Научная статья на тему 'Проблемы использования информационно-компьютерных технологий как средств в учебном процессе'

Проблемы использования информационно-компьютерных технологий как средств в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION-COMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставрева Веселиновска С., Кирова С.

Введение информационных технологий и их появление в образовательной системе начались еще в восьмидесятых годах ХХ века. Университетское педагогическое образование в этой области началось в 1985 году, с тех пор, когда компьютер начал использоваться в качестве учебного пособия в учебном процессе. Более массовое использование и производство компьютеров, и постоянно растущий спрос, создали необходимость появления отдельного учебного предмета, с отдельным планом исследования, которому дали имя информационная технология. Этот ученый предмет был официально представлен в 1995, а его учебная программа в 1998 году. Основная цель этой программы помочь ученикам доступнее получать информацию в мировой Сети, а с другой стороны обучить их пользованию инструментами ИКТ в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставрева Веселиновска С., Кирова С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges posed by the use ICT tools in educational

Introduction to information technology and its appearance in education began in the eighties of the XX century. University teacher education in this area began in 1985, when using a computer as a teaching tool in the educational process started. Increasing popularization of using and producing computers and the constantly increasing demand launched the necessity of a separate teaching subject with a particular area of study which was called Information Technology. This subject was officially recognized in 1995, and its curriculum was introduced in 1998. The main objective of this program was to help students to obtain information from world websites more easily and, on the other hand, to be trained to use ICT tools and apply them in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования информационно-компьютерных технологий как средств в учебном процессе»

Педагогические науки

УДК 378.1:004

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

С. Ставрева Веселиновска, С. Кирова, [Университетим. Гоце Делчева] (Штип, Македония) , e-mail: snezana.veselinovska@ugd.edu.mk e-mail: snezana.kirova@ugd.edu.mk

Резюме. Введение информационных технологий и их появление в образовательной системе начались еще в восьмидесятых годах ХХ века. Университетское педагогическое образование в этой области началось в 1985 году, с тех пор, когда компьютер начал использоваться в качестве учебного пособия в учебном процессе. Более массовое использование и производство компьютеров, и постоянно растущий спрос, создали необходимость появления отдельного учебного предмета, с отдельным планом исследования, которому дали имя - информационная технология. Этот ученый предмет был официально представлен в 1995, а его учебная программа - в 1998 году. Основная цель этой программы -помочь ученикам доступнее получать информацию в мировой Сети, а с другой стороны - обучить их пользованию инструментами ИКТ в учебном процессе.

Ключевые слова: обучение, учебный процесс, информационно-компьютерные технологии.

Введение

Во втором десятилетии нового тысячелетия все чаще мы слышим -реформы, реформы, реформы... Все мы хотим перемен, но часто даже не представляем и не знаем, что они несут с собой. Теоретики соглашаются, что все предыдущие реформы образования относятся к внешним изменениям, охватывающим реформам в учебных программах, а также изменению продолжительности обучения, изменении организации в школах, изменению целей и задач и прочее. Ни одна реформа в образовании до сих пор не имела дело с изменениями, которые глубже внедряются в системе, и, следовательно, наша задача сейчас поставить

это на первое место. Учебные программы и планы являются основой, из которой в дальнейшем создаются новые основы в учебном процессе, которые меняют роль преподавателя и ученика, и тем самым отклоняются все пассивные роли ученика.

Требования, поставленные со стороны стратегий по реформам учебного процесса, формы, методы и положение учащихся в Македонии -объединены в поиске по модернизации учебного процесса, из которых наиболее часто встречаются: применение активных форм и методов работы, постановка ученика в ситуацию, которая будет анализироваться, за которой будут постоянно наблюдать, делать выводы, исследовать, использовать разные источники знания, решать проблемы и т.д.

Преподаватели педагогической и дидактической теории часто встречаются с общими руководящими принципами инноваций учебного процесса, например: учебный процесс не должен быть основан на простом запоминании фактов и понятий, трактовок и явлений, должно быть уважение индивидуальных различий среди учеников, возможность ученика самому дойти до определенных знаний и развивать навыки и т.д. Но все эти принципы не имеют никакого значения и никакого прикладного эффекта, если они не сформулированы в конкретные методические рекоммендации, направленные на фактическое содержание учебной программы. Применение современных образовательных технологий включает в себя не только модернизацию класса новыми инструментами и средствами обучения, но и обеспечивание четких руководящих принципов по осуществлению активных форм и методов обучения в контексте текущих программ. Преподаватель должен знать, как совместить современные методы и формы обучения, т.е. в чем преимущества, а в чем слабые стороны таких моделей и структур, которые могут использовать в нашей практике преподавания.

Нынешняя реформа была начата в 2000 году на Балканах, и она призвана возродить "человеческое" в школах, соединиться с реальной жизнью, подготовить учащегося к жизни, которая полна проблем и для которой нужны мужество независимость и способность решать проблемы. Текущие идеи для развития образования группириются вокруг нескольких основных областей деятельности, в том числе наиболее важной областью является стратегия по модернизации обучения и разработка стратегии для принятия и реализации новых идей в педагогической практике.

Теоретические исследования все еще опережают практику.

Способность наших учеников применять полученные знания на практике, а также спобоность наших преподавателей поощрять прикладные знания своих учеников - все еще находится на очень низком уровне.

Например, современный учебный процесс по ознакомлению с окружающей средой начинется с необходимости, что каждый ученик через содержание программ должен обучиться и стать активной личностью в обществе. В конце девяностых годов ХХ века обучение представляло собой приоритетное направление в политике создания образовательной политики в странах ЕС и в Македонии. Европейская коммисия в конце 2000 года проголосовала и утвердила Меморандум о непрерывном образовании, в котором подчеркивается, что непрерывное образование не может быть просто одним из видов образования и профессиональной подготовки, оно должно быть ведущим образовательным принципом о целях в развитии стратегии по последовательному образованию в Европе.

Современная концепция обучения на уроках по ознакомлению с окружающей средой учитывает основы революционной модели обучения (Dryden, Vos, 2004):

- Каждый сегодня является и студентом и преподавателем;

- Для большинства людей процесс обучения является плодородным только тогда, когда он одновременно интересен;

- Компетентные преподаватели сегодня могу «творить чудеса» путем интерактивного электронного общения;

- Люди участся лучше, когда у них есть желание делать это.

НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Применение новых ИКТ средств изменило способ общения, как учеников, так и преподавателей с миром. Меняющийся характер информации создал новые способы, которыми наши ученики пользуются для поиска информации, для создания новых стратегий, способствующих получению данных. Проблемы нового тысячелетия требуют от студентов быть гибкими и аналитичными, владеть навыками по осознанию и использованию лучших средств в среде, которая меняется на наших глазах.

Почему мы должны заботиться об этих новых инструментах и методах? Невзирая на все, технология все еще не изменила наши школы коренным образом. Так, почему сейчас - в эпоху, которая носит девиз максимум: "Не оставлять ни одного ребенка" - мы должны заботиться как преподаватели?

Мир изменился, и наши студенты вместе с ним изменились, и традиционные школы больше не располагают нужными способами воспитывать молодежь и показывать ей будущее.

Школы действительно изменились? Да, некоторые из них, а некоторые все еще приспосабливаются к изменениям. Предлагается создать новый вид школы, а для этого нужно создать новые способы преподавания и обучения, ввести новые методы в учебном процессе. Нам нужно найти способ успешно помочь студентам в 21 веке - как на работе, так и в игре и во всех других аспектах жизни в мире, который нам обещает меняться и в будущем.

К счастью, студенты часто опережают своих преподавателей, по крайней мере, в области техники. Ныне молодые люди растут с технологией, повседневно ее используют и не знают мира без нее. Мы как преподаватели уже осведомлены формами и методами педагогики, которые помагают студентам развивать навыки в 21 веке. Сейчас настало время собрать эти формы и использовать их с новыми инструментами ИКТ. Число этих инструментов стремительно растет. В большинстве случаев, наши студенты знают, как пользоватья ими в разных целях.

Школы должны помочь ученикам использовать эти инструменты не только в процессе обучения, но и для удовлетворения своей любопытности. Поэтому мы начинаем замечать создание и сбор других инструментов - интернет-инструментов. Существуют модели для изучения и использования технологии, которые показывают и ведут нас по правильному пути. Чтобы это было осуществлено в полной мере, нынешние и будущие педагоги должны быть готовы к этому, и поэтому нужно подготовить их соответствующим образом. Сделать это в школах, потому что они сразу столкнутся с новыми формами лидерства. Сохранить данные учеников и студентов в безопасности в онлайн-среде - является одним из основных проблем на сегодняшний день.

Технология сама по себе не решит все проблемы в сфере образования. Некоторые вопросы остаются нерешенными, но применение технологии может помочь, иногда и самым неожиданным образом. Звучит вполне откровенно, разве нет?

По мнению Пренского (2001), нынешние студенты:

- не являются людьми, для которых наша система образования была разработана;

- радикально изменились;

- являются представителями первого поколения, которое выросло с этой технологией;

- думают и обрабатывают информацию иначе, чем их предшественники;

- общаются на цифровом языке компьютеров, видеоигр и интернета.

Конечно, очень много взрослых (в том числе преподавателей)

приспособились к технологии, как и подростки. Однако сегодняшние студенты могут стать другим, новым, измененным поколением, которое может помочь преподавателям и родителям.

Вывод

Информационные технологии в учебном процессе играют двоякую роль. С одной стороны они играют значительную роль в когнитивном развитии учеников, но, с другой стороны, информационные технологии влияют на развитие практических навыков. Ученики должны обладать не только специальными методами получения знаний и методами передачи информации, но и не забывать про моральные привычки, и отношение к работе и обучению.

Литература:

Dryden, G., Vos, J.(2004): Revolucija u ucenju: како променити начин на щи свет учи, Timgraf, Beograd.

Prenski., M. (2001): Digital Natives, Digital Immigrants; On the Horizon, Vol. 9, No. 5, October

Stavreva Veselinovska S., Kirova S. Problemy ispol'zovanija informacionno-komp'juternyh tehnologij, kak sredstv v uchebnom processe / S. Stavreva Veselinovska, S. Kirova // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2013. - №4. - URL: http://bulletinpp.esrae.ru/205

© С. Ставрева Веселиновска, С. Кирова, 2013.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —

Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.