Научная статья на тему 'Проблемы интеграции цифровой реальности в современное образование'

Проблемы интеграции цифровой реальности в современное образование Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / искусственный интеллект / социальное развитие / экономика / политэкономика / качество образования / медиабизнес / digitalization / artificial intelligence / social development / economics / political economy / quality of education / media business

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щеглова Александра Станиславовна

Перед современным научным сообществом стоит актуальная проблема, направленная на изучение и понимание перспектив социального развития, которые определят направления формирования приоритетов образования. С 2012 г. в последний четверг февраля ежегодно празднуется День цифрового обучения или DL. Идеей создания данного праздника стала потребность продвижения в массы современной формы образования, позволяющей учиться из разных точек планеты, совмещать разные формы образования, учитывая разные жизненные обстоятельства. Совместить возможности цифровой реальности и искусственного интеллекта с потребностями современного образования позволит разумно организовать обучение современных людей, не утрачивая их способности, а развивая и преумножая их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of integrating digital reality into modern education

The modern scientific community faces an urgent problem aimed at studying and understanding the prospects for social development, which will determine the directions of formation of educational priorities. Since 2012, Digital Learning Day or DL has been celebrated annually on the last Thursday of February. The idea of creating this holiday was the need to promote a modern form of education to the masses, allowing students to study from different parts of the world, combine different forms of education, taking into account different life circumstances. Combining the possibilities of digital reality and artificial intelligence with the needs of modern education will make it possible to intelligently organize the education of modern people, without losing their abilities, but developing and multiplying them.

Текст научной работы на тему «Проблемы интеграции цифровой реальности в современное образование»

6 Щеглова Александра Станиславовна

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций и медиабизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Ленинградский пр-т., 49, Москва, 125167 E-mail: ASShcheglova@fa.ru

Проблемы интеграции цифровой реальности в современное образование

Перед современным научным сообществом стоит актуальная проблема, направленная на изучение и понимание перспектив социального развития, которые определят направления формирования приоритетов образования. С 2012 г. в последний четверг февраля ежегодно празднуется День цифрового обучения или DL. Идеей создания данного праздника стала потребность продвижения в массы современной формы образования, позволяющей учиться из разных точек планеты, совмещать разные формы образования, учитывая разные жизненные обстоятельства. Совместить возможности цифровой реальности и искусственного интеллекта с потребностями современного образования позволит разумно организовать обучение современных людей, не утрачивая их способности, а развивая и преумножая их.

Ключевые слова: цифровизация, искусственный интеллект, социальное развитие, экономика, политэкономика, качество образования, медиабизнес.

Для цитирования: Щеглова А.С. Проблемы интеграции цифровой реальности в современное образование // Вопросы медиабизнеса. 2024. Т. 3. № 1. С. 35-40. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0040

Alexandra S. Shcheglova

Candidate of Historical Sciences,

Senior Lecturer at the Chair of Mass Communications and Media Business, Financial University under the Government of the Russian Federation

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: ASShcheglova@fa.ru

Problems of integrating digital reality into modern education

The modern scientific community faces an urgent problem aimed at studying and understanding the prospects for social development, which will determine the directions of formation of educational priorities. Since 2012, Digital Learning Day or DL has been celebrated annually on the last Thursday of February. The idea of creating this holiday was the need to promote a modern form of education to the masses, allowing students to study from different parts of the world, combine different forms of education, taking into account different life circumstances. Combining the possibilities of digital reality and artificial intelligence with the needs of modern education will make it possible to intelligently organize the education of modern people, without losing their abilities, but developing and multiplying

Keywords: digitalization, artificial intelligence, social development, economics, political economy, quality of education, media business.

JEL Classification: P36, P46

For citation: Shcheglova A.S. Problems of integrating digital reality into modern education. Issues of Media Business, 2024, vol. 3, no. 1, pp. 35-40. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0040

ВСтелленбосском университете, расположенном в ЮАР, висит напоминание: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования — это крах нации».

Создание и развитие цифровой реальности существенно изменяют нашу жизнь. Цифровые технологии социального управления захватили умы современных людей.

Человек как социальное существо находится в обществе себе подобных, что определяет возможность удовлетворения его потребностей. Он входит в различные социальные группы и участвует в их деятельности. Данный процесс предполагает наличие у человека целого набора навыков взаимодействия с другими людьми. Эти навыки складываются под воздействием ближайшего окружения с раннего детства и обеспечивают ему успешную социализацию. Научно доказан факт, что если человеческий индивид не попадает в развивающую социальную среду, то человеком он не становится. Данное природное ограничение существенно отличает человека от всего живого на планете. Для выживания ему необходимо в кратчайшие сроки после своего рождения освоить вербальные и невербальные способы взаимоотношений с себе подобными. Одной биологической программы для успешной социализации человека в обществе не достаточно. Важно отметить, что современная социальная жизнь человека в обществе по своим характеристикам существенно отличается от той, которой жили наши предки. Даже от той, которой мы жили сами 20-30 лет тому назад. Мы сейчас проживаем этап интенсивного социального изменения, в котором происходит активная трансформация систем взаимоотношений и ценностей. Меняется отношение к базовой социальной ценности — образованию. Все эти процессы происходят в условиях формирования цифровых механизмов психологического воздействия на ум и поведение современного человека.

Современные историки и экономисты пытаются определить данный процесс. Во многом их взгляды сходятся на процессах системного кризиса капитализма. Активно меняется старый уклад жизни. Отмирающий капитализм уничтожает созданные им институты: национальное государство, политику, гражданское общество и массовое образование.

«Современный мир достаточно жестко структурирован. Наверху те, кого французский философ и экономист Жак Аттали называет неокочевниками. Это богатые люди, легко меняющие среду обитания, они переезжают из Европы в Америку, из Гонконга в Сингапур. В самом низу находятся беднейшие люди, которые мигрируют из Африки в Европу. Они мобильны, и у них ничего нет...

Ясно, что справляться с кризисом мировая верхушка будет за счет именно средней части человечества, тех, у кого есть что взять и отнять» [Фурсов].

Параллельно с COVID-19 агонией в СМИ активно обсуждали сценарий перехода к такому жизненному укладу, где останется только 2 класса. Они не будут пересекаться друг с другом. Богатые предположительно будут жить 120-140 лет в экологически чистых районах, остальным определен короткий век 40-60 лет. Для работающего класса создадут виртуальную среду, которая компенсирует досуг и удовлетворит часть потребностей. Поэтому, для того, чтобы проще обеспечить данный переход, необходимо обрушить уровень образования для основной массы людей земного шара. Создаваемая цифровая среда успешно контролирует уже сейчас эмоционально волевую сферу людей и отвлекает сознание на несущественные факты, мешающие системному мышлению.

Противостоять данному процессу возможно благодаря сохранению и поддержанию образования на достойном уровне.

Интересен взгляд современных экономистов, определяющих кризис экономической системы и процесс разрушения образования как части созданной системы.

В этой связи важно отметить вклад в разработку данной проблематики научный коллектив экономического факультета МГУ: Брузгалина А.В., Яковлевой Н.В, Барашковой О.В. [2023]. В научной статье Социально-экономическое развитие: Экономика, государство, человек(политэ-кономический подход) четко представлена авторская позиция раскрывающая потенциал современной политической экономии. Авторы подчеркивают, что современный экономический уклад требует творческого участия человека в производстве экономических благ. Противопоставляют друг другу два сектора экономики: реальный (полезный) и превратный (бесполезный). Предлагают углубить изучение фундаментальной экономической теории.

о£ Ме&а Вште88 2024, уо!. 3, по. 1

«Это предусматривает гораздо более глубокое знакомство студентов с гетеродоксаль-ной экономической теорией, чем это позволяли учебные планы, ориентированные преимущественно на реализацию Болонской системы, где экономическая теория (экономика) была представлена в подавляющем большинстве случаев курсами микро- и макроэкономики» [Бузгалин, Яковлева, Барашкова, 2023].

Доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН; доцент Научно-образовательного центра современных марксистках исследований философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Наталья Геннадьевна Яковлева отдельно исследует роль современного образования в формировании человеческого потенциала. Научной основой представляемого ею подхода стали новые экономические концепции: «креативная экономика» Д. Хокинса [Howkins, 2002], «креативный город» Ч. Лэндри [Santacatterina, Landry, 1995] и «креативный класс» Р. Флориды [Флорида, 2005], которые появились на рубеже XX-XXI вв. в мировой экономической теории.

Яковлева Н.Г. отмечает в своих работах качественные изменения в производственных силах и характере труда, который становится творческим по своему содержанию. И вместе с тем, она указывает на проблему маркетизации высшего образования во всем мире и в России в частности. «Для современной системы образования, характерны противоречия, связанные с развертыванием процессов коммерциализации, финансиализации и бюрократизации образования, что снижает эффективность этой сферы в деле формирования человеческого потенциала и, следовательно, осуществления технологической и социально-экономической модернизации» [Яковлева, 2022].

На протяжении нескольких лет на факультете социальных наук и массовых коммуникаций Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса ведется мониторинг особенностей коммуникации преподавателей и студентов Финансового Университета в образовательном процессе. Продемонстрируем некоторые результаты данной работы.

Одной частью мониторинга является организованный опрос для студентов 2 курса данного направления. Интересны результаты опроса. Определяя проблемы современного высшего образования, в первую очередь студенты выделяют следующее:

• в большинстве случаев преподаватели дают сухую теорию;

• используется консервативный подход к обучению;

• разрозненность в тематике лекционных и практических материалов;

• некомпетентные преподаватели, которые не могут ответить на вопросы, волнующие студентов;

• мало практики на занятиях;

• зачастую название предмета не соответствует его содержанию;

• сильные различия требований разных преподавателей при оценке студентов;

• неоправданно сложные контрольные работы, которые проводятся слишком часто, по 5-6 работ за один учебный день;

• подмена понятий «эссе» и «реферат»;

• малое количество бюджетных мест для абитуриентов;

• критика внешнего вида и запрет на проявление индивидуальности;

• маленький размер стипендий.

Данный взгляд на наше образование глазами студентов в очередной раз показывает, что студенты и преподаватели находятся на разных полюсах, проблемы. Преподаватели слишком увлечены необходимостью дать как можно больше материала, и не всегда учитывают инфантильность наших студентов, которым больше нужно объяснять, почему мы предлагаем для решения тот или иной кейс. На что направлено то, или иное задание. Почему лекционные занятия являются теоретическими, а семинарские служат отработке этих тем с практической точки зрения.

Еще 20 лет назад мы имели совсем других студентов, более подготовленных и читающих, обращающихся к первоисточникам. Больше ставящих интересных и актуальных вопросов. Опыт работы с современными студентами показывает, как только просишь сформулировать самостоятельно тему выступления на семинаре, соответствующую личному научному интересу и теме лекционного занятия, большинство студентов впадают в ступор. Только 1-2 студента из группы в состоянии под твоим руководством определиться. Лекционное занятие — особая боль. Слушать преподавателя студенты могут с огромным трудом и непродолжительное время. Необходимо продумывать постоянно активные виды деятельности, позволяющие включать в работу студента. Одним из популярных видов активности является проблемно-поисковая деятельность. Она активизирует знания теории, укрепляет интерес, создает условия для дискуссии. Очень оживляет работу демонстрация видео отрывков. Грустным является момент, когда студенты, не стесняясь, 37 просят дать возможность досмотреть сюжет до конца, особенно игровой, чтобы не возвращаться к ученическому труду. Иллюстрация поглощает. Для того, чтобы сделать труд студентов на

лекции более продуктивным, важно совмещать современные технологии. Интересной находкой для меня было привнесение цифровых технологий в учебный процесс. Вместо традиционной части по проверке остаточных знаний в виде беседы, в которой традиционно будут принимать определенный и очень ограниченный круг студентов, можно предложить на 3-5 минут опрос через гугл формы. Удобство технологии неоспоримо. По проблемным местам прошлого занятия задаются вопросы. Правильно создаются ограничения в прохождении методики. Например, на вопрос отвечаем только один раз, четко фиксируется время входа и выхода в системе, сразу виден правильный ответ. Через 1-2 занятия студенты активно втягиваются в эту работу. Более активно стараются участвовать в обсуждениях. Не терять нить при прослушивании лекции.

Подготовленное исследование по выявлению проблем коммуникации между преподавателем и студентом было направлено на изучение специфики коммуникативной компетентности студентов факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса. Среди профессиональных требований к будущим специалистам важно выделить следующее:

• стрессоустойчивость;

• честность;

• объективность;

• последовательность логических суждений;

• способность мыслить творчески;

• креатив;

• умение находить нестандартные решения;

• глубокая культурная подготовка;

• умение анализировать и систематизировать данные;

• интеллектуальная пытливость ума;

• академическое знание социальных наук и технологий связей с общественностью.

Одним из базовых требований является умение работать в группе. Прежде чем начать анализировать результаты проведенного исследования среди студентов второго курса Финансового университета факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса хотелось бы сослаться на авторитетного экономиста, декана экономического факультета МГУ, доктора экономических наук А. Аузана, определившего в своей работе «Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь» актуальную проблему: «Россия из поколения в поколение рождает талантливых и креативных людей. Хорошо это или плохо? Вроде бы хорошо, и осмелюсь утверждать, что это может послужить гораздо более значимым источником модернизации страны, чем углеводороды. Однако креативность находится в очевидном противоречии с такими качествами, как уважение к стандартам и законам, то есть правилам технических и общественных действий. Хорошо делается только то, что требует креативности и производится индивидуально — космические корабли, атомный проект, гидротурбины. Но массовое производство невозможно, потому что оно основано на стандарте» [Аузан, 2014].

Ежегодно проводимое исследование показывает, что студенты активнее включаются в индивидуальные виды деятельности. Групповой вид активности часто дает возможность слабому студенту за счет сильного подтянуть свои успехи или, что хуже, спрятаться за него. Организация групповой активности студентов требует от преподавателей особых педагогических умений:

• правильно поставить учебную задачу;

• подготовить разноуровневые задания;

• определить степень вовлеченности каждого в процесс выполняемой работы;

• равномерно разделить студентов на исследовательские группы.

Групповая активность студентов может включаться во все виды учебной деятельности: от лекционных занятий с элементами командного творчества в поиске ответа на важный вопрос, до семинарских занятий, проводимых во многих формах.

Для того, чтобы правильно спланировать учебную работу под возможности каждой группы в начале учебного года важно провести тренинг личностного роста, направленный на определение проблем в сплоченности и организованности учебного коллектива. Затем, определив проблемные точки, правильно спланировать учебную нагрузку, чтобы постепенно дать возможность начать продуктивную работу в группах. Иногда студенты активно вовлекаются в такой вид деятельности, чтобы в больших группах растворить свое участие и снизить продуктивную составляющую своей деятельности. Для того чтобы избежать подобных проявлений целесообразно делить группу на небольшие подгруппы по четыре человека. Тогда легче отследить ход выполня-38 емой работы и выставить объективно оценку. В процессе семестровой активности целесообразно периодически проводить тренинги личностного роста, направленные на развитие навыков

командообразования и умения слышать своего партнера. Особенно успешна эта деятельность, когда совмещается учебная задача с перспективой развития коммуникативной компетентности. Для этого требуется больше времени на подготовку к занятию, но итог существенно окупает преподавательские затраты. Интересный результат можно получить, оставляя ряд нерешенных задач на обдумывание и дополнительную проработку на дом. Сразу видно на следующем занятии, кто из студентов поработал дома, и в какой мере. Это позволяет дифференцировать оценку за работу в семестре.

Диагностируя проблемы коммуникативной компетентности у студентов результативно включить в свою работу такую тренинговую методику как «Восточный базар». Данный тренинг личностного роста успешно и органично сочетается с содержанием изучаемых курсов. Четко определяет направленность личности студентов, их ограничения и способности. Благодаря подобному тестированию в каждой группе обозначаются проблемные зоны, воздействие на которые в последствие постепенно приведет к коррекции личности.

Определенным открытием для меня стало использование на занятиях кейса об успешной организации второй предвыборной компании Теодора Рузвельта в 1912 г. Представляя проблему, с которой столкнулся штаб предвыборной кампании, совсем не рассчитывала на бурную дискуссию, которая разгорелась в аудитории на занятии. Студентам была предложена проблема предвыборной кампании и дано время на командный поиск ее решения. Среди предлагаемых способов ее решения преобладали самые радикальные и агрессивные. Студенты быстро включились в жесткий сценарий и предлагали, реагируя друг на друга, все более опасные сценарии. Случайным образом была определена скрытая агрессия студентов второго курса. В качестве проверки, дождавшись нужной темы у студентов третьего курса, предложила тот же кейс. Совсем другой подход к его решению. Четко, профессионально, вдумчиво искался ответ на поставленный вопрос. Жесткие и агрессивные сценарии не всплывали даже в шутку.

Данный вид работы показал, как важно уметь читать скрытые психологические проблемы наших студентов.

Еще одна часто используемая мною методика, позволяющая определять микроклимат в группе и выявлять сложности в общении студентов. Два раза в год преподаватель подводит итог своей работы: канун Нового года и конец весеннего семестра. В конце занятия, предлагаю всем в аудитории создать круг и взять друг друга за руки. Как показал опыт работы, большинство студентов не готовы к такой работе. Сложно даже встать в круг и почувствовать себя единым целым с коллективом. Переход к следующему этапу работы в круге занимает определенное время уговоров и психологических «поглаживаний». Современным второкурсникам очень сложно принять эту форму работы. Большинство из них не готово к такому жизненному опыту. При том, что работа по командообразованию велась с ними с 1 курса.

Подводя итог исследованию специфики коммуникации между студентами и преподавателями факультета социальных наук и массовых коммуникаций, Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, важно отметить, что современные студенты отличаются от предыдущих поколений рядом своих возможностей, способностей и ограничений.

На вопрос о ведущих и успешных моментах образовательного процесса, студенты отмечают следующие виды деятельности в процессе обучения:

специальный курс «Тренинг командообразования» (который быстро заканчивается); нетворкинг;

умение работать над коллективным проектом; навык работы с разным типом преподавателей; знакомство с разными видами практик;

возможность участвовать в конференциях, проектах, конкурсах, мастер-классах; возможность получить опыт выступления перед любой аудиторией; все учебные предметы реализуют задачу по развитию коммуникативной компетентности у студентов.

Ряд студентов очень высоко оценивает работу университета и команду преподавателей, обеспечивающих учебный процесс. Выражают свою благодарность за возможность учиться. Но, к сожалению, таких студентов единицы. В своем большинстве они стремятся подвергнуть всю работу жесткой критике и по-детски требовать больше, не отдавая отчета границам возможного. Многими студентами движет стремление: «Как бы работать, чтобы не работать». Учиться, не затрачивая сил. Многие вообще выбирают только развлекательный характер проведения семинаров и отрицают наукообразный стиль лекций. В подавляющем большинстве студенты не готовы понять и оценить тот вклад в их развитие, который делают лекционные преподаватели. Это легко 39 объясняется неподготовленностью к систематическому труду и отсутствию желания к самообразованию.

Определяя перспективы для дальнейшей работы важно учитывать полученные результаты. Разобраться в причинах сложностей, возникающих при организации учебной деятельности. Планомерно заниматься диагностикой и коррекцией в процессе образования.

Самой главной ценностью любого цивилизованного общества является человек. Все социальные структуры создаются и функционируют за счет человеческого вклада. Несмотря на высокую системность своей организации, общество состоит из людей, как организм из клеток, и от участия в жизни общества каждого зависит успех в развитии и процветании государства. Чем больше в обществе социально активных, здоровых и востребованных людей, тем оно здоровее и благополучнее.

Современное образование пытается адаптироваться под предлагаемые условия цифро-визации и капитализации. Тревогу вызывает, что современное поколение с трудом принимает плоды этих изменений. Падение уровня образования первый итог данного процесса. Важно своевременно осознать и успеть скорректировать свою работу. Не потерять ростки интереса к трудному процессу обучения. Увлечь современную молодежь процессом самообразования. Научить пользоваться современными цифровыми возможностями для расширения своего кругозора. Современный мир наполнен большим количеством устройств, позволяющим во многом усовершенствовать нашу деятельность. Поэтому полностью отрицать цифровую реальность было бы не логично. Необходимо научиться разумно ее использовать на благо человечества, не умоляя возможностей человека. Глобальное изменение современной реальности под воздействием циф-ровизации и использования ИИ происходит не всегда заметно, но поступательно. В этой связи необходимо сочетать этот процесс с возможностями современного образования, не подменяя друг друга. Данный процесс позволит выработать новые навыки научения современного человека. Создать вспомогательную удобную и высоконаучную цифровую информационную среду, позволяющую обучать современных людей. Организовать и возглавить данный процесс необходимо именно образованию.

Определяя перспективы для дальнейшей работы важно учитывать полученные результаты. Разобраться в причинах сложностей, возникающих при организации учебной деятельности. Планомерно заниматься диагностикой и коррекцией в процессе организации и планирования образования.

Литература

Аузан А. Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 160 с.

Бузгалин А.В., Яковлева Н.Г., Барашкова О.В. Социально-экономическое развитие: экономика, государство, человек (политэкономический подход) // Научные труды Вольного экономического общества России. 2023. Т. 241. № 3. С. 354-365.

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.

Фурсов А. На наших глазах возникает кастово-рабовладельческий строй. Андрей Фурсов. URL: https://dzen.ru/a/ ZWD4CtyckWAkUg8M (дата обращения: 01.02.2024).

Яковлева Н.Г. Образование: роль в формировании человеческого потенциала, технологической и социально-экономической модернизации России // Российский экономический журнал. 2022. № 4. С. 30-47.

Howkins J. The creative economy: How people make money from ideas. Penguin UK, 2002.

Santacatterina L.G., Landry C. The Creative City. Comedia, 1995.

References

Auzan A. The Economy of Everything. How institutions shape our lives. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2014, 160 p. (In Russian)

Buzgalin A.V., Yakovleva N.G., Barashkova O.V. Socio-Economic Development: Economy, State, Humanbeing (Political Economy Approach). Scientific works of the Free Economic Society of Russia, 2023, vol. 241, no. 3, pp. 354-365. (In Russian)

Florida R. Creative class: people who change the future. Moscow: Classics-XXI, 2005, 430 p. (In Russian)

Fursov A. A caste-slave system is emerging before our eyes. Andrey Fursov. URL: https://dzen.ru/aZZWD4CtyckWAkUg8M (access date: 01.02.2024). (In Russian)

Howkins J. The creative economy: How people make money from ideas. Penguin UK, 2002.

Santacatterina L.G., Landry C. The Creative City. Comedia, 1995.

Yakovleva N.G. Education: The role in the formation of human potential, technological and socio-economic modernization of 4Q Russia. Russian Economic Journal, 2022, no. 4, pp. 30-47. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.