Научная статья на тему 'Проблемы инвестиционного развития инфраструктуры туристской индустрии в России'

Проблемы инвестиционного развития инфраструктуры туристской индустрии в России Текст научной статьи по специальности «Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание»

CC BY
719
90
Поделиться
Ключевые слова
инфраструктура туризма / инвестиционное развитие / туристская индустрия / туристская отрасль / туризм / туризм в россии / управление туристическим бизнесом

Аннотация научной статьи по внутренней торговле и туристско-экскурсионному обслуживанию, автор научной работы — Саргина Ю. А.

В статье рассмотрены основные организационно-экономические механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в сфере туризма, предложено обоснование создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли.

The basic organizational and economic mechanisms stimulating an investment activity in the sphere of tourism are considered in the article. The author justifies creation of an effectively functioning control system of investment processes in the tourist branch.

Текст научной работы на тему «Проблемы инвестиционного развития инфраструктуры туристской индустрии в России»

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

Работа представлена кафедрой экономики и менеджмента Российского государственного гидрометеорологического университета. Ннаучныйруководитель - доктор экономических наук, профессор И. П. Фирова

В статье рассмотрены основные организационно-экономические механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в сфере туризма, предложено обоснование создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли.

The basic organizational and economic mechanisms stimulating an investment activity in the sphere of tourism are considered in the article. The author justifies creation of an effectively functioning control system of investment processes in the tourist branch.

В современных экономических условиях основными направлениями российской политики инвестирования развития туристской индустрии должны стать интенсивные вложения капитала в экономически эффективные технологии создания туристских услуг, гарантирующих конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках. В этой связи в целях при-

влечения инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, с учетом специфики данной отрасли, необходимо привести в действие организационно-экономические механизмы, стимулирующие инвестиционную деятельность в данной сфере. Условиями создания эффективно функционирующей системы управления инвестиционными процессами туристской отрасли высту-

пают повышение научной обоснованности управленческих решений в области инвестирования, обеспечение взаимодействия таких основных элементов системы управления, как принципы, методы, функции управления и инструментарий, ориентирующие реализацию инвестиционных проектов на достижение необходимых результатов и уровня эффективности. Эти обстоятельства предопределяют необходимость формирования такого механизма управления процессом инвестирования средств в турбизнес хозяйствующих субъектов национальной экономики, который обеспечивал бы достижение поставленных целей инвестиционного проектирования как в стратегическом аспекте, так и в недалеком будущем . Кроме этого, результативность функционирования системы управления инвестированием в сфере туризма может быть значительно увеличена за счет государственных инвестиционных инструментов поддержки туристских программ, льготного кредитования хозяйствующих субъектов, обеспечения высокого уровня инвестиционной привлекательности объектов национальной экономики для иностранных и отечественных инвесторов, содействия накоплению средств мелких вкладчиков финансово-кредитными учреждениями, институциональными инвесторами. Успех развития туризма также напрямую зависит от уровня государственной поддержки этой отрасли.

Формирование и реализация инвестиционной политики по развитию турбизне-са и туристского потенциала территориального образования на всех уровнях включает в качестве основных элементов: улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности и ориентация на максимальный рост притока прямых инвестиций как частных, так и иностранных. Последнее во многом зависит от инвестиционной надежности туристских

проектов, как осуществленных, так и осу-

2

ществляемых на данной территории . При этом следует оценивать инвестиционную надежность как организаций, осуществля-

ющих инвестиционную деятельность в тур-бизнесе, гак и инвесторов, предоставляющих инвестиционные ресурсы для инвестирования.

В настоящее время для международного туристского рынка характерны процессы жесткой конкурентной борьбы за клиента, рынки сбыта и сферы влияния. На российском рынке увеличивается число зарубежных предприятий, занимающихся туризмом, это неизбежно приводит к тому, что большая часть прибыли от международного туризма в России достается иностранным компаниям. Российские организации индустрии туризма из-за отсутствия достаточного опыта, знаний, финансовых возможностей, поддержки со стороны государственных органов испытывают большие сложности, чтобы противостоять конкуренции со стороны давно функционирующих на международном рынке компаний, занимающихся туристской деятельностью.

В сложившейся в России системе показателей статистики туризма из-за значительных пробелов в определениях базовых понятий и недостаточно развитой системы классификации отсутствует внутренняя согласованность и сопоставимость с показателями системы национальных счетов. Абсолютное большинство показателей отражает состояние предложения в туризме (средства размещения, транспорт, общественное питание, деятельность профессиональных организаторов в туризме и т. д.)'. Имеющиеся данные в силу их агрегированное™ не могут дать ясного представления

о величине вклада этих предприятий в удовлетворение туристского спроса. Сложившаяся ситуация требует необходимости внедрения усовершенствованного механизма статистического учета в туризме с целью оптимизации и ускорения анализа развития туристской инфраструктуры в регионе на основе таких показателей, как туристская добавленная стоимость, туристская доля потребления продукта и др.

Оценку эффективности инвестирования необходимо проводить на основе теории экономической эффективности и с учетом

степени финансовой реализуемости инвестиционного проекта в сфере туризма, определяемой, как и показатели эффективности, на базе денежного потока, конкретные

составляющие которого зависят от вида

4

оцениваемого турпродукта . Расчетные модели должны быть основаны на статистических и дисконтированных оценках, используемых для расчета показателей эффективности инвестиционных проектов. В ходе разработки методологических подходов к оценке эффективности инвестирования территориальных образований, учитывающих степень финансовой реализуемости инвестиционного проекта, необходимо разработать систему управления рисками применительно к сфере туризма. Анализ риска должен проводиться на качественном и количественном уровнях с применением соответствующего методического аппарата определения рисков, основанного на логико-аналитическом моделировании сложных систем.

Переход к рыночным отношениям требует решения новой, еще неразработанной проблемы, связанной с формированием у организации индустрии туризма конкурентных преимуществ и рассмотрения этого вопроса сточки зрения комплексного подхода, в том числе с учетом развития новых организационных форм и отношений управления, а также использования брэндинга для продвижения и сбыта туристских продуктов и услуг. Это. в свою очередь, вызывает необходимость формирования принципов анализа и прогнозирования вложенных инвестиций в создание и развитие новых организационных форм и отношений управления, в продвижение и сбыт туристских продуктов и услуг.

Основные причины такого положения отчасти определяются состоянием базовых элементов туристской индустрии. Если транспортная доступность многих туристских объектов является удовлетворительной, то наличие и состояние гостиниц,других средств размещения и питания, системы аттракции (развлечений) в большинстве случаев не отвечают современным требо-

ваниям5. Развитие отдельных территорий в плане туризма за счет строительства инвестируемых объектов потребует в первую очередь создания либо реконструкции указанных элементов туристской индустрии.

Индустрия туризма настолько многолика и многогранна, что требует применения самых разнообразных информационных технологий, начиная от разработки специализированных программных средств, обеспечивающих автоматизацию работы отдельной туристской фирмы или отеля, до использования глобальных компьютерных сетей. Только с использованием информационных систем и сетей локального, корпоративного и глобального масштаба возможно сегодня эффективное функционирование туристского бизнеса, в каком бы секторе туристской отрасли (турагентство, транспортная компания, средства размещения и т. д.) ни работало предприятие. В связи с этим необходимо предоставление существенных преференций для развития кредитования инвестиций в интересах внедрения современных информационных технологий в турбизнсс.

Следует подчеркнуть важную роль в развитии туризма инвестиций во внедрение информационных технологий, предполагающее не только автоматизацию основных информационных бизнес-процессов, но иногда и их существенное изменение. Это связано с совершенствованием документооборота в системе, а повышение надежности и оперативности предоставления информации позволяет больше времени уделять ее анализу, а не рутинной обработке . Внедрение современных информационных технологий должно обеспечивать выполнение ряда требований, в том числе наличие удобного и дружественного интерфейса, обеспечение безопасности с помощью различных методов контроля и разграничения доступа к информационным ресурсам, поддержку распределенной обработки информации, использование архитектуры клиент-сервер, модульный принцип построения систем, поддержку технологий Интернет и т. д.

Таким образом, необходим современный комплекс методических и практических мер формирования организационно-экономического обеспечения управления инвестированием сферы туризма в условиях современной экономики России, включающий:

• исследование состояния и определение основных тенденций в инвестировании туристской сферы на основе анализа особенностей, факторов и направлений развития инвестиционных процессов в данной отрасли;

• определение организационно-экономического регулирования инвестиционной деятельности, социально-экономической сущности инвестиционных процессов в туризме на основе теории инвестиционного проектирования и ее эволюции на современном этапе;

• определение приоритетности инвестирования объектов туристской инфраструктуры в регионе с учетом особенностей инвестирования туристской сферы;

• разработку концептуальных направлений инвестиционной деятельности в сфере туризма, методов эффективного инвестирования туристского потенциала территориальных образований;

• определение особенностей моделирования процессов инвестирования туристских программ при создании системы турин-дустрии в условиях интегрированного воздействия организационных, экономических, инновационных факторов и неопределенности рыночных отношений;

• обоснование методологических подходов к оценке эффективности инвестирования инфраструктуры туризма;

• разработку инструментария, позволяющего эффективно управлять реализацией инвестиционных проектов;

• разработку методических подходов к формированию системы управления инвестиционной надежностью в сфере туризма.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сапрунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1999.

Карпова Г. А. Экономика современного туризма. М.; СПб., 1998. .

Дурович А. П., Копанев А. С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/Под общ. ред. 3. М. Горбы-левой. Минск, 1998.

4

Карпова Г. А. Указ. соч.

Там же.

* Сапрунова В. Б. Указ. соч.