Научная статья на тему 'Проблемы институционализации в электроэнергетике'

Проблемы институционализации в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / ИНСТИТУТЫ / ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКИ / ИНСТИТУТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / THEORY OF INSTITUTIONAL CHANGE / INSTITUTIONS / ENERGY ECONOMICS / ELECTRICITY INSTITUTES / ENERGY STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурганов Раис Абрарович, Залялиева Светлана Геннадиевна

Актуальность темы связана с признанием положения о том, что полное использование институциональных возможностей и снижение институциональных ограничений развития отдельных отраслей экономики позволяют стабилизировать развитие всей национальной экономики. Пренебрежение институтами отраслевой экономики отрицательно влияет на тенденцию устойчивого развития общества. Данная работа посвящена рассмотрению проблем институциональных изменений в электроэнергетической сфере. Тема затрагивает интересы миллионов домохозяйств. Развитие теоретико-методологической базы изучения институциональных взаимоотношений экономики и энергетики позволит существенным образом влиять на создание реальной действующей энергетической стратегии. В настоящее время несовершенство институциональных отношений в сфере энергоуслуг снижает эффективность приводимых мероприятий. Известно, что проблемные аспекты институциональной среды учет расходов и внешних эффектов в ценовой политике, формирование институциональной среды энергосбережения, определение границ поведения экономических агентов и рынка электроэнергии и т. д. требуют разрешения. Внедрение основных положений исследования институциональной структуры пары «экономика энергетика» на основе агентского подхода будет способствовать углублению теории институционализма с учетом диалектических отношений макрои микроэкономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурганов Раис Абрарович, Залялиева Светлана Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization problems in power industry

The relevance of the topic is related to the recognition of the position that the full use of the institutional capacity and decrease of institutional constraints in the development of individual sectors of the economy leads to stabilization of the development of the entire national economy. Neglecting the institutions of economic branches negatively affect the trend of sustainable development of society, This work is devoted to the problems of institutional changes in the electricity sector. The subject concerns millions of households. Development of theoretical and methodological basis for the study of institutional relations of economy and energy will significantly influence the creation of the original effective energy strategy. Currently, imperfect institutional relations in the sphere of energy services reduce the efficiency of the driven activities. It is known that the problematic aspects of the institutional environment keeping costs and externalities in pricing policies, the formation of the institutional environment saving, determination of the behavior of economic agents and the electricity market, etc. require permits. In general, scientific and practical significance of the study is large. The results of research of the institutional structure research of correlation between power engineering and economics based on agency approach will promote deepening of the theory of institutionalism at the sectoral economics level.

Текст научной работы на тему «Проблемы институционализации в электроэнергетике»

iss отраслевые и межотраслевые комплексы

Information about the authors

Tatarkin Aleksandr Ivanovich (Yekaterinburg, Russia) — Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Director, the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014, Russia, e-mail: tatarkin_ai@mail.ru).

Polyanskaya Irina Gennadyevna (Yekaterinburg, Russia) — PhD in Economics, Associate Professor, Head of Department of the Center for Environmental Management and Geoecology, the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014, Russia, e-mail: Irina-pol2004@mail.ru).

Ignatyeva Margarita Nikolayevna (Yekaterinburg, Russia) — Doctor of Economics, Professor, Fellow Researcher of the Center for Environmental Management and Geoecology, the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014, Russia, e-mail: Rinis@mail.ru).

Yurak Vera Vasilyevna (Yekaterinburg, Russia) — Master of Economics, Researcher of the Center for Environmental Management and Geoecology, the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (29, Moskovskaya str., Yekaterinburg, 620014, Russia, e-mail: vera_yurak@mail.ru).

УДК 330.101.8

Р. А. Бурганов, С. Г. Залялиева

ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ1

Актуальность темы связана с признанием положения о том, что полное использование институциональных возможностей и снижение институциональных ограничений развития отдельных отраслей экономики позволяют стабилизировать развитие всей национальной экономики. Пренебрежение институтами отраслевой экономики отрицательно влияет на тенденцию устойчивого развития общества. Данная работа посвящена рассмотрению проблем институциональных изменений в электроэнергетической сфере. Тема затрагивает интересы миллионов домохозяйств.

Развитие теоретико-методологической базы изучения институциональных взаимоотношений экономики и энергетики позволит существенным образом влиять на создание реальной действующей энергетической стратегии. В настоящее время несовершенство институциональных отношений в сфере энергоуслуг снижает эффективность приводимых мероприятий.

Известно, что проблемные аспекты институциональной среды — учет расходов и внешних эффектов в ценовой политике, формирование институциональной среды энергосбережения, определение границ поведения экономических агентов и рынка электроэнергии и т. д. — требуют разрешения.

Внедрение основных положений исследования институциональной структуры пары «экономика — энергетика» на основе агентского подхода будет способствовать углублению теории институ-ционализма с учетом диалектических отношений макро- и микроэкономики.

Ключевые слова: теория институциональных изменений, институты, экономика энергетики, институты электроэнергетики, энергетическая стратегия

Введение

В последние годы в экономической науке и политике большое внимание уделяется анализу становления и развития институциональной среды национальной экономики. При этом в теории и методологии институционализма преобладает холистический подход, означающий рассмотрение социально-экономической системы в ее целостном развитии.

Однако в развитии институциональной среды национальной экономики необходимо учитывать особенности проявлений институ-

1 © Бурганов Р. А., Залялиева С. Г. Текст. 2014.

тов в отраслевом разрезе. Если на уровне национальной экономики имеется ряд фундаментальных исследований, то на уровне отраслей и сфер экономики остро ощущается недостаток глубоких научных исследований. Методы и модели институционализма, изучающие институциональные особенности ключевых отраслей и сфер экономики, требуют глубокого анализа. Сказывается недостаточность научных разработок и рекомендаций по улучшению рыночных взаимодействий в электроэнергетике, учитывающих активное влияние институтов на развитие энергосферы. В недавно опубликованных статьях В. В. Труфанова и Е. В. Любимовой, посвященных рассмотре-

нию проблем функционирования современной электроэнергетики, институциональные проблемы конкретно не выделены [1, с. 126-135; 2, с. 152-154]. В то же время, С. И. Паламарчук отмечает, что «в отрасли практикуются частые изменения правил игры» [3, с. 143]. Только в 2008-2011 гг. российское правительство приняло или изменило более 70 нормативно-правовых актов в данной сфере [4, с.118].

В современных условиях возникла острая необходимость изучения изменений в энергосфере не только в рамках подходов к управлению, но и основных формальных и неформальных институтов, таких как права собственности, поведенческие мотивы домашних хозяйств, «правила игры», транзакционные издержки и т. д.

Изучение институциональных основ оптимизации в энергетической сфере требование времени. В частности, по данным статистики Верховного арбитражного суда России (ФАС), количество судебных дел о заключении и исполнении договоров энергоснабжения с каждым годом имеет тенденцию к увеличению.

Таким образом, актуальность исследования связана с необходимостью рассмотрения особенностей и методов институционализации электроэнергетической сферы.

Создание институциональных условий функционирования сферы энергоуслуг позволит сконцентрировать имеющийся потенциал для решения стратегических задач и снизить энергопотребление и повысит энергоэффективность производства. В соответствии Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поставлена задача создания новых правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также новые задачи в сфере обеспечения комплексного подхода к энергосбережению перед региональными органами государственной власти [5].

Цель настоящей работы — выявление состояния и перспектив развития теоретической и методологической базы исследования институциональных изменений электроэнергетической отрасли национальной экономики.

Часть проблем данной темы была озвучена в различных конференциях и симпозиумах [6, с. 9-12; 7, с. 33-35].

Теоретическая база

Институционализация — процесс упорядочения, формализации и стандартизации институтов. Теоретические и методологические проблемы исследования институциональных изменений рассмотрены в многочисленных научных исследованиях.

Фундаментальные исследования представлены в трудах представителей традиционного институционализма и неоинституционализма. Анализирована и создана система институтов, основанных на формально-нормативных и неформальных отношениях.

Известный экономист Д. Норт отметил, что институты — это «структурные формы человеческих взаимодействий». Он полагает, что институт есть «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие», или «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействие между людьми» [8, с. 73]. Понятие «институциональные изменения» обычно используется применительно к изменениям в каком-либо конкретном «институциональном соглашении», или, иногда, к изменениям во всей «институциональной структуре» [9, с. 2307]. Институциональные изменения как процесс пронизывает все системные элементы, включая экономические, политические, социальные, а также нравственно-психологические. Глубокие и неоднозначные институциональные преобразования в электроэнергетике последних лет вызвали определенную напряженность обществе.

В современных зарубежных исследованиях по теме работы можно отметить научную деятельность К. Ро1апу^ А. О^иП^ап, S. М. Sheffrin, Т. Eggertsson, D. Rodrik и др. В частности, в трудах Т. Eggertsson внимание сосредоточено на институциональных ограничениях, препятствующих реформам [10, с. 100-104], в трудах D. Rodrik рассмотрены построения последовательности промежуточных институтов [11, с. 100-104].

Методология исследования

Проявление институционализма в электроэнергетической сфере может рассматриваться с различных методологических позиций, среди которых можно выделить институционализа-цию отношений «сетевая компания (поставщик) — потребитель энергоресурсов», метод анализа агентских отношений, энергосервис-

ные контрактные отношения, множественность интересов, парето-эффективность.

Институционализация как процесс развития определенных отношений позволяет упорядочить взаимоотношения участников энергорынка на основе соблюдения формальных и неформальных правил поведения.

В 2012 г. преподаватели Гарвардской бизнес-школы Элвин Рот и Ллойд Шепли из Университета Калифорнии за решение «центральной проблемы для экономики: как наилучшим способом свести друг с другом различных (экономических) агентов» получили Нобелевскую премию. Эффективное и оптимальное сведение различных экономических агентов в сфере различных услуг имеет не только чисто экономическое значение, но и социальное и политическое значение.

Морально-этические и психологические институты способны ослаблять или усиливать результативность мероприятий в сфере энергопотребления и энергосбережения. Но они трудно поддаются какому-либо регулированию и не изменяются в течение долгого промежутка времени. Игнорировать таких институтов нельзя. В частности, это проблема воровства электроэнергии. Просветительская деятельность в области энергосбережения обязательно должна учитывать поведенческие черты потребителей электроэнергии.

Институты ценового регулирования неустойчивы. Например, федеральные власти России несколько раз меняли схемы расчета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и платежей за электроэнергию по двухставочным счетчикам, повышали тарифы, ликвидировали перекрестное субсидирование в энергетике. В общем, вконец запутали граждан потребителей, которые совсем перестали понимать систему начислений платы за ЖКУ. Налицо наличие проблем в институциональном обеспечении развития энергорынка. Государство было вынуждено пересмотреть законодательную базу оказания энергоуслуг. За короткое время правила институциональной игры кардинально поменялись.

Каждый вид энергоуслуг производится в институциональной среде и, соответственно, имеет свою институциональную структуру. В существующей модели рынка электроэнергии имеется множество противоречий, модель находится под влиянием государства. Е. Мамонова отмечает, что «не заработали также и рыночные механизмы регулирования цен и объемов генерации» [12]. Мероприятия, выполненные с использованием опыта разви-

тых стран и трансплантация зарубежных институтов, не могут быть в полной мере применены к современным российским условиям, связанным с неразвитостью институциональной структуры энергетики.

Практический вклад исследования

Следует согласиться с мнением ученых ЦЭМИ РАН о том, что «одна из важнейших причин отставания России — несоответствие институциональной структуры, управляющей развитием страны, задачам модернизации экономики» [13].

Возросшая активность государства в вопросах энергосбережения потребовала создания институциональной базы изменений. В последние годы в законодательном обеспечении институциональных изменений в сферы электроэнергетики начался необратимый процесс. Установленные принципы и механизмы государственной политики поставили во главу угла энергетической политики государства проблему повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.

Утвержденная в 2009 г. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» представляет собой «документ для документов» [14]. Она задает основные приоритеты и ориентиры, с которыми уже должны согласовываться многие документы. В частности, в Энергетической стратегии предполагается сокращение к 2030 г. (по сравнению с уровнем 2005 года) удельной энергоемкости валового внутреннего продукта — более чем в 2 раза; удельной электроемкости валового внутреннего продукта — не менее чем в 1,6 раза, а Федеральным законодательством об энергосбережении установлено снижение энергопотребления бюджетными учреждениями ежегодно на 3 %.

Однако возникает вопрос как обеспечить выполнение основных положений энергетической стратегии. Однозначно, если в экономике будет уделено внимание только использованию технико-экономического потенциала отрасли, то намеченные стратегические цели не будут достигнуты. Нужны новые аспекты стратегического планирования. В частности, к ним относится раскрытие и использование институционального потенциала электроэнергетики.

Применительно к целям исследования институциональных преобразований в российской электроэнергетике нас преимущественно интересуют основные экономические институты, которые обеспечивают результативность

проводимых реформ. Основные типы экономических институтов, их функции и характеристики в процессе преобразования представлены в таблице.

К проблемам институционализации энергетических услуг можно отнести следующие:

1. Институциональные основы решения проблем оказания энергоуслуг созданы только на федеральном уровне. Оказание энергоуслуг состоит из огромного количества технических, экономических, организационных мероприятий, привязанных к конкретным условиям и взаимоувязанных между собой. Их практическая реализация возможна только на уровне мезо- и микроэкономики.

2. Большинство институционально-правовых актов не являются актами прямого действия, что вызывает необходимость создания многочисленных подзаконных документов в виде инструкций, положений, правил, методик и т. д. Реализация действующего Федерального закона «Об энергосбережении» требует, по мнению ряда специалистов, принятия более ста подзаконных актов.

3. Существуют пробелы в институциональном обеспечении мер бюджетного, налогового и тарифного стимулирования, энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Законы в основном предусматривают административные меры воздействия, то есть направлены на экономию энергетических ресурсов посредством кнута, а не пряника.

Для методологического решения проблем институционализации электроэнергетической отрасли рекомендуется использовать агентский подход.

Данные о реальных процессах взаимного влияния экономики и энергетики позволяют анализировать мотивы поведения агентов.

Агентский подход нашел широкое применение во многих сферах человеческой деятельности. Агентное моделирование и имитация (ABMS — agent-based modeling andsimulation) — это в моделирование сложных систем, состоящих из автономных и независимых агентов. В качестве продавца электроэнергии выступают фирмы-поставщики, например ОАО «Татэнергосбыт». А потребители — это юридические лица, домашние хозяйства, отдельные граждане, индивидуальные предприниматели.

Агенты преследуют собственные цели. На эффективность поведений агентов влияет уровень информированности о стратегическом поведении агентов. Агенты могут оперировать информационным потоком в своих экономических интересах. Доступ любого экономиче-

ского агента к электроэнергии при условии ее оплаты по ценам, близким к общественно оптимальным, является целью общества.

Основное направление ABMS — это моделирование социального и организационного поведения людей, а также принятия ими решений. В соответствии с этим возникает необходимость в представлении социального взаимодействия, сотрудничества, группового поведения, сложной социальной структуры. Потребитель электроэнергии как агент обладает активностью, самостоятельностью. Но должен учитывать правила взаимодействия с окружением и другими агентами, а также изменяться (эволюционировать, адаптироваться).

Состояние и поведение агентов меняются со временем. Агенты имеют динамические связи с другими агентами, в частности, с другими домашними хозяйствами.

Среда, в которой действуют потребители электроэнергии-агенты, не является неким набором экзогенных параметров, не меняющихся во времени. Напротив, сами агенты своим коллективным поведением могут формировать ее.

Например, формирование социальных нормативов цен на электроэнергию может происходить под влиянием спроса агентов на них. В настоящее время в ряде регионов России проводится эксперимент по внедрению нормативного регулирования объема использования электроэнергии. Но у агентов объективно возникают вопросы, касающиеся институциональных мотивов:

1. Как применять нормируемое потребление к потребителям, приравненным по оплате электроэнергии к населению (религиозные организации, гаражи и хозяйственные постройки граждан, и т. п.)?

2. Как обеспечить социальную справедливость в случаях вынужденного роста электропотребления граждан (например, электроотопление при некачественном теплоснабжении и горячем водоснабжении)?

3. Какова экономическая и социальная результативность задуманных мероприятий?

4. Не вызовет ли введение нормативов массового социального раздражения при исчезающее малом эффекте?

Исследовать поведение агентов можно различными методами. Необходима теоретическая база для определения их поведения. Это может быть нормативная модель, в которой агенты стремятся оптимизировать что-либо. Можно также опереться на уже имеющиеся знания о поведении агентов в этой области. Для исследования поведенческих аспектов со-

ш

0

1

о

Таблица

Типы и характеристики основных экономических институтов, задействованных в механизме взаимодействия экономики и электроэнергетики России до и после

реформирования отрасли

>

п ь

гп от сг

О —I

>

п ь

т са сг

О

п сг

Основные виды экономических институтов

Функции институтов

Критерии оценки процесса институционализации

Характеристика экономического института

До реформирования

После реформирования

Институты, характеризующие права собственности

Организация отношений собственности

Прямое и косвенное участие государства в капиталах компаний,наличие ограничений по использованию собственности

— Доля прямого государственного участия свыше 50 % (ОАО РАО «ЕЭС России» — 52 %);

— полный государственный контроль за использованием собственности

Диспетчеризация:

— прямое государственное участие, доля — 100 %;

— полный государственный контроль за использованием собственности.

Передача:

— преобладает прямое государственное участие, доля в среднем свыше 75 %;

— почти полный государственный контроль за использованием собственности.

Генерация:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в оптовых генерирующих компаниях косвенно участвует государство (доля в среднем около 20 %);

— в территориальных генерирующих компаниях косвенно участвует государство (доля в среднем менее 7 %);

— присутствует ограниченный государственный контроль за использованием собственности.

Сбыт:

— косвенное государственное участие, доля в среднем менее 7 %;

— ограниченный государственный контроль за использованием собственности

Институты, определяющие распределение ресурсов и произведенных продуктов

Воспроизводство благ и организация движения материальных потоков

Организация, государственное управление и нормативно-правовое регулирование приобретения, использования и отчуждения имущества и произведенной продукции (работ, услуг), наличие рычагов принуждения и ограничительных барьеров

— проведены акционирование и частичная приватизация организаций электроэнергетики с преобладающим участием государства в собственности и управлении;

— начало демонополизации и развития конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг;

— начало преобразования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок

— завершена приватизация организации электроэнергетики;

— участие государства в управлении сохранено только в естественно-монопольных видах деятельности и энергетических компаниях, имеющих представителей государства в числе акционеров;

— сохранено государственное регулирование цен (тарифов) в отношении услуг субъектов естественных монополий;

— завершено преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии;

ш

0

1

о

> "О

0

1

>

ю о

электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков; — полная координация планов и инвестиционных программ энергетических компаний — осуществляется координация планов и инвестиционных программ энергетических компаний посредством согласования и разработки государственной энергетической стратегии, программ развития Единой энергетической системы России; — функционирование оптового рынка электроэнергии (мощности) в границах единого рыночного пространства на европейской территории России, на Урале и в Сибири (за исключением изолированных энергосистем, находящихся на этих территориях)

Институты контрактации Взаимодействие хозяйствующих субъектов Наличие установленного порядка заключения контрактов и согласования трансакций, выбора контрагента — развитие контрактных отношений на оптовом рынке; — государственное регулирование оптового и розничного рынков — полное внедрение контрактных отношений на оптовом рынке; — возможность выхода крупных потребителей на оптовый рынок

Институты, определяющие использование трудовых ресурсов Привлечение к труду Императивность норм исполнения трудовых обязанностей и порядка оплаты труда — наемный труд, основанный на контрактных отношениях между работодателем и работником с элементами государственного регулирования трудовых отношений с руководителями энергетических компаний с преобладающей долей государственной собственности — наемный труд, основанный на контрактных отношениях между работодателем и работником с элементами регулирования трудовых отношений с руководителями энергетических компаний со стороны акционеров (в том числе представителей государства)

Институт регулирования экономических отношений (институт обратных связей) Механизм регулятивного воздействия и сигналы обратной связи Отсутствие (присутствие) регулятивного воздействия со стороны государства и установление экономических ограничений на финансово-хозяйственную деятельность субъектов — государственное регулирование цен (тарифов) и рентабельности энергетических компаний; — наличие перекрестного субсидирования — разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности; — с 1 января 2011 г. полная либерализация рынка электроэнергии и мощности; — наличие перекрестного субсидирования

го

си О

а о

Г>

Ои

I

с

1л1

циального поведения агентов в сфере электроэнергетики и их влияния на процесс принятия решений домашними хозяйствами должны проводится широкие междисциплинарные экспериментальные наблюдения.

Теоретическая модель

Агентские отношения «продавец — покупатель энергоуслуг» предполагает рассмотрение процесс ее развития с трех позиций:

1. Создание различных организационно-управленческих структур электроэнергетической отрасли. В частности, в энергетической стратегии России на период до 2030 г. постав -лена задача «сформировать новые территориально-производственные кластеры на базе развития энергообеспечивающего и перерабатывающего производства». Сущность кластера раскрывается во многих понятиях, главное в них то, что кластерное образование — это объединение взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга организаций, находящихся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров (услуг). Кластеризация энергоэкономики определяется как создание индустриального комплекса, сформулированного на базе концентрации экономической силы и интересов генерирующих, сбытовых и энергосервисных компаний, организаций кредитно-финансовой сферы, государственных и общественных структур.

2. Формирование системы ценностей и норм, регулирующих поведение экономического агента электроэнергетической сферы. По результатам переписи в России в 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн частных домохо-зяйств [15]. Поведение каждого хозяйства как агента предопределяется экономическим интересом. Энергосберегающее поведение потребителей предсказуемо. Но оно имеет определенные границы. Нормативно-правовые ин-

ституты не соответствуют требованиям развития энергосервисного рынка.

3. Учет морально-этических и психологических аспектов институциональных отношений в энергосфере. Институциональное поле сервисных энергоуслуг состоит из огромного количества технических, экономических, организационных, морально-этических структур, привязанных к конкретным условиям и взаимоувязанных между собой.

Выводы

Переход от подхода, ориентированного на интересы производителя энергоуслуг, к клиен-тоориентированному подходу должен способствовать формированию новой институциональной структуры экономики.

Рынок энергоуслуг находится на стыке общественного и частного секторов национальной экономики, и это может предопределить эффективность и противоречивость принимаемых решений и рекомендаций в области институциональной энергетической политики.

В стратегии преобразования институциональной среды необходимо учитывать так называемую новую энергетическую цивилизацию, которая характеризуется наличием интеллектуальных энергетических систем, инновационной энергетической инфраструктуры, возобновляемыми источниками энергии.

Институциональная среда энергосферы — это целостная система институционального обеспечения деятельности, развития человеческого и социального капитала, промышленного и экономического роста. Надежность, качество, удобство, эффективность и доступность энергетических товаров и услуг, возможность быстрого и дешевого подключения к энергетическим сетям, создание институциональной базы для потребителей должны стать важнейшими приоритетами экономической политики страны.

Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ № 14-02-00041.

Список источников

1. Труфанов В. В. Электросетевое хозяйство в условиях рыночных преобразований энергетики // ЭКО. — 2014. — № 4. — С. 126-135.

2. Любимова Е. В. Управление энергетикой. Реформы прошли, проблемы остались // ЭКО. — 2014. — № 4. — С. 152155.

3. Паламарчук С. И. Что сдерживает работу рынков в электроэнергетике // ЭКО. — 2014. — № 4. — С. 136-151.

4. Башмаков И. А., Мышак А. Д. Факторный анализ эволюции российской энергоэффективности. Методология и результаты // Вопросы экономики. — 2012. — № 10. — С. 117-132.

5. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. № 261-ФЗ от 27 нояб. 2009 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-пра-вовой системы Консультант Плюс.

6. Бурганов Р. А. Проблемы институционализации отношений «производитель-потребитель» в энергосфере // Материалы II Всероссийского симпозиума по региональной экономике. Екатеринбург, 24-26 сент. 2013 г. — Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2013. — С. 9-12.

7. Бурганов Р. А., Алтынбаева Э. Р. Исследование проблем институциональных преобразований на стыке национальной экономки и электроэнергетической сферы // Проблемы анализа и моделирования региональных социально-экономических процессов. Материалы докладов V Международной научно-практической конференции. 15-16 мая 2014, г. Казань. — Казань : Отечество, 2014. — С. 31-33.

8. Норт Д. Институты и экономический рост. Историческое введение // Thesis. В. — 1993. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 69-91.

9. Lin J. Y., Nugent J. B. (1995), «Institutions and economic development». — In: Handbook of Development Economics, 1995, Vol. III, ch. 38, p. 2307-2370.

10. Eggertsson T. (2005), Imperfect Institutions. Possibilities & Limits of Reform, University of Michigan Press, Ann Arbor. [Электронныйресурс] URL: http://www.press.umich.edu/94138/imperfect_institutions.

11. Rodrik D. Second-Best Institutions // American Economic Review. — 1998. — №2. — Pp. 100-104.

12. Мамонова Е. Рынок распадается на части // Российская бизнес-газета. — 2013. — 17 декабря. — С. 11.

13. Белкин А. Д., Стороженко В. П. Незадействованные источники финансирования модернизации и направления их использования // Экономическая наука современной России. — 2012. — № 2. — С. 44-66.

14. Синергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ipng.ru/uf/EnergyStrategy2030.pdf.

15. Сводные итоги всероссийской переписи населения — 2010. [Электронный ресурс]. URL:http://chita.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/news/rss/d378db8041deb1b5a44cec2d59c15b71.

Информация об авторах

Бурганов Раис Абрарович (Казань, Россия) — доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет (420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51, e-mail: burganov-r@mail.ru).

Залялиева Светлана Геннадиевна (Казань, Россия) — аспирант кафедры экономики и организации производства, Казанский государственный энергетический университет (420066, г. Казань, ул. Красносельская, 51, e-mail: msfatini@ gmail.com).

R. A. Burganov, S .G. Zalyalieva Institutionalization problems in power industry

The relevance of the topic is related to the recognition of the position that the full use of the institutional capacity and decrease of institutional constraints in the development of individual sectors of the economy leads to stabilization of the development of the entire national economy. Neglecting the institutions of economic branches negatively affect the trend of sustainable development of society. This work is devoted to the problems of institutional changes in the electricity sector. The subject concerns millions of households. Development of theoretical and methodological basis for the study of institutional relations of economy and energy will significantly influence the creation of the original effective energy strategy. Currently, imperfect institutional relations in the sphere of energy services reduce the efficiency of the driven activities.

It is known that the problematic aspects of the institutional environment — keeping costs and externalities in pricing policies, the formation of the institutional environment saving, determination of the behavior of economic agents and the electricity market, etc. require permits.

In general, scientific and practical significance of the study is large.

The results of research of the institutional structure research of correlation between power engineering and economics based on agency approach will promote deepening of the theory of institutionalism at the sectoral economics level.

Keywords: theory of institutional change, institutions, energy economics, electricity institutes, energy strategy.

The research is done as a part of the project Russian Humanitarian Science Foundation № 14-02-00041.

References

1. Trufinov, V. V. (2014). Elektrosetevoye khozyaystvo v usloviyakh rynochnykh preobrazovaniy energetiki [Electric network economy in the conditions of market transformations of power]. ECO, 4, 126-135.

2. Lyubimov, Ye. V. (2014). Upravlenie energetikoy. Reformy proshli, problemy ostalis [Power management. Reforms took place, problems remained]. ECO, 4, 152-155.

3. Palamarchuk, S. I. (2014). Chto sderzhivayet rabotu rynkov v elektroenergetike [That constrains work of the markets in a power industry]. ECO, 4, 136-151.

4. Bashmakov, I. A. & Myshak, A. D. (2012). Faktornyy analiz evolyutsii rossiyskoy energoeffektivnosti. Metodologiya i rezu-ltaty [Factorial analysis of evolution of the Russian energy efficiency. Methodology and results]. Voprosy ekonomiki [Questions of Economics], 10, 117-132.

5. Ob energosnabzhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdelnyye zakonodatelnyye akty Rossiyskoy Federatsii. № 261-FZ ot 27 noyab. 2009 [On energy saving and increase of power efficiency and modification of separate acts of the Russian Federation. No. 261-FZ, November, 27, 2009]. Available at the legal reference system "Consultant Plus."

6. Burganov, R. A. (2013). Problemy institualizatsii otnosheniy «proizvoditel-potrebitel» v energosfere [Problems of institutionalization of the relations "manufacter — consumer" in the power sphere]. Materialy II Vserosiyskogo simpoziuma po regionalnoy ekonomike [Proceedings of II the All-Russian symposium on regional economy]. Yekaterinburg, Instute of Economics, UB RAS, 9-12.

7. Burganov, R. A. & Altanbayev, E. R. (2014, May 15-16). Issledovanie problem institutsionalnykh preobrazovaniy na styke natsionalnoy ekonomiki i elektroenergeticheskoy sfery [Research of problems of institutional transformations in the fileds of

national economics and electrical power sphere]. Problemy analiza i modelirovaniya regionalnykh sotsialno-ekonomicheskikh protsessov. Materialy dokladov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 15-16 maya 2014, Kazan [Analysis issues and modeling of regional socio-economic processes. Proceedings of the V International scientific and practical conference, 2014, May 15-16, Kazan], Kazan, Otechestvo Publ., 31-33.

8. Nort, D. (1993). Instituty i ekonomicheskiy rost. Istoricheskoye vvedenie [Institutes and economic growth. Historical introduction]. Thesis, 1, 2, 69-91.

9. Lin, J. Y., Nugent, J. B. (1995): Institutions and economic development. Handbook of Development Economics, 3, 38, 23072370.

10. Eggertsson, T. (2005). Imperfect Institutions. Possibilities & Limits of Reform, University of Michigan Press, Ann Arbor. Available at: http://www.press.umich.edu/94138/imperfect_institutions

11. Rodrik, D. (1998). Second-Best Institutions. American Economic Review, 2, 100-104.

12. Mamonova Ye. (2013, December, 17). Rynok raspadayetsya na chasti [The market falls apart]. Rossiyskaya biznes-gazeta [The Russian business newspaper], 11.

13. Belkin A. D., Storozhenko V. P. (2012). Nezadeystvovannyye istochniki finansirovaniya modernizatsii i napravleniya ikh is-polzovaniya [Uninvolved sources of financing of modernization and direction of their use]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii [Economic science of modern Russia], 2, 44-66.

14. Sinergeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 13 noyabrya 2009 [Energy Strategy of Russia until 2030. Approved by Directive of the Government of the Russian Federation No. 1715-r as of 13 November 2009]. Available at: http://www.ipng.ru/uf/EnergyStrategy2030.pdf.

15. Svodnyye itogi vserossiyskoy perepisi naseleniya — 2010 [Results of 2010 All-Russia population census]. Available at: http:// chita.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita/ru/news/rss/d378db8041deb1b5a44cec2d59c15b71

Information about the authors

Burganov Rais Abrarovich (Kazan, Russia) — Doctor of Economics, Professor, Kazan State Power Engineering University (51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russia, e-mail: burganov-r@mail.ru).

Zalyalieva Svetlana Gennadyevna (Kazan, Russia) — PhD Student, Kazan State Power Engineering University (51, Krasnoselskaya str., Kazan, 420066, Russia, e-mail: msfatini@gmail.com).

УДК 334.72

Е. А. Малышев, И. Р. Знаменская

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА1

В статье рассмотрены ключевые проблемы региональных систем теплоснабжения, связанные с неэффективными организацией и регулированием деятельности местных теплоэнергетических компаний. Описаны недостатки схемы организации управления теплоснабжающим комплексом на базе муниципальных унитарных предприятий. Проанализированы основные модели взаимодействия муниципальных образований и частных операторов в рамках различных форм частно-государственного партнерства. Изучен опыт проникновения иностранного частного оператора на российский рынок тепловой энергии. После проведенного исследования предложены рекомендации по организации управления и эксплуатации теплоснабжающей инфраструктуры региона на основе долгосрочных договорных отношений крупных компаний-операторов и органов муниципальной власти на условиях софинансирования и разделения рисков. Сделан вывод о целесообразности реализации данных предложений на основе концессионных соглашений, охватывающих несколько муниципальных образований региона, что позволит за счет эффекта масштаба снизить коммерческие и управленческие затраты, увеличить экономическую рентабельность и инвестиционную привлекательность теплоэнергетического сектора экономики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: теплоснабжающий комплекс, муниципальные унитарные предприятия, частно-государственное партнерство, концессионное соглашение, укрупнение компаний-операторов

В настоящее время рынок теплоснабжения является одним из самых крупных рын-

1 © Малышев Е. А., Знаменская И. Р. Текст. 2014.

ков в России и в то же время одним из самых проблемных с точки зрения износа основных средств, эксплуатационной надежности и рентабельности. Проблемы этого рынка ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.