Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
налог / добавленная стоимость / бумажный НДС / электронная цифровая подпись / налоговое законодательство / теневой сектор экономики / налогоплательщик / tax / value added / Paper VAT / electronic digital signature / tax legislation / shadow economy / taxpayer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галоян К.К.

Статья изучает основные трудности, возникающие при расчёте налога на добавленную стоимость, и предлагает способы их решения. В статье рассматривается понятие налога на добавленную стоимость, выявляются типичные ошибки при его исчислении, такие как некорректное определение налогооблагаемой базы и неправомерное использование налоговых вычетов. Также вводится термин «бумажный НДС» и определяется ключевое условие для эффективной работы налоговой системы — чёткая и слаженная работа налоговых органов разных уровней. Одно из главных условий успешного налогового администрирования — неизбежное привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. Авторы статьи составляют таблицу, где представлены проблемы исчисления НДС и возможные пути их решения. Эти меры помогут усилить контроль со стороны налоговых органов и упростить администрирование налога на добавленную стоимость. Это сделает деятельность организаций более прозрачной и снизит уровень теневой экономики. Актуальность исследования объясняется тем, что создание устойчивой финансовой системы государства невозможно без эффективной системы налогового контроля, которая обеспечивает интересы государства и соблюдает права налогоплательщиков. НДС играет важную роль в регулировании распределения общественных благ и является основным источником пополнения федерального бюджета. Поэтому вопросы совершенствования налогового контроля в сфере НДС, анализа эффективности работы налоговых органов и определения способов улучшения налогового контроля являются актуальными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CALCULATING VALUE ADDED TAX AND WAYS TO SOLVE THEM

Article examines the main difficulties that arise when calculating value added tax and suggests ways to solve them. The article discusses the concept of value added tax, identifying typical errors in its calculation, such as incorrect determination of the tax base and unlawful use of tax deductions. The term “paper VAT” is also introduced and the key condition for the effective operation of the tax system is defined clear and coordinated work of tax authorities at different levels. One of the main conditions for successful tax administration is the inevitable prosecution for violation of tax laws. The authors of the article compile a table that presents the problems of calculating VAT and possible ways to solve them. These measures will help strengthen control by tax authorities and simplify the administration of value added tax. This will make the activities of organizations more transparent and reduce the level of the shadow economy. The relevance of the study is explained by the fact that the creation of a stable financial system of the state is impossible without an effective tax control system that ensures the interests of the state and respects the rights of taxpayers. VAT plays an important role in regulating the distribution of public goods and is the main source of replenishment of the federal budget. Therefore, the issues of improving tax control in the field of VAT, analyzing the efficiency of tax authorities and identifying ways to improve tax control are relevant.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

УДК 336.22

Галоян К.К.

студент, СИУ - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы

(г. Новосибирск, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация: статья изучает основные трудности, возникающие при расчёте налога на добавленную стоимость, и предлагает способы их решения. В статье рассматривается понятие налога на добавленную стоимость, выявляются типичные ошибки при его исчислении, такие как некорректное определение налогооблагаемой базы и неправомерное использование налоговых вычетов. Также вводится термин «бумажный НДС» и определяется ключевое условие для эффективной работы налоговой системы — чёткая и слаженная работа налоговых органов разных уровней.

Одно из главных условий успешного налогового администрирования — неизбежное привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства. Авторы статьи составляют таблицу, где представлены проблемы исчисления НДС и возможные пути их решения. Эти меры помогут усилить контроль со стороны налоговых органов и упростить администрирование налога на добавленную стоимость. Это сделает деятельность организаций более прозрачной и снизит уровень теневой экономики.

Актуальность исследования объясняется тем, что создание устойчивой финансовой системы государства невозможно без эффективной системы налогового контроля, которая обеспечивает интересы государства и соблюдает права налогоплательщиков. НДС играет важную роль в регулировании распределения общественных благ и является основным источником пополнения федерального бюджета. Поэтому вопросы совершенствования налогового контроля в сфере НДС, анализа эффективности работы налоговых органов и определения способов улучшения налогового контроля являются актуальными.

Ключевые слова: налог, добавленная стоимость, бумажный НДС, электронная цифровая подпись, налоговое законодательство, теневой сектор экономики, налогоплательщик.

Налог на добавленную стоимость — это государственный косвенный налог, который взимается с каждого этапа производства и реализации товаров или услуг. Он представляет собой форму налога на добавленную стоимость, который исполнитель компании, с одной стороны, уплачивает налоговым органам, а с другой стороны, передает его потребителю. Плательщиками НДС могут выступать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. В некоторых случаях налог на добавленную стоимость также взимается при пересечении границы Таможенного союза. [3].

В соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, расчёт НДС производится следующим образом: сумма налога определяется на основе налоговой базы, указанной в статьях 154-159 и 162 данного Кодекса, и представляет собой процент от этой налоговой базы. Если предприятие ведет раздельный учет, сумма налога определяется как сумма налогов, рассчитанных по каждой налоговой ставке в виде процентов от соответствующих налоговых баз [2].

Большинство стран использует непрямой метод вычитания, также известный как зачётный (инвойсный) метод, для исчисления НДС. Этот метод описан в статьях 153-158 и 166 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Метод предусматривает использование счетов-фактур, но их ведение не гарантирует полного контроля над правильным исчислением НДС и не позволяет определить наличие или отсутствие случаев сокрытия или искажения информации, влияющей на размер налога.

Анализ структуры плательщиков НДС позволяет выявить распространенные ошибки при расчете налога на добавленную стоимость:

1. Ошибки в определении налогооблагаемого объекта:

a) Неправильное применение налоговых ставок.

b) Занижение налоговой базы (строка 010 налоговой декларации по НДС).

^ Отсутствие начисления НДС суммы полученной предоплаты

(частичной оплаты авансов) (строка 140 налоговой декларации по НДС).

d) Невыполнение обязательств по начислению НДС в качестве налогового агента.

2. Неправомерные налоговые вычеты:

a) Некорректное оформление счетов-фактур от поставщиков.

b) Неправильное использование льгот.

^ Неправомерное применение освобождения от уплаты НДС.

Важно помнить, что правильное и своевременное исчисление НДС снижает риск налоговых рисков и штрафов со стороны налоговых органов. Поэтому рекомендуется внимательно проверять все расчеты и документы, связанные с налогом на добавленную стоимость.

Формула налога на добавленную стоимость может способствовать уклонению от уплаты налогов. Для налога на прибыль основой служат доходы минус расходы, а для НДС — только выручка. [2].

Вычеты, которые уменьшают сумму налога, который должен быть уплачен определенным налогоплательщиком, не влияют на налоговую базу. Они, на самом деле, просто переносят часть ответственности за уплату налога на поставщика. Важно отметить, что набор сделок, проведенных налогоплательщиками, не приводит к уменьшению общей суммы НДС, которую они должны выплатить государству. Это означает, что хотя вычеты могут снизить конкретные платежи налогоплательщика, общий объем налоговых обязательств перед государством остается неизменным. Таким образом, вычеты играют роль в перераспределении ответственности за уплату налогов, но не изменяют общий объем налоговых платежей, которые необходимо внести.

Несмотря на использование системы АСК НДС-2, некоторые компании продолжают продавать «бумажный» НДС. Они искусственно увеличивают количество участников в цепочке поставок, чтобы избежать внимания клиентов, после чего все связи сводятся к одной компании-однодневке, что приводит к образованию значительной дыры в неуплаченном НДС.

«Бумажный НДС» — это способ оптимизации налогообложения, при котором реальный налогоплательщик уменьшает входной НДС, заключая

фиктивные контракты с поставщиками, предоставляющими ему счета-фактуры и имитируя поставку товаров или услуг. В действительности реальная поставка отсутствует, и поставщик предоставляет товары или услуги только на бумаге, без фактической реализации [1].

Эффективная работа налоговой системы зависит от активного участия налоговых органов в контроле. Недостаточно тщательный контроль может привести к тому, что налогоплательщики не будут своевременно и полностью уплачивать налоги. Поэтому необходимо регулярно проводить контрольные мероприятия и применять санкции к нарушителям.

В первую очередь, речь идёт об определении функций и иерархии различных уровней налоговых органов. Без чётко организованной системы взаимодействия, которая быстро адаптируется к изменениям и координирует работу всех участников, от руководителей отделов до Федеральной налоговой службы России, эффективное управление налогами становится невозможным

[4].

Разнообразие задач, с которыми сталкивается налоговый инспектор, требует перехода на более эффективную функциональную организацию работы. Это возможно только при определении оптимального числа сотрудников в налоговых органах. Грамотное распределение обязанностей между специалистами без перегрузки инспектора позволит ему уделять больше времени каждому аудиту, что положительно скажется на качестве и полноте проверяемых данных.

Одним из важных критериев эффективного налогового администрирования является строгость наказания за нарушение налогового законодательства. Понимание этого принципа может помочь предотвратить налогоплательщиков от совершения недобросовестных действий. В отношении проблемы, связанной с так называемыми "фирмами-однодневками", которые не уплачивают налоги, необходимо ужесточить процедуру регистрации компаний и индивидуальных предпринимателей, внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Это позволит сократить количество вымышленных

организаций еще на этапе их создания или полностью избавиться от них. То же самое относится к компаниям с множеством учредителей и руководителей.

Первичный отбор на стадии регистрации фирм намного бы облегчил налоговое администрирование в инспекциях и сократил бы трудозатраты инспекторов на сбор доказательной базы в отношении «фирм-однодневок», также бы сократилась налоговая задолженность.

В связи с ситуациями, когда компании занимаются сомнительными операциями, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, чтобы предусмотреть возможность отказа в приеме отчетности. В настоящее время налоговые органы обязаны принимать налоговые декларации от всех налогоплательщиков. Однако благодаря внедрению программного комплекса "АСК НДС-2" стало возможным выявлять сложные схемы работы налогоплательщиков, в результате которых создаются значительные различия по сумме уплаченного налога, который фактически не поступил в федеральный бюджет страны. Предполагается, что внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, касающихся компаний, осуществляющих сомнительные операции, поможет уменьшить налоговые потери. Для этого необходимо провести тщательный анализ и усилить меры по идентификации личности руководителя и собственников компании, что также крайне важно для операторов электронного документооборота. Далее, у каждого плательщика НДС должна быть обязательная электронная обмен данных с налоговой службой, где он зарегистрирован. Оператор связи является ключевым посредником в этом процессе, обеспечивая техническую возможность подачи отчетности в налоговую службу. Некоторые нечестные плательщики НДС могут использовать уязвимости в системе контроля оператора связи для создания электронных цифровых подписей (ЭЦП) для третьих лиц и подачи налоговой отчетности от имени ни в чем невиновных компаний. Эти отчеты содержат недостоверные данные, что может привести к недоплате НДС.

По мнению автора, для борьбы с нарушениями в налоговой сфере необходимо внести изменения в действующее законодательство и предоставить

налоговым органам полномочия по блокировке ключа ЭЦП и отмене декларации, поданной третьими лицами. Также следует вести учет таких лиц, чтобы предотвратить создание новых ключей ЭЦП. Эти меры позволят уменьшить влияние теневой экономики на налоговую систему. Автор выявил проблемы с определением НДС и предложил способы их решения с помощью системы «НАЛОГ-3» и сервисов Федеральной налоговой службы России. Предложенные методы представлены в таблице.

Таблица 1. Проблемы исчисления НДС и варианты их решения.

Проблема Вариант решения

1. Наличие схем ухода от налогообложения Оптимизировать процедуру регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Наличие схем ухода от налогообложения Предоставить налоговым органам возможность блокировать электронные цифровые подписи и аннулировать декларации, поданные третьими лицами.

3. Нет контроля за движением товара Внедрение новой формы декларации по НДС, содержащей информацию о проданных и приобретённых товарах.

4. Наличие схем ухода от налогообложения Автоматизация процессов и интеграция с банковскими учреждениями на основе данных о транзакциях на счетах налогоплательщика и его деловых партнёров. Установка программного обеспечения, которое автоматически сопоставляет и анализирует банковские счета клиента с его контрагентами, формируя сеть связей на основе этих счетов.

5. Нет контроля за движением товара Внедрение технологии оптического мечения с применением QR-кодов для передачи данных о продукте и его перемещении.

6. Некомпетентность, неосведомленность бухгалтера организации Проведение регулярных квартальных семинаров, направленных на ознакомление с изменениями в Налоговом кодексе РФ и подготовку квартальной отчётности.

7. Не начислен НДС с суммы полученной предоплаты (частичной оплаты авансов) Улучшение процедуры выдачи и получения авансовых платежей.

Эти меры усилит контроль налоговых органов и упростит администрирование налога на добавленную стоимость. Это сделает деятельность организаций более прозрачной и способствует снижению уровня теневой экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения. М.: Вузовский учебник, 2008. 240 с;

2. Борисов А.Б. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой, части второй с практическими разъяснениями и постатейными материалами. М.: Книжный мир, 2014. 928 c;

3. Майбуров С.В. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ, 2011. 415 с;

4. Налоговый паспорт субъекта РФ [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 18.05.2024)

Galoyan K.K.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Novosibirsk, Russia)

PROBLEMS OF CALCULATING VALUE ADDED TAX AND WAYS TO SOLVE THEM

Abstract: article examines the main difficulties that arise when calculating value added tax and suggests ways to solve them. The article discusses the concept of value added tax, identifying typical errors in its calculation, such as incorrect determination of the tax base and unlawful use of tax deductions. The term "paper VAT" is also introduced and the key condition for the effective operation of the tax system is defined - clear and coordinated work of tax authorities at different levels.

One of the main conditions for successful tax administration is the inevitable prosecution for violation of tax laws. The authors of the article compile a table that presents the problems of calculating VAT and possible ways to solve them. These measures will help strengthen control by tax authorities and simplify the administration of value added tax. This will make the activities of organizations more transparent and reduce the level of the shadow economy.

The relevance of the study is explained by the fact that the creation of a stable financial system of the state is impossible without an effective tax control system that ensures the interests of the state and respects the rights of taxpayers. VAT plays an important role in regulating the distribution ofpublic goods and is the main source of replenishment of the federal budget. Therefore, the issues of improving tax control in the field of VAT, analyzing the efficiency of tax authorities and identifying ways to improve tax control are relevant.

Keywords: tax, value added, Paper VAT, electronic digital signature, tax legislation, shadow economy, taxpayer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.