Научная статья на тему 'Проблемы интеллектуальной собственности в некоммерческой организации'

Проблемы интеллектуальной собственности в некоммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
595
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куцкова Е. Л., Бисенко Г. В.

В статье рассмотрены вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в некоммерческих организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеллектуальной собственности в некоммерческой организации»

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. Л. КУЦКОВА, собственник Г. В. БИСЕНКО, главный юрист Финансовая компания AccountProfi

В последнее время в нашей стране все большую актуальность приобретают вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности, в том числе средств индивидуализации субъектов гражданских правоотношений. Такая тенденция напрямую связана с развитием конкурентного рынка и борьбой за клиентов.

Специалисты все более активно обсуждают вопросы защиты прав в области интеллектуальной собственности физических лиц, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, но чаще — коммерческих организаций. При этом порядок защиты прав некоммерческой организации в данной сфере изучен мало. Бытует мнение, что некоммерческая организация может защитить свои права только на такой объект интеллектуальной собственности, как коммерческое обозначение. Однако таких ограничений нормы законодательства РФ не содержат.

Некоммерческая организация, так же, как и коммерческая, — юридическое лицо, с той лишь разницей, что целью некоммерческой организации не является извлечение прибыли и она может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей своего создания и в соответствии с ними (ст. 50 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).

Статьей 1225 ГК РФ закреплен перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, охраняемых законом. Среди прочего к этому перечню законодатель относит фирменное наименование, товарный знак и знак обслуживания, коммерческое обозначение.

В нормах, определяющих правовое положение тех или иных объектов интеллектуальной собствен-

ности, обозначен перечень тех лиц, которые могут быть правообладателями этих объектов.

Итак, обладателем исключительного права на фирменное наименование может быть только то юридическое лицо, которое является коммерческой организацией (ст. 1473 ГК РФ). Фирменное наименование не подлежит иной регистрации, кроме как регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Однако это не говорит о том, что наименование некоммерческой организации никак не охраняется законом. Так, п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) гласит, что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Соответственно, за нарушение такого права могут наступить гражданско-правовые последствия.

Теперь рассмотрим вопрос о товарном знаке и знаке обслуживания. Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477, 1481 ГК РФ).

Для индивидуализации работ и оказываемых услуг применяется знак обслуживания. Законодатель определил, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Закон не ограничивает некоммерческую организацию в праве обладать таким объектом интеллектуальной собственности, как торговый знак (ст. 1478 ГК РФ). Вопрос может быть только в целесообразности регистрации товарного знака на некоммерческую

организацию. Мы уже указывали на то, что целью создания некоммерческой организации не является извлечение прибыли. Таким образом, необходимость регистрации товарного знака может возникнуть у некоммерческой организации в том случае, если ее учредительными документами будет предусмотрено право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с целями ее создания и для достижения этих целей.

В статье 1538 ГК РФ, регламентирующей правовое положение коммерческого обозначения, напрямую закреплен перечень лиц, у которых может возникнуть исключительное право на данный объект интеллектуальной собственности. Это юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом и их учредительными документами, а также индивидуальные предприниматели.

Примером, когда некоммерческая организация не имеет права на коммерческое обозначение, может служить деятельность адвокатских палат (постановление ФАС Московского округа от 09.02.2011 № А40-129000/10-12-812).

Дело обстояло следующим образом. Межрегиональная коллегия адвокатов с 1996 г. использовала знак в виде щита с тремя полосками как коммерческое обозначение. В марте 2010 г. другое адвокатское образование «Единство-Солидарность» решило зарегистрировать эмблему в виде щита, на котором также были размещены три полоски и схематический рисунок пожатых рук. Истец считал, что ответчик незаконно использует обозначение, формируя у потребителя ложное представление о качестве услуг и исполнителе, а это можно считать проявлением недобросовестной конкуренции.

Кассационная инстанция посчитала, что к данному случаю неприменимы нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Адвокатские образования не являются субъектами предпринимательской деятельности (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон № 63-ФЗ)). Сторонам не принадлежат торговые, промышленные и другие предприятия (ст. 132 ГК РФ). Поэтому довод истца о защите прав на логотип как коммерческое обозначение в порядке ст. 1538, 1539 ГК РФ, по мнению кассационной инстанции, подлежит отклонению.

В Законе № 63-ФЗ сказано, что адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Следовательно, коммерческого обозначения у адвокатской палаты появиться не может.

Что же делать, если некоммерческая организация не ведет и не имеет права вести предпринимательскую деятельность? С одной стороны, для достижения социальных, благотворительных, культурных и других целей некоммерческой организации так же, как и коммерческой, необходимо средство индивидуализации. С другой стороны, немало ситуаций, когда иные лица, преследуя корыстные цели, незаконно используют такое средство индивидуализации для получения дополнительной прибыли, вводя в заблуждение граждан или юридических лиц.

Так, Арбитражный суд Краснодарского края опубликовал решение Ленинского суда г. Краснодара по делу третейского суда «Краснодарский краевой арбитражный суд» при некоммерческом партнерстве «Судебная палата Краснодарского края» о незаконном использовании символики и наименования.

Прокурор Краснодарского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ), в котором указал, что некоммерческое партнерство «Судебная палата Краснодарского края» и постоянно действующий третейский суд — «Краснодарский краевой арбитражный суд» — в своей деятельности незаконно используют символику, сходную с государственной символикой, а также в деятельности третейского суда незаконно используется наименование «Краснодарский краевой арбитражный суд».

Решением правления некоммерческого партнерства «Судебная палата Краснодарского края» от 01.09.2003 № 2 создан постоянно действующий третейский суд «Краснодарский краевой арбитражный суд», утверждены положение и список судей. Поскольку «Краснодарский краевой арбитражный суд» не является ни государственным органом, ни органом, наделенным отдельными государственно-властными полномочиями, он не входит в единую судебную систему, то им незаконно используется гербовая печать, и в наименовании суда незаконно используется наименование «арбитражный суд».

Таким образом, в действиях руководства и членов постоянно действующего третейского суда «Краснодарский краевой арбитражный суд» и некоммерческого партнерства «Судебная палата Краснодарского края», использующих в своей

деятельности бланки организации, служебные удостоверения, имеются признаки незаконного присвоения функций государственных органов и подмены самих государственных органов.

Указанными действиями нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как их вводят в заблуждение относительно законности принимаемых решений в данном третейском суде.

Статья 3 Закона № 7-ФЗ закрепила право некоммерческих организаций иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Порядок регистрации эмблем некоммерческих организаций закреплен в Административном регламенте, утвержденном приказом Минюста России от 31.03.1997 № 97 (утратил силу с момента вступления в законную силу приказа Минюста России от 01.02.2012 № 10 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений», регламентирующего тот же порядок). В соответствии с данным приказом регистрируются следующие средства индивидуализации некоммерческих организаций:

— эмблема некоммерческой организации;

— символика общественного объединения (эмблема, флаг, вымпел и т. д.).

Такая символика, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления некоммерческой организации.

Примером правовой охраны средств индивидуализации некоммерческих организаций может служить международное ограничение использования эмблемы Красного Креста.

Красный Крест и Красный Полумесяц на белом фоне принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы гуманитарной помощи, оказываемой всем, кто страдает.

Использование этих эмблем регулируется Женевскими конвенциями 1949 г., Дополнительными протоколами к ним 1977 г., а также внутренним законодательством каждого государства. Использование этих эмблем регламентируется в мирное время и во время вооруженных конфликтов. Любое несанкционированное их использование запрещено.

Ответственность за разрешение использования эмблемы Красного Креста или Красного Полумесяца лежит на государстве, которое должно

регулировать их использование в соответствии с условиями Конвенций и Протоколов. Предотвращение и пресечение неправильного использования этих эмблем осуществляется с помощью уголовных и распорядительных мер. Несанкционированное использование эмблем обесценивает и дискредитирует их значение, может ослабить уважение и доверие, с которым к ним относятся. Это снижает защитную ценность эмблем, ставит под угрозу жизнь тех, кто имеет законное право их использовать, и мешает оказывать помощь и предоставлять защиту как гражданским лицам, так и комбатантам.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним, Правилами по использованию эмблемы 1991 г. российский Красный Крест вправе устанавливать на территории РФ правила по использованию эмблемы Красного Креста и контролировать их.

Таким образом, наименование и эмблема (символика) некоммерческих организаций не являются объектами интеллектуальной собственности и не охраняются законодательством об охране такой собственности (ч. 4 ГК РФ). Однако некоммерческая организация является юридическим лицом, т. е. полноправным субъектом гражданских правоотношений, и, соответственно, имеет нематериальные блага, в том числе неимущественные права (ст. 48 ГК РФ), которые регламентируются и охраняются общими нормами законодательства РФ (п. 7 ст. 152 ГК РФ — защита деловой репутации юридического лица).

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ.

3. Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

4. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

6. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ.

7. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений: приказ Минюста России от 01.02. 2012 № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.