Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севастьянова Т. П., Косцова С. А.

Данная статья рассматривает основные проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уровне начального образования, а также раскрывает основные пути преодоления данных проблем. Раскрывается роль использования ИКТ в начальных классах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севастьянова Т. П., Косцова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

УДК 373.31

Севастьянова Т.П.

студентка 4 курса, факультет педагогики и психологии Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Башкирский государственный университет» (Россия, г. Стерлитамак)

Косцова С.А.

старший преподаватель кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования «Башкирский государственный университет» (Россия, г. Стерлитамак)

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: данная статья рассматривает основные проблемы использования информационно-коммуникационных технологий на уровне начального образования, а также раскрывает основные пути преодоления данных проблем. Раскрывается роль использования ИКТ в начальных классах.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, младшие школьники, учитель, обучение, образовательный процесс.

С приходом нового столетия информационная развитость общества вырвалась далеко вперед, опередив все предшествующие технологии. Это отразилось на всех сферах жизнедеятельности, в том числе и на образовательной сфере. Многие современные педагоги, быстро сориентировавшись, стали разрабатывать методики, использующие информационно-коммуникационные технологии как основные средства обучения.

Несомненно, использование ИКТ может привести к небывалому прогрессу в обучении и воспитании, поскольку упрощает работу учителя, позволяя ему преподносить информацию наглядно без затрат большого количества времени на ее поиск и объяснение. На сегодняшний момент образовательный процесс можно заметно модернизировать, внедрив ИКТ. Однако существует ряд проблем, препятствующих данному прогрессу.

Во-первых, даже ставя во внимание быстрое развитие общества, этой скорости недостаточно, чтобы снабдить все классы во всех школах нашей страны компьютерами, проекторами и другими средствами обучения. Зачастую в городских школах в кабинете можно обнаружить один компьютер за столом учителя и интерактивную доску, иногда телевизор. В школах, расположенных в селах и пригородах, даже такого набора средств может не оказаться. Очень редко можно увидеть школу, в которой для каждого ученика стоит компьютер, или хотя бы в классе их больше одного. Данная проблема приводит к тому, что средствами ИКТ может пользоваться только учитель, что имеет свои плюсы, описанные выше, но и свои минусы. Младшие школьники не получают в начальных классах базовые навыки работы за компьютером, не знакомятся с методами поиска и сбора информации, с методами её обработки, что, учитывая познавательные особенности современных школьников, пагубно сказывается на их дальнейшем обучении, когда им приходится уже столкнуться с компьютером и быстро осваивать все программы и т.д. Многие знания остаются не усвоенными или плохо усвоенными, появляются пробелы, которые потом приходится заполнять дополнительно, может быть за деньги. Без освоения основных навыков работы с ИКТ сейчас практически невозможно. Любая профессия предполагает то или иное взаимодействие с какими-либо девайсами, но школа в данный период времени не способна наделить младших школьников подобными навыками. Данная проблема и все с ней связанные решаются только благодаря финансированию со стороны школ, округа, страны. Сейчас каждая школа старается максимально оснастить каждый кабинет необходимыми информационно-коммуникационным технологиями, так что стоит надеяться, что в ближайшем будущем образование в начальной школе выйдет еще на более высокий новый уровень[2, с.110].

Еще одной немаловажной проблемой при использовании ИКТ в начальных классах является то, что здоровье ребенка ни в коем случае нельзя подвергать риску, а так же перегружать младших школьников лишней информацией или слишком сложной для восприятия. В данном случае все зависит от учителя младших классов. От того, насколько грамотно он спланировал образовательный процесс с использованием ИКТ, сколько времени уделил презентации наглядностей, насколько правильно преподносит информацию и словесно и на проекторе. Он всегда должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Информация должна быть проста для понимания младшими школьниками, не задевать религиозные или другие чувства обучающихся, не провоцировать их на агрессию. Следует следить за тем, как воспринимается преподаваемый материал обучающимися, а на основе полученных данных совершенствовать методику проведения урока.

Необходимо отвести отдельное внимание здоровьесберегающему аспекту в использовании ИКТ на уроках в младших классах. Учащиеся рекомендуется смотреть на интерактивную доску или экран компьютера не более 15 минут за урок. Это существенно усложняет задачу учителя, поскольку трудно уместить в такой короткий промежуток времени всю нужную информацию, учитывая возраст обучающихся. Это тормозит процесс обучения, так как после 15 минут использования ИКТ, младшим школьникам следует сменить вид деятельности, то есть провести физминутку или переключиться на

учебник и т.д. Учителю нужно правильно распределить информацию по теме, чтобы слайды или видеоматериалы не содержали лишнюю информацию в связи с ограниченностью времени. Нельзя пренебрегать данным аспектом, поскольку зрение школьников может ухудшиться, как и способность быстро переключать внимание[3, с.21].

Следующая проблема заключается в компьютерной неграмотности некоторых современных учителей младших классов. Так как многие из них учились в то время, когда компьютеры были в еще большей недоступности для использования, то они не получили необходимых навыков работы с ними. Повышение квалификации учителя предполагает научение их обращаться с техникой и учит всему, чему они, по сути, должны обучить впоследствии младших школьников. Это приводит к определенному прогрессу, однако не дает стопроцентный результат. Учителя зачастую не умеют выполнять какие-либо операции в некоторых программах, затрудняются в составлении презентации, в выведении её на экран проектора и т.д. От данной проблемы нужно избавляться в первую очередь, так как учитель служит примером для своих учеников и должен вбирать в себя максимум информации, которую сможет передать младшим школьникам. Решается данная проблема самообразованием учителей, дополнительными курсами повышения компьютерной грамотности, стремлением к совершенствованию процесса обучения и воспитания любыми способами[1, с.49].

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются в современном мире неотъемлемой частью любого урока и незаменимым средством обучения. Любому учителю следует активно пользоваться всем многообразием функций ИКТ, но учитывая ряд особенностей и ограничений. Благодаря этому образовательный процесс станет намного результативней и приятней как для учителя, так и для младших школьников.

Использованные источники:

1. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - №12. - С. 49-51.

2. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе / С.И. Павлова // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 110-112.

3. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий / Т.Е. Соколова // Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 21-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.