тем самым отклоняются все пассивные роли ученика.
Требования, поставленные со стороны стратегий по реформам учебного процесса, формы, методы и положение учащихся в Македонии -объединены в поиске по модернизации учебного процесса, из которых наиболее часто встречаются: применение активных форм и методов работы, постановка ученика в ситуацию, которая будет анализироваться, за которой будут постоянно наблюдать, делать выводы, исследовать, использовать разные источники знания, решать проблемы и т.д.
Преподаватели педагогической и дидактической теории часто встречаются с общими руководящими принципами инноваций учебного процесса, например: учебный процесс не должен быть основан на простом запоминании фактов и понятий, трактовок и явлений, должно быть уважение индивидуальных различий среди учеников, возможность ученика самому дойти до определенных знаний и развивать навыки и т.д. Но все эти принципы не имеют никакого значения и никакого прикладного эффекта, если они не сформулированы в конкретные методические рекоммендации, направленные на фактическое содержание учебной программы. Применение современных образовательных технологий включает в себя не только модернизацию класса новыми инструментами и средствами обучения, но и обеспечивание четких руководящих принципов по осуществлению активных форм и методов обучения в контексте текущих программ. Преподаватель должен знать, как совместить современные методы и формы обучения, т.е. в чем преимущества, а в чем слабые стороны таких моделей и структур, которые могут использовать в нашей практике преподавания.
Нынешняя реформа была начата в 2000 году на Балканах, и она призвана возродить "человеческое" в школах, соединиться с реальной жизнью, подготовить учащегося к жизни, которая полна проблем и для которой нужны мужество независимость и способность решать проблемы. Текущие идеи для развития образования группириются вокруг нескольких основных областей деятельности, в том числе наиболее важной областью является стратегия по модернизации обучения и разработка стратегии для принятия и реализации новых идей в педагогической практике.
Теоретические исследования все еще опережают практику.
Способность наших учеников применять полученные знания на практике, а также спобоность наших преподавателей поощрять прикладные знания своих учеников - все еще находится на очень низком уровне.
Например, современный учебный процесс по ознакомлению с окружающей средой начинется с необходимости, что каждый ученик через содержание программ должен обучиться и стать активной личностью в обществе. В конце девяностых годов ХХ века обучение представляло собой приоритетное направление в политике создания образовательной политики в странах ЕС и в Македонии. Европейская коммисия в конце 2000 года проголосовала и утвердила Меморандум о непрерывном образовании, в котором подчеркивается, что непрерывное образование не может быть просто одним из видов образования и профессиональной подготовки, оно должно быть ведущим образовательным принципом о целях в развитии стратегии по последовательному образованию в Европе.
Современная концепция обучения на уроках по ознакомлению с окружающей средой учитывает основы революционной модели обучения (Dryden, Vos, 2004):
- Каждый сегодня является и студентом и преподавателем;
- Для большинства людей процесс обучения является плодородным только тогда, когда он одновременно интересен;
- Компетентные преподаватели сегодня могу «творить чудеса» путем интерактивного электронного общения;
- Люди участся лучше, когда у них есть желание делать это.
НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Применение новых ИКТ средств изменило способ общения, как учеников, так и преподавателей с миром. Меняющийся характер информации создал новые способы, которыми наши ученики пользуются для поиска информации, для создания новых стратегий, способствующих получению данных. Проблемы нового тысячелетия требуют от студентов быть гибкими и аналитичными, владеть навыками по осознанию и использованию лучших средств в среде, которая меняется на наших глазах.
Почему мы должны заботиться об этих новых инструментах и методах? Невзирая на все, технология все еще не изменила наши школы коренным образом. Так, почему сейчас - в эпоху, которая носит девиз максимум: "Не оставлять ни одного ребенка" - мы должны заботиться как преподаватели?
Мир изменился, и наши студенты вместе с ним изменились, и традиционные школы больше не располагают нужными способами воспитывать молодежь и показывать ей будущее.
Школы действительно изменились? Да, некоторые из них, а некоторые все еще приспосабливаются к изменениям. Предлагается создать новый вид школы, а для этого нужно создать новые способы преподавания и обучения, ввести новые методы в учебном процессе. Нам нужно найти способ успешно помочь студентам в 21 веке - как на работе, так и в игре и во всех других аспектах жизни в мире, который нам обещает меняться и в будущем.
К счастью, студенты часто опережают своих преподавателей, по крайней мере, в области техники. Ныне молодые люди растут с технологией, повседневно ее используют и не знают мира без нее. Мы как преподаватели уже осведомлены формами и методами педагогики, которые помагают студентам развивать навыки в 21 веке. Сейчас настало время собрать эти формы и использовать их с новыми инструментами ИКТ. Число этих инструментов стремительно растет. В большинстве случаев, наши студенты знают, как пользоватья ими в разных целях.
Школы должны помочь ученикам использовать эти инструменты не только в процессе обучения, но и для удовлетворения своей любопытности. Поэтому мы начинаем замечать создание и сбор других инструментов - интернет-инструментов. Существуют модели для изучения и использования технологии, которые показывают и ведут нас по правильному пути. Чтобы это было осуществлено в полной мере, нынешние и будущие педагоги должны быть готовы к этому, и поэтому нужно подготовить их соответствующим образом. Сделать это в школах, потому что они сразу столкнутся с новыми формами лидерства. Сохранить данные учеников и студентов в безопасности в онлайн-среде - является одним из основных проблем на сегодняшний день.
Технология сама по себе не решит все проблемы в сфере образования. Некоторые вопросы остаются нерешенными, но применение технологии может помочь, иногда и самым неожиданным образом. Звучит вполне откровенно, разве нет?
По мнению Пренского (2001), нынешние студенты:
- не являются людьми, для которых наша система образования была разработана;
- радикально изменились;
- являются представителями первого поколения, которое выросло с этой технологией;
- думают и обрабатывают информацию иначе, чем их предшественники;
- общаются на цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернета.
Конечно, очень много взрослых (в том числе преподавателей)
приспособились к технологии, как и подростки. Однако сегодняшние студенты могут стать другим, новым, измененным поколением, которое может помочь преподавателям и родителям.
Вывод
Информационные технологии в учебном процессе играют двоякую роль. С одной стороны они играют значительную роль в когнитивном развитии учеников, но, с другой стороны, информационные технологии влияют на развитие практических навыков. Ученики должны обладать не только специальными методами получения знаний и методами передачи информации, но и не забывать про моральные привычки, и отношение к работе и обучению.
Литература:
Dryden, G., Vos, J.(2004): Revolucija u ucenju: како променити начин на щи свет учи, Timgraf, Beograd.
Prenski., M. (2001): Digital Natives, Digital Immigrants; On the Horizon, Vol. 9, No. 5, October
Stavreva Veselinovska S., Kirova S. Problemy ispol'zovanija informacionno-komp'juternyh tehnologij, kak sredstv v uchebnom processe / S. Stavreva Veselinovska, S. Kirova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2013. - №4. - URL: http://bulletinpp.esrae.ru/205
© С. Ставрева Веселиновска, С. Кирова, 2013.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —
Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.
Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.